Требования к содержанию обучения в условиях организации проектной формы учебной деятельности и самой проектной деятельности
статья на тему

Волкова Евгения Анатольевна

Статья по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к содержанию обучения в условиях организации проектной формы учебной деятельности и самой проектной деятельности

Отправной точкой  при  проектировании содержания образования в конкретном образовательном учреждении  является ФГОС основного общего  образования, ориентированный на  результаты образования, где гораздо в меньшей степени регламентирована номенклатура дидактических единиц, подлежащих усвоению, и в большей – те образовательные результаты, которые должны быть получены на выходе  из образовательного учреждения.

В рамках  ООП  конкретного  образовательного  учреждения предлагается работа с содержанием  образования в четырех направлениях.

Первое – поиск таких мест, точек в сложившихся учебных программах, которые позволяют школьникам совершать хотя бы отдельные свободные  действия с изучаемым содержанием (например, разработка  маршрута путешествия по карте или плану местности). Такого рода задания (с дополнительными требованиями к маршруту, которые могут формироваться на уроках истории или литературы) вполне вписываются в уже существующие традиционные учебные  программы.

Второе – отказ  от полной формы проектирования (составление запусковых ситуаций, которые позволяют анализировать предложенную информацию глубже и разностороннее, чем обычно, т.е. расширять пространство работы школьников, не претендуя на полномасштабную проектную деятельность). Фактически речь может идти об отдельных заданиях со свободным пространством  действия. Важно, чтобы выполнение этого задания позволяло  превратить знания в средства выполнения задания, причем желательно очевидно изначально. Проект  может быть небольшим, может не заканчиваться реальным продуктом (а только его эскизом), но он никак не может превратиться в упражнение. Вот здесь (на границе упражнения и свободного  действия) и проходит граница между развивающим проектом и просто еще одной формой традиционной  учебной работы.

Третье – встраивание  в содержание учебного предмета проектные формы учебной деятельности на ключевых (важных) моментах  учебного курса или координации нескольких учебных  предметов. В этих образовательных местах (точках) учебный процесс на определенное время (от одной  до трех недель) превращается в  реальное проектирование определенного фрагмента учебного  содержания предмета (группы предметов).

Четвертое – организация проектной деятельности школьников  за пределами  учебного содержания (социальное проектирование). Фактически на сегодняшний день полноценное проектирование возможно только вне учебного  содержания. Тогда содержанием  проектирования становится некоторый социальный контекст.

Исходя  из  указанных четырех  направлений действий, возможны следующие типы и виды  проектов, проектных форм учебной деятельности.

Необходимо отметить, что без типологизации проектов можно, в принципе, обойтись, тем более что  какой-то устойчивой типологии пока  не существует. Но можно использовать типологию при планировании и организации проектной деятельности. Так, к моменту завершения основного  общего  образования школьники  должны быть способны самостоятельно выполнить проект. Поэтому при планировании важно  проследить, чтобы ученик последовательно участвовал во все меньших по составу проектных групп. Общая динамика должна заключаться в уменьшении численного состава группы или выделении внутри большого проекта отдельных подпроектов, выполняемых меньшим числом участников и индивидуально. То же справедливо и относительно  динамики изменения управления проектом: от внешнего, открытого управления к скрытому, консультативному.

           1. Учебные монопроекты.

Такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе учебного блока. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле конкретного знания. Подобный проект  требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее совместно планируется логика работы на каждом уроке и форма представления результата. Часто работа над такими проектами продолжается во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся).

В таблице 3 представлены виды монопроектов, которые могут существовать в рамках концентрированного обучения основной школы.

Виды монопроектов в учебной деятельности

Вид проекта

Стартовый

Опережающий

Рефлексивный

Итоговый

Цель

Обеспечение индивидуальной траектории развития учащихся

Определение основных задач и планирование

их решения. Создание «карты»

предмета.

Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

Отслеживание усвоения понятий, способов действий, законов и т.п.

Определение

Целостного понимания и знания изучаемого предметного содержания.

Место в УВП

В начале учебного года.

В рамках творческих лабораторий по ходу изучения материала.

После изучения

важной темы.

В конце учебного года.

Назначение

Задает индивидуальную

траекторию

продвижения учащихся в предметном материале.

Определенная

часть предметного материала выносится на самостоятельную работу.

Сформированные понятия, способы действий, открытые законы и т.п. переносятся в новую, нестандартную ситуацию для выявления и устранения пробелов в учебном материале.

Подводятся итоги года

по данному

предмету.

Деятельность учащихся

Выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов.

- ставят перед собой задачу,

- планируют,

- осуществляют,

- проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта.

- осмысливают учебный материал,

- пробуют использовать его в новой для себя ситуации,

- рефлексируют.

Осуществляют

проектную

деятельность в полном объеме как исследо-вательскую.

Результат

Проект как план изучения предметного материала.

Фиксируется в тетради и корректируется по мере исполнения.

Навыки целеполагания и планирования.

Проект как отчет об изученном самостоятельно

предметном содержании.

Навыки самостоятельной учебной

деятельности.

Проект как результат усвоения важного предметного материала.

Навыки исследовательской и творческой

деятельности.

Проект как

результат усвоения  предметного содержания в целом.

Таким образом, проекты в рамках учебного предмета представляют собой проектные формы учебной деятельности учащихся. Проектные формы учебной деятельности являются необходимыми элементами образовательного процесса и замене не подлежат.

     

2. Межпредметные проекты

              Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочные время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие два-три учебных предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы нескольких творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. Как правило, подобные проекты реализуются в рамках часов, отведенных  на  занятия-лаборатории во второй  половине дня.

