Конкурсы, викторины
презентация к уроку (7 класс)

Дампилова Лидия Нимаевна

Внеклассное занятие

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знатоки XVIII века

Слайд 3

Галерея 10 20 30 Личность 10 20 30 Вопросы от Эксперта 10 20 30 Дата 10 20 30 Карты 10 20 30 Термины 10 20 30 Черный ящик 40 баллов

Слайд 4

Основание Санкт-Петербурга

Слайд 5

Екатерина II пишет «Наказ»

Слайд 6

Казнь Емельяна Пугачева

Слайд 7

Северная война

Слайд 8

Восстание Пугачева

Слайд 9

Семилетняя война

Слайд 10

Назовите дату Правление Петра I 1682 – 1725

Слайд 11

Назовите дату Правление Екатерины II 1762 – 1796

Слайд 12

Назовите дату Правление Петра II 1727 – 1730

Слайд 13

Дайте определение термину политика Екатерины Великой, основанная на стремлении управлять государством, опираясь на союз с философами (переписывалась с Вольтером, Монтескье). « П росвещенный абсолютизм»

Слайд 14

Дайте определение термину Обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую. Секуляризация

Слайд 15

Дайте определение термину экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики и отечественной промышленности Протекционизм

Слайд 16

Назовите личность То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. А.С. Пушкин Петр I

Слайд 17

Назовите личность Считая себя военным подмастерьем Фридриха, он старался ввести строжайшую дисциплину и в немного распущенных русских войсках. Каждый день происходили марши-парады. И ни ранг, ни возраст не освобождали от маршировки… А в русской внешней политике хозяйничал прусский посланник, все распоряжавшийся при дворе этого императора. Петр III

Слайд 18

Назовите личность Правление ее началось с ликвидации Тайного Верховного Совета и замены его Кабинетом министров. Стремясь оградить себя от заговоров, она учредила Канцелярию тайных розыскных дел, которая быстро обрела немалую силу. Управлением она занималась мало, доверив решение важных вопросов своим советникам, многие их которых были немцами. Наиболее влиятельной фигурой той эпохи являлся Бирон, вмешивавшийся во многие дела управления страной ради собственной наживы. Анна Иоановна



Предварительный просмотр:

Урок-викторина "Эпоха Петра Великого"

Дата проведения – 20.10.2020

Учитель – Дампилова Л.Н.

Задачи урока:

  • повторить и обобщить пройденный материал по теме: “Эпоха Петра Великого”;
  • способствовать развитию логического мышления при решении познавательных задач;
  • пробудить и развить интерес учащихся к изучению предмета;
  • воспитать у учащихся чувства уважения и гордости за историческое прошлое своего Отечества, культуру и традиции своего народа.

Оборудование: учебник “История России” (авторы Данилов А.А, Косулина Л.Г), репродукции картин, посвященных данной теме, портреты Петра I и его сподвижников.

Перед началом урока класс можно разделить на группы или вести турнир со всем классом, определяя персонального победителя. При проведении первого тура определяется команда или ученик, набравший наибольшее количество баллов, т.е. ответивший правильно на наибольшее количество вопросов. При проведении второго тура учитель постепенно зачитывает характеристики исторических деятелей петровской эпохи. Побеждает та команда или ученик, которые раньше других узнают имя героя. Задания третьего тура предполагают не только определить понятие, выпадающее из общего ряда, но объяснение выбора. Задачи четвертого и пятого тура позволяют развить смекалку учащихся, их кругозор. Количество баллов за каждый тур учитель определяет самостоятельно. В конце урока подводятся итоги, награждаются победители.

