Лицейские годы Александра Пушкина
классный час (6, 7, 8 класс) на тему

Огрызкова Лариса Евгеньевна

Литературный урок о годах учебы Александра Пушкина в Лицее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лицейские годы

Литературный урок, о годах учебы  в Лицее                                                                                                           Александра Сергеевича Пушкина

(для среднего возраста)

                                                                                     Здесь каждый шаг в душе рождает

                                                                    Воспоминанья прежних лет …

                                                                 ПУШКИН. Воспоминания в Царском Селе

Ведущий:    Сегодня нам предстоит разговор об одном классе, который стал достоянием русской истории. Казалось бы, класс как класс – тридцать обыкновенных мальчишек, проучившихся вместе с 12 до 18 лет и после никогда об этом не забывавших.

Важно ли нам помнить сегодня о них – тех, кто жил более двух столетий назад? А ведь мы помним,  и будем помнить еще долго – долго.  

Представьте себе: Царское Село, начало ХIХ века. Обычный понедельник. За окном – дождь. Ранние сумерки… И так не хочется вставать. И все известно заранее – встать, одеться, повторить уроки, потом – занятия …                                                                                                                                       Кажется, что мы можем полностью восстановить удивительную лицейскую атмосферу: услышать смех, голоса, соприкоснуться с этим удивительным племенем – первыми лицеистами.

                                     Златые дни! Уроки и забавы,

                                     И черный стол, и бубны вечеров,

                                     И наш словарь, и плески мирной славы,

                                     И критики лицейских мудрецов.

В январе 1811 года вышло постановление о Лицее. «Учреждение лицея имеет целью образование юношества… Лицей составляется из отличнейших воспитанников, а также наставников, знанием и нравственностью заслуживающих доверие. Лицей в правах и преимуществах уравнивается с российскими университетами».                                                                                                                                  По всей России пронесся слух: недалеко от Петербурга открывается особое, закрытое учебное заведение, в котором небольшое число дворянских детей получат наилучшее образование, чтобы потом успешно участвовать в управлении и просвещении России.

Автором проекта создания лицея был тогдашний министр Михаил Михайлович Сперанский. Назначение Лицея заключалось в подготовке государственных деятелей, или, как говорил Куницын, «будущих столпов Отечества». Как сначала предполагалось, в заведении будут обучаться и великие князья, молодые братья императора Александра I. Заволновались старинные дворянские фамилии, бросились искать  влиятельных заступников, чтобы устроить сыновей в заведение. Члены царской фамилии, в конце концов «не попали» в Лицей, но, тем не менее, летом 1811 года образовался конкурс, потому что  на тридцать мест было куда больше желающих. Попасть в Лицей одним поможет звучный титул, другим – важные посты родственников, третьим – влиятельные друзья.

И вот долгожданный день 19 октября наступил. Зима в том году была ранняя. Уже выпал снег, и приглашенные прибывали из Петербурга в крытых санях. Вокруг переговаривались и раскланивались друг с другом министры, сенаторы, члены государственного совета, придворные и педагоги из Петербурга. Сверкали шитые золотом мундиры, аксельбанты, ордена. Раздавалось: «ваше сиятельство», «ваше высокопревосходительство»…

Напрасно вглядывались «новобранцы» в толпу, выискивая родителей – их на торжество не допустили.

Гости собрались, и министр просвещения граф Разумовский пригласил царя. Вошел царь, подал знак, и церемония началась. Вынесли Устав Лицея, он походил на большую книгу в расшитом шелками и сверкающем золотом переплете. Витой серебряный шнур с толстыми кистями скреплял переплет. На концах шнура в позолоченном футляре находилась государственная печать.

Вы помните, когда возник лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Смело, торжественно раздавался голос профессора политических наук Александра Петровича Куницына: «Раздался голос отечества, в объятия свои вас призывающий. Из родительской опеки вы поступаете под кров сего священного храма наук… Здесь вы получите знания, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина… Любовь к славе, к Отечеству должны быть вашими наставниками. Настанет время, когда Отечество доверит вам охранять благо народа. Никогда не отвергает государственный человек народного стона, ибо глас нарда есть глас Божий. Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Так учитесь же с душой, с верой в себя и во славу Отечества!»

И начались лицейские годы. Годы становления личности, годы мечтаний, дерзаний, политических споров, годы шалостей и взросления…  Прекрасное лицейское время.

1-й чтец: 

 В те дни, когда в садах лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне,

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей.

