Литературный ринг "Жизнь и творчество А.П. Гайдара"
методическая разработка (6, 7 класс) на тему

Смирнова Елена Юрьевна

План работы клуба «Голубая чашка».

Заседание 1.

Организация клуба «Голубая чашка».

а) Придумать девиз, эмблему.

б) Составить план работы клуба.

в) Разделить на команды, дать задание, список литературы.

Заседание 2.

а) Лекция с элементами беседы «Очерк жизни и творчества Гайдара».

б) Викторина по жизни и творчеству Гайдара.

Заседание 3.

а) Экскурсия в дом и музей А.П.Гайдара.

б) Составление и написание отзыва на экскурсию.

Заседание 4.

Посещение кинолектория по творчеству А.П.Гайдара с

последующим обсуждением.

Заседание 5.

Конференция по творчеству А.П.Гайдара.

а) Обмен мнениями о прочитанном.

б) Написание отзыва на наиболее понравившееся произведение.

Заседание 6.

В течение всех заседаний готовиться к литературному рингу по жизни и творчеству А.П.Гайдара.

а) Изучать биографию А.П.Гайдара.

б) Перечитывать произведения А.П.Гайдара.

в) Подготовить инсценировку по произведениям А.П.Гайдара.

г) Оформить дневник заседаний клуба «Голубая чашка».

Заседание 7.

Продолжать тимуровские традиции, т.е. стараться оказывать помощь всем нуждающимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_ring_zhizn_i_tvorchestvo_a.p._gaydara.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

по

биографии и творчеству А.П. Гайдара

для учащихся 6 -7 классов.

Разработала:

Учитель русского языка и

литературы I квалификационной

категории МБОУ Хватовская ОШ

Смирнова Елена Юрьевна.

Внеклассное мероприятие «Литературный ринг» «Жизнь и творчество А.П. Гайдара».

Цель:   на   основе   проделанной   работы   по   изучению   жизни   и творчества А. П. Гайдара выявить:

1   Уровень знакомства учащихся с основными биографическими сведениями писателя.

2 Степень заинтересованности произведениями А.П. Гайдара.

Оборудование: портрет А.П. Гайдара, выставка книг А.П. Гайдара, эмблема клуба «Голубая чашка», девиз клуба, написанный на плакате, фонозапись.

Звучит романс «Горные вершины...»

Ход мероприятия. Ведущий.

На протяжении почти целой четверти мы изучали жизнь и творчество любимого многими детского писателя А.П. Гайдара, нашего знаменитого земляка. (Кстати, вначале звучала любимая песня Аркадия на стихи М.Ю. Лермонтова).

На пяти заседаниях организованного нами клуба «Голубая чашка» шёл разговор об этапах жизненного пути писателя, обсуждались его прекрасные произведения, которые захватывают своей романтикой и подкупают непосредственной добротой. Работа клуба проходила под девизом:

Любите жизнь.

Радуйтесь всему хорошему в ней!

Любите людей,

Больше доверия друг другу!

Берегите мир в своей большой семье.

В. Смирнова из книги «А. Гайдар».

На сегодняшнем шестом заседании мы проводим литературный ринг, цель которого выявить;

1. Знаете ли вы основные сведения биографии нашего земляка-писателя.

2. Были ли вы внимательными читателями произведений этого автора.

3. Какой след в вашем восприятии оставили страницы жизни и творчества А.П. Гайдара.

Наш литературный конкурс будет состоять из 3-х раундов. На ринг приглашаются 2 команды (представить команды). С условиями конкурсов буду знакомить вас я, а оценивать результаты мне помогут члены жюри (представить жюри). Итак, смелее, друзья мои, в бой, через знания - к победе!

Вступление к первому раунду. Не наяву и не во сне, Без страха и без робости. Мы снова бродим по стране, Которой нет на глобусе. На карту не нанесена, Но знаем ты и я, Что есть она, что есть она Страна - Литературия.

Удар гонга.   Первый раунд - Литературный.

Он будет состоять из трёх конкурсов.

1 конкурс.       Разминка.

Условия конкурса: участники команд по очереди вытягивают № вопроса и сразу на него отвечают. ( Вопросы написаны на листах и лежат на столе у каждой команды).

За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу.

Вопросы:

1.Где и когда родился А. Голиков?

2.Когда семья Голиковых переехала в г. Арзамас Нижегородской губернии?

З.В каком произведении А. Гайдара мы встречаем описание г. Арзамаса?

4.Назовите учебное заведение, в котором учился А. Гайдар в Арзамасе.

5.Во сколько лет А.П. Гайдар ушёл на фронт?

б.Как называется 1-я повесть А.П. Гайдара, и когда он её написал?

7.Какое произведение наш земляк написал в Арзамасе?

