Проект "Все в твоих руках"
проект на тему

Профилактика табакокурения среди подростков проживающих в общежитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_profilaktika_vrednyh_privychek_lyuba.docx73.16 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

БПОУ УР «Дебесский политехникум»

Проект

 «Все в твоих руках»

                                     Выполнила :Сосунова Л.С.

                                         Студентка 1 курса 154группы.

Руководитель: воспитатель общежития

                                                                  Зубкова Л.А.

Дебесы ,2016.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ        3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ        4

  1. Актуальность выбранной темы        4
  2. Цели и задачи проекта        5
  3. План реализации проекта…………………………………………………5
  4. Ожидаемый результат…………………………………………………….6

Заключение ………………………………………………………………………7

Список литературы………………………………………………………………8

Приложение

Паспорт проекта

Наименование проекта

На ступеньках культуры

Нормативно- правовая база

Закон Российской Федераций “Об образование ”(в действующей редакций)

Этический Кодекс государсвенного служащего Российской Федераций

Участники проекта

студенты проживающие в общежитие  БПОУ УР «Дебесский политехникум»15-20лет.

Цель проекта

Углубить знания студентов области общенаучной и педагогической этики.

Способствовать формированию этико-нравственной культуры будущего педагога.

Задачи проекта

1. Провести анкетирование и проанализировать исследования, узнать, что студенты знают про этикет и его нормы.

2. Разработать и апробировать мероприятия, направленный на повышение информированности о этикете и обучить на практических заданиях о нормах этикета.

3.  Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
4.  Корректировка о знаниях этикета. Научить разговорному и деловому этикету.

5.Разработать вместе со студентами буклет на тему «этикет педагога»

География проекта

с.Дебесы УР БПОУ УР « Дебесский политехникум»

Ресурсы проекта

Кадровые: воспитатель общежития, заместитель директор по ВР,медработник.

Сроки реализации проекта

Краткосрочный

с ноября 2016 по февраль 2017

Материально-финансовая часть проекта

бумага, грамоты, цветной принтер, призы,  мультимедиа аппаратура.

Ожидаемый результат

-Умение формулировать понятие “этикет”.

Сформированное значение роли этикета в жизни людей.

Доброжелательное отношение к детям и сверстникам.

Сформированные навыки в общественных местах.

Следование правилам поведения в различных ситуациях.

Сформированный навык правильного поведения на проведение урока

Умение правильно одеваться

Введение

 Человек может жить до 100 лет,

мы сами своей невоздержанностью,

своей беспорядочностью,

своим безобразным обращением

 с собственным организмом

 сводим этот нормальный срок

до гораздо меньшей цифры.

 И. П. Павлов

Курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.

К сожалению, в сознании молодых людей курение не считается девиацией. Общественная мораль в нашей стране терпима к курению. В то же время в целом ряде стран курение признается одной из форм девиантного поведения. Курильщиков отождествляют с наркоманами, невротиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожаров и т. п. Предстоит многое сделать в обществе, чтобы в сознании людей, и прежде всего, молодежи, укрепилась мысль, высказанная директором Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины академиком Р. Г. Огановым о том, что «курильщик - это человек, имеющий определенные дефекты в культуре и поведении».

Если распространенность курения будет сохраняться на том уровне, который существует сейчас, то смертность от курения во второй четверти XXI века будет ежегодно составлять 10 миллионов человек. Около половины этих смертей произойдет в средней возрастной категории (40-60 лет). Те люди, которые должны погибнуть, сегодня еще дети или начинающие жизнь взрослые. Потеря продолжительности их жизни составляет около 20 лет.

Согласно исследованиям психологов, чаще всего причинами курения подростков являются подражание более старшим товарищам, особенно тем, на которых хотелось бы быть похожим (в том числе и родителям); желание казаться взрослым, независимым; желание «быть как все» в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят.

Психолог Ф. Райс считает, что, начав курить, молодые люди продолжают это делать по следующим причинам:

- снятие психологического напряжения;

- приобретение бессознательной привычки: у курильщиков возникает рефлекс, от которого трудно избавиться;

- ассоциации или связи с приятной обстановкой и удовольствием. Курение ассоциируется с послеобеденным кофе, занимательной беседой, компанией друзей.

Следует отметить, что некоторые курильщики считают курение для себя безвредным, а в некотором отношении и полезным. При этом вредные стороны действия наркотического вещества выставляются в качестве привлекательных и полезных. Например, курение в определенной ситуации могут рекомендовать для заглушения чувства голода.

