Знатоки русского языка
план-конспект занятия (6, 7 класс) на тему

Бредгауер Елена Анатольевна

Интересное внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0c31c6b068edf05acb16f13319d7dd0a.docx95.89 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Знатоки русского языка» (1 слайд)

Цели:

- формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;

- формирование умения работать в разновозрастной группе, в команде;

- воспитание бережного отношения к языку.

Оборудование: презентация, смайлики - для ведения счета баллов.

Ход проведения.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Рады приветствовать вас! Приглашаем понаблюдать за состязанием знатоков русского слова. Сегодня здесь встречаются две замечательные команды, и я приглашаю команду 6 класса и 7  класса (ребята занимают места за игровыми столами) Пожелаем ребятам успехов в состязании. Да победит сильнейший! Но сначала необходимо представить жюри конкурса (представление жюри)

Конкурс I. Разминка.

2 слайд

Викторина.

  1. В каком глаголе слово нет слышится 100 раз? (стонет)
  2. В каком слове сорок «А»? (сорока)
  3. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
  4. У какого слова в конце три одинаковые буквы «е»? (Длинношеее)
  5. Какое слово состоит из трёх местоимений? (Вымыты)
  6. Куда можно нырнуть, если рядом нет воды? (В нору)
  7. Почему скатерть в сказках самобранка? За что ей себя бранить? (Самобранка не от бранить, а от убирать, т.е. накрывать стол.)
  8. Князя Олега прозвали вещим, потому что ему ведома была всякая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем? (От слова «кость»)

Конкурс II «Ноты»

3 слайд      

Сколько всего музыкальных нот? (Семь.) 

Назовите их. (До ре ми фа соль ля си)

4 слайд      

Придумайте слова, в которых дважды встречается название нот (фамилия, сирена, доля, домино, фасоль, помидор, премия, переносица, доверенность, усмирение, чередование).

5 слайд      

Конкурс III «Исправленное меню»

Ведущий: Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:

Шесть порций орфографических ошибок.

Этого подать не можем, не держим, — ответил официант.

Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, — сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, оформите грамотно меню:

  1. БулЬОн курИНый с фрикадельками.
  2. РаССольник с кОлбасой.
  3. Котлеты гОвяжьИ.
  4. ПЕльмени.
  5. Кисель клюквЕННый.
  6. КовриЖка ржаНая.
  7. ПИрожное бИсквитное.
  8. ПироЖки с печЁнкой.

Конкурс IV «Шарады»

6 слайд    

Ведущий. Поиграем в шарады:

Первое – предлог.

Второе – летний дом.

А целое порой

Решается с трудом. (Задача)

В “списке” вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в “собрании” встретите вскоре,

В слове “рассказ” вы приставку найдёте,

В целом – по мне на уроки пойдёте. (Расписание)

Корень мой находится в “цене”,

В “очерке” найди приставку мне.

Суффикс мой в “тетрадке” вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Мой корень в “просьбе” заключён,

В ней он озвучен и смягчён.

Приставка в “воплощение” где-то,

На целое – все ждут ответа. (Вопрос)

Прежде, чем перейти к следующему конкурсу, отгадаем загадки-складки.

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет... (до корней волос).

Он в этот час, как говорится,

Готов... (сквозь землю провалиться)

О чем же думал он вчера,

Когда... (баклуши бил с утра)        

О чём пойдёт речь? (Об устойчивых сочетаниях слов - фразеологизмах)

Конкурс V Фразеологизмы

7 и 8 слайды - Фразеологизмы    

Ведущий: Отгадайте фразеологические   загадки.

Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.

Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.

Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.

Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.

Задание:

Художник-иностранец продолжает изучать русский язык. Но во фразеологизмах он никак не может разобраться. Назови  фразеологизмы, которые здесь им изображены.

Как белка в колесе              Как кошка с собакой,

039 139

 136044

          Проехать зайцем            Взять быка за рога

9 слайд – Конкурс VI конкурс – «Иноязычные слова»

Ведущий: Сокровища родного слова, -

Заметят важные умы, -

Для лепетания чужого

Пренебрегли безумно мы.

Мы любим фраз чужих игрушки,

Чужих наречий погремушки,

И не читаем книг своих.

Так писал А.С.Пушкин. Действительно, развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С.Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами».  Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении.

Задание: я называю слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении.

Мыльня – баня

Представщик – актер

Любомудр – философ

Позорище – зрелище

Говядо – скот

Топталище – тротуар

Лечезнание – медицина

Силоделие – механика

Звонознание – акустика

Ветродуй – вентилятор

10 слайд –  Конкурс VII. «Знай грамматику!»

Ведущий: 1) образуйте форму родительного падежа множественного числа слов.

Стол – столов

Носки – носков

Чулки – чулок

Шарфы – шарфов

Груши – груш

Яблоки – яблок

Полотенца – полотенец

Помидоры – помидоров

Килограммы – килограммов

Туфли – туфель

2) образуйте повелительное наклонение глаголов.

Ехать – поезжай

Одеть – одень

Тереть – три

Надеть – надень

Класть – положи

Обтереть – оботри

Подведение итогов игры

Ведущий: Подходит к завершению наш турнир. Мы увидели, насколько интересен

русский язык. Он богат, красив и выразителен. А теперь попросим жюри подвести итоги.

Жюри подводит итоги встречи. Награждение команд.

Ведущий: Дорогие друзья! Вот подошла к концу наша встреча. На прощание хочется пожелать вам успехов в изучении русского языка. До свидания! До новых встреч!

Список использованной литературы:

Узорова О.В. «Практическое пособие по развитию речи» - Киров: «Аквариум», 1998.

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. «Занимательно о русском языке» - Ленинград: «Просвещение», 1990.

Ладыженская Т.А., Зепалова И.Т. «Развивайте дар слова» - Москва: «Просвещение», 1990.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное с учащимися 5 - 8 классов   в рамках недели русского языка и литературы....

интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"

игра может проводиться в 6-7 классах, как  внеклассное мероприятие по русскому языку...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка".

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов. Интересные задания по морфемике, морфологии, синтаксису, пунктуации, культуре речи, фразеологии....

Внеклассное мероприятие -конкурс по русскому языку "Знатоки русского языка"

Конкурс "Знатоки русского языка" можно провести в классе или между классами в рамках недели русского языка.В сценарии есть задания не только командам, но и болельщикам.Конкурс сопровождается презентац...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический КВН «Знатоки русского языка»"

Мероприятие Лингвистический КВН «Знатоки русского языка» для 6го класса...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса "Турнир знатоков русского языка"

Данное мероприятее  можно проводить в рамках  месячника  по русскому языку и литературы, а так же во внеурочное время на факультативных занятиях.   Целями проведения мероприятия яв...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Турнир знатоков русского языка

Развивать у детей понимание того, какую роль играет русский язык в современном мире и нашем многонациональном государстве....