Сценарий итогового занятия по элективному курсу «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых»...
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Башарова Галина Михайловна

Цели занятия: 

      1. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, 

      2. Научить восприятию и истолкованию поэтического произведения;

      3. Развивать память и обогащать  речь обучающихся.

      4. Воспитывать любовь и уважение к  русской культуре, истории.

 

Оборудование:

Портреты русских писателей: М.Ю. Лермонтова, А.С.Пушкина, высказывания о молитве на слайдах,  Аудиозапись молитв и других музыкальных произведений.

  

Межпредметные связи: Литература, Основы православной культуры, Изобразительное искусство, Музыка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_itogovogo_zanyatiya.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий итогового занятия по элективному курсу

«Есть сила благодатная в созвучьи слов живых»...

Цели занятия:

      1. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом,

      2. Научить восприятию и истолкованию поэтического произведения;

      3. Развивать память и обогащать  речь обучающихся.

      4. Воспитывать любовь и уважение к  русской культуре, истории.

Оборудование:

Портреты русских писателей: М.Ю. Лермонтова, А.С.Пушкина, высказывания о молитве на слайдах,  Аудиозапись молитв и других музыкальных произведений.

 

Межпредметные связи: Литература, Основы православной культуры, Изобразительное искусство, Музыка

Ход занятия:

-мелодия колокольного звона Свято-Троицкого собора.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы очень рады всех видеть на нашем итоговом занятии « Есть сила благодатная в созвучьи слов живых».

1.Ведущий:  « Юноша, не забывай молитвы. Каждый раз в молитве твоей, если искренна, мелькнет новое чувство, а в нем и новая мысль, которую ты прежде не знал и которая вновь ободрит тебя; и поймешь, что молитва есть воспитание»,-писал Ф.М Достоевский. Ф.М.

2.Ведущий: «... Бог ждет от нас молитвы: в молитве мы вступаем с Ним в диалог, и именно через этот диалог Он раскрывает нам Свою волю. В молитве осуществляется встреча с Богом...»,- эти слова принадлежат священнослужителю.

1.Ведущий: « Без молитвы не приступаю ни к чему. <...> ... я могу помолиться, молитва моя может достигнуть и до Бога, Бог может  послать уму моему вразумление, а ум, вразумленный Богом, может сделать кое-что получше того ума, который не вразумлен Им.»,-говорил Н.В.Гоголь

2.Ведущий: « Если у тебя есть нужда – обратись к Богу. Если у тебя нет нужды – поблагодари Бога».

-Итак, что такое молитва, как она нашла отражение в разных областях русской художественной культуры, сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос.

-просмотр видеоролика с прослушиванием  православной молитвы

Учитель: 

Я слышал — в келии простой

Старик молитвою чудесной

Молился тихо предо мной:

"Отец людей, Отец Небесный!

Да имя вечное Твое

Святится нашими сердцами;

Да придет царствие Твое,

Твоя да будет воля с нами,

Как в небесах, так на земли.

Насущный хлеб нам ниспошли

Своею щедрою рукою;

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Своих детей;

Не ввергни нас во искушенье,

И от лукавого прельщенья

Избави нас"!..

Перед крестом

Так он молился. Свет лампады

Мерцал впотьмах издалека,

И сердце чуяло отраду

От той молитвы старика.

(Возможно прослушивание аудиозаписи. «Отче наш» или совместное чтение)

1.Ведущий: Православный человек часто обращается к Богу в разные жизни моменты.

Умение правильно славить Бога в православии означает молиться. А обращение к Богу называется молитвой.

2.Ведущий: В течение всего учебного года мы работали над этой темой и выяснили, что молитвы бывают разными (ученики обобщают изученное).  

 Учитель:  Молитва нашла отражение  не только в повседневной жизни, но и литературе, искусств и музыке. Вспомним, как молитва нашла отражение в поэзии

(Ученики выразительно читают  стихи  А.С. Пушкина, П.А.Вяземского, Е. Баратынского, И.С. Никитина)

Учитель: «Бывает такая внутренняя уверенность  в себе, когда человек может сделать все. Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий. Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом.

  Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, Где их никто не замечает...» - такими словами описал душевное состояние Лермонтова в момент создания его « Молитвы» К.Г Паустовский.

Молитва находится в центре всей жизни православного человека и  имеет большую силу, если она произносится от всего сердца, искренне. Особенно сильными считаются молитвы матери о детях. Старые люди говорят: «Материнская молитва со дна моря поднимет». Вот какая сила заключена в православной молитве.

1.Ведущий:У  М.Ю.Лермонтова есть несколько стихотворений с названием «Молитва». Стихотворение «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный..»,1829г) –относится к ранней лирике поэта. Послушаем самое раннее, М.Ю. Лермонтову  было 17 лет.(Выразительное чтение учеником )

«Молитва»

Не обвиняй менявсесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,

Всесожигающий костер,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

 Обращение к «всесильному» с просьбой «не обвинять», «не карать» за «звуки грешных песен», за «страшную жажду песнопенья», за то, что «в заблужденье бродит мой ум далеко от тебя…»

2.Ведущий: Следующая «Молитва» посвящена любимой девушке – Варваре Лопухиной.  М.Ю.Лермонтову 23 года, написано в 1837 г.(Выразительное чтение учеником )

 «Молитва»(«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную.
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

Стихотворение-обращение к Матери Божьей с просьбой за любимого человека

1.Ведущий: Стихотворение «Молитва»(« В минуту жизни трудную..», 1839) посвященное  М.Щербатовой. Поэту 26 лет. Через год  поэта не станет.

- О чём эта молитва? Как вы думаете, эта молитва – просьба, благодарность, покаяние? .(Выразительное чтение учеником )

- А как вы  понимаете значение созвучья «слов живых»?

«Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко-

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

                                 

Учитель: Послушайте стихотворение И. Бунина: (Выразительное чтение учеником )

                               За всё тебя, Господь, благодарю!

                               Ты, после дня тревоги и печали,

                               Даруешь мне вечернюю зарю,

                               Простор полей и кротость синей дали.

                               Я одинок и ныне – как всегда.

                               Но вот закат разлил свой пышный пламень,

                               И тает в нём Вечерняя Звезда.

                               Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

                               И счастлив я печальною судьбой,

                               И есть отрада сладкая в сознанье,

                               Что я один в безмолвном созерцанье,

                               Что всем я чужд и говорю – с тобой.

- К какому типу молитвы вы отнесёте стихотворение И. Бунина?

- Опишите с помощью ключевых слов эмоциональное состояние лирического героя.

- За что благодарит автор Бога?

Учитель: Послушайте стихотворение А. Ахматовой «Молитва»: .(Выразительное чтение учеником )                               

                                Дай мне горькие годы недуга,

                                Задыханья, бессонницу, жар,

                                Отыми и ребёнка, и друга,

                                И таинственный песенный дар –

                                Так молюсь за твоей литургией

                                После стольких томительных дней,

                                Чтобы туча над тёмной Россией

                                 Стала облаком в славе лучей.

   - О чём просит в своей молитве А.А. Ахматова?

   - Понятные ли вам высокие чувства поэтессы?

   - Удивительно то, ребята, что многое  в этом стихотворении сбылось. Муж Анны Ахматовой Николай Гумилёв был расстрелян в 1921 году как участник контрреволюционного заговора, которого на самом деле не было, сына Льва Гумилёва арестовывали трижды – в 1935, 1938, 1949. Он был приговорён к расстрелу, расстрел был заменён ссылкой.

Ведущий 1: Творческая группа подготовила отчет о проделанной работе( ребята выступают с докладами  о композиторах, в произведениях которых прослеживается данная тема).Прослушивание музыкальных произведений.

Учитель: Как мы видим, многие поэты и композиторы были верующими людьми и

в своём творчестве обращались к молитве.