Таким образом, если причинами начала курения у мужчин являются стремление подражать взрослым, отождествление курения с представлениями о самостоятельности, силе, мужественности, то у девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам.

В связи с выше изложенным в Росси принят Федеральный Закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака  закон», вводящий полный запрет курения во всех закрытых общественных местах в соответствии с Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака.

Настоящий проект «Все в твоих руках»  содержит актуальность  темы, цели и задачи, план реализации проекта, ожидаемый результатов.  

Проект является практически значимым для проведения недели(декады) по профилактике табакокурения в течении учебного года в учебных заведениях.. 

Актуальность проекта

 Табакокурение принимает все более угрожающие формы, существенно деформирующие нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, что наносит огромный урон этносу в целом. Особую остроту проблеме предает то обстоятельство, что именно в детском и подростковом возрасте курение становится одной из первых форм девиантного поведения, с которой впоследствии сочетается алкоголь, а в ряде случаев и наркотики. Формируясь в детском и подростковом возрасте, этот фактор риска продолжает действовать и в зрелом возрасте, внося свой вклад в общее ухудшение здоровья. Тысячи людей становится жертвами этого медленного и тихого, но совершенно беспощадного убийцы. Табак вызывает 6 % всех смертей в мире. Каждые 10 секунд еще один человек в мире умирает в результате потребления табака. При массовом распространении курение становится социально опасным явлением. Ведь курящие отравляют атмосферу, повышают концентрацию канцерогенных веществ в воздухе, ведут к учащению пожаров в быту, на производстве и в лесу.

Согласно данным Института сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ) среди молодежи в возрасте 15-17 лет 51,5% молодых людей курит постоянно. Среди учащихся учреждений начального профессионального образования (возраст 16-18 лет) распространенность курения достигает 57% у мальчиков и почти 67% (!) у девочек.

Дефицит знаний по вопросам здорового образа жизни (ЗОЖ) способствует распространению вредных привычек среди молодежи, в том числе и табакокурения.

Цель проекта: изучить социально-психологические аспекты табакокурения среди студентов проживающих в общежитии для формирования комплекса мероприятий, направленного на повышение информированности студентов о последствиях табакокурения и мотивации к отказу от табакокурения.

Задачи проекта:

1. Провести анкетирование и проанализировать исследования по распространенности, особенностям курительного поведения и социально-психологическим аспектам табакокурения среди студентов.

2. Разработать и апробировать мероприятия , направленный на повышение информированности о последствиях табакокурения, мотивации к отказу от табакокурения.

3.  Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
4.  Корректировка ошибочных представлений о табакокурении и выработка к нему осознанного негативного отношения

План реализации проекта.

Мероприятия

Сроки проведения

ответственные

средства

I этап

Задача: провести  анкетирование и проанализировать исследования по распространенности, особенностям курительного поведения и социально-психологическим аспектам табакокурения среди студентов

1

Анкетирование

3 мая по 10 мая

Сосунова Люба

Русских Катя

Бумага, ручки

II этап

Разработать и апробировать мероприятия, направленные на повышение информированности о последствиях табакокурения, мотивации к отказу от табакокурения.

2

Оформление стенда о вреде табака курение .

3мая – 31 мая

Сосунова Люба

Русских Катя

Костылева Ксюша

Бумага, принтер цветной, интернет

3

Вывеска цитат о вреде табака курения

3 мая - 31 мая

Сосунова Люба

 

Бумага, интернет, принтер, компьютер

4

Создание буклета

3 мая – 31 мая

Сосунова Люба

Русских Катя

Костылева Ксения

Ефремова Настя

Бумага, принтер цветной, интернет, компьютер

Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.

Корректировка ошибочных представлений о табакокурении и выработка к нему осознанного негативного отношения.

5

Беседа

7 июня

Воспитатель общежития

Бумага, компьютер,

принтер.

6

Брейнг-ринг

14 июня

Воспитатель общежития

Бумага, компьютер,

принтер.

7

Просмотр фильма «Из чего состоит сигарета»

19 мая

Ложкин Сережа.

Проектор, компьютер

9

Проведение акций 31 мая всемирный день отказа от курения.

31 мая

Сосунова Люба, Русских Екатерина .

Конфеты, бумага,принтер

Пропаганда здорового образа

8

Мини-футбол

8-10июня

Наумов Андрей

Мяч, призы.

III этап

Заключительный: Подведение итогов.

Ожидаемый результат:

-Повышение уровня знаний студентов о смысле здорового образа жизни и способах его воплощения.

-Получение конкретных знаний студентами о причинах курения и способах отказа от курения.

-Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни

- Повышение информированности студенческой молодежи в вопросах профилактики табакокурения.

- Снижение количества студентов, употребляющих табак.

Заключение

Проблема табакокурения детей и подростков в настоящее время стоит достаточно остро. В ходе данного исследования можно убедиться в том, что, по сравнению с взрослыми, организм ребенка не имеет достаточно устойчивых и сильных восстановительных механизмов, от действия табачных веществ его организм менее защищен.

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 16-18 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще сто лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие и расстройство пищеварения. Подростки, начиная курить и стремясь это скрыть от взрослых, быстро и глубоко затягиваются. Быстрое курение способствует переходу в табачный дым большого количества вредных веществ, никотина поступает в 2 раза больше, чем при медленном. Обычно подростки докуривают сигарету или папиросу до конца, а, как известно, при этом в организм поступает максимальное количество ядовитых компонентов табака. Следует также учесть, что подростки, имея мало денег, чаще курят дешевые сорта сигарет, где никотина содержится больше.

Таким образом, табакокурение одна из самых актуальных проблем в среде студентов . Так как влияние сверстников на несформировавшееся сознание очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Подрастающему поколению необходимо больше внимания, как со стороны родителей, так и со стороны преподавателей ,воспитателей общежития , социальных педагогов, которым надо внимательнее наблюдать за стремлениями и наклонностями студентов.

Таким образом, из проведенной работы мы сделали  выводы.

1. На основе литературных источников были изучены мотивационные аспекты табакокурения подростков, профилактические программы по борьбе с курением.

2. Был осуществлен сбор фактологического материала по данной проблеме

4. На основе полученных исследования был разработан план мероприятий, буклет по профилактики табакокурения.  Оформлен стенд о вреде курения.

Мы считаем существенным проведение данного проекта в учебных заведениях. Возможно, тогда количество курящих подростков снизится. Меры по укреплению борьбы с курением должны проводиться непосредственно и самими родителями, так как это будет существенно дополнять данную профилактику.

Список литературы

  1. Борсякова С.И.., ЖиренкоО.Е. Классные час в 10-11 классе. Сценарии по основе современных технологий. – М.: 5 за знания, 2007
  2. Классные часы: 10 класс /Авт.- сост. О.Е. Жиренко, С.И. Лобачевва. – М.: ВАКО, 2010
  3. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008
  4. Мое здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/ СПИДа у подростков в школе/ авт.-сост. П.П. Кучегашева, Ю.В.Науменко, И.В. Федоскина; под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобувс, 2008.
  5. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа бкез табака. 5-11 классы. ПТУ.М.: «ВАКО»,2004
  6. Научно методический журнал Классный руководитель статья стр.6 Проект «Здорово живем» № 2 Москва 2011
  7. Хриптович В.А. Проективная методика «Мое письмо курящему подростку» в психопрофилактической работе психолога. – Мн., 2001.
  8. http://www.nosmoking18.ru/statistika-kureniya-v-rossii/
  9. http://www.vevivi.ru/best/tabakokurenie-v-sovremennom-mire-ref137284.html
  10. http://medprosvita.com.ua/statistika-tabakokureniya/
  11. www.alen-kar.ru
  12. www.vrednye.ru
  13. http://www.syl.ru/article/168031/new_profilaktika-kureniya-sredi-detey-i-podrostkov-meropriyatiya-po-profilaktike-kureniya

                                        Приложение 1.

 Цитаты  о курении

 «Всякий человек нашего современного среднего воспитания признает неблаговоспитанным, негуманным для своего удовольствия нарушать спокойствие и удобство, а тем более здоровье других людей…, но из тысячи курящих ни один не постесняется напустить нездорового дыма там, где находятся некурящие женщины, дети, больные и старые люди.»

Л.Н. Толстой

«Самый лучший способ бросить курить — не начинать курить с детства».

Владимир Борисов

«Капля никотина убивает пять минут рабочего времени».

Ратмир Тумановский

«Мысли о красоте спасают не только мир, но и женщину от курения.»

Константин Мадей

«Всякий курильщик должен знать и понимать, что он отравляет не только себя, но и других».

Н. Семашко 

«Курильщик пускает в глаза дым самому себе.»