ПЕРВЫЙ ТУР. “КТО БОЛЬШЕ”

  1. Какое событие Петр I назвал “матерью Полтавской баталии”? (Победу под деревней Лесной в конце сентября 1708 года)
  2. Какое должностное лицо Петр I называл “оком государевым”? (Генерал-прокурора)
  3. Какой документ в XVIII веке определял систему чинов и порядок продвижения по государственной службе? (“Табель о рангах”, 1722 г.)
  4. Первое женское учебное заведение в России? (Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге)
  5. Что запретил делать необразованным дворянам Петр I? (Жениться)
  6. Сколько лет Санкт-Петербург был столицей Российской империи? (206 лет – с 1712 г. по 1918 г.)
  7. Даты начала и окончания Северной войны? (1700–1721 гг.)
  8. Вечера, встречи, балы, проводимые с участием женщин в домах знати с иллюминацией, фейерверками, маскарадами, введенные Петром Великим? (Ассамблеи)
  9. В честь кого было дано название Санкт-Петербург? (Апостол Петр)
  10. Самый большой остров Санкт-Петербурга? (Васильевский)
  11. Первая в России газета называлась…? (“Ведомости”)
  12. Поэтические название Санкт-Петербурга? (“Северная Пальмира”, “Северная Венеция”)
  13. Два потешных полка положили начало отборной части русской армии …? (Гвардии)
  14. Год основания Санкт-Петербурга? (1703 г.)
  15. Год издания указа о создании Академии наук? (1724 г.)
  16. Первый учитель и наставник Петра I? (Дъяк Никита Зотов)
  17. На каком острове возведена Петропавловская крепость? (Заячий)
  18. Древнее название Невской земли? (Ижора)
  19. Назовите первый российский музей? (Кунсткамера)
  20. При Петре Великом вместо приказов были учреждены …? (Коллегии)
  21. Назовите крупнейший православный мужской монастырь, непосредственно подчиненный патриарху, где покоятся останки одного из    известнейших защитников Русской земли XIII века? (Александро-Невская лавра)
  22. Под каким именем в составе Великого посольства ехал царь Петр I? (Петр Михайлов)
  23. В 1703 году вышел в свет знаменитый учебник по арифметике. Кто его автор? (Магницкий)
  24. С каким городом связаны и поражение и победа России в Северной войне? (Нарва)
  25. Главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)
  26. Какая школа в 1715 году была переведена в Петербург из Москвы? (Навигацкая школа)
  27. С какого сооружения началось строительство Санкт-Петербурга? (Петропавловская крепость)
  28. Орган государственной власти, созданный Петром I и заменивший Боярскую Думу? (Сенат)
  29. Автор памятника Петру I на Сенатской площади? (Э. Фальконе)
  30. Синоним слова крепость, который чаще употреблялся во времена Петра I? (Цитадель)
  31. В 1717 году вышла в свет книга о правилах хорошего тона. Как она называлась? (“Юности честное зерцало”)
  32. Какую фамилию носил первый российский император? (Романов)
  33. Каких “экзотических” животных Петр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы? (Верблюдов)
  34. Сколькими ремеслами владел Петр I? (14)
  35. Назовите рост Петра I. (2 метра 4 сантиметра)
  36. Как называли призывников в регулярную армию Петра I? (Рекруты)

ВТОРОЙ ТУР. “ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ПЕТРОВА”

А. Этот человек, образованный и начитанный, принадлежал к элите своего времени:

  • сподвижником Петра I он стал в зрелом возрасте, попросившись в 52 года волонтером в Европу, однако показал себя более восприимчивым и энергичным, чем некоторые молодые дворяне;
  • с 1702 года был послом в Османской империи и сумел удержать турок от вступления в войну против России на стороне Швеции, хотя за это ему пришлось выдержать трехлетнее заключение в страшном Семибашенном замке Стамбула;
  • именно этот человек занимался возвращением на родину царевича Алексея, используя интригу, ложь, шантаж, подкуп, но выполнив порученное ему дело;
  • участие в заговоре против Меншикова закончилось для него трагически – был заключен в каменный мешок Соловецкого монастыря, где и умер.

(Петр Андреевич Толстой)

Б. Он родился в семье лютеранского пастора в Вестфалии:

  • в России стал сначала личным переводчиком Петра I, а затем и вице-канцлером Российской империи и графом;
  • выполняя дипломатические поручения, прославился тем, что мог говорить о деле часами, не произнося ни слова по существу, чем приводил в неистовство даже дипломатов;
  • был скуповат, но взяток никогда не брал, являя собой тип добросовестного и умелого служаки;
  • пережил двух императоров и двух императриц, оставаясь в тени политической жизни, появление “на публике” при Анне Леопольдовне привело к краху его политической карьеры.