Воспела детские веселья

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

             

Первый директор Лицея, Василий Федорович Малиновский, замечательный человек, мечтающий о реформах, добился, чтобы карцер не заводили (он все-таки появится, но позднее), телесных наказаний не было. С преподавателями воспитанники чувствовали себя без страха, на равных. Праздновались дни рождения, поощрялись занятия танцами, музыкой, фехтованием. Образовалась товарищеская семья, в этой семье – свои кружки. Лицеисты стали ближе друг к другу, между многими протянулась нить дружбы на всю жизнь. Сдружившись, они

нарекли друг друга незлобными кличками.

Учебный день лицеистов был очень насыщенным. Распорядок дня в Лицее был твердый, раз и навсегда установленный. Вставали в 6 утра и шли на молитву. С 7 до 9 занятия – «класс». В 9 часов – чай. До 10 прогулка. В час обед. От 2 до 3 – чистописание или рисование. От 3 до 5 – другие уроки. В 5 часов – чай. До 6 – прогулка, потом повторение уроков. В половине 9-го – ужин. После до 10 отдых. В 10 – вечерняя молитва и сон. (можно вставить в каких условиях жили -  комнаты и т.д.). Почти 9 часов в день только учебы. И так все 6 лет. А учились по-разному, кто-то лучше, кто-то хуже, да и сами были очень разными. В классах как и в столовой воспитанников рассаживали по поведению и успехам.

Все шесть лет первым за партой сидел Владимир Вольховский. Лицейское его прозвище было Суворочка. И не случайно. Невысокий, тщедушный, он обладал железным характером, несгибаемой волей и этим внешне и внутренне походил на Суворова. Вольховский решил стать военным и всячески закалял себя для будущих тягот. Трудолюбие его было поразительным. Чтобы больше успеть, он мало спал. Тренируя волю, по неделям отказывался от мяса, пирожного, чаю. За все это и получил он свое прозвище. Лицеисты любили и уважали Вольховского.  

Учились по – разному, кто-то лучше, кто-то хуже, да и сами были очень разными. Классы, в которых занимались лицеисты были большими, стены были окрашены в бледно зеленый цвет, потолок расписан фигурами. На возвышении стояла кафедра. Перед нею – столы и шесть полукруглых скамеек, на пять мест каждая. За одной из парт Саша Пушкин.

Лицеисты называли свою школу «республикой», потому что учебная программа прославляла Закон, Конституцию, гражданские свободы – республиканские, демократические способы управления государством. Как можно назвать лицеистов: школьниками или студентами? По возрасту – школьниками, а по качеству обучения – студентами. Образование они получали высшее, после Лицея не надо было учиться дальше, выпускались сразу  чиновниками ХIХ или Х класса Табели о рангах, что соответствовало чину титулярного советника и коллежского секретаря. Чины, получаемые после окончания лицея, были немаленькими.

Они выйдут в свет 18-летними. Но это будет спустя шесть лет, а сейчас – впереди учеба.

Вслушайтесь в эти имена. Такие как, Вольховский, Пущин, Матюшков, Кюхельбекер, способные и трудолюбивые, учились прекрасно, мечтали о «высокой цели» в своей дальнейшей судьбе. Других, как Горчакова, Ломоносова, Корфа побуждало учиться честолюбие. Они мечтали о чинах, о служебной карьере. Пушкина подобное честолюбие только смешило. Антон Дельвиг был ему куда больше по сердцу.

В лицее Пушкин был счастлив. Там пришла первая любовь, там родились самые крепкие дружеские связи. Это время молодого веселья и озорства – в том числе и поэтического.

2-й чтец:         

 Товарищи! Сегодня праздник наш,

Заветный срок! Сегодня там, далече

На пир любви, на сладостное вече

Стеклися вы при звоне мирных чаш,

Вы собрались, мгновенно молодея,

Усталый дух в минувшем обновить,

Поговорить на языке лицея

И с жизнью вновь свободно пошалить.

Живой и пылкий, Пушкин серьезные занятия перемежал с проказами и шалостями, часто слишком вольными, и оттого-то нередко он казался воспитателям легкомысленным и ленивым. В Лицее у Пушкина появляются близкие друзья.

Ваня Пущин (Жанно), обладающий легким характером и удивительным обаянием. Он стал бесценным другом для Пушкина. Встретившись еще при поступлении в Лицей, мальчики сразу почувствовали симпатию друг к другу. Свою дружбу они пронесли через всю жизнь.

Товарищ милый, друг прямой,

Тряхнем рукою руку,

Оставим в чашке круговой

Педантам сродну скуку:

Не в первый раз мы вместе пьем,

Нередко и бранимся,

Но чашу дружества нальем –

И тотчас помиримся.

