Программа краткосрочного курса по технологии организации и проведения массовых игр «МАСТЕР ИГРЫ»
методическая разработка на тему

Карпинская Татьяна Николаевна

Целью данного курса является обучение детей технологии организации и проведения игр с залом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_master_igry.docx50.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7»

п. Карьер-Известняк Александровского муниципального района

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

________Н.П. Созинова

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «ООШ № 7»

________ Т.Л. Гузеева

Программа краткосрочного курса

по технологии организации и проведения массовых игр

 «МАСТЕР ИГРЫ»

8 часов

(для учащихся основной школы)

Разработала: Т.Н.Карпинская педагог

2014 г.

I. Пояснительная записка

Давно известно, что игра —  это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры

Игра не смотря на ее вид является типом развлечения в свободное время с определенными правилами.

Игра – это путь к познанию ребенком самого себя. И это понятие многогранно. Существуют разные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, терпение и т.д.

Игра – отличное дополнение к учебному процессу, в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, приобретение высоких моральных качеств, формирование гражданского сознания.

Игра – важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное. Это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей, отдаться мечте и радостям физического или интеллектуального напряжения.

Игра – дело серьезное, как парадоксально это не звучит. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям.

Игра может стать самым эффективным инструментом обновления содержания деятельности детских организаций. Возможность объединения ребят и взрослых в единый союз, его привлекательность при выборе разнообразной деятельности, учет интересов каждого.

Детская игра - сфера активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении.

Игра - важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующий их физическому, психологическому, нравственному развитию.

Все дети любят играть. Но при всей кажущейся несерьёзности, игра – неотъемлемая часть детства, оказывающая колоссальное влияние на различные аспекты развития человека. Фактически, в игре дети обучаются навыкам социализации и самостоятельности, раскрывают свой творческий потенциал и находят варианты решения многих проблем, с которыми им только предстоит столкнуться во взрослой жизни.

Дети школьного возраста нуждаются в играх, позволяющих расходовать физическую энергию и развивать умственные способности. В ходе игры детей легко обучить новым понятиям, которые при обычном обучении в классе, вероятно, навеяли бы только скуку. Наиболее интересны в этом возрасте игры, представляющие собой дружественное соревнование. Такие игры для школьников, могут представлять собой, как физические и спортивные состязания, так и интеллектуальные поединки.

 Как игры для школьников влияют на физическое развитие?

 Без сомнения, физическая активность во время спортивных и иных игр, приносит пользу развивающемуся организму. Во время подвижных игр, в особенности, если они проходят на свежем воздухе, увеличивается насыщение крови кислородом, ускоряется обмен веществ, что в свою очередь является профилактикой лишнего веса у детей – актуальной проблемы современности. Физическая активность на свежем воздухе помогает укрепить иммунитет и способствует расходованию излишней энергии, что благотворно влияет на усидчивость и внимание детей во время уроков.

 Как игры для школьников влияют на социальное развитие?

 Когда дети достигают возраста шести лет, основной их деятельностью становятся игры с другими ребятами. В процессе совместных игр дети учатся слушать, сопереживать, поддерживать. Эти навыки они будут использовать в общении с людьми в течение всей жизни.

В ходе игры школьники так же учатся навыкам урегулирования конфликтов и переговорам. Игровая деятельность помогает развивать социальные навыки уже с раннего возраста и гарантирует, что дети будут стремиться найти точки соприкосновения друг с другом и чувство принадлежности к обществу.

 Как игры для школьников влияют на поведение детей в классе?

 Исследование, проведенное в 2011 году в Университете Дикина в Австралии, продемонстрировало, что игра не только влияет на всестороннее развитие, но и оказывает благотворное влияние на поведение. Дети, участвовавшие в эксперименте и игравшие в подвижные командные игры, проявляли значительно меньшую агрессию по отношению к сверстникам (толчки, пинки, шлепки, словесные перепалки), нежели ребята из контрольной группы, физическая активность которых во время исследования была минимальна.

Подвижные игры для школьников вызывают выброс в кровь эндорфинов – гормонов, вызывающих чувство умеренной эйфории. Это способствует улучшению настроения детей в течение дня и, как следствие, более благоприятному психологическому климату в классе.

