Сценарий внеклассного мероприятия "История Конституции"
методическая разработка на тему

Данько Юлия Вячеславна

Сценарий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarii_.odt140.18 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИИ

Тема: «История Конституции»

Цели:

  1. Показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;
  2. Способствовать формированию чувства гражданственности, понимания связи своей судьбы с историей страны и своего народа;
  3. Развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;
  4. Воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.

Задачи:

  1. Образовательная: показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, рассмотреть основные права и обязанности граждан.
  2. Развивающая: развивать навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни.
  3. Воспитательная: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.

1 Шаг. Организационный момент

Вводное слово(учитель):

         Дайте определение понятия «конституция»?

         Что вы знаете о истории возникновения конституции в России?

         Какоя знаменательная дата календаря отмечается ежегодно 12 декабря?

        В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения ветвей власти. 12 декабря является всенародным памятным днём принятия конституции современной России.

        А что мы знаем об истории возниконвения в России конституции? Когда и кем предпринимались попытки принятия конституции или отказа от этого документа. Попробуем вместе разобраться.

2 Шаг. Усвоение новых знаний

1 сообщение (Рохманов А.):

         В конце 1808 года Александр I, не удовлетворённый результатами деятельности Негласного комитета, поручил Михаилу Сперанскому, талантливому выходцу из низов, разработать план государственного преобразования России. . Его цель состояла в том, чтобы модернизировать и европеизировать государственное управление, путём введения буржуазных норм и форм «в целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя».

        Проектом Сперанского впервые в России предполагалось реализовать разделение властей на законодательную (Государственный совет, губернские, окружные, волостные думы), исполнительную (министерства и учреждения губернские, окружные, волостные) и судебную (Сенат, губернские и окружные суды).

        Выборы в представительный орган предполагались четырёхступенные с избирательным имущественным цензом для избирателей. Доступ к выборам должны были получить землевладельцы (помещики) и верхи городской буржуазии.

         Госдума рассматривалась как представительный орган при императоре. Императору же принадлежало право назначения министров и сенаторов.

        Проект Сперанского встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, и Александр I не решился его реализовать.

        В 1812 году Сперанский потерял расположение императора, и на систематическом реформировании абсолютистской империи был поставлен крест.

        Но не желая уступать Наполеону репутацию либерального деспота, Александр I на Боргоском сейме 1809 года утвердил широкую автономию Великого княжества Финляндского с сохранением конституционного закона 1772 года и представительного органа — сейма. В ноябре 1815 года Александр I даровал конституцию Царству Польскому.

        В 1818 году Александр I вновь поручает министру юстиции Новосильцеву подготовить Государственную уставную грамоту для России. Разработчики грамоты взяли за основу польскую конституцию. Проект предусматривал разделение судебной и исполнительной власти, а также создание двухпалатного парламента — Государственного сейма, состоящего из Сената и Посольской избы. Впервые в русской истории провозглашались свобода печати и неприкосновенность личности.

        Ознакомившись с проектом, Александр, встревоженный революционной волной 1820-21 гг. в Греции, Италии и Испании, положил его под сукно.

        В целом, преобразования Александра, постоянно колебавшегося между консервативно-реакционным (Алексей Андреевич Аракчеев) и либерально-реформаторским (Михаил Михайлович Сперанский) лагерями, носили непоследовательный, межеумочный и поверхностный характер, затронув главным образом верхушку государственного управления и наименование отдельных ведомств. Существенных изменений в социально-экономическое и политическое устройство страны они не внесли.

2 сообщение:

        1. «Русская Правда» Павла  Ивановича Пестеля, проект конституции для России. Принята в качестве программы Южного общества декабристов. По их планам, должна была действовать сразу после революции как основной закон. Пестель работал над «Русской Правдой» с 1821г., ко времени его ареста 13 декабря 1825 г. она еще не была закончена. Перед арестом Пестель успел спрятать рукопись: он передал ее братьям Крюковым, а те зарыли в землю. В ходе следствия над декабристами был предпринят ее поиск, в результате которого документ был найден.