(Андрей Иванович Остерман)

В. О происхождении этого человека нет единого мнения среди ученых, ясно только, что он незнатного рода:

  • образования не получил никакого, оказался блестящим самоучкой, которого отличали огромная энергия и преданность царю;
  • он был денщиком Петра I в юности, став в зрелые годы обладателем всевозможных титулов и званий;
  • известен своим редкостным стяжательством и тем, что никогда не ощущал избытка в деньгах и почестях, даже став петербургским генерал-губернатором, продолжал заниматься казнокрадстсвом;
  • но, кроме того, занимался этот человек и кораблестроением, формированием полков, артиллерией и прочими важными делами для государства.

(Александр Данилович Меншиков)

ТРЕТИЙ ТУР. ВЫЧЕРКНИ ЛИШНЕЕ

  1. Помещичьи крестьяне, государственные крестьяне, экономические крестьяне, монастырские крестьяне. (Перечислены категории крестьян начала XVIII века, в этот период еще не существовали экономические крестьяне, так станут называть монастырских крестьян после реформы 1764 года.)
  2. Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне. (Названы представители оформлявшихся в начале XVIII века сословий, лишним является термин “бояре”, т.к. с 1714 года всех землевладельцев стали официально именовать дворянами.)
  3. Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Судебная коллегия, Ревизион-коллегия. (Названы коллегии, созданные Петром I, они имели распорядительные и судебные функции, поэтому Судебной коллегии не существовало.)
  4. Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. (Перечислены церковные иерархи начала XVIII века, лишним является патриарх, т.к. с 1700 года такой должности в Русской православной церкви уже не существовало.)
  5. Рига, Митава, Париж, Амстердам, Гаага, Лондон, Вена. (Названы европейские города, через которые лежал путь “Великого посольства”. Лишним в этом списке является Париж, куда русская делегация не заезжала, поэтому данный город следует вычеркнуть.)

ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР. “ЭРУДИЦИОН”

  1. В прошлые века ордена и награды в России носили девизы. Например: “За доблесть”, “За отвагу”, “За храбрость” и т.д. Они точно указывали, какие человеческие качества увековечивал данный орден. Какую заслугу перед Россией прославил Петр I, учредив орден, девизом которого стали слова “За любовь и Отечество”? (Орден Святой Екатерины был учрежден в честь жены Петра, которая во время Прутского похода в 1711 году подкупила турецкого визиря и тем самым спасла Петра и Россию от турецких войск.)
  2. В XVIII веке широкое распространение получила так называемая “служба без жалования”. Это означало, что дворяне только числились на государственной службе, не выполняя никаких служебных обязанностей. А как, по-вашему, объяснил А.Д.Меншиков отмену жалования всем мелким чиновникам, которые, тем не менее, продолжали свою служебную деятельность? (Меншиков отменил чиновникам жалование, заявив, что они и так берут много взяток.)
  3. В первой половине XVIII века модным головным убором была треуголка, украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе левой руки. Почему? (Носить шляпу на голове мешал модный пудренный парик, но она была нужна, так как являлась необходимым аксессуаром для поклонов.)
  4. В любое открытое окно, как известно, можно забраться как с одной, так и с другой стороны, независимо от того, куда оно выходит. Какое “окно” было устроено так, что, открытое на западную сторону, оно не давало возможности попасть в него с другой стороны, хотя находилось на уровне земли? (Санкт-Петербург – “окно в Европу” – был построен как крепость, охраняющая западные границы России.)
  5. Этот монолит был найден на берегу залива. Понадобилось 400 работников, чтобы в течение нескольких месяцев вырубить его из скалы. Затем камень погрузили на огромную площадку и откатили к воде на медных шарах. После этого построили специальный плот, т.к. ни одно судно не могло взять такой груз на борт, и отбуксировать камень к месту назначения. Куда был привезен камень? (Огромный монолит был отбуксирован в Санкт – Петербург, чтобы стать постаментом для памятника Петру I работы скульптора Фальконе.)
  6. Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек – розовые. Откуда пошел этот обычай? (При Петре I были учреждены ордена для новорожденных детей царской фамилии, которые прикреплялись на одежду детей. Мальчикам предназначался орден Андрея Первозванного на голубой ленте, девочкам – орден Святой Анны на розовой ленточке. Со временем цари и ордена ушли в небытие, а ленты остались.)
  7. Какой год в истории России был самым коротким и почему? (Самым коротким был 1699 год в связи с переходом на празднование Нового года с 1 января 1700 года.)
  8. В период строительства корабля “Предестинация” к Петру I прибыл прусский посол фон Принц. Что, если верить молве, пришлось сделать послу, чтобы вручить русскому царю верительные грамоты? (Посол, как утверждает молва, вынужден был взобраться на верхушку корабельной мачты, где в это время находился Петр, увлеченный оснасткой корабля.)

