Внеклассное мероприятие в 8 классе: "Ключи от замка Математика"
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Макарова Наталья Александровна

 

Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным.                          Б. Паскаль

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

        Внеклассное мероприятие в 8 классе:

                                                                                    Учитель: Макарова Н.А.                 

Игра «Ключи от замка Математика».

Цели: развивать математические способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление, укреплять память учащихся, развивать и укреплять интерес к математике, познакомить учащихся с известными математиками.

                                                                Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным.                          Б. Паскаль

I Организационный момент.

        Сегодня мы поиграем в игру. В нашей игре участвуют две команды. Команды пройдут ряд испытаний, в которых надо проявить все свои знания по математике. За каждый успешно и быстро пройденный этап команды получают ключи. Чья команда больше ключей заработает ,та команда и победила.

        Помочь провести игру мы пригласили жюри. Мы попросим жюри быть очень внимательным, чтобы сразу увидеть, какая из команд быстрее справится с данным ей заданием. Если ответ будет правильным, то этой команде ключ будет вручать старец.

                Пусть острый юмор, шутки, смех сопутствуют борьбе.

                И будет лозунгом для всех: «Пусть победит сильнейший!»

II работа по теме

        Итак, прежде чем отправиться в путь за ключами, познакомимся с командами. (название команд).

        

1 этап: Собери высказывание.

Задание: Каждая команда получает набор карточек, из которых нужно быстро составить высказывание.

ца

ем

мат

риц

нау

-

а

а

к

атик

Какое высказывание получилось?

Ответ:  Математика – царица наук…

        Это начало известного немецкого математика прошлого века.  Его звали Карл Гаусс.

В трёхлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчёты своего отца с каменщиками. А в 10 лет, пока учитель диктовал задание, он сложил все числа от 1 до 100 и получил правильный ответ – 5050.

        Старец вручает ключ.

А мы отправляемся дальше.

2 этап: Весёлый тест.

Задание: Ведущий читает вопросы и к ним ответы, участники должны выбрать правильные ответы. Команда, сделавшая меньше ошибок, получает ключ.

1.Какие  числа употребляются при счете?

  • природные;
  •  естественные;
  •  натуральные;
  • искусственные.

2.Какой «дробный» член есть в футбольной команде?

  •  полувратарь;
  • полузащитник;
  •  полутренер;
  •  полунападающий.

3. Какими бывают современные фотоаппараты?

  •  цифровые;
  • числовые;
  • формульные;
  •  дробные.

4. Что выкидывает человек, совершая какой-нибудь предосудительный, странный, смешной поступок?

  •  цифру;
  •  число;
  •  номер;
  •  формулу.                                                  (Выражение «выкинуть номер».)                

5. Какое математическое действие с клетками обеспечивает рост органов живого организма?

  •  сложение;
  •  вычитание;
  •  умножение;
  •  деление.

6.Что получается при делении чисел?

  • личное;
  • частное;
  •  общественное;
  • коллективное.

7.Что нужно брать с героев, а также со всех честных, |добрых и порядочных людей?

  •  задачу;
  • пример;
  •  уравнение;
  •  систему уравнений.

8. Какой математический знак существует?

  • корень;
  • стебель;
  •  лист;
  •  цветок.

9.Как заканчивается эта известная пословица: «Ясно, как…»?

  •  дважды два;
  •  трижды три;
  •  пятью пять;
  • шестью шесть.

10.Какая геометрическая фигура подрабатывает в цирке гимнастическим снарядом?

  •  круг;
  •  прямоугольник;
  •  ромб;
  • трапеция.

11.Какие геометрические фигуры являются спортивными гимнастическими снарядами?

  •  кольца;
  •  квадраты;
  • ромбы;
  •  треугольники.

3 этап: Устный счёт.

На картине «Устный счет»  изображены учащиеся и учитель. Костюмы детей необычные, некоторые ребята в лаптях, а у одного из ребят (на переднем плане), кроме того и рубаха порвана. Ясно, что это картина не из нашей школьной жизни. Картина написана в 1895 году. Художник изобразил здесь крестьянских детей. Только в то время мало кто из них мог учиться даже в начальной школе. Посмотрите, ведь не все дети в лаптях, некоторые — в сапогах. Очевидно, эти ребята из богатых семей. А почему нет девочек? В это время девочек, как правило, в школу не принимали.B9E22288

