Тренинг "Мы-команда"
классный час на тему

Сенькина Елена Владимировна

Тренинг "Мы-команда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening-kollektiv.docx58.07 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность тренинга:

 Последнее время все большую популярность приобретают тренинги на сплочение коллектива. И это не удивительно, потому что известно, что сплоченный дружный коллектив всегда приходит к успеху. Сплочение — это возможность для коллектива стать единым целым для достижения конкретных целей и задач. Только в слаженном коллективе возможно установление необходимой рабочей атмосферы, позволяющей эффективно взаимодействовать всем его членам и максимально использовать таланты и навыки каждого. Сплоченный коллектив — это залог успеха.

Доверие в коллективе — «магический ключик», открывающий возможности живого обучения и общения. Именно доверие разрушает опасение быть осмеянным или остаться в изоляции, позволяет участникам открыться, показать свои истинные чувства и мысли. Оно дает мужество встретить вызов, пойти на риск, попробовать применить какие-то новые приемы, зная, что другие члены группы готовы поддержать необычные реакции. Доверие помогает преодолеть страх ошибок.

Когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить. Игры — один из самых эффективных способов создания такой атмосферы. Они дают участникам возможность использовать психологическую энергию игры в запланированных учебных/воспитательных процессах.[1]

Когда нужна такая игра:

  • В группе нового набора для создания нового коллектива
  • В группу необходимо внести изменения в климате и повысить эффективность взаимодействия;
  • Группа существует и работает уже достаточно давно вместе и  нужно освежить отношения между его участниками и дать возможность всем членам увидеть друг друга с другой стороны, установить более доверительные отношения;
  • Каждый по отдельности студент успешно решает поставленные перед ним задачи, поэтому необходимо объединить их усилия для совместного решения каких-либо задач;
  • В группе есть ученики, которые являются успешными в определённых видах деятельности, но они не готовы к взаимодействию с другими членами классного коллектива.
  • В группе появилась ситуация, когда необходимо повысить ответственность каждого ученика за конечный результат работы.

В ходе тренинга создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения.  Для проведения тренинга у ведущего должны быть помощники из числа студентов (2-3 чел.)

Цель игры: формирование и развитие коллектива студентов, построение эффективного взаимодействия внутри коллектива.

Задачи игры:

  • Формирование и/или  усиление общего командного духа и эффективных коммуникаций
  • Развитие ответственности за  вклад каждого участника в решении общих задач;
  • Получение позитивного опыта совместной деятельности.
  • Улучшение взаимодействия внутри коллектива.
  • Развитие коммуникативных умений

План проведения тренинга:

  1. Оргмомент 3-5 мин.
  2. Выполнение упражнений 70
  3. Рефлексия 15 мин

Упражне-ние

Цель

Вре-мя

Оборудование

Примеча-

ние

1.Приветст-вие

Рукопожатие или поклон [3]

Создать положительный эмоциональный настрой, подготовить к выполнению упражнений

5 мин

2.Знакомст-во

Мне нравится![1]

Способствовать  

запоминанию имен одногруппников

развитию умения видеть в человеке положительное

5 мин

Актуальна для групп нового набора. Важно, чтобы на этом этапе каждый член группы быстро запомнил имена всех остальных. Только в этом случае участники смогут начать непринужденно общаться. 

Рулетка имен [1]

Закрепить эффект предыдущего упражнения

5 мин

Чтобы выполнение упражнения не затянулось по времени, целесообразно ограничить его, к примеру, 5 минутами

Калейдоскоп[1]

Способствовать знакомству группы по принципу: «Так же, как и я…»

10 мин

Листочки и ручки у каждого участника при необходимости

Можно выбрать одно из предложенных упражнений

Застольная беседа[2]

Способствовать знакомству группы (интересы)

10 мин

Стулья для каждого участника

3.Доверие

Идем вслепую[1]

Способствовать развитию доверия между членами группы

5 мин

4.Сотрудни-чество

Джойстик[2]

Способствовать развитию доверия между членами группы, умения сотрудничать и работать на общий успех

5 мин

Стол, мелкий предмет на столе, платки для завязывания глаз

Телефакс[1]

Способствовать развитию доверия между членами группы, умения сотрудничать и работать на общий успех

5 мин

Стулья для каждого участника, платки для завязывания глаз

Звериное семейство[2]

