Главные вкладки

    Игра-викторина "Литературный случай" для учащихся 5-6 класса
    методическая разработка (6 класс) на тему

    Аверина Надежда Петровна

    Цели: закрепить полученные на уроках литературы знания; вызвать живой интерес к литературе, слову; Развивать творческие способности школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon literaturnyy_sluchay.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дьячинский филиал МБОУ Алгасовская СОШ

    Аверина Надежда Петровна

    ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ»

    (5-6 КЛАСС )

    Цели: закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к  литературе, к слову;  развитие творческих способностей школьников.

    В игре участвует две команды

    1.Представление команд.

    2. Винегрет» из пословиц ( продолжи)

    В тихом омуте …( черти водятся)

    После драки …( кулаками не машут)

    За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь

    Милые бранятся …(только тешатся

    Баба с возу …( кобыле легче)

      (Слово не воробей)   … вылетит – не поймаешь.

    Лежачего …( не бьют)

      ( Соловья )   … баснями не кормят.

    Не говори гоп, пока …( не перепрыгнешь)

    Чем бы дитя ни  тешилось …( лишь  бы не плакало)

     (  Близко локоть)  … да не укусишь.

    Не было печали … так купила баба порося)

       Чем богаты …( тем и рады)

       ( цыплят )   … по осени считают.

    Щи да каша …( пища наша _

    Что с возу упало …( то пропало)

     ( Кто старое помянет) … тому глаз вон.

    Гром не грянет( …Мужик не перекрестится)

      Как аукнется …(так и откликнется)

    На ловца …( И зверь бежит)

    Чем дальше в лес …( тем больше дров)

      Не зная броду  … не суйся в воду.

     Любовь не картошка …( не выбросишь в окошко)

      Любишь кататься …( люби и саночки возить)

     Не рой другому яму …( Сам в нее попадещь)

    Делу время …… (потехе час.)

     Семь раз отмерь …( 1 отрежь)

     (  Нечего на зеркало пенять) … коли рожа крива.

    Не всё коту …( масленица)


    2.Закончи строфу, назовите произведение и  его автора

    1) « Осел увидел Соловья и говорит ему: «…..»

    2) «Ягненок в жаркий день….»

    3) «Жил- был добрый царь Матвей…..»

    4) « Ветер, ветер! Ты могуч,…»

    5) « Изведал враг в тот день немало…..»

    6)  « Белый снег, пушистый…»

    7) « Зима недаром злится,….»

    8) « Несет меня лиса, за быстрые леса,….»

    9) « Хозяин спрашивал: « Ты звезд теченье знаешь?....»

    10)  « У лукоморья дуб зеленый»…

     11) «Буря мглою небо кроет, вихри снежные кружа…»

    3.Знатоки литературы.

    1. Виды народных сказок? (Волшебные, о животных, социально-бытовые)

    2.Как начинается «Сказка о золотой рыбке»?      (« Жили-были старик со 3.старухой у самого синего моря»)

    4.Что такое «лукоморье»? (Излучина морского берега)

    5.Какой герой, собираясь жениться в своей деревне,  отправился косить траву  «в края дальние»( «Косарь». А.В.Кольцов)

    6. Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зи

    4.Литературная пауза. (Инсценирование отрывков из литературных произведений).

     

    5. «Ты – мне, я – тебе». (Каждый участник команды читает первую строчку  какого-либо стихотворения, участник команды соперников должен закончить четверостишие, сказать, как  называется произведение, кто его автор ).

    6. «Дальше, дальше!» ( За три минуты команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.)

    Вопросы для первой команды.

    -Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский)

    -Автор «Приключений Чиполлино»? (Джани Родари)

    -В каком году родился Пушкин?  (В 1799 году)

    -Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)

    -Выдающийся русский ученый-энциклопедист, именем которого назван

    Московский университет?   (М.В.Ломоносов)

    -Автор произведения «Приключения Тома Сойера»?  (Марк Твен)

    -Автор сказки «Черная курица, или Подземные жители»? ( А. Погорельский)

    - Из какого произведения эти строки:

    Ночевала тучка золотая

    На груди утеса-великана,

    Утром в путь она умчалась рано,

    По лазури весело играя… ? (М. Ю. Лермонтов. «Утес»)

    -Как называется момент наивысшего действия в художественном произведении? (Кульминация)

    -Автор книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»? (Н.В.Гоголь)

    -Что такое аллегория? (Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты)

    -Назовите двусложные стихотворные размеры. (Ямб, хорей)

    - Назовите жанр стихотворного произведения, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом (Баллада)

    -Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)

    -Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ)

    -Главнейшие элементы сюжета? (Завязка, развитие действия, кульминация и развязка)

    -Автор произведения «Левша»? (Н.С. Лесков)

    - Автор рассказа «Бежин луг»? (И.С.Тургенев)