 Как игры для школьников влияют на умственное развитие и творческий потенциал?

 В настоящее время в учебный план вносятся не только классические занятия, но и игровые. Игры для школьников становятся регулярной обучающей деятельностью, и её влияние на всестороннее развитие уже доказано многочисленными исследованиями. Во время игрового процесса школьники развивают навык исполнительности, который включает в себя запрещающий контроль (способность работать, не отвлекаясь), память и познавательную гибкость (способность приспосабливаться к изменяющимся условиям труда). Навык исполнительности крайне важен для достижения успеха в учёбе и карьерного роста.

Игры для школьников – незаменимое условие развития творческого потенциала и стремления к познанию нового. Когда во время игр стимулируется детское воображение, ребята изучают разнообразные способы выхода из критических ситуаций и проблем. Игра так же даёт детям навык риска и настойчивости, что сослужит хорошую службу в карьере и взрослой жизни в целом.

Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. Они регулируются определенной системой правил поведения их участников. 

Коллективные игры - это игры, которые проводятся для группы детей, подростков. Различают несколько видов коллективных игр, которые, в свою очередь, можно объединить в группы.

Первая группа - игры, развивающие определенные психологические стороны личности ребенка, например, игры для улучшения отношения к обществу, развитие дисциплинированности или внимания.

Вторая группа игр - игры, развивающие физические способности, например, игры для развития слуха, зрения, моторики и другое.

Третью группу игр можно выделить для подростков. К ней относятся коллективные игры, развивающие сотрудничество, умение планировать.

Игры с залом помогут    поднять настроение у ребят и эмоционально настроить их, снять шум в зале, а также заполнить неожиданно возникшую паузу в ходе какого-либо мероприятия.

Все эти тезисы послужили причиной создания представленного курса.

В рамках нашей работы дети смогут развить и проявить свои лидерские качества, перенестись в мир игры, отвлечься от проблем в учёбе и семейных сложностей, а также пополнят свой запас новыми играми, которые смогут использовать в различных ситуациях.

II. Цель и задачи

Целью данного курса является обучение детей технологии организации и проведения игр с залом. Поставленная цель реализуется через ряд задач: 

  • формирование лидерских качеств обучающихся;
  • развитие их творческого потенциала;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • пополнение копилки коллективных игр.

III. Предполагаемый результат (продукт)

Итогом работы данного курса станет школьный конкурс «Мастер игры», где обучающиеся смогут на практике продемонстрировать полученные умения и навыки.

IV. Виды оценки результативности занятий

Оценивать каждое занятие будут сами обучающиеся методом рефлексии. А в конце обучения им будет предложена анкета.

V. Содержание программы

Курс состоит из восьми занятий. Каждое занятие предполагает освоение теоретического материала и практическую часть. Большинство материалов для планирования и проведения занятий представлены в приложении. В ходе работы обучающиеся будут получать задания для самостоятельной подготовки, которые будут заключаться в поиске и освоении новых игр и игровых приёмов. Каждый сможет попробовать себя в роли ведущего. В конце каждого занятия и всего обучения обязательна рефлексия. Полученные навыки обучающиеся продемонстрируют на школьном конкурсе «Мастер игры».


VI. Учебно-тематический план.

Тема занятия

Содержание

Практикум

Вводное занятие. Игра – это серьёзно!

Цели и задачи курса. Определение игры. Функции игры. Содержание игр. Разучивание игр на знакомство.

Игры типа «Снежный ком», «Назови своё имя», «Здравствуй, локоть», «Водяной»

Кто-такой ведущий?

Личностные качества ведущего. Развитие уверенности в себе

Трениг «Уверенность в себе»

Виды коллективных игр. Игры на внимание.

Разновидности игр с залом. Проигрывание этих игр.

Игры «Ухо, нос», «Лук, укроп, чеснок», «Солныщко, заборчик, камешки»

Игры-кричалки

Значение. Где можно использовать. Отличия от других видов. Проигрывание.

Игры типа  «Итальянский футбол», «Как чихает слон»

Игры-повторялки

Значение. Где можно использовать. Отличия от других видов. Проигрывание.