ПЯТЫЙ ТУР. “КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ”

  1. “Награда по заслугам”. Именно для него накануне Полтавской битвы по приказу Петра I была приготовлена серебряная медаль весом в 10 фунтов на цепи весом в 2 фунта. (Мазепа)
  2. “Новый Ахиллес”. Об этой армии саксонский генерал Шуленберг писал: “Пехота поражала порядком, дисциплиной и набожностью. Хотя состояла она из разных наций, дезертиры были в ней неизвестны”. Предводитель ее “одевался как простой драгун и так же просто обедал”. До этой всем известной битвы в Европе его сравнивали с Александром Македонским, а после нее – с Ахиллесом, т.к. он (еще до ее начала) был ранен в пятку. (Карл XII и его армия в Полтавской битве)
  3. “Дорогие подарки Петра”. Именно эти, очень “дорогостоящие” подарки любил дарить Петр I проворовавшимся вельможам. (Корабли; вельможи должны были содержать “подаренный” корабль)
  4. “Всегда первый”. Должность генерал-губернатора он ухитрился получить за 8 лет до реформы, после которой в России были учреждены губернии. Он же стал первым русским генералом от кавалерии, будучи неграмотным. Он первым из русских стал членом иностранной академии наук, причем извещение об этом ему направил не кто иной, как сэр Исаак Ньютон. (А.Д.Меншиков)



Предварительный просмотр:

 Игра

«Что? Где? Когда?»

 «Пётр Великий и его эпоха»

        Данная игра проводилась в рамках празднования 350-летия Петра I.  При подготовке к данному мероприятию учащиеся должны были самостоятельно познакомиться (через энциклопедии, исторические книги, художественную литературу) с личностью Петра, его деятельностью, с культурой Петровской эпохи.

        Цель внеклассного мероприятия: воспитание чувства гордости за прошлое нашей страны, уважения к его великим свершениям на примере деятельности русского императора Петра Великого.

        Форма проведения: игровая деятельность.

        Учет возрастных особенностей: 7 - 8 класс.

        Наглядность: компьютерная презентация (Приложение 1).

        Подготовительная работа: чтение литературы об эпохе Петра Великого.

План внеклассного мероприятия:

  1. Начало мероприятия: вступительное слово ведущего.

        Среди великих исторических деятелей России, принесших славу нашему государству, имя Петра всегда стоит в первых рядах. Трудно переоценить заслуги этого человека. В военном деле и в просвещении, в создании Академии наук и в создании флота, в реформах социальной и политической жизни страны – везде благодарные потомки помнят, что начало славных этих дел положил Петр Великий. (Слайд 2).

        По свидетельствам современников, Пётр был высокого роста, стройный, лицо смуглое, с правильными, но резкими чертами. У Петра были маленькие усики, волосы на голове от природы вьющиеся, всегда коротко подстриженные. Голос, чуть сипловатый, «был не тонок и не громогласен». Он всегда носил простую одежду, нередко появляясь в стоптанных и латаных башмаках. Современники утверждали, что «если кто его не знал, то никак не мог принять за столь великого государя». (Слайд 3)

  1. Вопросы знатокам.