Способствовать развитию умению взаимодействовать и понимания важности быть командой

10 мин

Воздушные шары для каждой мини-группы, карточки с ролью

Салки-обнималки[2]

Способствовать развитию понимания важности быть командой

5 мин

5.Наш коллектив

Дух группы[1]

Подготовка к рефлексии

10 мин

Большой лист бумаги в рост участника (кусок обоев), ручки для каждого участника

Упражнение 1. «Рукопожатие или поклон»

Группа образует 2 круга: внутренний и внешний. Участники встают лицом друг к другу и приветствуют друг друга так, как просит ведущий. После каждого приветствия внутренний круг делает шаг вправо к новому партнеру и приветствует в другой манере, заданной ведущим.

Вот несколько вариантов приветствия:

  • объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
  • легкий поклон партнеру, пожимая себе руки (Китай);
  • рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
  • легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
  • легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
  • простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
  • мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
  • потереться друг об друга носами (эскимосская традиция).
  • Полинезийцы здороваются по-разному: обнюхиваются, трутся носами и поглаживают друг друга по спине.
  • На Тувалу принято приветствовать так: человек прижимается лицом к щеке второго и делает глубокий вдох. От второго ожидают точно таких же действий.

Упражнение 2.  «Мне нравится!»

Участники  также образуют два круга (внутренний и внешний) и стоят лицом друг к другу. Каждый представляется партнеру и дает партнеру какой-нибудь краткий позитивный комментарий, например «Меня зовут Иван Наймер, мне нравится твоя улыбка».

Упражнение 3. «Рулетка имен».

Подготовка:

Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

1. Разделите группу на две команды. Пусть каждая команда образует круг, (желательно, чтобы в команде было не менее восьми человек, иначе игра потеряет свою привлекательность).

2. По команде «Марш!» оба круга начинают вращаться в противоположных направлениях (по часовой стрелке и против нее). Направление движения должно быть оговорено заранее.

3. Приблизительно через 15 секунд нужно крикнуть «Стоп!», в этот момент два игрока из расположенных рядом кругов обязательно окажутся спинами друг к другу.

4. По команде «Смотри!» эти игроки поворачиваются на 180°. Тот, кто первым назовет имя своего «визави», перетаскивает соперника в свой круг. Далее игра продолжается по тем же правилам, в том же ритме.

Упражнение 5. «Калейдоскоп»

Это упражнение лучше проводить в больших группах (от восемнадцати до тридцати участников

Подготовка:

Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

1. Эта игра должна проходить в быстром темпе. Скажите группе приблизительно следующее: «Я собираюсь озадачить вас множеством маленьких вопросов и заданий. Как только вы найдете ответ, тут же начинайте искать других участников, нашедших тот же ответ. Встаньте рядом с ними и, если у вас еще останется время, обменяйтесь несколькими фразами. Вероятность того, что вы найдете немало общего со многими игроками, весьма велика, и вы можете сделать из этого некоторые выводы. Позднее мы поговорим об этой игре, а также о тех вопросах, которые, возможно, еще будут вас интересовать».

2. Нижеприведенный список весьма обширен и включает множество вопросов, которые можно использовать при проведении этой игры. Обычно я задаю от пятнадцати до двадцати вопросов. Просмотрите список и выберите те из них, которые лучше всего подходят именно Вашей группе. Перемежайте простые вопросы более сложными. Старайтесь, чтобы вопросы, на которые есть лишь два ответа (соответственно при этом образуются лишь две группы), сменялись неоднозначными. Позаботьтесь о том, чтобы образовавшиеся группы существовали недолго; сразу же подкиньте участникам новый вопрос.

Вопросы к игре «Калейдоскоп»

• Сложи пальцы в кулак. Твой большой палец внутри или снаружи?

• Сложи руки вместе. Какой большой палец — правый или левый — оказался сверху?

• Скрести руки на груди. Левая или правая рука сверху?

• Когда ты надеваешь брюки, с какой ноги ты начинаешь?

• Используя свой указательный палец как карандаш, нарисуй в воздухе круг… Твой палец движется по часовой стрелке или против нее?

• Используй одну руку как подзорную трубу… Каким глазом ты смотришь в эту трубу?

• Представь, что ты перепрыгиваешь через низкую стену… Какой ногой ты отталкиваешься?