Леонид Сухоруков 

 «Табак приносит вред телу, разрушает разум, оглупляет целые нации»

О. Бальзак

«Начинаешь курить, чтобы доказать, что ты мужчина. Потом пытаешься бросить курить, чтобы доказать, что ты мужчина»

Жорж Сименон

«Терпимости можно учиться у курящих. Еще ни один курящий не жаловался на то, что некурящий не курит»

Сандро Пертини

«Отвыкнуть от некурения довольно легко»

Лешек Кумор

«Курение тушит в женщине священный огонь материнства, и зажигает в ней адское пламя медленного самоубийства.»

Константин Мадей 

 «Курение – не привычка, а властная потребность, которая командует человеком. Борьба с курением должна быть общественной, как с опиумом. Поколения курильщиков обречены на вымирание»

С. Тормозов, русский учёный 

 «Курение – антисоциальная привычка»

Г. В. Хлопин, учёный – гигиенист 

 «Каждая тонна окурков делает брешь в национальной безопасности страны.»

Георгий Александров 

«Если нацистам нужна была газовая камера, то курильщикам достаточно сигареты, чтобы убить себя.»

Константин Мадей 

 «Мне нестерпимо жаль жизней, истлевших на кончике сигареты»

Ф. Г. Углов

 «Сигарета, если ею правильно пользоваться, убивает.»

Слоган противников курения в США

«Революция начинается с огня, огонь с искры, искра с плохопотушенной сигареты… Вывод: Не курите народ!!!»

 Владимир Борисов

 «Курение не только вредно, оно прежде всего глупо!"

Академик Ф.Г. Углов 

Приложение № 2

Анкета по проблеме табакокурения

Предлагаем Вам оценить сове отношение к табакокурению. Внимательно прочитайте вопросы и отметьте пункт, соответствующий вашему мнению или напишите свой вариант ответа. Благодарим за участие!

  1. Курите ли вы?
  1. Да, часто
  2. Да редко
  3. Нет, не курю
  1. Сколько лет вы уже курите?
  2. Когда вы выкурили первую сигарету?
  1. До 12 лет
  2. 12-18 лет
  3. Старше 18 лет
  4. Не курю
  1. Есть ли курящие среди членов вашей семьи?
  1. Да
  2. Курили ранее, в настоящее время не курят
  3. нет
  1. По какой причине вы начали курить?
  1. Потому что друзья курили
  2. Потому что родители курили
  3. Потому что курил старший брат или сестра
  4. Для того, чтобы изменить свой имидж
  5. Из-за проблем на учебе, работе, в семье
  6. Чтобы выглядеть старше
  7. Другое
  8. Не знаю
  9. Не курю
  1. Сколько сигарет вы выкуриваете?
  1. До 10
  2. 10-20
  3. 20 и более
  4. Не курю
  1. Чувствуете ли вы особую тягу к сигаретам?
  1. Чувствую сильную тягу
  2. Только слегка тянет
  3. Совсем не тянет
  1. Доступность дешевых сигарет на ваш взгляд провоцирует курение?
  1. Да
  2. Нет
  3. возможно
  1. Есть ли на ваш взгляд положительные стороны курения (если есть, то указать какие)?
  1. Есть
  2. Их нет
  1. Реклама сигарет в СМИ, курение героев фильмов, телевизионных передач провоцирует курение?
  1. Да
  2. Нет
  3. Возможно
  4. Другое мнение
  1. Если Вы курите, то собираетесь ли бросить курить в ближайшее время?
  1. Хочу бросить в ближайшее время
  2. Хочу бросить, но не в ближайшее время
  3. Не хочу бросать
  4. Хочу, но не  могу
  1. Бросали ли вы курение раньше?
  1. Бросал
  2. Не бросал
  3. Пытался, но не получилось
  4. Не курил никогда
  1. Если ранее вы пытались бросать курить, по каким причинам это не удалось?
  2. Если Вы курите, то назовите основную причину, по которой вы не хотите бросить курить?
  3. Считаете ли вы, что курение опасно для вашего здоровья?
  1. Да
  2. Нет
  3. Не знаю

Анкета разработана  ГБОУ ДПО ПИУВ Минздравсоцразвития России

Приложение 3

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

БПОУ УР «Дебесский политехникум»

Методическая разработка

Брейн - ринг  «Скажи вредным привычкам «Нет!»!

Выполнил: воспитатель общежития

Зубкова Людмила Александровна

2016 год

Введение

        Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям. Достойным существованием человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое. Оно является делом не только личным, но и общественным.

Курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.

При обследовании студентов проживающих в общежитии политехникума получены следующие результаты: курящих составляет 31 %. В основном курят юноши.