8.Перечислите места г.Арзамаса, связанные с биографией Гайдара или названные в его честь.

9.В качестве кого Гайдар был отправлен на Великую Отечественную войну?

10.Какое последнее произведение написал А.П. Гайдар?

2 конкурс.      «Кто больше, кто быстрее.»

Условия конкурса: командам раздаются листы. Ваша задача за 1 минуту вспомнить и записать как можно больше названий произведений А.П. Гайдара.

За каждое произведение команды получают по 1 баллу.

3 конкурс.

По мнению критиков, А. Гайдар всё время писал, в сущности, одну повесть, правдивую, захватывающую и поучительную. Эта повесть, рассказывая о драматических событиях, происходивших «в дни поражений и побед»; показывает настоящую школу становления мужества; прослеживает, как «на графских развалинах» прошлого зарождалась новая жизнь и вырастали новые люди; открывает заманчивые «дальние страны», оказывающиеся совсем рядом; предостерегает от того, чтобы никакие «злые мыши» не разбивали «голубой чашки», не омрачали жизнь людей; предупреждает, чтобы не повторилась «судьба барабанщика»; сообщает о том, что «дым в лесу» не застлал страхом глаза маленькому герою, а случайные обитатели «четвёртого блиндажа» сумели превозмочь испуг от артиллерийской канонады; наконец, учит хранить «военную тайну» и свято верит, что счастье - это любовь и труд на благо своей Родины.

Следующий конкурс, пожалуй, наиболее сложный и называется

«Блиц-эрудит».

Условия конкурса: командам по очереди будут зачитываться отрывки из произведений, вы внимательно слушаете, а через 3 секунды определяется название произведения.

За каждое произведение команды получают по 1 баллу.

1.                                                                       1 команда.

Посмеялись мы и думаем: вот подует ветер, закружится, зажужжит наша быстрая вертушка. Ото всех дворов сбегутся к нашему дому ребятишки. Будет и у нас тогда своя компания. А завтра что-нибудь ещё придумаем. Может быть, выроем глубокую пещеру для той лягушки, что живёт в нашем саду, возле сырого погреба.

(А. Гайдар «Голубая чашка».)

2.                                                                      2 команда.

Жил человек в лесу возле Синих гор. Он много работал, а работы не убавлялось, и ему нельзя было уехать домой в отпуск. Наконец, когда наступила зима, он совсем заскучал, попросил разрешения у начальника и послал своей жене письмо, чтобы она приезжала вместе с ребятишками к нему в гости.

(А.Гайдар «Чук и Гек».)

3.                                                                      1 команда.

Она вскочила, откинула волосы, сдёрнула помятый сарафанчик, взяла со стола ключ, неотправленную телеграмму и хотела бежать. И тут на столе она увидела лист бумаги, на котором крупно синим карандашом было написано: «Девочка, когда будешь уходить, захлопни крепче дверь».

(Женя. А.П.Гайдар «Тимур и его команда».)

4.                                                                                    2 команда.

С волнением приближались мы к дому. Оставалось только

завернуть за угол и подняться наверх. Вдруг мы растерянно переглянулись и остановились. Ни дырявого забора, ни высокого крыльца ещё не было видно, но уже показалась деревянная крыша нашего серого домика, и над ней с весёлым жужжанием крутилась наша роскошная сверкающая вертушка.

(А.Гайдар «Голубая чашка».)

5.                                                                                     1 команда.

И тогда все люди встали, ещё раз поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья. Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной.

(А.П.Гайдар «Чук и Гек».)

6.                                                                                          2 команда.

На Малой Овражной, позади часовни с облупленной росписью.

изображавшей суровых волосатых старцев и чисто выбритых ангелов, правей картины страшного суда с котлами, смолой и юркими чертями, на ромашковой поляне ребята из компании играли в карты. Денег у игроков не было, и они резались «на тычка», «на щелчка» и «на оживи покойника».

(Компания Мишки Квакина. А.П.Гайдар «Тимур и его команда».)

Удар гонга, конец 1 раунда.

Звучит музыка «Весёлый ветер». Вступление ко 2 раунду.

Представьте, скучно нам смотреть Спектакль без декораций. И книга будет не полна Без ярких иллюстраций. Удар гонга.           

2 раунд - Иллюстративный.

Он будет состоять из 2 конкурсов.

Конкурс 1-й.                 «Угадай-ка!»

Условия конкурса: командам раздаются листы с иллюстрациями к произведениям А.П.Гайдара. Ваша задача определить, к какому произведению эти иллюстрации и за 3 минуты подписать их. За каждое произведение команды получают по 1 баллу.

Конкурс 2-й.                «Нарисуй-ка!»