Игры типа  «У оленя дом большой», «Я – Наташа!», «Мы весёлые мартышки»

Игры-хлопалки

Значение. Где можно использовать. Отличия от других видов. Проигрывание.

Игры типа  «Ипподром», «Дождь», «Дельфинарий», «Паровозик»

Игры-экспромты, инсценировки, розыгрыши.

Особенности этих видов игр. Примеры.

Игры типа «Салют», «Колобок», «Титаник»

Подведение итогов.

Оформление электронной картотеки игр с залом. Подготовка к конкурсу «Мастер игры».

Анкетирование.


VII. Литература

1. Игры для весёлой компании. – Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2004.

2. Весёлые праздники в школе. Давыдова А.В. – М.: ВАКО, 2007.

3. Весёлые игры и праздники для детей и их родителей. Е.Каминская. Ростов н/Д: Изд. Дом. «Владис», 2008.

4. Сайт «Чем развлечь гостей»

5. Сайт http://kladraz.ru/

6. Сайт http://ped-kopilka.ru/ 


Приложение 1

Теоретический материал (выборка)

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Игра – это занятие для развлечения, отдыха, укрепления здоровья и т.п., а также какой-либо вид, способ такого занятия, основанный на определенных условиях, подчиненный определенным правилам.

Разновидности игр с залом

Игры-кричалки - это веселый диалог ведущего и ребят. Кричалки организуют на время детский коллектив, поднимают настроение детям и взрослым. Кричалка в какой-то степени выражает свободу личности ребенка или подростка, он может также высказать свое настроение.

Собравшись вместе, ребята с удовольствием произносят рифмованные тексты. При этом можно петь, можно хлопать в ладоши, можно топать в такт ногами, а можно шагать под речевку с отрядом так, чтобы оглядывались окружающие.

Она организует, сплачивает коллектив и просто поднимает настроение. Кричалки представляют собой набор слов, чаще не содержащий в себе никакого смысла, который надо хором, в заданном ритме кричать. Ведущий начинает кричалку, а дети хором просто повторяют то, что он сказал. При этом прелесть кричалки для ребят заключается в том, что ее необходимо именно кричать, что вполне соответствует детской потребности

Игры-повторялки – одна из разновидностей игр с залом или коллективом детей. Целью данных игр является повторение слов (чаще рифмованных) за ведущим. Создаётся шумовой эффект, поднимается настроение, сплачивается детский коллектив.

Игры-хлопалки или показывалки  - это необычные игры. Их обязательно нужно показывать. Ведущий изображает то, о чем говорит, а дети повторяют эти движения за ним. Игры-хлопалки подразумевают, что играющие хлопают в такт словам или отвечают хлопаньем на задания ведущего. Они также создают дружественную атмосферу, сближают участников игры, помогают снять напряжение.

Игры-экспромты. Театральная сценка-экспромт (моментальный спектакль) – сценка, которая проводится на празднике без предварительной подготовки. Это одно из самых универсальных средств развлечения и сближения людей, созданное каким-то талантливым массовиком-затейником, и оно неспроста пользуется большой популярностью. При минимальной трате времени на подготовку — максимальная отдача в виде удовольствия играющих. Сценки-экспромты, или моментальные спектакли, не требуют тщательной предварительной подготовки (в том числе и репетиций!), декораций, дополнительного реквизита и костюмов. Необходимо лишь хорошее настроение собравшихся и их желание повеселиться! Сценки-экспромты прекрасно подходят для компании, где есть незнакомые друг другу люди — игра раскрепощает и сближает их.

Роль ведущего в организации игровой деятельности

Организация игровой деятельности детей и молодёжи в учреждениях культуры представляет собой сложный динамический процесс, включающий множество различных компонентов: отбор содержания и форм игры, выбор художественно-выразительных средств для эмоционального насыщения их содержания, построение игровой программы, методику проведения различных видов игр, комплектование игротек. В успешной реализации этих задач велика роль ведущего игр, от мастерства которого во многом зависит успех организации игровой деятельности детей и молодежи. Специалисты обсуждали профессиограмму ведущего игр. В основном говорилось о личностных качествах ведущего игр – таких, как такт, доброжелательность, художественный вкус, культура речи, общая эрудиция, чувство юмора, находчивость.