Долговязый, нескладный Кюхельбекер, Кюхля. Сочетая в себе большой поэтический дар, вспыльчивую и вместе склонную к меланхолии натуру, он вызывал постоянные насмешки и одновременно нежную любовь товарищей.

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно –

Так было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно и тошно.

Очень близким другом Пушкина стал Антон Дельвиг, Тося. Его леность и даже сонливость стали притчей. Но для близких друзей не был удивителен факт, что один из последних по успеваемости лицеистов стал известен, как прекрасный поэт и крупный издатель.

Любовью, дружеством и ленью

Укрытый от забот и бед,

Живи под их надежной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт.

Мальчики были как братья, делились мечтами, жизненными планами, всегда и везде были вместе. Золотое было время … и тревожное.

Лицейская жизнь сливается с политической эпохой русской народной жизни: надвигается гроза 1812 года… Французские войска пересекли границу Российской Империи. События войны сильно отразились на детстве лицеистов. Они сразу как-то повзрослели, провожали отправляющихся на войну, осеняя их крестом, благословляя на победу.

К первой половине годовщине Лицея, 19 октября 1812 года, лицеисты получили подарок – отступление наполеоновской орды из Москвы.

Летят годы… Стремительно мчатся минуты, часы, дни… 23 марта не стало директора Лицея Малиновского. На следующий день весь Лицей провожал в последний путь своего любимого директора. Иван Малиновский безудержно рыдал над телом отца. Пушкин подошел к нему и взял его за руку. Перед могилой Василия Федоровича мальчики поклялись в вечной дружбе.

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Новым директором Лицея стал Егор Антонович Энгельгард. Это был умный, всесторонне образованный человек. Сам много читая, профессор поощрял своих воспитанников в стремлении много читать, творить… Своим ненавязчивым вниманием, стремлением вникнуть во все нужды Лицея Энегельгард снискал любовь и уважение своих воспитанников.

На январь 1815 года были назначены публичные экзамены. Со дня начала работы Лицея прошло три с лишним года. По результатам этого экзамена лицеистов должны были перевести из младшего возраста в старший. Восьмого числа состоялся экзамен, присутствовал Державин, своим благословением увенчал юного поэта. Все друзья-товарищи его гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал стихотворение «Воспоминания о Царском Селе». В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным оживлением. Вскоре после экзаменов в Лицей приезжает Василий Андреевич Жуковский, знакомится с Пушкиным. Между ними завязывается дружба, не смотря на то, что Жуковский вдвое старше Пушкина. Старший сразу распознает в младшем великий талант.

В мае 1817 года через газету приглашают публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского лицея. Лицеистам  предстояло расставание.  Разлука  с товарищеской семьей была тяжела. Начиналась новая, заманчивая, взрослая жизнь. Последние лицейские дни. Кончились лекции, кончилось царскосельское время,  пробуждение на заре, но Лицей не мог кончиться. Был Пущин, Дельвиг, Кюхля – «собраты пера и сердца». Царское село так и осталось Родиной. Пушкин посвящает прощальные стихи своим друзьям. Дельвигу, первое «прости».

…В бездействии счастливом,

Забуду милых муз, мучительниц моих;

Но, может быть, вздохну в восторге молчаливом,

Внимая звуку струн твоих.

Второе прощание – с Горчаковым.

                                     Встречаюсь я с осьмнадцатой весной

                                     В последний раз, быть может, я с тобой,

И, конечно же, особое событие – разлука с Кюхлей.  

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Свитому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?).

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

Самое задушевное обращение – к Большому Жанно.

Совпало, что в день 18-тия Пушкина 26 мая 1817 года был выпускной экзамен по географии. В этот день Пушкина навещают Карамзин, Вяземский, Чаадаев. Уже один ряд фамилий говорит о его известности и признании его таланта.

На прощальном вечере директор наденет первым выпускникам Лицея на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы – и они станут «чугунниками». Будет спета прощальная песня на слова Дельвига. Лицеисты дадут клятву в том, что «… и последний лицеист один будет праздновать 19 октября». Кому выпала эта горькая доля – пережить всех своих друзей?! А.Горчакову, он скончался 28 февраля 1883 года.

Последнее «лицейское» стихотворение Пушкина было написано в 1836 году, когда отметили 25-летие:  Всему пора: уж 25 раз

            Мы празднуем Лицея день заветный

Годы действительно их изменили. Десятеро из них уже ушли из жизни. Двое на каторге. Но братству своему они остались верны. И когда через 102 дня после юбилея Лицея разнеслась страшная весть о гибели Пушкина, они восприняли ее как личное горе. Известие это ранило всех до единого.

