ЗОЖ Здорово жить
методическая разработка на тему

Кузнецова Татьяна Константиновна

Разработка внеклассного мероприяия по ЗОЖ о здоровом питании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_po_ozozh_zdorovo_zhit.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Здорово жить!»ЗОЖ

Участники : обучающиеся 8а и 8б класса

Цель: Формирование представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания. Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

  • Расширение знаний о продуктах здорового и нездорового питания
  • Формирование интереса и готовности к соблюдению правил рационального и здорового питания
  • Развитие творческих способностей, умение работать сообща, согласовывая свои действия

Форма проведения: круглый стол

Предполагаемый результат:

В результате проведение круглого стола «Здорово жить!» обучающиеся узнают:

  • Группу опасных для здоровья продуктов
  • Основные группы полезных продуктов
  • Оптимальный режим питания
  • Все о пищевых добавках
  • Оценка качества здорового питания

Ход круглого стола:

  1. Вступительное слово:

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь за круглым столом, чтобы обсудить вопросы здорового питания.

Прежде чем начать работу нашего круглого стола, мне бы хотелось рассказать вам  притчу «Все в твоих руках»:

«Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её  умертвлю, скажет мертвая – я её выпущу» Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность сохранить и укрепить свое здоровье!!!

Хор. Вступительная песня

Здорово жить, смотря на мир с любовью!
Здорово жить и без котлет с морковью,
Здорово жить и быть таким здоровым,
жить так здОрово-здорОво (2 раза)
Здорово жить!

Правильное питание - это залог здоровья человека, а здоровье - это фундамент его счастья. Очень верно сказано: одного здоровья для счастья мало, но без здоровья настоящего полного счастья быть не может. Много полезных знаний дает человеку школа и сама жизнь, но к сожалению не все знают, как правильно питаться. Одни не доедают для сохранения фигуры, другие едят, забывая о времени, возрасте, о режиме и нормах питания. О правилах питания вспоминают лишь в том случае, когда по предписанию врача необходимо соблюдать определенную диету. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне: «Человек есть то, что он ест», тем самым, подчеркивая

исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения человека.

Характер питания оказывает влияние на рост, физиологическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, повышения защитной функции организма. 

Я хочу предложить вашему вниманию тест «Грамотно ли вы питаетесь?»  На каждый вопрос выберите только один ответ: а), б) или в) (3-5 мин.).

Тест «Грамотно ли Вы питаетесь?»
1. Сколько раз в день вы едите? а) четыре раза; б) три раза; в) два раза.
2. Вы завтракаете: а) каждое утро; б) только по выходным; в) крайне редко, почти никогда.
3. Что вы едите по утрам? а) кашу, йогурт и какой-то напиток; б) бутерброды или яичницу с беконом; в) ограничиваетесь чашечкой кофе или чая.
4. Часто ли вы в течение дня перекусываете? а) стараюсь этого избегать; б) пару раз; в) постоянно что-то грызу и кусочничаю.
5. Как часто вы едите свежие овощи, фрукты, свежие салаты? а) каждый день и не по одному разу; б) три-четыре раза в неделю; в) один-два раза в неделю.
6. А как часто балуете себя пирожными и шоколадками? а) не чаще раза в неделю; б) пару-тройку раз в неделю; в) не могу обойтись без сладостей ни дня.
7. Любите бутерброды с салом и копченой колбаской? а) почти не притрагиваюсь к такой пище; б) иногда с чайком или кофейком не отказываю себе в удовольствии; в) только на них и живу.
8. Сколько раз в неделю вы едите рыбу? а) два-три раза или больше; б) у меня один рыбный день в неделю; в) раз в две недели, а то и реже.


9. Как часто вы едите белый хлеб и сдобные булочки? а) раз в день или вообще обхожусь без них; б) два раза в день; в) во время каждого приема пищи.
10. Сколько чашек кофе вы выпиваете в день? а) одну или вообще не пью; б) примерно три-четыре; в) даже не считаю.
Ответы: а) - 2 очка, б) - 1 очко, в) - 0 очков.
• Подсчитайте, сколько вы набрали баллов


Учитель: А теперь ответим на вопрос «Грамотно ли вы питаетесь?»(результаты анкетирования) 


16-20 очков. Вы питаетесь грамотно. Ограничивать себя в чем- то у вас нет причин. Старайтесь лишь, чтобы еда была разнообразнее.
11-15 очков. Вы - сторонник «золотой середины». Можете и позволить себе лишнего, но потом быстро приводите питание в норму.
0-10 очков. Вам необходимо воздерживаться от пищевых излишеств. Иначе неизбежно начнутся серьезные проблемы с пищеварительной системой.