3. Социальные (практико-ориентированные) проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы их участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей  деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении  конечного продукта. Здесь особенно важна координационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в подготовке презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Данный вид проектов может  реализовываться в рамках внеучебной деятельности школьников во второй половине дня.

              4. Педагогический  проект

Помимо ученических проектов  в образовательный процесс основной школы целесообразно включать  учебные проекты педагогов и педагогические проекты.

Чтобы поддерживать проектную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся, педагог должен сам заниматься исследованием и проектированием.

1) Исследовательско-проектная деятельность педагога заключается в разработке и реализации педагогического проекта. Один из таких проектов – методика организации и проведения «проектных классных мероприятий», цель которых выявить в жизнедеятельности классного коллектива проблемы и в качестве средства решения проблем разработать и реализовать совместно с учащимися социально-значимые проекты, благодаря которым учащиеся смогут раскрыть имеющийся у них потенциал, применить свой предметный, эмоциональный, социальный опыт, а также разрешить, опосредовано через совместную деятельность, имеющиеся проблемы.

         Выделяется ряд направлений проектной деятельности, в которых движется педагог при работе с коллективом и с каждым учащимся индивидуально:

  • начальная диагностика возможностей коллектива в ходе проектных классных мероприятий (преобладающая мотивация, ценностно-ориентационное единство, учебная успешность, трудности и достижения в разных видах деятельности), совместное с учащимися выявление проблем в жизнедеятельности коллектива и их переформулировка в задачи деятельности коллектива на год;
  • подбор педагогом и предоставление учащимся тем для появления у учащихся первоначальных замыслов по решению поставленных задач, где будет возможность для связи с предметным и другим опытом учащихся, а также возможность решения тех или иных проблем в отношениях коллектива;
  • окончательное обсуждение и принятие общего замысла, его оформление в виде проекта по определенной схеме;
  • совместная с учащимися реализация полученного проекта, предоставление в этом процессе каждому учащемуся возможности для индивидуального проектного действия;
  • текущая диагностика и наблюдение за индивидуальной динамикой каждого учащегося в ходе проектных классных мероприятий, представление процесса и результатов каждым учащимся в специальном дневнике: «Мой класс и я», в котором есть места для обмена впечатлениями после прошедшего в классе события, для оформления индивидуального проектного действия;
  • демонстрация результатов проектной деятельности в виде презентаций на школьной конференции и на конкурсах проектов, в виде проведения социально-значимых мероприятий и получения экспертной оценки.

2) Учебные проекты педагогов. Подростки должны иметь возможность участвовать в «образцовых» проектах педагогов, в которых они не только расширяют свой познавательный потенциал, но и осваивают  азы проектирования. Задача  педагогов  придумать проект, который бы был интересен, значим самому педагогу и подросткам. В течение года учащиеся 7-9-х классов  принимают участие в двух проектах любых педагогов. Следовательно, за три года школьники  участвуют  в 6 проектах. Каждый такой проект имеет продолжительность одну неделю (5 дней по 4 часа. 20 часов). Значит в год 40 часов (2 недели). Во время проектов других занятий нет. Проектная группа не более 15 человек.

   

           5. Персональный проект

             На последнем году обучения в основной школе каждый учащийся выполняет персональный проект в течение года, который  выносится на защиту в рамках государственной итоговой аттестации. Персональный проект (в большинстве случаев) принимает форму отдельных, зафиксированных на бумаге исследований. Помимо такой формы презентации проекта, учащиеся могут выполнять его и другими способами (учебное пособие-макет, организация выставки или концерта, творческая работа по искусству).

             Персональный проект должен удовлетворять следующим условиям:

  1. наличие  социально или личностно значимой проблемы;
  2. наличие конкретного социального адресата проекта «заказчика»;
  3. самостоятельный и индивидуальный характер работы учащегося;
  4. проект межпредметный, надпредметный, т.е. не ограничивающийся рамками одной учебной дисциплины.

              Выполнение  персонального  проекта предполагает использование методов, характерных для научных исследований: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.

              Проектом руководит учитель-супервайзер, который не отвечает непосредственно ни за процесс выполнения проекта, ни за продукт, а лишь создает систему условий для качественного выполнения проекта учащимся.

              Оценивание проекта осуществляется на основе критериального  подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее в результате обсуждения при подготовке к итоговой аттестации.

              Прежде всего,  оцениваются сформированность  универсальных учебных действий учащимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным критериям:

  1. Презентация содержания работы самим учащимся:
  • характеристика самим учащимся собственной деятельности («история моих открытий»);
  • постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов, критическая оценка самим учащимся работы и полученных результатов.
  1. Качество защиты работы:
  • четкость и ясность изложения задачи;
  • убедительность рассуждений;
  • последовательность в аргументации;
  • логичность и оригинальность.
  1. Качество наглядного представления работы:
  • использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации;
  • качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения, наличие приложения к работе).
  1. Коммуникативные умения:
  • анализ самим учащимся поставленных перед ним вопросов со стороны других учащихся, учителя, других членов комиссии, выявление учащимся проблем в собственном понимании и понимании участников обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ либо описание возможных направлений для размышлений;
  • умение активно  участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии.

       Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков анализа собственной деятельности учащимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление учащимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности в учебной работе и внеурочной деятельности.

Обобщение опыта по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы и во вренурочное время....

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов.

Разработка и реализация на практике методических рекомендаций для учителя географии по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Презентация на тему: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

На современном этапе одной из основных задач образования является организация проектно- исследовательской творческой деятельности учащихся...