Очень важно до того, как возникает опасность первого опыта курения, с формировать у студента устойчивое  отрицательное отношение к употреблению одурманивающих веществ. Этому способствует ранняя профилактика курения. Второй этап предусматривает проведение разъяснительных работ среди студентов по профилактике курения через внеклассное мероприятие брейн - ринг  «Скажи вредным привычкам «Нет!»!

Мероприятие ориентировано на развитие конкретно- практических знаний, умений и навыков будущих специалистов в области негативного влияния табакокурения, призвано решить ряд конкретных задач: познание и осмысление вреда сигарет, выработка у студентов глубокого понимания опасности никотина на подрастающий организм, формирование представления о здоровом образе жизни.

Методическая разработка внеклассного мероприятия может быть использована на классных часах.

Хочется, чтобы студенты проживающие в общежитии по новому взглянули  на свой организм, на свой образ жизни, который столь совершенен и уникален, чтобы еще больше ценили драгоценный дар жизни и вели здоровый образ жизн

Методическая разработка

Название мероприятия: Брейн-ринг «ринг  «Скажи вредным привычкам «Нет!»!

Цель: показать нетрадиционные формы внеклассной работы со студентами; способствовать воспитанию негативного отношения к табакокурению.

Задачи мероприятия:

  1. Развивать знания студентов о здоровье и здоровом образе жизни.
  2. Обобщить знания о губительной силе сигареты.
  3. Подвести к выработке нравственной позиции по отношению к вредным привычкам; воспитание культуры поведения, коллективизма, ответственности, аккуратности, уважения.

Участники: студенты проживающие в общежитии

Предварительная подготовка:  подготовка работы жюри (приглашение, столы, карточки, концтовары); разработка заданий; подбор литературы; подготовка призов для награждения, найти высказывания знаменитых людей о вреде курения.

Оборудование: ноутбук, анкеты, бумага ксероксная, ручки, тематические плакаты, видеопроектор, фотоаппарат.

Эпиграф:

Не причиняй вреда себе

И зла другому не желай,

Поступков глупых избегай.

(Р.Роллан).

Ход мероприятия.

(Звучит музыка)

Преподаватель читает притчу.

«Притча о мудреце»

В далеком прошлом, когда табак только начал све распространение, это растение привезли к подножию Арарата, где жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг купцов, разложивших свой товар, собралась толпа крестьян. Купцы расхваливали свой товар – табак. Мудрец подошел к ним и сказал: «Этот лист приносит пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится». Купцы обрадовались такой рекламе и попросили старца подробнее рассказать об этом великолепном листе. Мудрец продолжал: «Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом, где человек не спит. Через несколько лет курение человек ослабнет и будет ходить с палкой: как собака укусит человека, если у него в руках палка? И наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости». Проблема: Жить или курить? Выбирайте сами!

        Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим игру «Брейн-ринг», тема его, о вреде курения. Узнаем историю табака. Поговорим, какой вред приносит эта вредная привычка.

Ведущий 1. История табака

Первые изображения курильщиков табака, найденные в древних храмах Центральной Америки, датируются 1000 годом до нашей эры. Табак был в большом почете у местных лекарей: ему приписывались целебные свойства, и листья табака применялись как болеутоляющее.

Использование табака вошло и в религиозные ритуалы древних цивилизаций Америки: их участники верили в то, что вдыхание табачного дыма помогает общаться им с богами. В этот период развились два способа курения табака: в Северной Америке стали популярными трубки, тогда как в Южной Америке большее распространение получило курение сигар, скрученных из цельных табачных листьев.

Есть сведения о том, что Колумб, первый европеец, познакомившийся с табачными листьями, не оценил их: он просто выкинул этот дар туземцев. Однако несколько членов экспедиции стали свидетелями ритуального курения больших скрученных табачных листьев, которые местные жители назвали тобаго или табака, и заинтересовались процессом.

После возвращения на родину новообращенные любители табака были обвинены инквизицией в связи с дьяволом. Несмотря на преследования инквизиции, испанцы и португальцы продолжали привозить листья и семена табака в Европу.

В России долгое время употребление табака не поощрялось. История курения в России началась при Иване Грозном. Его завозят английские купцы, он проникает в багаже наемных офицеров, интервентов и казаков во времена смуты. Курение на короткое время приобретает временную популярность в среде знати. При царе Михаиле Федоровиче Романове отношение к табаку резко меняется. Табак подвергается официальному запрету, контрабандный товар сжигают, его потребители и торговцы подвергаются штрафам и телесным наказаниям. Еще жестче стали относиться к табаку после Московского пожара 1634 году, причиной которого посчитали курение. Вышедший вскоре царский указ гласил: "чтоб нигде русские люди и иноземцы всякие табаку у себя не держали и не пили и табаком не торговали". За ослушание полагалась смертная казнь, на практике заменявшаяся "урезанием" носа.