Многолетние наблюдения за проведением игровой деятельности детей и молодежи свидетельствуют о том, что участие в коллективной игре легко снимает психологические барьеры. Если она организована как массовая, в нее включается каждый участник. Так, например, при проведении игровой программы «Игра приглашает всех» ведущий начал свое выступление с разыгрывания аукциона и стремился в начале программы создать у аудитории настрой на игру, снять у нее психологический зажим.

При проведении игровой программы на новогоднем балу ведущий использовал своеобразный игровой прием – знакомство через открытку. Каждому входящему в зал вручалась половина открытки, вторую ее половину он должен найти у одного из присутствующих в зале и таким образом познакомиться с ним. В результате организации игр между отдельными группами детей и молодежи возникает игровое партнерство, что, в свою очередь, способствует снятию стеснительности, тревожности, психологического зажима.

В результате такого построения программы у участников игры формируется определенное общественное мнение, возникает система ожиданий, психологическая установка на участие в играх и конкурсах. Создать ее в значительной степени позволяет организация пространства, где проходят игровые программы, так называемый дизайн среды. Необходимо, чтобы помещение, где проходят игровые программы, каждый раз принимало новый вид (комнаты игры, дома игры, волшебного терема). Это способствует созданию особой игровой ситуации, настраивает детей и молодежь на принятие игровой условности.

Ведущий от начала до конца обеспечивает своеобразное развитие игры, способствует свободному проявлению творческой активности и самодеятельности ее участников.


Приложение 2

Игры на знакомство

«А я еду, а я тоже, а я заяц…»

Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место - не занято никем. В центре - водящий. 
Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами "а я еду". 
Следующий игрок - со словами "а я тоже". 
Третий участник говорит "а я заяц" и, левой рукой ударяя по пустому стулу, называет имя человека, сидящего в кругу. 
Тот, чьё имя произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача водящего - успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел, становится водящим. Игра начинается сначала.

«Здравствуй, локоть»        

Участники игры должны здороваться и при этом называть своё имя, соприкоснувшись локтями. 
Необходимо отставить в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. 
Попросите участников встать в круг. Предложите всем рассчитаться на «один, два, три, четыре» и сделать следующее: 
Каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны; 
Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; 
Каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны; 
Каждый «номер четвертый» держит сложенные крест- накрест руки на груди (локти смотрят в стороны). 

Теперь нужно объяснить участникам игры, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно большем числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. 
Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы. 
Эта забавная и весёлая игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между её участниками.

Водяной

Водящий сидит в круге с закрытыми глазами. Игроки двигаются по кругу со словами: 
Водяной -  водяной, 
Что сидишь ты под водой? 
Выйди на минуточку, 
Поиграем в шуточку!
Круг останавливается. «Водяной» встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. 
Его задача – определить кто перед ним. 
«Водяной» может трогать игрока руками, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, он меняется ролями, и теперь тот, чье имя было названо, становится водящим.

Паровозик

Участники стоят в кругу. 
Ведущий подходит к любому игроку и говорит: "Привет, я - паровоз. Как тебя зовут?" 
Участник называет своё имя, " паровоз" повторяет. 
Важно повторять с той же интонацией, с какой произнёс участник. 
Кто представился, присоединяется к паровозу. 
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.

Платочек

Все стоят в кругу. Водящий идет за кругом с платочком . 
Неожиданно для всех между двумя игроками опускается платочек. 
Эти игроки разбегаются в противоположные стороны по кругу. 
При встрече они здороваются, называют друг другу свои имена и бегут дальше. 
Задача: добежать до своего места и первым схватить платочек. Кому это удастся, тот становится водящим.

Игры с залом

Дельфинарий

Ведущий: «Игра на внимание. Представьте, что моя левая рука — это море (делает волнообразное движение), а правая — рыбка (правой ладошкой изображает рыбку, которая плывет, извиваясь). Когда рыбка выпрыгивает из моря (т. е. поднимается правая рука над левой рукой), вы хлопаете. Итак, начинаем».

Ведущий первоначально делает медленные движения. Затем вводит обманные движения, после ускоряет темп, устраивая овации.