Вопрос 1. (Слайд 4)

        Будущий первый российский император Пётр I родился в ночь на 30 мая 1672 года в Теремном дворце московского Кремля. Для отца, царя Алексея Михайловича, он был всего лишь четырнадцатым ребёнком, зато для матери, царицы Натальи Кирилловны из рода Нарышкиных, - сыном-первенцем. Накануне Петровского поста это событие было отмечено очень скромно: колокольным звоном и обедом в Царицыной Золотой палате. 29 июня, в день Святых Петра и Павла, ребёнка окрестили в Чудовом монастыре и нарекли Петром. Царь- отец повелел снять с новорожденного "меру" - измерить длину и ширину его тельца. Для какой цели были сняты мерки с тела маленького Петра? ( в величину роста новорожденного написали икону апостола Петра) (Слайд 5)

Слово ведущего:

        Со временем у царицы появились и другие дети, а к Петру были приставлены мамки и няньки, но Наталья Кирилловна ни на миг не отпускала от себя своего любимца «свет-Петрушеньку». Малыша развлекали погремушками, гуслями и цимбальцами, а он тянулся к солдатикам, конькам и пушечкам. Когда Петру исполнилось три года, отец подарил ему детские ружьецо и сабельку. Благодаря первым счастливым и спокойным годам жизни, проведённым в материнской горенке, Пётр навсегда полюбил небольшие, уютные комнаты с низкими потолками и маленькими оконцами. Такие комнаты были в домах, которые он строил для себя и где любил жить. Однажды, будучи с официальным визитом во Франции, Пётр предпочёл приготовленным для него огромным великолепным покоям в Лувре частный особняк, распорядившись свою спальню устроить в тесной и тёмной комнате, ранее служившей гардеробной. В конце января 1676 года умер царь Алексей Михайлович. Петру шёл всего четвёртый год. Летом того же года венчался на царство Фёдор,с водный брат Петра, - сын Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской .Книжный человек, Фёдор беспокоился, что брата не учат грамоте, и неоднократно напоминал об этом царице Наталье. Она же считала, что сын ещё слишком мал,и не торопилась с его обучением. Наконец через полтора года нашли подходящего, по мнению царицы, учителя. Если обучение царя Алексея Михайловича проходило под руководством деда, патриарха Филарета, и боярина Бориса Морозова – людей образованных и искушённых в книжной премудрости, а наставником Фёдора и Софьи был Симеон Полоцкой – выдающийся писатель, педагог и учёный монах, то в учителя к Петру определили ничем не примечательного дъяка Никиту Моисеевича Зотова. Недостаток образованности, однако, искупался тем, что, будучи человеком терпеливым и добрым, Зотов не только не стремился подавлять природную любознательность и непоседливость царственного отпрыска, но и сумел завоевать доверие царевича.К тому же, как того желала царица Наталья, он «ведал Божественное Писание», изучению которого уделял основное внимание в занятиях с Петром.Уже взрослым царь вспоминал эти уроки и мог свободно цитировать Священное Писание или спорить о тлоковании того или иного места в Евангелии.

(Слайд 6. «Дьяк Н.М.Зотов обучает царевича Петра Алексеевича.

Миниатюра первой половины 18 века»).

Вопрос 2. (Слайд 7)

Чёрный ящик.

        Заботливые мамы всегда проверяют у ребят, не забыли ли они положить в карман этот предмет. И при этом даже не задумываются, откуда взялся этот привычный предмет. А у него длинная история. Еще в Древнем Риме во II веке до н.э. появился в руках граждан  данный предмет.

        Позже такие предметы раздавали народу.

               Пала античная цивилизация – надолго исчезли и эти предметы.         Появились вновь в XV веке в эпоху Возрождения в Италии. Правда, и тогда им пользовались редко. Позже стали употреблять по назначению. Этот предмет тогда делали из шелковых и парчовых тканей, вышивали, дарили друг другу.
         В России этот предмет стал модным в эпоху Петра Первого. Кроме прямого назначения он всегда был – да и остаётся – подарком близкому человеку. А форму квадрата для них узаконил французский король Людовик XIV, указ об этом он подписал 2 января 1685 года. Мир до сих пор живет по этому королевскому предписанию.

        Что за предмет стал модным в эпоху Петра Ι? Что находится в чёрном ящике? (Носовой платок)

(Слайд 8).

Слово ведущего:

        Привычка заполнять часы досуга разными "рукомёслами", выработавшаяся у маленького Петра, когда его учителем и воспитателем был дьяк Никита Зотов, сохранилась на всю жизнь. Даже принимая иностранных послов, царь мог во время беседы строгать доски для обшивки лодки, вытачивать на токарном станке шахматные фигурки или вязать узлы на корабельных снастях.