        Россия объявлялась РЕСПУБЛИКОЙ, крепостное право уничтожалось, провозглашалось равенство всех сословий перед законом. Верховным законодательным органом становилось Народное вече. Народное вече избирало орган исполнительной власти — Державную думу из пяти членов. Предполагался и орган «блюстительной» власти — Верховный собор из 120 пожизненных членов. Пестель был противником федерализма и мыслил Россию сильным централизованным государством со столицей в Нижнем Новгороде.  
        
2. «Конституция» Никиты Михайловича Муравьёва также была проектом по устройству Русского государства 1821-1825 гг. Предполагалось установить конституционную монархию, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий. Крепостное право отменялось. Не был принят в качестве программного документа, но пользовался среди декабристов большой известностью.

        Оба проекта были серьёзно недоработаны и не решали земельного вопроса  окончательно, а так же вопроса о правах крестьян как сословия.

3 сообщение:

        «Конституция Лорис-Меликова» — условное название нереализованного проекта политической реформы, предложенного министром внутренних дел графом М. Т. Лорис-Меликовым на рассмотрение императора Александра II в январе 1881 года, на исходе эпохи великих преобразований.

        Несмотря на позднее данное ему громкое имя конституции, проект Лорис-Меликова предусматривал лишь самые робкие шаги к конституционному ограничению самодержавия. Основная идея состояла в привлечении общественности к сотрудничеству с правительством, а представителей третьего сословия (крупных городов и земства) — к законотворческой деятельности путём разового созыва представительного органа с законосовещательными правами. Право законодательной инициативы при этом сохранялось за монархом.

        Он был единогласно одобрен 16 февраля Особым совещанием (в присутствии будущего Александра III). 1 марта император сообщил Лорис-Меликову, что через четыре дня проект будет вынесен на обсуждение Совета министров. В тот же день, через 2 часа, император погиб в результате террористического акта.

4 сообщение:

        1. Перед смертью Александр III оставил завещеание Цесаревичу Николаю:

        "Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы также, как нес его я и как несли наши предки. Я передаю тебе царство Богом мне врученное. Я принял его 13 лет тому назад от истекавшего кровью отца. В тот трагический день встал передо мною вопрос, какой дорогой идти, той ли на которую меня толкало так называемое передовое общество зараженное либеральными идеями, или той которую подсказывало мне мое собственное убеждение, мой высший священный долг Государя и моя совесть. Я избрал свой путь. Либералы окрестили его реакционным. Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внешний и внутренний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, крепнуть, богатеть и благоденствовать.

        Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконно русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц. Я завещаю любить тебе все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие памятуя при том, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед престолом Всевышнего. Вера в Бога и святость твоего царского долга да будут для тебя основой твоей жизни. В политике внешней держись независимой позиции. Помни у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней прежде всего покровительствуй церкви, она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства."

        Николай понимал, что он не готов к управлению страной. Никакой своей программы он не составил. Он решил сохранять самодержавие любой ценой.

2. Вначале правления Николай заявил:

        «Я рад видеть представителей всех сословий, съехавшихся для заявления верноподданнических чувств. Верю искренности этих чувств, искони присущих каждому русскому. Но Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что Я, посвящая все Свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия также твердо и неуклонно, как охранял его Мой незабвенный, покойный Родитель». Эта речь была подготовлена для Николая Константин Петрович Победоносцевым.

5 сообщение:

        Законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 октября 1905. Был разработан Сергеем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн. человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки

        Историческое значение Манифеста заключалось в распределении прежде единоличного права Российского Императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой.

        Манифест, вкупе с Манифестом Николая II от 6 августа 1905 «Об учреждении Государственной Думы», учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.

        Также Манифест провозглашал и предоставлял политические права и свободы, такие как: свобода совести, свобода слова, свобода собраний, свобода союзов и неприкосновенность личности.

        В результате принятия манифеста Императором были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, которые фактически стали первой российской конституцией.