Дождь

Ведущий: «Сейчас мы разучим наши фирменные аплодисменты. Повторяйте за мной. Пошел мелкий дождь — хлопаем одним пальцем по ладошке. Дождь стал усиливаться — хлопаем двумя пальцами по ладони. Стал еще сильнее — хлопаем тремя пальцами по ладони. Пошел сильный дождь — четыре пальца хлопают по ладони. Начался ливень — всей ладонью». Проиграв раз, ведущий может предложить разучить концовку игры. Когда он махнет рукой, весь зал должен сказать: «Yes», и дождь прекращается, устанавливается тишина.

Салют

Ведущий предлагает устроить в зале праздничный салют. Помогут в этом самые смелые зрители. На сцену приглашается два человека. Одному достается роль спичечного коробка, который стоит у правой кулисы близко к краю сцены, второму — роль спички. Стоя в середине сцены, спичка должна будет гордо прошагать до коробка и, чиркнув головой по коробку, загореться. Ведущий приглашает зрителя в ярко-красной одежде, который будет исполнять роль огонька. Следующие четыре зрителя становятся фитильком. Выстроившись в шеренгу, они стоят в середине сцены. Далее приглашается зритель на роль пушки. Разместившись у левой кулисы, пушка должна громко сказать «Бах!». И, наконец, из зала приглашаются 5-8 зрителей в ярких одеждах. Они приседают перед сценой кружком и после сигнала пушки должны будут встать со словами «тили-тили», а зрители громко аплодируют.

После репетиции устраивается салют, ведущий комментирует происходящее: Гордая спичка шагает к коробку, чиркнув головкой по коробку, загорается, появляется огонек. Спичка с огоньком шагает к фитильку. Огонек бежит по фитильку к пушке. Пушка стреляет. Загорается салют под аплодисменты зрителей.

Титаник

Ведущий предлагает поставить новый фильм «Титаник». Ведущий: «Давайте отправимся в морское путешествие на "Титанике". Но не надо бояться, ведь этот корабль мы построим сами. Для этого мне понадобится ваша помощь». Ведущий приглашает на сцену двух человек. Они будут бортами «Титаника». Затем приглашается еще один актер. Ему достается роль шлюпки. Борта берутся за руки, шлюпка виснет у них на руках. Нос корабля должна украшать женская фигура, выходит девушка. Затем приглашаются два высоких человека, им предстоит быть трубами на корабле. «Корабль построен, но не оснащен. Очень важно не забыть взять сигнальную ракету». На эту роль приглашается маленькая девочка, умеющая издавать громкий, пронзительный крик. Двое актеров в белом приглашаются на роль айсберга. Он встает на пути движения корабля.

Ведущий: «Корабль врезается в айсберг и раскалывается пополам (борта расцепляют руки, шлюпка падает на воду). На корабле паника {зрители кричат). Крысы убегают с корабля (зрители топают ногами). Взлетает сигнальная ракета». Сигнальная ракета спрыгивает со стула и кричит: «Help! Help!»

Ипподром

Ведущий: «Приготовьте, пожалуйста, свои ладошки. Ладошки — это лошадка, а побежит она по коленочкам. Давайте разучим, что умеет делать лошадка: мчаться галопом (звонкие хлопки ладошками по коленкам); бегать по песочку (трение ладоней по коленкам); скакать по камушкам (стучим кулачками по коленкам); брать барьеры (руки поднимают вверх и опускают, хлопая по коленкам, вниз). Итак, мы на ипподроме. Начинаются скачки. Посмотрим, чья лошадка придет первой. На старт! Внимание! Марш!» Ведущий дает различные комбинации команд из разученных, изменяет темп. Ведущий: «До финиша остается десять метров, пять, финиш! Ну, чья лошадка пришла первой?» Дети: «Моя!» Ведущий: «Ура! Победила дружба!»

Паровозик

Зал делится на две половины. По взмаху руки ведущего одна половина хлопает в ладоши обычно. Вторая часть детей хлопает в ладоши, сложив их лодочкой. Ведущий поочередно взмахивает то левой, то правой рукой — реагируя на взмах руки, зал поочередно хлопает, изображая стук колес поезда, постепенно убыстряя темп. Если ведущий поднимает вверх над головой обе руки — дети кричат: «Ту-ту!!!»