Ребята! А сейчас мы с вами все вместе отправимся в виртуальное кафе, там сегодня акция! Можно выбрать 5 блюд совершенно бесплатно! Меню у вас на столах. Выбирайте!

А теперь подсчитаем количество выбранных порций!(на доске в меню записываем количество порций выбранных блюд)

МЕНЮ КАФЕ «ВКУСНОТА»

Названия блюд

Количество порций

1. Салат из капусты

 

2. Салат из свеклы

 

3. Салат «Оливье»

 

4. Борщ

 

5. Суп куриный с лапшой

 

6. Уха

 

7. Котлеты с гарниром

 

8. Чипсы картофельные

 

9. Шашлык из свинины

 

10. Голубцы

 

11. Сосиски, сардельки,

 

12. Компот из сухофруктов

 

13. Кисель из клюквы

 

Названия блюд

Количество порций

14. Сладкие газированные напитки

15. Фрукты (любые)

16. Шоколадный батончик

17. паштет

18.кофе

 

Российские врачи выделили из всех продуктов вредную пятерку.

В нее вошли:

   1. Сладкие газированные напитки, кофе.

2. Картофельные чипсы.

3. Сладкие шоколадные батончики.

4. Сосиски, сардельки, колбаса, паштеты.

5. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде

Покупая продукты будьте осторожны в выборе, вы теперь знаете о вредной «5»

Учитель. У вас на столах находятся различные упаковки продуктов питания. На каждой упаковке есть этикетка с названием продукта и информацией о нём.

Часто на этикетке можно видеть целые списки пищевых добавок, особенно на  кондитерских изделиях, сладостях, мороженом и т.д.  Что такое пищевые добавки? Почему они маркированы буквой «Е»? помогут нам в этом разобраться наши гости.

Сегодня у нас в гостях ученые –консультанты из научно-исследовательской лаборатории «Будь здоров». Они расскажут вам много интересного и ответят на ваши вопросы.

(за отдельным столом сидят консультанты, которые заранее подготовили материал на заданные темы).

Учащиеся задают вопросы консультантам

Вопрос: Что такое пищевая добавка?

         Консультант  1. Современное производство продуктов питания немыслимо без пищевых добавок. Они способствуют длительному сохранению, улучшению цвета, вкуса и консистенции продукта. В странах Европейского союза принята система цифровой кодификации пищевых добавок: каждая из ни обозначается буквой «Е» и цифровым индексом. Красители  (Е-100 – Е-199) добавляют в кондитерские изделия, сыр, маргарин и другие продукты. Консерванты (Е-200 –Е-299) увеличивают срок хранения продукта. Антиоксиданты (Е-300 – Е-399) защищают продукт от повреждающего действия кислорода, их добавляют в бульонные кубики, жевательные резинки, мороженое. Стабилизаторы (Е-400 –Е-490) поддерживают желеобразную консистенцию продуктов.  

Эмульгаторы (Е-500 – Е-599) используют для приготовления водно-жировых смесей, например, майонеза, кремообразных пищевых продуктов. Усилители  вкуса и ароматизаторы  (Е-600 –Е-699) часто добавляют в соусы, приправы, колбасы.

Значительное количество добавок не имеет разрешения к применению в пищевой промышленности России, а часть из них просто запрещены к применению в производимых у нас или  в других странах продуктах питания. В развитых странах проверка безопасности пищевых добавок проводится постоянно.  Публикуются списки наиболее вредных из них с указанием характера воздействия. Продукты без указания состава покупать не рекомендуется.  

        

 Вопрос: В последнее время на этикетках можно увидеть надписи о том, что продукт изготовлен из трансгенных, или генетически модифицированных (ГМ), продуктов или генетически модифицированных организмов (ГМО). Что это значит?

 Консультант 2. ГМП содержат ценные питательные вещества, которых в обычных продуктах недостаточно, имеют более привлекательный вид. Трансгенные растения обладают повышенной устойчивостью к вредителям и болезням. Трансгенные продукты – это источник здорового питания. Так, например, получена низкокалорийная соя. Получен рис с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов.