Ведущий 2: А сейчас предоставляем слово творческой группе №2, которая подготовила отчет о проделанной работе( ребята выступают с докладами  о художниках, в произведениях которых прослеживается данная тема).Просмотр полотен

Ведущий 1: -Вот и подошёл к концу наше занятие. Я думаю, что каждый из вас смог открыть для себя что-то новое, смог стать чуточку лучше, чуточку добрее. А это самое главное в наше нелёгкое время.

Ведущий 2:  Сегодня мы с вами познакомились с православными молитвами. Что такое молитва? (Обращение к Богу, общение с Богом).  Для чего люди учатся молиться постоянно? (Чтобы стать ближе к Богу).  Какова роль молитвы в жизни православного христианина?  (Молитва всегда сопутствует верующим). Что главное должно быть в молитве? (искренность).  Может ли быть молитва неправильной?  (Да, если человек просит плохое для другого человека). Где и как может молиться человек?  (в радости и в горе, в одиночестве и вместе с другими, про себя  и вслух, в любом месте). Что просят люди у Бога? Что бы ты попросил у Бога и за что бы ты Его поблагодарил? Подумайте про себя.

Учитель:  А теперь давайте ещё раз обратимся к нашей теме , определим действие молитвы в жизни православных христиан, составим  синквейн к слову МОЛИТВА. Дети  в группах, в парах, индивидуально составляют  синквейн.

Проверка:

Молитва

Искренняя, благодатная, чудная, слёзная, искренняя

Приближает, славит, благодарит, очищает, спасает, облегчает

Молитва укрепляет душу человека.

Радость. Легко.

Учитель: Вы правильно подобрали слова, определяющие значение, действие и силу православной молитвы. Она и укрепляет, и спасает, и оберегает, и утешает верующего человека. Непростое дело – молитва. Но и молитва - не есть самоцель православного христианина. Это только средство, с помощью которого накапливается (стяжается) благодать святого духа. А эта благодать и осуществляет спасение человека, освобождает от грехов, даёт силы совершать добро, и даже молитва становится всё совершеннее, всё искренней, светлее и чище становится душа.  О том, какую важную роль играет в жизни православного человека молитва, говорят и русские пословицы.

Богу молиться – вперёд пригодится.

Молитва - полпути к Богу.

Молитва места не ищет.

С Бога начинай и Господом кончай!

С молитвой в устах, с работой в руках.

Лихо думаешь – Богу не молись.

Свет в храме - от свечи, а в душе – от молитвы.

Учитель: В заключение нашего урока я предлагаю послушать песню  «Молитва Ангелу-Хранителю» на стихи  поэта П.А.Вяземского. Внимательно вслушайтесь в эти слова.

Выступление ученика:

Молись, дитя, мужай с летами!

И дай  Бог, в пору поздних лет

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на Божий свет!

И вновь тогда из райской сени

Хранитель Ангел твой сойдёт

И за тебя, склонив колени,

Молитву к Богу вознесёт.    

И.С. Никитин.

-Урок окончен. Берегите себя!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – лекция "Есть сила благодатная в созвучье слов живых..."(По Лермонтову)

Урок – лекция с элементами презентации и  использованием  видеороликов или Музыкально-литературная гостиная к 200-летию М.Ю. Лермонтова. К уроку прилагается презентация с музыкальными вставк...

Созвучье слов живых

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для 6-7 классов...

Элективный курс «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых» в русской художественной культуре XIX и ХХ веков»

История православной культуры насчитывает сотни лет. Без знания ее основ достаточно трудно осмыслить произведения русских писателей и изучать литературу и изобразительное искусство в школе. По сл...

Презентация к итоговому занятию по элективному курсу "Профориентация"

Данная презентация поможет более продуктивно провести итоговое занятие по элективному курсу...

Презентация элективного курса "Есть сила благодатная в созвучье слов живых"

Данный курс «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых» в русской художественной культуре XIX и ХХ веков» состоит  из введения, двухразделов и заключения. Курс рассчитан на од...

Элективный курс «Есть в травах и цветах целительная сила…»

Элективный курс предназначен для обучающихся 9 классов средних школ, гимназий и лицеев естественно - научного и медико-биологического направления, а также обучающихся, проявляющих интерес к изучению м...