Колобок

Игра очень похожа на предыдущую. Ее можно проводить с залом, в кругу, а также на сцене; будет различным только количество игроков.

Когда роли распределены (дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса, пенек), ведущий начинает рассказывать сказку. По мере того как называются те или иные персонажи, они или встают с мест (если сидят в зале) или делают шаг вперед и кланяются (если находятся на сцене или в кругу). Не повезло только "колобку" - он должен на каждое слово "колобок" поворачиваться вокруг своей оси (он ведь абсолютно круглый)!

Гномы

Зал делится на две группы - "Петьки" и "Васьки".

Ведущий говорит: На маленькой полянке стоит красивый дом, А в домике красивом живет веселый гном. Гном, гном! Как тебя зовут?

Если показывает на "Петек", они говорят: У меня штаны в горошек, Я пришел сюда из сказки, Потому что я - хороший!

Если показывает на "Васек", они говорят: У меня рубашка в клетку, Я пришел сюда из сказки И принес конфетку!

Замечания. Ведущий показывает на группы в произвольном порядке, может показать на них одновременно.

Школа аплодисментов

Игра проводится с залом перед началом какой-либо программы. Ведущий программы объявляет детям о том, что все они зачисляются в школу аплодисментов.

Ведущий: Эта школа не совсем обычная, потому что в ней всего пять классов и обучение в ней проходит довольно быстро. Но зато после ее окончания все ребята могут совершенно квалифицированно дарить свои аплодисменты всем, кто выступает на сцене. Но для начала давайте я объясню вам нехитрые правила поведения в нашей школе. Во-первых, в нашей школе категорически запрещено свистеть во время и после выступления артистов. Во-вторых, в нашей школе запрещено топать ногами во время и после выступления артистов. И, наконец, в-третьих, в нашей школе категорически запрещено проявлять неуважение ко всем, кто выступает на сцене и сидит в нашем зале.

Итак, первый класс школы аплодисментов - это умеренные аплодисменты. Они непродолжительные, без особого шума. Давайте попробуем. Молодцы! Поздравляю вас с окончанием первого класса.

Второй класс школы аплодисментов - бурные аплодисменты. Они шумные и продолжительные. Давайте отрепетируем. Молодцы, справились с заданием!

Третий класс школы аплодисментов - бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овации. Продемонстрируйте их, пожалуйста. Изумительно, какие способные ученики! Поздравляю вас с окончанием третьего класса нашей школы. Переходим в четвертый.

Четвертый класс школы аплодисментов - это бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овации с криками "Браво!" и "Бис!". Они достаточно сложные, но выполнимые, давайте попробуем! Как хорошо вы справились с трудным заданием! И вы достойны того, чтобы перейти в выпускной класс!

Пятый класс школы аплодисментов - это бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овации с криками "Браво!" и "Бис!", сопровождаемые всеобщим вставанием и ликованием. Какие вы молодцы, что прошли все пять классов нашей школы.

А теперь - самое время устроить выпускные экзамены. Итак, я называю класс, а вы аплодируете в соответствии с ним.

Далее можно повторить все упражнения от первого класса к пятому, в разброс, от пятого к первому. Можно устроить экзамен каждому отряду или выборочно и т. д. А по окончании "экзамена" необходимо обязательно похвалить всех детей и начать программу с бурных продолжительных аплодисментов, переходящих в овации с криками "Браво!" и "Бис!" со всеобщим вставанием и ликованием.

Картошка

Предложите ребятам проверить внимательность, наблюдательность и быстроту реакции. Это очень просто сделать. Пусть на любой Ваш вопрос ребята отвечают: «Картошка». Вопросы могут быть обращены ко всем, а иногда лучше спросить одного. Например: «Что у тебя на этом месте?» (показав на нос). Реакцию нетрудно представить. Кто ошибся - выходит из игры. Не забудьте самых невнимательных после первых двух вопросов простить, иначе Вам не с кем будет продолжать игру. Вот несколько вопросов, которые можно задать: Что вы кушали сегодня на обед? - А что вы хотели бы съесть на ужин? - А кто это опаздывает и сейчас входит в зал? - Что привезла вам в подарок мама? - О чем вы мечтаете ночью? - Как зовут твою любимую собаку? ... и так далее. Победителям - самым внимательным ребятам - вручите в конце игры шуточный приз - картофелину.