• Назови свой любимый цвет.

• Обувь какого размера ты носишь?

• Твое типичное положение, когда ты стоишь: ладони на поясе, руки скрещены, руки спрятаны за спиной или опущены вниз?

• Если ты оборачиваешься за кем-нибудь, через какое плечо ты смотришь?

• Если ты садишься на пол, какая рука первой касается пола?

• Что ты лучше запоминаешь — имена или лица?

Упражнение 6.  «Застольная беседа»

Игровая ситуация: участники знакомятся и налаживают контакт в уютном воображаемом ресторане (30 минут)

Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, так, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.

1. Воссоздайте дух застольной беседы, описав ресторан, известный своей приятной атмосферой и изысканной кухней. Участники пришли сюда поесть, познакомиться друг с другом, поговорить на различные темы.

2. Разрешите группе свободно двигаться по помещению. Затем, перевоплотитесь в «старшего кельнера» и крикните: «Столик на двоих!» Это означает, что каждый участники должен найти себе пару – того, кто стоит ближе всех. Партнеры представляются друг другу. Дайте им пару минут на обсуждение темы «Какую пищу я предпочитаю».

3. Теперь крикните: «Столик на четверых!» Сейчас каждая пара должна объединиться с какой-нибудь другой. Они называют свои имена и беседуют на следующую тему: «Чем я охотнее всего занимаюсь в свободное время».

4. Следующий этап игры – «Столик на восьмерых». Пусть все квартеты объединятся попарно. Участники знакомятся друг с другом и затем ведут беседу: «Место, которое я обязательно хотел бы посетить».

5. Дайте возможность группе собраться вместе для краткого обмена впечатлениями: «Что я узнал о других членах группы? Что было особенно интересным или неожиданным?»

Упражнение 7. «Идем вслепую»

Подготовка:

Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

1. Вся группа выстраивается большим кругом и смотрит внутрь него.

2. Добровольца с закрытыми или завязанными повязкой глазами проводят в середину круга, откуда он может двигаться в любом направлении в свойственном ему темпе.

3. Когда «слепой» подходит к краю круга, его осторожно останавливают и разворачивают, чтобы он снова мог пройти через внутреннее пространство круга.

4. Упражнение повторяют с другим участником. Очень важно, чтобы у каждого была возможность походить вслепую внутри круга.

5. В конце игры участники отвечают на вопросы ведущего:

• Как вы себя чувствовали в роли «слепого»? Насколько уверенно?

• Как удавалось ориентироваться в этой непростой ситуации?

• Насколько вы можете рассчитывать на помощь других участников?

• Что вас удивило в поведении других участников?

• На какую меру надежности и взаимопомощи вы хотели бы рассчитывать в этой группе?

Упражнение 8. «Джойстик»

Все встают друг против друга, причем каждый берет за руку соседа за большой палец. Большой палец соседа будет джойстиком. Первый в цепочке протягивает руку вперед над столом. На стол кладется небольшой предмет (монета, сережка и т.п.). Все закрывают глаза, кроме последнего участника команды. Он и управляет "джойстиком", передавая первому команду через остальных участников. Цель первого опустить палец точно на предмет на столе. Игру можно провести в форме соревнования. Если вы решили устроить из этой игры соревнование, не забудьте определить независимых судей, чтобы никто не жульничал.

После выполнения упражнения обсудить следующие аспекты:

  • Трудно ли было справиться с заданием?
  • Что было главным в достижении успеха?
  • Важно ли уметь взаимодействовать для достижения цели?

Упражнение 9. «Телефакс»

Подготовка:

Нарисуйте на листах бумаги несколько нетрудных для изображения объектов: дерево, дом, рыбу, цветок. Кроме того, каждой команде понадобятся бумага и карандаш.

1. Группа делится на команды по шесть-восемь игроков в каждой. Все садятся один позади другого на стулья (спинки стульев надо повернуть в сторону) или на пол. Первый в ряду игрок получает чистый лист бумаги и карандаш, последний — карточку с рисунком (больше ее не должен видеть никто).

2. Каждая команда сейчас будет работать, как телефакс. Члены команды пытаются как можно быстрее и точнее переправить сообщение. Это сообщение — простое изображение предмета, который рисуется указательным пальцем на спине впереди сидящего. Игроки не должны переговариваться между собой.

