АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
статья на тему

Еще одним методом активизации познавательной деятельности является интеграция – процесс сближения школьных предметов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

 Это весьма полезно, а потому не только не

следует им мешать, но нужно принимать меры

к тому, чтобы всегда у них было что делать». 

Ян Амос Кoменский 

Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще греческие философы учили своих учеников искать истину, размышляя и делая логические умозаключения, а французский философ и писатель Жан-Жак Руссо создавал для учеников специальные ситуации, вынуждающие их самостоятельно искать новые знания.

Однако серьезным изучением проблемы познавательной деятельности учащихся занялись все-таки не философы, а выдающиеся европейские педагоги, в частности, Иоганн Песталоцци и Адольф Дистервег.

Песталоцци, например, выработал новую педагогическую концепцию, согласно которой, воспитание следует строить в соответствии с внутренней природой ребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физических сил. Швейцарский педагог полагал, что задаткам, потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает от рождения, свойственно стремление к развитию. Им были выделены силы человеческой природы троякого рода:

1) силы знания, состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию;

2) силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела;

3) силы души, вырастающие из задатков к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой. [11, с. 8]

Соответственно этому и первоначальное, элементарное, обучение Песталоцци подразделял на умственное, физическое и нравственное, подчеркивая, что эти составляющие должны развиваться в непрерывном согласии и взаимодействии, чтобы какая-нибудь одна из сторон личности не получила усиленного развития за счет остальных.

Немецкий педагог Адольф Дистервег считал, что овладение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности. В частности, он писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...» [3, с. 111]

И в настоящее время вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики, поскольку от качества учебного процесса как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. И эти методы и формы качественно отличаются в младших и старших классах, что в основном связано с тем, что процесс познания у младших школьников,  в основном, неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности, подталкивая его к успешному решению поставленных задач и упражнений, так как успех – это важнейший стимул активной деятельности человека, особенно в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще слабо выражены.

Ребенок, который отстаёт от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению, его познавательная активность на уроке стремительно падает, переходя в свою противоположность – стремлению нарушить  познавательную деятельность у остальных учеников. Поэтому, в активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение имеет умение учителя придавать этому материалу увлекательный характер, сделать его живым и интересным. Следовательно, формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.

Зададим вопрос: что может сделать учитель для активизации познавательной деятельности учащихся? По нашему мнению, основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.

Это отмечают и российские педагоги Илья Исаев и Виталий Сластенин: «Обучение не сводится к механической "передаче" знаний,  умений и навыков.  Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники  (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно,  так как учитель не может  ограничиться  только изложением знаний - он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность». [12, c. 241]

Активность учения определяет интенсивность «соприкосно-вения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности в основном выделяют следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания;
  • стремление к самостоятельной деятельности;
  • сознательность выполнения заданий;
  • систематичность обучения;
  • стремление повысить свой личный уровень.

Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса, средство активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразие эффективных приемов пробуждает у детей интерес и положительное отношение не только к результатам, но и самому процессу обучения, к учителю, уверенность в преодолении трудностей, а создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Наиболее часто применяются в практике работы учителей урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они облегчают процесс усвоения знаний.

Еще одним методом активизации познавательной деятельности является интеграция – процесс сближения школьных предметов. Интеграция представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности. 

Младший школьный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности.

Многие педагоги-практики не считают необходимым сочетать методы обучения и используют постоянный набор приемов. Но ведущие педагоги и психологи отмечают, что однообразная деятельность тормозит познавательную активность. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок.

Таким образом, главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда, который обеспечивает активное участие в уроке каждого учащегося, повышает авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда.

Следовательно, активизация познавательной деятельности учащихся – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся может проходить лишь в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовывать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Основная задача учителя - максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к познанию нового материала и легче усвоить учебный материал, что в итоге, в условиях гуманизации образования, приведет к формированию личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность.



Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

 Это весьма полезно, а потому не только не

следует им мешать, но нужно принимать меры

к тому, чтобы всегда у них было что делать». 