Светофор

Ведущий имеет карточки трех цветов: красный, желтый, зеленый. Когда ведущий показывает ребятам карточку зеленого цвета они должны топать ногами, на желтый цвет – хлопать в ладоши и не красный - тихо сидеть. У ведущего есть помощник, который путает ребят и показывает не то, что нужно.

Итальянский футбол.

Все играющие делятся на две команды. Первая команда подчиняется правой руке, вторая – левой. Когда ведущий машет правой рукой, первая команда кричит: «Гол!», когда машет левой – вторая команда кричит: «Мимо!». Когда ведущий поднимает обе руки на уровне плеч, обе команды кричат: «Штанга!», а когда обе руки поднимает вверх, обе команды кричат: «Ура!». В этой игре от обеих команд требуется максимум внимания, т.к. если какая-то команда закричала не то или не в свое время, им засчитывается штрафное очко. Побеждает команда с наименьшим количеством штрафных очков.

Игры на сплочение

Помочь ребенку выразить свою индивидуальность, проявить свои склонности поможет игра «Автопортрет». Детям дается задание нарисовать себя в необычной форме: вместо глаз изобразить то, чем нравится любоваться, вместо рта — любимую пищу, вместо волос — то, о чем любит думать и т.д. После выполнения задания можно устроить выставку картин.

Еще одной игрой такой направленности является игра «Визитная карточка». Детям предлагается взять в руки микрофон и назвать свое имя. Когда все по кругу это сделают, начинают сначала, но уже к имени добавляют информацию о том, сколько им лет. Потом еще раз, но уже говорят и том, что лучше всего умеют делать. Игру можно продолжать сколько угодно, давая ребятам все новые задания: какую музыку любят  слушать, какую книгу читают и т.д.

Чтобы донести детям мысль о том, что хоть они все разные, необходимо держаться вместе, быть единым целым, рекомендуется провести игру «Виноград». Детям предлагается рассмотреть гроздь винограда, выбрать одну виноградинку и съесть. Потом проводится обсуждение о том, что виноградинки могут немного отличаться по размеру, форме, оттенку, но все вместе они образуют гроздь, к которой крепко прикреплены. Следует предложить детям порассуждать над вопросами:

  • Если бы виноградинки росли по отдельности, их бы кто-то замечал?
  • Что будет с виноградинкой, если она будет держаться на веточке некрепко?
  • Как ветру легче сорвать виноградинку с ветки: когда она отдельно или в составе большой грозди?

Наглядно увидеть, что результат общего дела зависит от вклада, который делает каждый из участников коллектива, дети смогут во время игры «Волшебные картинки». Детей разделить на команды. Каждый получает лист бумаги и цветные фломастеры. Дается задание нарисовать семью инопланетян (или волков, зайцев и т.д.). Сначала нужно изобразить маму. После этого дети обмениваются листочками и рисуют папу, потом снова меняются и продолжают рисовать других членов семьи. Так продолжается до тех пор, пока листочки с рисунками не вернутся к своим хозяевам. После этого все рисунки рассматриваются и выделяются самые лучшие. Авторы этих работ называют, кого именно они рисовали.  

Еще одним вариантом игр на сплочение детей 6-10 лет является упражнение «Смешной рисунок». Школьники делятся на две команды. Они будут рисовать, например, корову. Первому участнику завязывают глаза и предлагают нарисовать голову. Остальные по очереди дорисовывают недостающие детали. Потом оценивают плод своих совместных усилий.

Принципам сотрудничества и умению выполнять совместные действия дети будут учиться в игре «Сиамские близнецы». Ребятам нужно разделиться на пары. В каждой паре участники должны стать близко друг к другу, обняться за талию. Ноги, которые находятся рядом, следует скрепить веревочкой. После этого таким «близнецам» предлагается походить по классу, сесть на стул, лечь, попрыгать и т.д. Другой вариант игры — скрепить у пары учеников две руки и предложить что-то нарисовать или написать.