        Но есть и факты, свидетельствующие об отрицательном воздействии ГМП на здоровье. Например, подопытные мыши, которых кормили ГМП, дали малорослое потомство с ослабленным иммунитетом и склонностью к вырождению. Установлено, что чем больше площади занимают генетически модифицированные культуры, тем меньше становится насекомых, и, как результат, сокращается численность птиц и других животных, что приводит к нарушению экологического равновесия

        

 Вопрос: В школе мы тратим массу энергии на умственную деятельность. Значит, должен быть источник для восполнения энергии и сил. Расскажите пожалуйста о пользе продуктов питания, которые помогают избежать стрессовых ситуаций, добавить хороших успехов в учёбе и в жизни.

        Консультант 3. Клеткам серого вещества мозга  необходимо большое количество энергии. Хотя масса мозга человека составляет 2-3% от массы тела, он ежедневно забирает 20% всей энергии, получаемой из пищи, поэтому то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности мозга.

        Морковь стимулирует обмен веществ в мозге, ананасы улучшают память и способствуют поддержанию физической формы. Черника способствует мозговому кровообращению – желательно употреблять её в свежем или замороженном виде. Лук полезен при переутомлении и психической усталости, он улучшает снабжение мозга кислородом. Орехи стимулируют деятельность мозга, укрепляют нервную систему и особенно рекомендуются при длительной напряжённой умственной деятельности.

Вопрос: Меня интересует вопрос: полезна или вредна жевательная резинка?

Консультант  4.  

Вопрос о пользе и правильном применении жевательных резинок остается открытым.

Исследования показывают, что жевание резинки полезно как для гигиены полости рта, так и для улучшения состояния десен. Именно сегодня наблюдается тенденция использования жевательной резинки в качестве универсального защитного средства.

Появилась жевательная резинка с полирующими свойствами, уничтожающая зубной камень и тормозящая развитие микроорганизмов в полости рта.

Кроме того, у детей жевание резинки укрепляет челюсти, у старшего поколения улучшает работу слюнных желез. Жевательная резинка освежает полость рта; ее часто жуют те, кто хочет бросить курить.

Вопрос: Расскажите о принципах здорового питания

Консультант 5

Принципы здорового питания

  • Питайтесь 4 раза в день, но не большими порциями.
  • Ешьте не спеша, тщательно пережевывая пищу.
  • Принимайте пищу только сидя.
  • Не пытайтесь заглатывать всю порцию сразу, кладите ее в рот мелкими кусочками.
  • Ешьте только тогда, когда вы находитесь в спокойном и расслабленном состоянии.
  • Съедайте не более 4 блюд за один прием пищи.
  • Много двигайтесь.
  • Старайтесь не запивать пищу водой и не пейте жидкость сразу после еды.
  • Основной (по объему) прием пищи должен быть в обед.
  • Во время приема пищи не отвлекайтесь на посторонние предметы и постарайтесь сконцентрировать на процессе приема пищи. Этот прием помогает максимальному усвоению пищи.
  • Пища должна быть максимально свежей. Не стоит кушать то, что было приготовлено вчера. Не поленитесь приготовить заново.
  • Пища должна быть натуральной.
  • Ешьте больше клетчатки. Свежие овощи и зелень всегда должны быть на вашем столе.

Соблюдение этих принципов здорового питания поможет вам обрести здоровье, а также поможет вам держать себя в форме.

      

Вопрос?

 -Чем опасно переедание?

Консультант 6

Ответ:

Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переварить, а это может привести к заболеванию желудка и прямой кишки.

Вопрос:-А что значит «разнообразие в пище»?

Консультант 6

Ответ:

Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать. Другие делают организм более сильным и выносливым. А третьи - содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться. Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов. А витамины очень необходимы нашему организму.

Учитель: Консультанты из лаборатории «Будь здоров» дали вам полезные сведения о том, как читать и понимать информацию на этикетке продукта, что означают те или иные знаки, буквы и много дополнительной интересной информации.

Ведущий

 Сейчас я предлагаю вам хорошенько задуматься над тем, что мы едим. Я попрошу по одному человеку от класса подойти камне и выполнить задание .

Перед каждым из вас на столе – наборы карточек . На доске в разделе «Питание» разместите в две колонки продукты, которые должны присутствовать в детском рационе питания и которые детям лучше не употреблять. (Дети выполняют задание)

Учитель: Давайте посмотрим, как вы выполнили задание. Соответствует ли ваш выбор правилам рационального питания? (Обсуждение результатов выполнения задания)

Ведущий:

Чтобы быть рациональным, питание ребенка должно соответствовать следующим основным принципам:

– Рацион питания детей по энергетической ценности должен покрывать их энергетические затраты
– Рацион питания ребенка должен быть сбалансированным по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы
– Ребенок должен получать все группы продуктов, то есть его рацион должен быть разнообразным
– Пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим в Российской Федерации
– Необходимо также учитывать индивидуальные особенности детей, в том числе непереносимость отдельных продуктов и блюд
– Большое внимание должно уделяться режиму питания

Ведущий: А сейчас мы проведем веселые старты! Набираем очки. Кто больше!

