Статья в сборнике комитета по образованию администрации городского округа "Город Калининград" "Включение учащихся в конкурсное движение как условие формирования УУД"
статья на тему
Вовлечение школьников в конкурсное движение - это создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей учащихся. Усовершенствование знаний и умний, приобретённых на уроках, расширение мировоззрения учащихся - вот задачи, реализуемые в конкурсном движении. В данной статье это показано на примере научно-познавательного конкурса-исследования "Леонардо" и международного конкурса-игры "Зимние интеллектуальные игры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья в сборнике комитета образования | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Включение учащихся в конкурсное движение как условие формирования УУД (вхождения в ФГОС)
«Слишком много на свете людей,
которым никто не помог пробудиться»
А. Экзюпери
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ, одним из основных направлений развития общего образования является развитие системы поддержки талантливых детей. Основная идея состоит в том, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.
Исследователи отмечают, что одной из характеристик одаренных детей является высокий уровень познавательной мотивации. И если ребенок не получает ответы на свои вопросы, которыми они буквально засыпают окружающих взрослых и учителей, то это негативно сказывается на раскрытии его способностей. Однако можно научить ребенка работать с интересующей его темой самостоятельно. Одним из способов решения создавшейся проблемы является использование информационных технологий. Формирование у одаренного ребенка умения самостоятельно работать с информационным объектом является частью проблемы воспитания самостоятельности и активности, развития у школьников умения самостоятельно приобретать и углублять знания.
Основные проблемы внеурочной деятельности: формирование и развитие у учащихся коммуникативных умений и навыков, расширение кругозора учащихся в межпредметной области, усиление мотивации для дальнейшего изучения развития школьника. А для этого необходимо создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся различными средствами. В условиях реализации ФГОС возрастает роль внеурочной деятельности в образовательном процессе, а это означает, что общеобразовательное учреждение (школа) не является сегодня единственной средой для подготовки ребенка к самостоятельной жизни.
В нашем лицее разработана «Программа работы с одаренными детьми», направленная на развитие образовательной среды, которая создает необходимые условия для развития одаренных детей: максимальное раскрытие возможной одаренности каждого ребенка с первых дней начальной школы и далее на всех уровнях обучения, оказания адресной поддержки, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности. Одним из направлений Программы является вовлечение учащихся лицея в олимпиадное и конкурсное движение.
Задачи, решаемые в конкурсном движении: усовершенствование знаний и умений, приобретённых на уроках; расширение мировоззрения учащихся; развитие их творческих способностей, самостоятельности.
Участие в различных конкурсах позволяет школьникам проявить себя, развить свои таланты, а также получить определенные преимущества в дальнейшей образовательной деятельности. Педагоги лицея вовлекают учащихся в конкурсное движение, понимая важность саморазвития школьника, и что умение самостоятельно добывать знания и совершенствовать их, работать с информацией в различных областях, приобретая, новые навыки, для учащихся гораздо важнее прочности приобретаемых знаний.
Остановлюсь на двух конкурсах, организатором которых в лицее являюсь я, и в которых наши школьники принимают активное участие уже не один год: это научно-познавательный конкурс-исследование «Леонардо» и международный конкурс-игра «Зимние интеллектуальные игры». Оба конкурса являются межпредметными: конкурс «Леонардо» включает задания по предметам естественного цикла (физики, химии, биологии, географии, астрономии), а конкурс «Зимние интеллектуальные игры» - задания по всем предметам школьного курса, что очень ценно, ведь образовательные стандарты рассматривают метапредметные результаты большей частью как развитые универсальные учебные действия, вместе с тем, не отрицая некой интегративной составляющей содержания образования, имеющей отношение ко многим предметам на уровне понятий.
Конкурс «Леонардо» предназначен для тех учащихся, кто интересуется историей естественных наук, особенностями протеканий явлений природы, устройством различных приборов и механизмов, научными основами современных технологий, кто готов к самообразованию и изучению вопросов, далеко выходящих за рамки школьной программы.
Предусмотрены различные варианты заданий: для 4-5-6 классов, 7-8-9 классов и 10-11 классов. Все задания, кроме одного, с выбором ответа, причем ответов не 4, а может быть 5, 6, 8 и даже 9. Например, «Проявлением солнечной активности являются солнечные пятна. Их количество постоянно отслеживают многочисленные астрономические обсерватории и простые наблюдатели. Почему так важно знать количество солнечных пятен?», и к нему предложено 5 вариантов ответа, причем ответов может быть несколько. Есть задания, требующие систематизации информации, например, «Вклад каждого компонента климатической системы Земли определяется разными параметрами, один из важнейших – способность сохранять полученное за день тепло. Распределите некоторые компоненты системы в порядке возрастания этой способности (в расчете на единицу массы). Предложено 8 вариантов ответов. Есть задания легкие, а с некоторыми приходится серьёзно разбираться, для этого учащиеся могут использовать любые источники информации: учебники, энциклопедии, научно-популярную литературу, ресурсы библиотек и сети интернет, а также могут узнавать у взрослых. Главное, что все это способствует развитию коммуникативных, познавательных и рефлексивных способностей детей.
