Патриотическое воспитание: опыт и перспективы воспитательной работы.
статья на тему

СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ  О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ . ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К МУЗЕЙНОЙ РАБОТЕ. В школе создан виртуальный музей. Фунуции музея, опыт работы покан в статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание: опыт и перспективы воспитательной работы.

       Основными задачами   патриотического воспитания  являются:  формирование   у  школьников  чувства   патриотизма, любви к  Родине,   гордости    за её   прошлое, чувство личной ответственности за всё  происходящее    в окружающем мире,   стремление  участвовать   в    созидательной  деятельности  во имя  Отечества,  что  в данный  момент  наиболее  востребовано  в  современном  обществе.

Гражданско-патриотическое воспитание детей – одна из значимых задач образования и воспитания подрастающего поколения. Она может решаться в ходе изучения истории родного края, как в урочное, так и во внеурочное время. Наряду со сбором экспонатов в традиционный школьный музей детей может увлечь подготовка мультимедийных презентаций и фотоотчетов для виртуального музея в рамках проектной деятельности.

В МБОУ «Новожизненская школа» п. Областной с/х опытной станции реализуется программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, одним из направлений которой является музейная педагогика, способствующая воспитанию патриотического сознания у школьников.

Школьный музей обладает большим образовательно-воспитательным потенциалом, в нем сохраняются и экспонируются подлинные исторические документы, которые являются основой поисково-исследовательской работы учащихся и позволяют детям познакомиться с историей родной земли, школы. Кроме того, в рамках проектной деятельности ученики приобретают навыки работы экскурсоводами, что способствует активизации у них социальной и познавательной активности.

Но все чаще педагоги сталкиваются с проблемой: краеведческая исследовательская, поисковая работа теряет привлекательность в глазах современного ребенка. Решение данной проблемы мы видим в использовании компьютерных технологий и создании с помощью них виртуального музея. Кроме того, не в каждой школе есть свободное помещение для функционирования музея, в то время как работа виртуального музея не требует специально оборудованного пространства.

Педагоги нашего ОУ приступили к реализации инновационного проекта «Виртуальный школьный музей» как средства развития интереса учащихся к истории ОУ, родного края, формирования личности школьника–гражданина и патриота своей Родины.

Цель проекта: трансформация традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию и повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения ИКТ.

Задачи проекта:

 • ознакомление детей с героическими страницами истории ОУ, родного края, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, биографиями выпускников;

• воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к историческим памятникам и традициям родного края;

• организация проектной деятельности учащихся, направленной на сохранение исторической памяти и культурного наследия;

• создание интернет-версии школьного музея;

Приступая к организации работы по созданию виртуального музея, педагоги провели анкетирование среди учащихся ОУ, учителей, родителей и местного населения. Было опрошено 62 человека. Большинство респондентов поддержали инициативу создания виртуального школьного музея и проявили готовность оказать посильную помощь. Многие из принявших участие в анкетировании внесли свои предложения по организации музея школы.

Предложения по реализации проекта обсуждались на совместном заседании совета старшеклассников и администрации школы.

Особенности виртуального школьного музея:

• он не просто транслирует информацию, а воздействует, прежде всего, на чувства учащихся, что побуждает их к самостоятельному творческому поиску;

• способствует вовлечению учащихся в экскурсионную, игровую и творческую деятельность посредством сотворчества и сотрудничества детей и взрослых;

• создает особую образовательную среду, благоприятную для развития исследовательской деятельности учащихся, что позволяет ребенку стать творческой личностью;

• экспонаты музея дают возможность детям получить знания, опираясь на первоисточник, имея возможность визуального восприятия экспонатов.

Экспонаты виртуального школьного музея обучающиеся собирали и систематизировали по следующим направлениям:

• «История возникновения родной школы»;

• «Учителями славится Россия»;

• «Никто не создан для войны»;

• «Наша школа – территория здоровья»;

• «Вещи ушедшей эпохи».

Учениками была проделана следующая работа:

• созданы презентации по темам: «Учителя – ветераны», «Война и учитель», «Моя малая Родина», «Воины-интернационалисты». «Мой поселок в задачах», путешествие по школе «Из класса в класс переходя»;

• создан видеофильм «Где учился, там и пригодился»;

• подготовлен сборник творческих работ детей «В моей семье учитель»;

• оформлена фотовыставка «Моя родная школа»;

• подготовлены исследовательские работы по темам: «Детство, опаленное войной», «История создания Волгоградской области»; «Боевой путь 116 стрелковой дивизии», «Учитель в солдатской шинели», «Путь дорожка фронтовая», «История моего поселка»

• проведены тематические экскурсии, посвященные победе советских войск под Сталинградом;

оформлены стенды по темам: «Выпускники школы – участники боевых действий», «Учителя – ветераны», «Учитель и война»;

проведены встречи с воинами-интернационалистами, детьми войны.

По итогам практического этапа реализации проекта был выявлен рост числа детей:

• использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы;

• использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера.

В процессе проведения мониторинга эффективности реализации проекта прослеживалась положительная динамика вовлеченности обучающихся в проектную деятельность. Так, в 2013/2014 уч. г. во вторых классах заняли призовые места в конкурсах индивидуальных и коллективных проектов 42% обучающихся, а в 2014_2015 уч. г. в третьих классах – 75%.

Администрация школы отметила высокий уровень и социальную значимость проекта.

Перспективы развития проекта.

Педагогами были определены перспективы развития проекта.

Благодаря интернет-ресурсам ОУ появляется возможность искать партнеров по вопросам развития патриотического воспитания школьников, устанавливать связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом со специалистами, занимающимися музейной педагогикой.

Электронный формат музея предоставляет учителям и учащимся возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, позволяет заинтересовать и ознакомить с экспонатами музея широкий круг людей.

Материалы проекта могут использоваться для расширения возможностей дополнительного образования учащихся, при создании новых школьных музеев.

В будущем планируется увеличение состава проектных групп музея, расширение поля деятельности в изучении истории школы, что позволит пропагандировать социальную значимость педагогического труда, уважительное отношение к учителю.

Ценным результатом работы педагогов в рамках данного проекта является приобщение учащихся к исследовательской деятельности, а в конечном итоге– формирование у них чувства патриотизма, гордости за школу. Кроме того, с созданием виртуального музея у учителей появилась новая возможность в решении проблемы гражданско-патриотического воспитания младших школьников, повысился интерес к своей профессии. Размещение информации в виртуальном пространстве решило задачу систематизации музейного материала по истории школы, родной земли, накопленной ОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)

    В  современных  условиях,  когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке,  а  у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...

Гражданско-патриотическое воспитание опыт работы "Большегнеушевской сош"

Описание опыта работы по школе по гражданско-патриотическому воспитанию...

Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы

Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...

Патриотическое воспитание: опыт и перспективы

Формирование патриотического духа школьников средствами английского языка...

Городская научно-практическая конференция «Экологическое воспитание – опыт, проблемы, перспективы» Положение

Городская научно-практическая конференция «Экологическое воспитание – опыт, проблемы, перспективы». Положение о конференции для педагогических работников образовательных уч...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Современные подходы к воспитанию: опыт, технологии, перспективы.

Сегодня никого уже не удивляет то, что повсеместно - человек в смартфоне... Процесс глобализации и ловли человеческих душ в умело расставленные сети Всемирной паутины под названием "Интернет"...