В 1646 году правительство Алексея Михайловича пыталось изменить прежний порядок и взяло продажу табака в монополию. Однако под влиянием могущественного патриарха Никона, вскоре восстанавливаются жестокие меры против "богомерзкого зелья".

В Соборном Уложении (1649) существовала 30-я глава, предусматривавшая для любого курившего тяжелое наказание: "... а которые стрельцы и гулящие всякие люди с табаком будут в приводе дважды и трижды, и тех людей пытать и не одинова бить кнутом на козле или по торгам(т.е. в застенке или публично на площади) ... Кто русские люди или иноземцы табак учнут держать или табаком учнут торговать, и тем... чинить наказание без пощады, под смертною казнею...".

В феврале-апреле 1697 г серией указов царь Петр Алексеевич (Петр I), государь-реформатор, для которого нарушение веками устоявшегося устоя жизни было непременным условием правления, легализовал продажу табака и установил правила его распространения. Примечательно, что по петровскому указу 1697 года табачный дым сначала разрешалось вдыхать и выдыхать только через курительные трубки.

Ведущий 2: Игра  называется « Брей  –  ринг ». Делитесь на команды и выбирайте капитана, а также придумываете названия команды. Правила  игры  очень жесткие. Вопрос и сразу ответ, времени на размышления нет. Игроки команды, которые знают ответ на вопрос, поднимают руки, а капитан выбирает, кто будет отвечать. Помните: правильный ответ принесет команде победу, а ошибка может отбросить назад. За неспортивное поведение – выкрики, шум, замечания – команды будут платить штраф. У них будут забираться заработанные баллы. Игра состоит из пяти геймов. Начинаем игру?

Сейчас мы вам представим жюри.

Ведущий 1. Первый гейм «Гонка за лидером»

Каждой команде задается 8 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если в течение 3-х секунд после прочтения вопроса команда не дает никакого ответа, право получает команда соперника, которая раньше поднимет руку.

Еще раз правила: команде задается вопрос, игроки команды, которые знают ответ, быстро поднимают руку и капитан говорит: «Отвечает тот-то». Остальные, молча, ждут.

Если команда не отвечает, тогда команды соперников поднимают руки. Команда, которая раньше поднимет руку и будет отвечать. За правильный ответ команда соперника получает фант. Уважайте друг друга.

Начинает 1 команда .

Вопросы 1 команде.

  1. Как говорят, когда дело плохо? (дело табака).
  2. Голосом какого знаменитого актера театра и кино говорит мультяшный кот Матроскин? (Олег Табаков)
  3. На какие российские острова мечтают попасть все курильщики? (на Курильские острова)
  4. 1.Листья, которые сушат на солнце, затем сворачивают в трубочки. (Табак).
  5. 2.Что остаётся от недокуренной сигареты. (Окурок).
  6. 3.Сильный яд, находящийся в табаке. (Никотин).
  7. 4.Часть сигареты, которая задерживает некоторые вредные вещества, содержащиеся в сигарете. (Фильтр).
  8. 5.Чем добывают огонь. (Спички).

Вопросы 2 команде.

  1. Дружба дружбой, а он врозь Назови его. (табак)
  2. Как называется декоративное садовое растение с крупными душистыми цветами? (душистый табак)
  3. Как называется тушка цыпленка, разрезанная вдоль и поджаренная со специями? (Цыпленок табака)
  4. Самая страшная болезнь курящих людей. (Рак).
  5. Так называют человека, который много курит. (Курильщик).
  6. Как по вашему, когда отмечается всемирный день без табака?(31 мая)
  7. Сколько химических соединений содержится в одной сигарете?(30)
  8. Родина табака.(Южная Америка)

Ведущий 2. Гейм второй «Кубик»

Каждая команда поочередно бросает кубик. Кубик сделан из большой картонной коробки, на пяти гранях нанесены единицы (балл за правильный ответ), на одной грани нарисован ноль (переход хода), еще на одной – подкова (за правильный ответ команда получает 3 балла).

Правила игры: каждая команда поочередно бросает кубик. Если выпадает единица, то за правильный ответ на вопрос команда получает 1 балл. Если выпадает ноль – вам не повезло, надо отдать право ответа другой команде, какой - выберите сами. Если выпадет подкова - вы счастливчики и за правильный ответ команда получит сразу 3 балла. Если команда не знает правильного ответа, то вопрос снимается с обсуждения (и право ответа переходит к родителям). На ответ отводится 10 секунд. Внимательно слушаете вопрос и сразу же начинаете обсуждение. Через десять секунд даете ответ.