Этот конкурс потребует от вас максимум фантазии и творческой проницательности. Вы все хорошо знаете девиз нашего клуба. Это слова В.Смирновой из книги «А. Гайдар».

Условия конкурса: проиллюстрируйте одно из произведений Гайдара, идею которого, по вашему мнению, отражают эти слова. Время исполнения 5 минут, конкурс оценивается по 5-ти бальной системе.

Во время выполнения задания зачитываю отрывки из отзывов на произведения А.П. Гайдара.

Удар гонга. Конец 2 раунда. Звучит музыка «Весёлый ветер».

И, наконец, 3 раунд - это ваше домашнее задание.

Удар гонга.                   3 раунд.

Задание для 1 группы.         1 группа вела дневник всех наших

заседаний, поэтому мы предоставим ей возможность коротко сообщить о проделанной работе.

Задание для 2 группы.         2 группа готовила инсценировку

отрывка из повести «Тимур и его команда».

(Во время выступления 1 группы 2 группа переодевается, затем выход 2 группы). Оценивается по 5-ти бальной системе.

Удар гонга.                   Конец 3 раунда.

(Жюри подводит итоги)

Заключение.

Пока жюри подводит итоги, подумаем и мы, что нам дала эта встреча на литературном ринге. Мы проверили себя на эрудицию, на читательскую проницательность, воображение; вспомнили факты Гайдаровской биографии, побывали в стране литературных героев нашего талантливого земляка. И не важно, кто сегодня победит. Вспомним благородный девиз греческих олимпиад - «Главное не победить, а участвовать».

Надеюсь, что работа нашего клуба не прекратится, мы откроем для себя новые страницы биографии А.П.Гайдара и при перечитывании его незабываемых произведений отыщем секрет вечности уже давно знакомых героев.

Внимание, предоставляется слово жюри. (Подведение итогов, церемония награждения.)

Благодарим за внимание! До новых встреч в нашем клубе «Голубая чашка».


ПРИЛОЖЕНИЕ

Литература:

1.  Гайдар А.П. СС в 4-х Т., - М.: Детская литература, 1981

2.   Орлова Н.Н. Аркадий Гайдар -М.: 1974

3.  Рыбаков Н.И. Встреча с прошлым. - Арзамас, 1994

4.  Смирнова В. Аркадий Гайдар. Очерк жизни и творчества -М.: Советский писатель. 1972

План работы клуба «Голубая чашка».

Заседание 1.

Организация клуба «Голубая чашка».

а) Придумать девиз, эмблему.

б) Составить план работы клуба.

в) Разделить на команды, дать задание, список литературы.

Заседание 2.

а) Лекция с элементами беседы «Очерк жизни и творчества Гайдара».

б) Викторина по жизни и творчеству Гайдара.

Заседание 3.

а) Экскурсия в дом и музей А.П.Гайдара.

б) Составление и написание отзыва на экскурсию.

Заседание 4.

Посещение кинолектория по творчеству А.П.Гайдара с

последующим обсуждением.

Заседание 5.

Конференция по творчеству А.П.Гайдара.

а) Обмен мнениями о прочитанном.

б) Написание отзыва на наиболее понравившееся произведение.

Заседание 6. 

В течение всех заседаний готовиться к литературному рингу по жизни и творчеству А.П.Гайдара.

а) Изучать биографию А.П.Гайдара.

б) Перечитывать произведения А.П.Гайдара.

в) Подготовить инсценировку по произведениям А.П.Гайдара.

г) Оформить дневник заседаний клуба «Голубая чашка».

Заседание 7. 

Продолжать тимуровские традиции, т.е. стараться оказывать помощь всем нуждающимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Жизнь и творчество Аркадия Петровича Гайдара будут интересны детям 21 века

Цели: - знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; - использование творческого наследия А.П.Гайдара в гражданском и патриотическом воспитании учащихся; - формирование гражданской активности ...

Мероприятие, посвященное творчеству А.П.Гайдара

Беседа по творчесту А.П.Гайдара....

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А. П. ГАЙДАРА «Здравствуйте, весёлые люди!»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А. П. ГАЙДАРА«Здравствуйте, весёлые люди!»...

Жизнь и творчество А.П. Гайдара

Жизнь  и творчество А.П. Гайдара внеклассное мероприятие...

Викторина по творчеству А..П. Гайдара для учащихся 5-6 классов "Арзамас - город Гайдара"

Даная игра - традиционное мероприятие, проводимое в рамках "гайдаровской недели". Ежегодно учащиеся 5-6 класов с огромным удовольствием готовятся к игре: читают и перечитывают замечатльные п...

Игровая программа «Литературное путешествие по книгам А.П.Гайдара «Команда отважных и смелых ребят»

Материал спредставляет из себя сценарий игровой программы по станциям по произведениям А.П.Гайдара...