Ян Амос Кoменский 

Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще греческие философы учили своих учеников искать истину, размышляя и делая логические умозаключения, а французский философ и писатель Жан-Жак Руссо создавал для учеников специальные ситуации, вынуждающие их самостоятельно искать новые знания.

Однако серьезным изучением проблемы познавательной деятельности учащихся занялись все-таки не философы, а выдающиеся европейские педагоги, в частности, Иоганн Песталоцци и Адольф Дистервег.

Песталоцци, например, выработал новую педагогическую концепцию, согласно которой, воспитание следует строить в соответствии с внутренней природой ребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физических сил. Швейцарский педагог полагал, что задаткам, потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает от рождения, свойственно стремление к развитию. Им были выделены силы человеческой природы троякого рода:

1) силы знания, состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию;

2) силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела;

3) силы души, вырастающие из задатков к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой. [11, с. 8]

Соответственно этому и первоначальное, элементарное, обучение Песталоцци подразделял на умственное, физическое и нравственное, подчеркивая, что эти составляющие должны развиваться в непрерывном согласии и взаимодействии, чтобы какая-нибудь одна из сторон личности не получила усиленного развития за счет остальных.

Немецкий педагог Адольф Дистервег считал, что овладение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности. В частности, он писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...» [3, с. 111]

И в настоящее время вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики, поскольку от качества учебного процесса как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. И эти методы и формы качественно отличаются в младших и старших классах, что в основном связано с тем, что процесс познания у младших школьников,  в основном, неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности, подталкивая его к успешному решению поставленных задач и упражнений, так как успех – это важнейший стимул активной деятельности человека, особенно в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще слабо выражены.

Ребенок, который отстаёт от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению, его познавательная активность на уроке стремительно падает, переходя в свою противоположность – стремлению нарушить  познавательную деятельность у остальных учеников. Поэтому, в активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение имеет умение учителя придавать этому материалу увлекательный характер, сделать его живым и интересным. Следовательно, формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.

Зададим вопрос: что может сделать учитель для активизации познавательной деятельности учащихся? По нашему мнению, основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.

Это отмечают и российские педагоги Илья Исаев и Виталий Сластенин: «Обучение не сводится к механической "передаче" знаний,  умений и навыков.  Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники  (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно,  так как учитель не может  ограничиться  только изложением знаний - он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность». [12, c. 241]

Активность учения определяет интенсивность «соприкосно-вения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности в основном выделяют следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания;
  • стремление к самостоятельной деятельности;
  • сознательность выполнения заданий;
  • систематичность обучения;
  • стремление повысить свой личный уровень.

Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса, средство активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразие эффективных приемов пробуждает у детей интерес и положительное отношение не только к результатам, но и самому процессу обучения, к учителю, уверенность в преодолении трудностей, а создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Наиболее часто применяются в практике работы учителей урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они облегчают процесс усвоения знаний.

Еще одним методом активизации познавательной деятельности является интеграция – процесс сближения школьных предметов. Интеграция представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности. 

Младший школьный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности.

Многие педагоги-практики не считают необходимым сочетать методы обучения и используют постоянный набор приемов. Но ведущие педагоги и психологи отмечают, что однообразная деятельность тормозит познавательную активность. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок.

Таким образом, главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда, который обеспечивает активное участие в уроке каждого учащегося, повышает авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда.

Следовательно, активизация познавательной деятельности учащихся – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся может проходить лишь в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовывать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Основная задача учителя - максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к познанию нового материала и легче усвоить учебный материал, что в итоге, в условиях гуманизации образования, приведет к формированию личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся      Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает со...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Использование интернет-ресурсов для активизации познавательной деятельности учащихся по биологии в урочной и во внеурочной деятельности.

Использование возможностей сайта Дневник.ру для активизации познавательной деятельности учащихся.Совместная работа учителя и учащихся на страницах созданной группы "Любители б...

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"...

Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии на уроках и во внеурочной деятельности через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизм...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...