А что делают ученики на этой картине? Они что-то считают, ведь картину так и называется «Устный счёт». Написал её художник Николай Петрович Богданов-Бельский, который жил в 1868 — 1945 годах. Художник изобразил на этой картине невыдуманных учеников и учителя. С 1833 по 1902 годы жил известный pyccкий педагог Сергей Александрович Рачинский, замечательный представитель русских образованных людей. Он был доктором естественных наук и профессором ботаники Московского университета. В 1868 году С. А. Рачинский оставляет должность профессора, открывает школу для крестьянских детей в селе Татево Смоленской области и становится в ней учителем. Его ученики тaк хopoшo считали устно, что тому удивлялись все посетители школы: другие учителя, инспектора, представители из министерства просвещения. Как видите, художник изобразил С. А. Рачинского вместе со своими учениками на уроке во время устного решения задач. Между прочим, сам художник был учеником Pачинского.

Посмотрите-ка, как сосредоточенно думает мальчик на переднем плане картины. Видимо, нелегкую задачу дал им учитель. Но, наверное, этот ученик уже скоро закончит эту работу, а ошибки не должно быть: уж очень серьезно он относится к устному счету. А вот тот ученик, который что-то шепчет учителю на ухо, видно уже решил задачу, только ответ ученика не совсем правильный. Смотрите, учитель слушает ответ ученика внимательно, но на его лице нет одобрения, значит, ученик сделал что-то не так. А, может быть, учитель терпеливо ожидает, когда и другие сосчитают верно, так же как первый, и поэтому не спешит одобрить его ответ.

А какую же задачу дал им учитель? Я запишу так:

9×1000+5×100+7×10+4

Старец вручает ключ.

4 этап:Мы попадаем в гости… Послушайте к кому.

Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечен,

Над ним невежественный воин

Взмахнул  разбойничьим мечом.

Прошла столетий вереница,

Научный подвиг не забыт

Никто не знает, кто убийца,

Но знают все, кто был убит.

Вопрос: Кто из математиков древности погиб от руки римского солдата, гордо воскликнув: «Отойди, не трогай моих чертежей!»

Ответ:  Греческий ученый - математик Архимед, основатель гидростатики, создатель катапульт, кранов, защитник Сиракуз. Он определил приближённое значение числа . И в физике осталось его имя: винт Архимеда, закон Архимеда.

Архимед будет задавать вопросы командам на знание теории математики. Отвечает один из членов команды быстро и чётко. Жюри подсчитывает правильные ответы . Кто отгадал имя ученого, отвечает на вопросы первым. (Вопросы задаются командам по очереди: сначала одной 20 вопросов, потом другой.)

Вопросы для 1-й команды:

  1.  Как называется результат сложения?  (сумма)
  2. Наименьшее натуральное число.  (1)
  3. Сколько минут в часе? (60)
  4. Как называется треугольник, у которого две стороны равны? (равнобедренный)
  5. Может ли в треугольнике быть два тупых угла?  (нет)
  6. Как называется прибор  для измерения углов?  (транспортир
  7.   Как называется дробь, у которой числитель равен знаменателю? (неправильная)
  8. Чему  равна сумма углов треугольника?    (180º)
  9. Назовите наименьшее двухзначное число.  (10)
  10. Как называются прямые, которые не пересекаются на плоскости?  (параллельны).
  11. Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
  12. Соперник нолика. (крестик)

Вопросы для 2-й команды:

1.  Как называется  результат вычитания?  (разность)

  1. Как называется параллелограмм, у которого все стороны равны, а углы прямые?  (квадрат)
  2. Как называется треугольник, у которого все стороны равны?  (равносторонний)
  3. Может ли в треугольнике быть два прямых угла?  (нет)
  4. Как называется прибор для измерения отрезков?  (линейка)
  5. Сколько лет спал Илья Муромец?  (33)
  6.   Как называется «верхняя» часть дроби? (числитель)
  7. Чему равна сумма смежных углов?    (180º)
  8. Как называется число, делящееся без остатка на 2? (чётное)
  9. Как называются прямые, которые пересекаются под прямым углом? (перпендикулярными)
  10. Сколько музыкантов в квартете? (4)
  11. Какой вал изображён на картине Айвазовского? (9)

Какая команда лучше знает теорию? Кто получает ключ, уважаемое жюри?

Ключ получает...

А мы отправляемся дальше.             

5 этап: на котором ключ получает та команда, чей представитель будет более внимательным.

Сначала послушайте индусскую притчу, которую любил рассказывать известный русский режиссер К.С. Станиславский.

Магараджа выбирал себе министра. Он  объявил, что возьмёт того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли.