Что делали бы мы без надежного друга, чье плечо в трудную минуту – бесценнейшая опора?! Образец дружбы истинной, благороднейшей, мужской – лицейское братство.

3-й чтец:  

    Друзья мои, прекрасен наш союз

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы, нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

На прощанье, я вам хочу пожелать, чтобы ваши школьные годы были озарены такой же дружбой, какая была среди лицеистов, чтобы и вы могли когда-нибудь процитировать знаменитые пушкинские строчки, обращая их к свои м друзьям.

Стихи читают ученики:

В те дни, когда в садах лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне,

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей.

Воспела детские веселья

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

                                                 Вы помните, когда возник лицей,

   Как царь для нас открыл чертог Царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы, нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,

Исписанный когда-то мною,

На время улети в лицейский уголок

Всесильной, сладостной мечтою!

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,

Неволю мирную, шесть лет соединенья

Печали, радости, мечты души твоей,

Размолвки дружества и сладость примиренья,-

Что было и не будет вновь…

И с тихими тоски слезами

Ты вспомни первую любовь.

Мой друг, она прошла…

                                      Но с первыми друзьями

Не резвою мечтой союз твой заключен;

Пред грозным временем, пред грозными судьбами,

О, милый, вечен он!

Встречаюсь я с осьмнадцатой весной

В последний раз, быть может, я с тобой,

Задумчиво внимая шум дубравный,

Над озером иду рука с рукой.

Где вы, лета беспечности недавной?

С надеждами во цвете юных лет,

Мой милый друг, мы входим в новый свет;

Но там удел назначен нам не равный,

И ровно наш оставим в жизни след.

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой!

Храните, о друзья, храните

Ту дружбу с тою же душой.

То же к славе сильное стремленье,

Ту же юную ко славе кровь,

В несчастье – гордое терпенье,

И в счастье – всем равно любовь!

Простимся, братья! Руку в руку,

Обнимемся в последний раз…

           

            19 октября 1824

Семь лет пролетело, но, дружба,

Ты та же у старых друзей:

Все любишь лицейские песни,

Все сердце твердишь про Лицей.

Останься ж век нашей хозяйкой

И долго в сей день собирай

Друзей, нестареющих сердцем,

И им старину вспоминай.

Наш милый начальник! Ты с нами,

Ты любишь и нас и Лицей,

Мы пьем за твое все здоровье,

А ты пей за нас, за друзей.

                                    (А.А.Дельвиг)

                      К друзьям

Я редко пел, но весело, друзья!      

Моя душа свободно разливалась,

О, Царский сад, тебя забуду ль я?

Твоей красой волшебной любовалась

Проказница фантазия моя.

И со струной струна перекликалась,      

В согласный звон сливаясь под рукой, -

И вы, друзья, талант любили мой.    

Все ж песни вам от сельского поэта!

Любите их за то хоть, что мои.

Бог весть куда умчитесь в шуме света

Все вы, друзья, все радости мои!

И может быть, мечты моей Лилета

Там будет мне мучением любви;

А дар певца, лишь вам в пустыне милый,

Как василек, не доцветет унылый.

                                            (май 1817г. А.А.Дельвиг)

                                                 

     

Литература:

  1. Календарь «Пушкинский», Издат.- полиграф. Предприятие «Кострома», РИО, 1999г.
  2. Пушкинский альманах. М.: Народное образование, 2004.
  3. Басина М.Я. В садах Лицея. На берегах Невы: Документальные повести. – Л.: Дет. лит., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина. Биография А.С.Пушкина. Лицейский годы.

Викторина посвящена жизни и творчеству А.С.Пушкина (1799 - 1820 гг). 38 вопросов о детских и юношеских годах поэта, о его друзьях-лицеистах, первых поэтических опытах. Викторину можно проводить в разн...

Олимпиада "Лицейские годы А.С. Пушкина" (презентация - тестовые задания)

Данный материал разработан мною совместно с учителем русского языка Егоровой О.В. Тестовые задания по олимпиаде направлены на отработку знаний неслышащих учащихся по теме: "Режим дня лицеиста". Вопрос...

"Лицейские годы в жизни А. С. Пушкина"

Знакомство учащихся с семьей Пушкина и лицеем в Царском Селе...

Презентация к уроку литературы в 6 классе. "А.С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы".

Презентация поможет разнообразить урок, сделать его более ярким и эмоциональным....

Лицейские годы А.С. Пушкина

Цель:   углубление знаний биографии А.С. Пушкина;            Показать пути нравственного становления лицеистов ...

Лицейские годы А. С. Пушкина

Урок – беседа. Углубление ранее изученного материала...