3. Когда „сообщение“ дойдет до первого члена команды, он изображает на листе бумаги предмет, который, как ему кажется, рисовали на его спине, и кричит „Готово!“. После этого можно сравнить обе карточки.

Вопросы для обсуждения:

  • Что помогает команде успешно справиться с заданием?
  • Что затрудняет решение задачи?
  • Что предпринимают отдельные игроки, чтобы преодолеть препятствия?

Упражнение 10. «Звериное семейство»

Ведущий подготавливает бумажки, на которых, в зависимости от количества игроков, написаны члены звериных семейств (дедушка обезьяна, бабушка обезьяна, папа обезьяна, мама обезьяна, сын обезьяна, дочка обезьяна). Можно образовать семейства собак, морских свинок и т. п. Каждый игрок вытаскивает себе бумажку, но сразу не смотрит, что на ней написано. Только тогда, когда все игроки втянули карточки, их можно прочитать. Ведущий может дать звуковой сигнал, обозначающий начало игры. Каждый игрок пытается как можно быстрее найти свою семью через звуковые подражания и движения того зверя, который написан на его карточке. Когда звериная семейка нашла всех своих «родственников», то она должна в правильной последовательности (по старшинству - дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочка, ведущий игры должен заранее объяснить эти правила) сесть на один стул. Та звериная семейка, которая сделала это правильно, побеждает.

Далее группе сообщается,  « на нас напал пещерный лев» (помощники). Семейству нужно защитить от него детенышей. «Взрослые» образуют круг, в центр которого встают «детеныши». «Пещерный лев» должен воздушным шариком ударить «Детенышей», а «взрослые» не должны этого допустить.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие выводы можно сделать из этого упражнения?

Упражнение 11. «Салки – обнималки»

Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 с.

Упражнение 12. «Дух группы»

.

1. Доброволец ложится на лист бумаги, а другой участник фломастером обводит очертания его тела. Таким образом, на листе бумаги появляется человеческая фигура, некая человеческая сущность, с которой каждый может себя идентифицировать. После этого доброволец занимает место среди остальных игроков.

2. Лист бумаги с нарисованной фигурой лежит в середине комнаты, а группа сидит по кругу вокруг него. У каждого есть 1 минута на то, чтобы подумать, какая манера вести себя и какие установки будут полезны для совместной работы, а какие нет.

3. Положите на пол фломастеры и попросите участников написать внутри фигуры ключевое слово — название качества, чувства, ощущения, которые кажутся им полезными для эффективной работы группы. Скорее всего участники запишут такие слова: кооперация, умение слушать, поддержка, удовольствие, терпимость и т. д.

4. С другой стороны, на этом же листе, но за пределами фигуры участники записывают и то, чего они хотели бы избежать: предубеждение, невнимательность, индивидуализм, критиканство и т. д.

5. Если Вы работаете с большой группой, будет разумным ввести определенные ограничения: каждый упоминает только по одному свойству, которое он хочет и не хочет видеть в группе. Таким образом удастся избежать неимоверного разрастания списка.

Примерные вопросы для рефлексии по итогам тренинга:

  • Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?
  • Какие чувства испытывали?
  • Что нового узнали о себе, о группе?
  • Как будете использовать эти знания?
  • Как это пригодиться в будущем?
  • Что было важным? Над чем вы задумались?
  • Что нужно развивать на будущее?
  • Что чувствовали помощники? Не хотели ли стать участниками?

Источники:

  1. Клаус Фопель. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2010. 
  2. Игры на командную работу и сплочение коллектива. Режим доступа [http://mggu-zf.narod.ru/vip5-4.html ]

  3. Групповая сплоченность — игры и упражнения. Режим доступа [http://psyfactor.org/lib/fopel1.htm]

Для упражнения «Звериное семейство»

Обезьяна-папа

Обезьяна-мама

Обезьяна-бабушка

Обезьяна-дедушка

Обезьяна-детеныш

Медведь-мама

Медведь-папа

Медведь-бабушка

Медведь-дедушка

медвежонок

заяц-мама

заяц-папа

заяц-дедушка

заяц-бабушка

зайчонок

лягушка-папа

лягушка-мама

лягушка-бабушка

лягушка-дедушка

лягушонок

Саблезубый тигр

Саблезубый тигр

Саблезубый тигр

Саблезубый тигр