Многие ходили,  но по пути их «отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил молоко. «Ты слышал крики, выстрелы? –спросил его магараджа. - Ты видел, как тебя пугали?» «Нет, повелитель, я смотрел на молоко».

Не слышать и  не видеть ничего постороннего – вот до какой степени может быть сосредоточено внимание.

Теперь мы проверим, насколько внимательны представители наших команд.

Задание: Надо очень быстро найти и назвать все числа от 1 до 35. Кто это сделает быстрее?

 

24

6

18

2

29

13

35

20

26

15

9

22

5

32

3

34

25

12

19

27

11

30

10

28

23

7

1

16

17

33

4

21

14

31

8

Ключ получает та команда, которая показала лучшее время.

6 этап: Разгадай математический ребус.

Задание: Каждая команда отгадывает три математических ребуса.

Ключ получает та команда, которая быстрее справилась с заданием.

7 этап: Найди пропавшие буквы.

Задание:  Буквы спрятались. Найдите их.

1. МТМТК    2.МТР   3.ТНН   4.МНТ   5. ГМТР   6.ЗДЧ    7. ТРПЦ   8. ПРПНДКЛР

Ответ:  математика, метр, тонна, минута, геометрия, задача, трапеция, перпендикуляр.

Ключ получает та команда, которая быстрее справилась с заданием.

8 этап: Загадки с числительными.

Задание: Отгадайте  загадки с числительными:

1. Какое животное имеет два носа?                                                             (носорог) 

2. Два брата купаются, а третий насмехается?                    (два ведра и коромысло)

3. Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.  (12 месяцев)

4. Есть семь братьев: годами равные, именами разные?                      (дни недели)

5.Лежит брус на всю Русь. На том брусу 12 гнёзд. И во всяком гнезде

по 4 птицы?                                                                                                     (год) 

6. Только одно дерево без ветра шумит. Какое?                                            (осина)

7. Шесть ног, а бежит не быстрее, чем на четырёх?                        (всадник на коне) 

8. Сто один брат и всё в один ряд. Вместе связаны стоят. Что это?        (изгородь)

9. Стучит, гремит, вертится. Ничего не боится, считает наш век, а не человек?                                                                                                                        

                                                                                                                          (часы)

11. Четыре ноги, а не зверь. Есть перья, да не птица?                  (кровать, постель)

12. Что имеет два конца, но не имеет начала?                                       (ножницы)

Ключ получает та команда, которая отгадала больше загадок

9 этап: Конкурс пословиц.

Задание: В русском языке встречаются пословицы и поговорки, в которых встречаются числа. Команды называют по одной пословице. Выигрывает та, которая последней назовёт пословицу.

Ответ:      Один в поле не воин.

                  Беда никогда не приходит одна.

                Ум хорошо, а два лучше.

                Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

                За одного битого двух небитых дают.

                Старый друг лучше новых двух.

                За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

                Семеро одного не ждут.

                Семь раз отмерь, один раз отрежь.

                Семь бед – один ответ.  И другие.

        Ну, а сейчас вы благополучно добрались до замка, заработали ключи.

Посчитаем чья команда заработала больше ключей.

III Подведение итогов урока

Подсчет ключей и награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов: «Математика и оборона страны»

Данное мероприятие показывает взаимосвязь математики с вооруженными силами. Содержит исторические данные о ВОВ....

Презентация к интегрированному внеклассному мероприятию интеллектуальная игра по географии и математике для обучающихся 5-6 классов "Хочу все знать"

Наглядная мультимедийная презентация к внеклассному мероприятию интеллектуальной игре  по географии и математике для обучающихся 5-6 классов. Возможно проведение данного мероприятия в рамках неде...

Внеклассное мероприятие для 8 класса "Клуб знатоков математики"

Данная работа является презентацией для внеклассного мероприятия для учащихся 8-ых классов по математике...

Внеклассное мероприятие "Любовь с первого взгляда к математике"

Данное мероприятие я рекомендую проводить в 9-11 классах. Для "выстрелов" использовала игрушечный бластер, при касании присоски - сердце на кране исчезает, и участники видят приз. Использовала заставк...

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии, химии и физике, математике

Цели и задачи:Обобщить знания учащихся по предметам естественно – математического цикла. Стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение б...

Внеклассное мероприятие для 7-8 классов "Битва математиков"

Внеклассное мероприятие "Битва математиков" проводилось в рамках "Недели математики". Это командная игра, в которой параллельно с командой на вопрос отвечает "избранный"....