Начинает команда, у которой меньше всего баллов за предыдущий гейм. Следующая команда, та у которой второе место, и последней в этом гейме - команда, у которой больше всех баллов.

1. Что не купишь ни за какие деньги. (Здоровье)

2. Для нормального функционирования человеку необходимо в день 2,5 литров этого вещества. Что это? (Вода).

3.Как называется массовое заболевание людей. (Эпидемия)

4. Как называется одним словом рациональное распределение времени.(Режим)

5. Тренировка организма холодом. (Закаливание)

6. Какая жидкость переносит в организме кислород. (Кровь)

7. Как называется наука о чистоте. (Гигиена)

8. Мельчайший организм, переносящий инфекцию. (Микроб)

9. Добровольное отравление никотином. (Курение)

10. Этот русский полководец в детстве был очень слабым ребёнком, но он прекрасно закалил себя. Лучшим способом закалки он считал русскую баню. Там он выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливали 10 вёдер холодной воды. ( Суворов).

11. Для чего уже в Древнем Китае и Персии здоровые люди наносили на царапину немного крови больных оспой?

(Таким образом, заражённые люди переносили заболевание легче. Это как прививка).

12. Назовите витамин, который вырабатывается в организме человека только под воздействием солнечных лучей. (Витамин Д).

13. В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. Оно полезно и необходимо. Что это? (Сон)

15. Что необходимо принимать перед сном обязательно, а в жаркую погоду - утром и вечером? (Душ).

Ведущий 1.  Гейм третий «Кроссворд»

Командам выдаются листы.  Дано задание угадать слова,  и записать на листе. Какая команда сделает первой, получает 3 балла.

Приложение 1.

Пока наши команды готовятся, мы с болельщиками посмотрим небольшой ролик «Из чего сделана сигарета»

Ведущий 2.

Табак, от которого я отказался уже  несколько лет, по моему убеждению, вместе с алкоголем есть самый опасный враг умственной деятельности. Дюма

  Гейм четвертый «Рифма»

Продолжая нашу тему, попробуйте создать антирекламу курению.

 Придумайте четверостишия на заданные  рифмы.:

1 команда

Зря – нельзя – бросай – меняй

Вред – бред – табак Рак

Курить – вредить – береги – беги.

2 команда

Сигареты – конфеты – будешь – не забудешь

 Курить – вредить, сигареты – портреты

Курение – одурение, здоровье – подспорье

Команды готовятся, а болельщику ответят на вопросы.

Ведущий 1.

Курение – порок не только злой,

Еще он с запахом ужасным.

Ты закурил? Они всегда с тобой?

Поверь, ты делаешь напрасно.

Ведь дым табачный с разумом не ладит.

Здоровье с дымом все по капельке уйдет.

И «лишний» рубль тоже пропадет.

К тому же, рядом твои дети.

Разве забыл, что ты за них в ответе?

Свое здоровье пожалей,

И своих близких, и детей.

Гейм пятый «Заморочки из бочки»

Каждый капитан вытягивает бочонок, открывает . В бочонке номер вопроса. Должны ответить в течении тридцати секунд.

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год – это 1,5 мил.человек.

  1. Если человек за день выкуривает 12 сигарет, на сколько минут сокращается его жизнь, с каждым днем? (12*15=180 мин )
  2. Если человек за день выкуривает 15 сигарет, на сколько минут сокращается его жизнь, с каждым днем? (15*15= 225 мин.)
  3. Что такое «пассивное курение?»

( Вдыхание некурящим человеком. Табачного дыма.)

  1. Какие вещества содержатся в табачном дыме? Назовите как минимум 3. (Аммиак, сероводород, никотин, синильная кислота, окись углерода, радиоактивный полоний-210, свинец, висмут и др.)
  2. .Какие вы знаете виды правовой ответственности?

(Уголовная, административная ,гражданско-правовая.)

  1. 2.С какого возраста наступает уголовная ответственность?

(С 16 лет за все преступления, с 14 лет за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества, хулиганство, вандализм.)

Пока жюри подводит итоги. Послушайте метафору.