Есть игры, которые подталкивают детей к образованию групп. Одна из них игра «Молекулы». Каждый ребенок должен получить табличку с буквой (цифрой или рисунком). Далее дается задание:

  • составить слово;
  • составить пример;
  • составить рецепт борща и т.д.

Детям нужно не просто объединиться, но и правильно скоординировать свои действия, чтобы восстановить правильную последовательность. 

 

Ветер дует в сторону…

Играющие становятся в круг. Ведущий говорит: "Ветер дует в сторону… " (пр. того у кого есть брат) - те играющие, к которым относится высказывание ведущего (те у кого есть братья) - должны встать в круг.

Зеркало

Играющие выстраиваются в колонну. Один из них назначается "зеркалом" и становится перед колонной. Его задача - объяснить без звуков и слов первому из колонны, кто находится за его спиной (как будто тот отражается в зеркале). Далее зеркалом становится тот, кто угадывал "отражение", а "отражение" в свою очередь становится на место угадывающего.

Дотронуться до одежды …цвета

Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет ведущий. Ведущий должен успеть осалить кого-нибудь, кто не успел дотронуться. Осаленный становиться водящим.

3 дела одновременно

Помощник ведущего подвешивает самодельный маятник и приводит его в движение. В это время ведущий показывает за маятником 1 за другой 3 большие репродукции картин и диктует 2 коротких предложения. Помощник следит, чтобы не остановился в течении 1 минуты, и про себя подсчитывает количество качаний. Задача: записать предложение, подсчитать число качаний маятника и рассказать содержание репродукции. Ведущий у 4 человек из каждой команды спрашивает, сколько они насчитали качаний маятника. Затем он зачитывает предложения, которые все сверяют с написанными. По 1 из каждой команды рассказывают репродукцию.

Зашифрованное донесение

Ведущий быстро расставляет буквы под каждым числом в произвольном порядке. Лучший шифровщик 1 выходит к доске и пишет цифрами названное слово. Все остальные проверяют его. Затем по сигналу водящего все составляют единое секретное донесение. Потом предлагается сидящим за одной партой составляют друг другу короткие зашифрованные письма и обмениваются ими.

Ассоциации

Выбирается водящий, которому предлагается на время покинуть аудиторию. После того, как водящий вышел, оставшиеся игроки выбирают того о ком они будут рассказывать. Вернувшийся водящий задает каждому игроку по очереди вопросы – ассоциации (например – с каким деревом у тебя ассоциируется этот человек, с каким цветом, животным и т.д.). Игроки должны откровенно отвечать на заданный вопрос – задача водящего – угадать кто загадан.


Приложение 3

Рефлексия (примеры)

1. Предложение

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

занятие дало мне для жизни…

мне захотелось…

2. Плюс-минус-интересно

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на занятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

3. Комплимент

 Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

 

4. Три лица

Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

 5. Цветные карточки

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные методологические подходы к организации и проведению массовых мероприятий в образовательных учреждениях"

Тематика городских семинаров по теме "Организационно- массовая работа". План работы....

Организация и проведение массовых мероприятий, направленных на продвижение здорового образа жизни и физической культуры

Текст лекции подготовлен: Третьякова Наталия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионал...

Программы краткосрочных курсов для 4-5 классов, 8-9 классов, разработаные в предметной области "Технология"

Программы КСК для 4-5 классов, 8-9 классов в условиях реализации ФГОС в начальной и основной школе. Данные программы содержит описание, план занятий, критерии оценивания. Программы апробирована и успе...

Подготовка, организация и проведение массовых мероприятий

Дети с особыми образовательными потребностями –дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.Потребность в д...

Документы по организации и проведению массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий

Документы по организации и проведению массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий...

Организация и проведение массовых мероприятий на лыжах.

Организация и проведение массовых мероприятий на лыжах с учащимися 10-11 классов  С 2005 года в стране реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье», одной из основных ...

Участие в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках основной образовательной программы обр.орг

Участие в организации и проведении массовых мероприятий с обучающимися/ воспитанниками в рамках основной образовательной программы обр.орг[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19662253","...