6 сообщение (учитель)

        Контитуции 1918г, 1925г, 1937г, 1978г (РСФСР), 1924г, 1936г, 1977г (СССР);

7 сообщение (учитель)

        Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

        Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

  • Преамбула
  • Раздел первый
  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16) (16 статей)
  • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64) (47 статей)
  • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79) (14 статей)
  • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93) (13 статей)
  • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109) (13 статей)
  • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117) (7 статей)
  • Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118—129) (11 статей)
  • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133) (3 статьи)
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137) (3 статьи)
  • Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Конституция России:

  • закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
  • обладает высшей юридической силой;
  • обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
  • отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
  • является базой для текущего законодательства.

3 Шаг. Закрепление знаний (обучающиеся отвечают на вопросы)

Викторина

1. Какой император и кому дал указание разработать проект конституции для России и всерьёз намеревался её принять? Была ли она принята?

(Александр I, М.М. Сперанский, нет)

2. Сколько статей в Конституции Российской Федерации?

(137 статей)

2. Сколько глав в Конституции Российской Федерации? Перечислите их. 

(9 глав)

Глава 1. Основы конституционного строя

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Глава 3. Федеративное устройство

Глава 4. Президент РФ

Глава 5. Федеральное Собрание

Глава 6. Правительство РФ

Глава 7. Судебная власть

Глава 8. Местное самоуправление

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции)

3. Сколько разделов в Конституции Российской Федерации?

(два раздела)

4. Когда была принята последняя Конституция РФ?

  1. в 1977г.
  2. в 1917г.
  3. в 1922г.
  4. в 1993г.
    (1993г)

5. Почему Алексадр II не принял проек конституционных преобразований к ограничению самодержавия.

(1 марта 1881 г он был убит в результате террористического акта)

6. Какой документ был принят Николаем II и фоктифактически стал первой российской конституцией?

(17 октября 1905 г)

7. Кто пошёл на перекор решению императора и желал насильно произвести конституционные преобразования (упразднить самодержавную власть, отменить крепостое право и уравнять все сосвия в правах)?

(декабриты)

8. Сколько конституций СССР были приняты за историю его существования?

(3)

9. Сколько конституций РСФСР были приняты за историю  существования этой республики?

(4)

10. Кто убедил Александра III в том, что конституция принесёт «смуту» в Российскую империю, а демократия-это наихудшая идея для осуществления власти.
(главный идеолог контрреформ Александра III, его наставник Константин Петрович Победоносцев)  

11. Как переводится с латинского языка слово «конституция»?

  1. объединение, союз
  2. соглашение
  3. заявление
  4. устройство

(устройство)

     4 Шаг. Рефлексия(беседа)

Я узнал...

Я понял...

Меня удивило...

Я смог...

Я приобрёл...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Конституция России – основной закон нашей страны"

Материал содержит разработку внеклассного мероприятия по Конституции страны и презентацию. Парламентский урок посвящен теме «Конституции Российской Федерации -19 лет!». Проведение урока призвано актуа...

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»

Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции  для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:•    расширение и...

Внеклассное мероприятие "Конституция России"

Цель:Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать раз...

Сценарий внеклассного мероприятия «Конституция Российской Федерации»

Данный материал занял второе место в краевом этапе Всероссийского конкурса, посвященного 20-летию Конституции РФ. Материал может быть использован на классных часах, внеклассных мероприятиях....

Внеклассное мероприятие. "Конституция РФ"

Внеклассное мероприятие " Конституция РФ" предназначено для учащихся 9 - 11 классов. Цель - формирование у школьников российской гражданской идентичности....

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню конституции для 4 класса

Данный материал полезен для учителей начальной школы Игру можно провести как внеклассное мероприятие, так и на уроке окружающего мира, Вопросы разработаны в соответствии с уровнем знаний учащихся 4 кл...

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Конституции РФ «Конституция - основной закон государства»

Данный сценарий   может быть использован при проведении линейки, классного часа, посвященных Дню Конституции РФ...