Метафора: Когда-то, давным-давно,  в одной восточной стране, вблизи большого шумного города жил уважаемый всеми мудрец. Люди очень часто обращались  к нему за советом по самым сложным вопросам, и он всегда помогал им решать их проблемы. Мудрец был очень умным и добрым: он никому не отказывал в помощи.
И вот, однажды в городе появился честолюбивый молодой человек, который хотел прославиться своими способностями. Он решил оказывать содействие в решении различных проблем жителям большого города. Но почему-то люди не шли к нему, а продолжали ходить за советом к старому мудрецу. 
Молодой человек решил доказать всем, что мудрец не такой уж и умный, что он не все знает на этом свете. И он придумал для него такое испытание: «Я поймаю бабочку и зажму ее в кулаке, подойду к мудрецу и спрошу его, что у меня в руке? Если он ответит правильно, тогда я спрошу: какая она – мертвая или живая? Если он скажет – живая, тогда я незаметно сожму кулак и задавлю бабочку, а если он скажет –  мертвая, то я отпущу ее, и она улетит, и все подумают, что я умнее старого мудреца и станут почитать меня больше, чем его».
Молодой человек созвал жителей города, и они отправились к мудрецу. Подойдя к жилищу мудреца, он показал зажатую в кулаке бабочку и спросил: «Знаешь ли ты, что у меня в руке?» 
«Бабочка» – спокойно ответил мудрец.
«А какая она, мертвая или живая» – спросил молодой человек.
«Все в твоих руках» – ответил мудрец.

– И я говорю вам: Все в ваших руках! Сделайте  правильный выбор!

(Дается слово жюри).

 Подведение итогов.

Такая волнующая жизнь у вас сейчас. Я сказала – жизнь, а что это такое? Послушайте известную притчу. Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал её. Пошел дальше в поиске других монет. И действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты». Вот так грустно сказал человек о жизни.

Приложение № 1

Кроссворд

я

и

к

р

л

о

б

й

е

а

н

о

а

а

в

и

о

л

з

а

м

Н

З

С

с

В

к

о

Д

т

р

е

м

и

р

а

а

к

ь

о

р

т

м

о

с

б

а

Т

п

С

и

к

ь

т

р

т

д

З

о

т

Н

и

к

и

п

о

А

к

р

а

Н

о

е

С

р

л

г

о

з

м

т

ь

в

о

к

о

л

и

н

и

я

и

к

р

л

о

б

й

е

а

н

о

а

а

в

и

о

л

з

а

м

н

з

с

с

в

к

о

д

т

р

е

м

и

р

а

а

к

ь

о

р

т

м

о

с

б

а

т

п

с

и

к

ь

т

р

т

д

з

о

т

н

и

к

и

п

о

а

к

р

а

н

о

е

с

р

л

г

о

з

м

т

ь

в

о

к

о

л

и

н

и

Приложение №2

Курильщик пускает в глаза дым самому себе. (Л.Сухоруков)

Беспросветный курильщик бросает вредную привычку лишь на том свете. (Г.Александров)

Курильщик курит по одной причине: чтобы поскорее перестать курить, а заодно и перестать жить (К.Мадей)

Мысли о красоте спасают не только мир, но и женщину от курения (К.Мадей)

Минздрав устал предупреждать и объявлять розыгрыш. Уважаемые курильщики, в каждой третьей пачке есть сюрприз с летальным исходом. Соберите 10 историй про лучшие сюрпризы, и получите могильную плиту в подарок, с выгравированными историями или собственную урну для кремации.. (В. Борисов) и т.д.

Список литературы

  1. Беляев И.И. Табак – враг здоровья. М.,Ю 1987.
  2. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы/ Н.И. Еременко. – Изд. 2-е, доп. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008
  3. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008
  4. Корник Л.М. Энциклопедия безопасности курения. М., 1996
  5. Семенова И.И. Основы здорового образа жизни. М., 1999
  6. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М.: «ВАКО», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Твое здоровье- в твоих руках" (для 5-ых классов)

Викторина рассчитана для учащихся 5-ых классов. Занятие содержит интересные задания....

Твое здоровье в твоих руках

Викторины по теме "Здоровье"...

Час общения "Твое здоровье в твоих руках"

Час общения по здоровому образу жизни...

Проект "Твое здоровье в твоих руках"

Создание и оформление мини-журнала "Твое здоровье в твоих руках" на одну из актуальных тем современной жизни....

Классный час на тему "Твоя жизнь в твоих руках!"

Классный час о здоровом образе жизни в форме защиты презентаций, выполненных учащимися группы....

Элективный курс по биологии "Твое здоровье в твоих руках"

Предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 12 часов. В последние годы отмечается устойчивая негативная тенденция по ухудшению экологической ситуации ...