        Ранним утром 15 мая 1681г. в стрелецких слободах зазвучал набат. Стрельцы, подстрекаемые Милославскими, вооружились и с криками, что Нарышкины убили царевича Ивана, двинулись в Кремль. Правительница Наталья Кирилловна, надеясь успокоить бунтовщиков, вышла к ним на Красное крыльцо, ведя за руки Ивана и Петра. В первые часы бунта были убиты крупные государственные деятели Артамон Матвеев и Михаил Долгорукий, а потом и многие другие сторонники царицы Натальи. Несколько дней в столице буйствовали стрельцы, грабя и убивая. Лишь 26 мая они утихомирились и потребовали также венчать на царство болезненного и слабоумного сводного брата Петра - царевича Ивана. Управление страной по молодости обоих царей было вручено царевне Софье Алексеевне.

        Десятилетний Пётр стал очевидцем ужасов стрелецкого бунта. На всю жизнь стало для него ненавистным слово "стрельцы", которое вызывало жгучее желание отомстить за гибель близких, слёзы и унижения матери.

После того как состоялась торжественная церемония венчание на царство царевичей, наречённых царями Иваном V и Петром I, правительница Софья, подозревавшая Наталью Кирилловну в интригах, вынудила её вместе с Петром покинуть Москву. Царица Наталья обосновалась в подмосковном дворце в селе Преображенском.

          В Кремле Пётр и шагу не мог ступить без толпы мамок, нянек и другой прислуги, а выход за стены царской резиденции приравнивался к целому путешествию, на время которого назначалось правительство из бояр и думных дьяков, обязанных следить, чтобы в это время "государству не убыло и потерьки не было". Напротив, в Преображенском Пётр пользовался полной свободой. Пока царица плакала, молилась и попрекала вероломную падчерицу - царевну Софью, Пётр с ватагой сверстников из дворовых слуг убегал в окрестные поля и леса. На вольном воздухе он физически окреп, на время забыв пережитое. Летом он забавлялся качелями, игрой в кости, а зимой катался на коньках и салазках, строил с ребятами снежные городки и брал их приступом.

Вопрос 3. (Слайд 9 - 10)

        Обследовав кладовые Преображенского, Пётр обнаружил в них ржавые ружья и пистоли. Множество полезных для мальчишеских игр вещей- шлемы, латы и другую военную амуницию - ему привозили Оружейной палаты. Он одел и вооружил своё войско, состоявшее из сверстников и друзей по играм и потехам. Оно объединило многих будущих полководцев и государственных деятелей, а пока - юношей, играющих в войну.                  Как называлось такое войско? (Слайд 11) (Потешное войско)

Вопрос 4. (Слайд 12)

        В дореволюционное время относительно жителя города Петербурга в устной речи существовали два слова: "петербурец" и "петербуржец", а также "петербурка", причем "петербурец" употреблялось в разговорной речи гораздо чаще.

                А как же называть себя жителям Петербурга? (Слайд 13) (Петербуржцы).

Вопрос 5. (Слайд 14)

        Часы на Спасской башне Кремля появились в XV веке. Они весили 60 пудов, то есть 960 килограммов. В XVIII веке на Спасской башне были установлены новые часы, для которых было отлито 13 колоколов. Они имели неподвижную часовую стрелку и вращающийся циферблат, на котором было не 12 делений, а 17, ибо древнерусские часы отмечали время совсем не так, как теперь. Петр I велел заменить эти часы на новые – на …  часов. В середине XIX века часы играли в 12, 15, 18 и 21 час марш Преображенского полка петровских времен. Его исполняли 58 колоколов. 19 из них сохранились. Цифры этих часов имели высоту 72 сантиметра.

        На какие новые часы велел заменить Пётр 1 старые? (Слайд 15) (12 часов)

Слово ведущего:

        Реформа литературного языка, которая назревала уже в XVII в., стала совершенно неизбежной в обстановке всей преобразовательной деятельности Петра I. .

        В XVII в. сношения России с западноевропейскими странами значительно усилились. В XVII в. в русский язык проникает целый ряд иностранных слов (военные и ремесленные термины, названия некоторых бытовых предметов и др.). К концу века, накануне Петровской реформы, западноевропейские влияния значительно выросли.