    -Из какого произведения эти строки:

    А вы, друзья, как ни садитесь,

    Все в музыканты не годитесь. ( Крылов. «Квартет»)

    -Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина  и Черномор? («Руслан и Людмила»)

         -В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:

    Вот идет он к синему морю,

    Видит, на море черная буря:

    Так и вздулись сердитые волны,

    Так и ходят, так воем и воют. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

    -Из какого произведения эти строки:

    Изведал враг в тот день немало,

    Что значит русский бой удалый,

    Наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов. «Бородино»)

    - Жанр фольклора, повествовательная песня-поэма о богатырях  и народных героях? (Былина)

    -В каком произведении мальчик получил посылку от своей учительницы? (В.Распутин. «Уроки французского»)

    -Вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова? (Литература)

    Вопросы для второй команды.

    -Имя няни  Пушкина?  (Арина Родионовна)

    -Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин?  (Осень)

    -Как звали друга Тома Сойера ? (Гекльберри  Финн)

    -Автор книги «Путешествия Лемюэля  Гулливера»?   (Дж. Свифт)

    -Автор строк

    Не позволяй душе лениться!                                                                                                                                                                      

    Чтоб в ступе воду не толочь,

    Душа обязана трудиться

     И день и ночь, и день и ночь!   (Н. А. Заболоцкий)

    -Автор баллады «Кубок»? (В. А. Жуковский )                                                                                                                                     - Из какого произведения эти строки:

     Под ним струя светлей лазури,

     Над ним луч солнца золотой…

     А он, мятежный, просит бури,

     Как будто в бурях есть покой!          (М. Ю. Лермонтов. «Парус»)

    -Как называется необычный порядок слов, придающий фразе особую выразительность?   (        Инверсия.)

    -Автор произведения «Песнь о вещем Олеге»?  ( А.С.Пушкин)

    -Что такое гипербола? (Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета)

    -Назовите трехсложные стихотворные размеры. (Дактиль, анапест, амфибрахий)

    -Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма)

    -Речь одного человека в произведении? (Монолог)

    -Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения? (Псевдоним)

    -Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)

    -Автор рассказа «Хамелеон»? (А.П.Чехов)

    -Автор  «Бородино»? (М.Ю.Лермонтов)

    -Из какого произведения эти строки:

    Когда в товарищах согласья нет,

    На лад их дело не пойдет,

    И выйдет из него не дело, только мука. (И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»)

    -Герою какого произведения бабушка привезла из города “пряник конем”? (В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»)

    -К кому обращается А.С.Пушкин: «Мой первый друг, мой друг бесценный!» (К Ивану Пущину)

    - В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:

    Мчатся тучи, вьются тучи;

    Невидимкою луна освещает снег летучий.

    Мутно небо, ночь мутна… («Бесы»)

    -Кому из писателей принадлежат псевдонимы: Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата, Антоша Чехонте? (А.П.Чехову)                                                    - Героями какого произведения являются «золотая курочка на высоких ножках» и «мужичок в мешочке»? (М.М Пришвин. «Кладовая солнца», Настя и Митраша)

    -Литературное наследие писателей, признанных лучшими в мировой литературе. (Классика)

    7.

    1. Назовите известного русского писателя 19 века, который сочинял сказки для взрослых. Правильный ответ: М.Е.Салтыков-Щедрин.

    2.Кто автор этих строк и в каком произведении они живут:

    «Горит восток зарею новой,

    Уж на равнине, по холмам

    Грохочут пушки. Дым багровый

    Кругами всходит к небесам

    Навстречу утренним лучам.

    Полки ряды свои сомкнули». Правильный ответ: А.С.Пушкин. «Полтава»

    3.О каком жанре идет речь в этом определении:

    Это лиро-эпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется. Правильный ответ: поэма.

    4.В.Г.Белинский определил своеобразие повестей этого писателя так: «Его повести смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтете». Кто автор этих повестей? Правильный ответ: в черном ящике портрет Н.В.Гоголя.

    Подведение итогов

    Список использованной литературы:

    1. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. /Автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2005.

    2. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. / Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин и др. – М.: Дрофа, 1999.

    3. Литература. 5класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. /Автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2004.

    4. Г. А. Волопьярова Литературные олимпиады.  М.: Творческий центр,2005


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:

    Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....

    Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»

    Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

    Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

    Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

    Игры – викторины: «Музыкальный глобус» для учащихся 8-ых классов."Евразия" для учащихся 7 класса.

    Пример внеклассных мероприятий, которыевызывают положительную мотивацию в овладении учащимися географическими знаниями, повышать интерес к предмету, развивать коммуникативные навыки....

    Методическое пособие для учащихся 7-х классов по теме: «Развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх (футбол)».

    Материал содержит методику занятий, направленную на развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх на базе футбола....