Особое внимание хочу обратить на экспериментальные задания, которые способствуют формированию навыков исследовательской деятельности учащихся.
В основе исследовательской компетенции лежат исследовательские умения, которые проявляются в исследовательском поведении учащихся: умение видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В процессе осуществления исследовательской деятельности учащиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы, методы, средства, выводы), благодаря этому развивают свои творческие и аналитические способности, а это в свою очередь повышает успешность человека в образовании. Для выполнения экспериментальных заданий конкурса не требуется особенного оборудования, всё необходимое есть в каждом доме. Например, для определения плотности яйца понадобятся 2 стеклянные банки объёмом 0,5 литра, одна банка объёмом 1 литр, столовая ложка, 1 стакан соли и сырое куриное яйцо. Выполнение эксперимента прописано пошагово, ребятам необходимо чётко выполнить задания, правильно рассчитать необходимые величины и сделать вывод. В процессе исследовательской деятельности развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений успеха, высокая работоспособность. Все эти качества важны для личностного развития и самореализации ребенка.
Важно, что задания конкурса выполняются в течение осенних каникул, и у школьников достаточно времени для развития и реализации своих способностей.
В основе конкурса «Зимние интеллектуальные игры» лежат не предметные знания, формируемые школьной программой, а общеучебные навыки, то есть то, что определяет способность школьника свои знания и умения применять в конкретных ситуациях. Он ориентирован на любителей головоломок и комплексных задач, включающих задания на логику, внимательность, анализ текстов, то есть на формирование универсальных учебных действий. Для ответов на вопросы участникам нужны не только знания, но и умение наблюдать, логически мыслить, обобщать, делать выводы.
Предусмотрено четыре варианта заданий: для 1-2, 3-5, 6-8 и 9-11 классов. Задания очень разнообразные, много заданий на логическое мышление. Например, «В каждой комнате интеллектуального лабиринта имеется вопрос. Чтобы пройти лабиринт, надо выбрать двери с правильными ответами на вопросы. Чтобы пройти свой путь - зачеркивайте выбранные ответы (двери) в тех комнатах, куда вас заведут ваши знания» (9-11 классы); «Зачеркните только 2 листочка, содержащих части слов, из которых можно сложить название дерева» (3-5 класс), есть задания с выбором ответа, например «Разгадайте правило, по которому буквы располагаются на крыльях мельницы, и укажите пропущенную букву» Даны 2 варианта ответов с буквами (6-7-8 класс). Каждое задание сопровождается красочным рисунком.
Отрадно, что ежегодно количество учащихся, принимающих участие в этих конкурсах, увеличивается.
Очень важной мотивацией на победу или успешное участие являются сертификаты участников, дипломы победителей и призы.
Наши ученики ежегодно становятся дипломантами этих конкурсов и их число растет. Они занимают первые места не только в регионе, но и в России, В этом году каждый девятый участник конкурса «Леонардо» стал дипломантом, причем один из них (Старостин Владислав, ученик 11 класса) занял 1 место в регионе и 3 место в России.
В конкурсе «Зимние интеллектуальные игры» каждый седьмой участник стал дипломантом, а две 11-классницы Дурнева Анна и Князева Татьяна заняли 1-2 места в регионе и 3-4 места в России.
Педан Маргарита Михайловна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приказ Комитета по образованию Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области от 27.10.2017 №466 «О проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2017/2018 учебном году»
Приказ Комитета по образованию Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области от 27.10.2017 №466 «О проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2017...
Приказ Комитета по образованию Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области от 05.10.2018 №444 «О проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2018/2019 учебном году»
Приказ Комитета по образованию Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области от 05.10.2018 №444 «О проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2018...
Справка комитета по образованию Администрации МО "Гагаринский район об участии Кудинова Н,Н. в работе РМО учителей технологии
В справке указано участии Кудинова Н,Н. в работе РМО учителей технологии...
Справка комитета по образованию Администрации муниципального образования
Справка комитета по образованию Администрации муниципального образования...
Справка методической службы Комитета по образованию Администрации муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области
Справка методической службы Комитета по образованию Администрации муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области - представление опыта учителя на засед...
Статья в сборнике Комитета по образованию г. Улан-Удэ МКУ «Центр мониторинга и развития образования» по обобщению творческого опыта учителей иностранного языка «Психологический аспект на уроках английского языка»
В статье рассказывается о межличностных отношениях учащихся и учителя на уроке английского языка. Атмосфера общения является следствием этих отношений и определяется объективными условиями, в которых ...
Приказ Комитета по образованию администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 03 октября 2022 года
Приказ №481 от 03.10.2022 года Об итогах муниципального этапа регионального конкурса юных художников "И каждый раз оттенок новый таит в себе морской прибой", посвященный 205-летию со дня рож...