        В Петровскую эпоху в русский язык вошли многочисленные иностранные слова, в значительной степени сохранившиеся и од нашего времени. Это были слова для выражения новых понятий в науке и технике, в военном и морском деле, в администрации, в искусстве и т.д. С петровских времен существуют в нашем языке такие иностранные слова, как алгебра, оптика, глобус, апоплексия, ланцет, компас, крейсер, порт, корпус, армия, гвардия, кавалерия, атаковать, штурмовать, комиссия, контора, акт, аренда, проект, рапорт, тариф и мн.др. Заимствование этих слов было явлением прогрессивным; эти слова обогащали русский литературный язык. Развитие русской жизни требовало обозначения новых понятий, и естественно было взять эти обозначения (слова) из тех языков, где они уже были, у тех народов, у которых училась отсталая тогда Россия.

Вопрос 6. (Слайд 16)

Прочитайте слова и ответьте на вопрос:

  1. Вагон
  2. Корзина
  3. Вокзал
  4. Платформа
  5. Здание
  6. Ремень
  7. Канал

        Это слово пришло в наш язык в эпоху Петра I. В немецком языке оно являлось производным от слов тростник, трубка. Что это за слово? ( канал)

(Слайд 17)

Слово ведущего:

        Даже через добрую сотню лет после появления Петербурга рождение города казалось невероятным чудом. У финнов, хорошо знавших с давних времен этот край, сохранилась поэтическая легенда о создании города. В ней говорится: "Много людей в старые годы принимались строить город на Невском болоте, но это никому не удавалось: топкое болото поглощало всякий раз постройку. Но вот пришел русский богатырь-волшебник и решил строить город. Построил он один дом - поглотила его трясина. Построил второй и третий - все также исчезают они в болоте. Рассердился тогда богатырь и придумал хитрое небывалое дело: взял он и сковал на руках вдруг целый город и поставил его на болото. Не смогло оно тогда поглотить богатырский город и держит его до сих пор". Нелегко эта легенда осуществилась! Как же начиналась северная столица Петра?

        Вспомним немного историю Ижорской земли - так называлась в старину большая территория в районе Невы и Ладожского озера. Устье Невы, где возник Петербург, с давних времен принадлежало Новгороду Великому. А вся Нева была важной частью торгового водного пути "из варяг в греки". Он связывал северную Русь, Прибалтику и Скандинавию с Византией.

        В те далекие времена в узкой полосе вдоль Невы, вплоть до Финского залива, появились русские деревни, заселенные новгородцами. Они входили в Спасский погост, который был приписан к ведомству старинного русского города Орешка на Ладоге (будущего Шлиссельбурга), заложенного новгородцами в 1323 году.

        А на острове Котлин, где позднее Петр выстроил город и крепость Кронштадт, новгородцы держали "стражу морскую". Она встречала там немецкие корабли и вела их мимо Васильевского острова, носившего это название еще в XV веке, и Фомина острова - нынешней Петроградской стороны. Новгородские лоцманы водили "немецких гостей" через Невские пороги до Орешка. А там - по Ладоге - до устья Волхова.

        В XIII-ХIV веках здесь происходили постоянные военные столкновения новгородцев со шведами, которые решили овладеть течением Невы. Одна из первых таких попыток была отбита 15 июля 1240 года князем Александром Невским.

        Но войны со шведами из-за этих земель велись и в XV и в XVI веках. В конце XVI века верх одержали шведы. По Столбовскому мирному договору 1616 года устье Невы и все ее течение отошли к Швеции. Эта местность получила название Ингерманландии: она превратилась в шведскую провинцию. Но русские села на Неве продолжали существовать и при шведском правлении. Около нынешнего Смольного монастыря по-прежнему стояло русское село Спасское. Возле Летнего сада - Кононова мыза. На островах Васильевском и Фомином были русские и финские поселки. Окрестности Петербурга - от Парголова к северо-востоку и от Пулкова по рекам Славянке и Ижоре - были густо заселены еще в новгородское время. А на земле, занимаемой теперь Петербургом, "стояло 21 селение покрупнее и 37 мелких - в один-два двора".