Начнем с пословиц, ведь народная мудрость гласит истину. Я начну пословицы, а вы продолжите. Если не знаете то ход переходит к другой команде

        Пословицы

Для команды 1:

Береги платье снову,  а здоровье…(смолоду)

Чистота- половина…                    (здоровья)

От здоровья…                                 (не лечатся)

Было бы здоровье, а счастье…     (найдется)

Где здоровье там же…                   (красота)

Двигайся больше- проживешь…   (дольше)

После обеда полежи, после ужина…(походи)

Лук семь недугов…                            (лечит)

Для команды 2:

Не по лесу болезнь ходит…             (а по людям)

Забота о здоровье- лучшее…            (лекарство)

Каждому своя болезнь …                  (тяжело)

Здоровье сгубишь - новое…                (не купишь)

Смолоду закалиться- на век…           (пригодится)

В здоровом теле …                               (здоровый дух)

Тот здоровья не знает, кто болен…    ( не бывает)

Болен - лечись, а здоров…                      (берегись)

 

Ведущий: С чего начинается доброе утро?  (ребята отвечают).

Кто-то считает, что тратить утром драгоценное время на зарядку, когда того и гляди опоздаешь в школу,- непростительная роскошь. И совершенно напрасно. Доказано, что именно зарядка  помогает проснуться и заставить организм работать. Чтобы была польза, зарядку нужно делать не меньше пятнадцати минут. Делая зарядку каждое утро, вы повышаете иммунитет как минимум на 50%. Знаете, что зарядку делают не для галочки, а ради своего здоровья

Ведущий: а теперь мы переходим к следующему конкурсу

«Конкурс поваров».

                Эстафета с луком.

Мишенью будет ведро, а луком огородный лук. Ведро ставится на расстояние двух метров. У финишной прямой раскладываются луковицы, их число равно числу участников команды. По сигналу игроки бросают луковицу в ведро. Команда зарабатывает столько очков, сколько луковиц окажется в ее ведре.

                     

Видиоролие о здоровом питании 5 минут

Учитель: Вот и подходит к завершению наш круглый стол.

Итак ребята, подводя итог сказанному давайте составим свод правил «Здорового и полноценного питания». Для этого пусть каждый из вас напишет по одному правилу, и прикрепит его на доску, попрошу вас не повторяться. 
• Питаться разнообразно
• Питаться регулярно
• Есть надо четыре раза в день,
• Последний приём пищи должен быть не позднее, чем за 1, 5 -2 часа до сна
• Не будьте жадны в еде.
• Ешьте больше сырой, вареной, пареной пищи, ограничьте жареное, острое. 
• Употребляйте больше растительных жиров, ограничьте употребление животных жиров.
• Пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим в Российской Федерации. 
• Пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим в Российской Федерации.
• Большое внимание должно уделяться режиму питания

Говорят, здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Сегодня вы доказали, что знаете как надо питаться чтобы быть здоровым, остаётся лишь заставить себя забыть о вредных продуктах и следовать всем правилам здорового и полноценного питания. Будьте здоровы!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ЗдОрово жить здОрово!"

Игра для 3-4 классов. Пропаганда здорового образа жизни....

Внеклассное мероприятие. Соревнования «Здорово жить – здорово» для обучающихся 5-7 классов

Цель: формирование установки на здоровый образ жизни и привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.Задачи: ориентировать школьников на здоровый образ жизни и непр...

Статья «Проект «Здорово жить здорово»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26211596","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Статья «Проект «Здорово жить здорово»Лидия Егоровна Лапутько,заместитель ...

Проект «Здорово жить здорово»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26305016","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Авторы:Лапутько Л.Е.Лапутько Ю.Н.Проект направлен на модернизацию системы работы по здоровь...

Проект «Здорово жить здорово»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26305148","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Авторы:Лапутько Л.Е.Лапутько Ю.Н.Проект направлен на модернизацию системы работы по здоровь...

Классный час: "За здоровый образ жизни. «Быть здоровым, жить активно – это стильно, позитивно»"

laquo;Люди должны осознать, что здоровый образ жизни — это личный успех каждого»Владимир ПутинУчитель: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ УЧАЩИЕСЯ. В течении учебного дня сколько раз мы слышим слово ...