        Утвердившись в этом крае, шведы построили в устье реки Охты, где она впадает в Неву, город и крепость Ниеншанц. Русские называли его Канцы. Жили в Ниеншанце шведы, немцы, финны и русские. Было их всех около 20000 человек. Жили они в 4000 домах. Вели большую торговлю - к городу приплывали за год из-за границы (из Стокгольма, Лондона и Рима) примерно 100 судов. Обширной торговле способствовали и русские купцы. Шведы держали в своих крепких руках всю область течения Невы, длиной 74 километра. Охранялась она двумя крепостями - Нотебургом, то есть Орешком, и Ниеншанцем.

        Еще при Иване Грозном Россия лелеяла мечту о выходе к Балтийскому морю, о создании там торгового порта. И царь Петр I поставил перед собой цель - завладеть в Ингерманландии выходом к Балтийскому морю! Первый выбор его пал на Нарву, а второй должен был пасть "на добывание реки Невы".

        В январе 1702 года Петр в Москве составил план взятия крепости Нотебург. Древний город Орешек был построен новгородцами там, где река Нева вытекает из Ладожского озера, на острове, густо заросшем орешником. Петровская флотилия судов и лодок 11 октября окружила остров, и после трудного кровопролитного боя, длившегося с четырех утра до пяти вечера, взяла крепость Нотебург. Известно, что Петр сказал после боя: "Зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, разгрызен". Нотебург он перекрестил, дав ему символическое имя Шлиссельбург - то есть "ключ-город" - ключ к Неве!

        Через полгода после этой победы царь Петр приказал доставить правым берегом Невы к Ниеншанцу осадную артиллерию. К крепости подвезли на судах 19 мортир и 48 пушек. Штурм крепости был назначен на 30 апреля 1703 года. В семь часов вечера Петр "открыл пальбу" из всех орудий, а в пять утра 1 мая крепость капитулировала.

        Вскоре затем "господин Капитан-бомбардир", то есть царь, "изволил осматривать близ к морю удобное место для новой фортеции". И уже 1 мая "фортецию заложили и нарекли имя оной Санкт-Питербурх". Происходило это торжественно. 16 мая утром от Ниеншанца после Божественной литургии с ликом святительским, генералитетом и статскими чинами, "изволил шествовать по Неве царь Петр". Крепость начали строить на острове Яннисаари (по-русски - на Заячьем).

        По прибытии на остров и освящении водой, и по прочтении молитвы на основание города, Петр взял лопату и первый начал копать ров. И когда за ним следом выкопали этот ров глубиной два аршина, в него Петр поставил небольшой ящик, а в нем мощи Андрея Первозванного. Покрыли ящик каменной крышкой, на которой выгравировано: "От воплощения Христа 1703 года 16 мая основан царствующий град Санкт-Питербурх великим государем, царем и Великим Князем Петром Алексеевичем, самодержцем Всероссийским" (Слайд 18).

        Так было положено начало прекрасному городу - северной столице, которую иностранцы восторженно называют Второй Венецией и Северной Пальмирой.

        О строительстве Санкт–Петербурга написано много прекрасных произведений. Прочитайте сейчас стихотворение Николая Звягинцева и выполните задание.

Вопрос 7. (Слайд 18 – 19)

Прочитайте стихотворение Николая Агнивцева. Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.

(Текст распечатан и дан знатокам). (Приложение 2).

***

Москва и Киев задрожали,

Когда Петр, в треске финских скал,

Ногой из золота и стали

Болото невское попрал!..

И взвыли плети!.. И в два счета -

Движеньем Царской длани - вдруг -

Из грязи Невского болота -

Взлетел Ампирный Петербург:

И до сих пор, напружив спины,

На спинах держат град старинный

Сто тысяч мертвых костяков

Безвестных русских мужиков!..

И вот теперь, через столетья,

Из-под земли, припомнив плети,

Ты слышишь, Петр, как в эти дни

Тебе аукают они?!..

                           

  1. Вопросы для зрителей «Прогулки по Санкт – Петербургу». (Слайд 20)


        1.
Этот мост назван в честь учёного-энциклопедиста, поэта, для         которого Пётр Ι был идеалом монарха. К образу Петра этот поэт         обращается практически в каждой  своей оде.
        (Михаил Васильевич Ломоносов). (Слайд 21)


        2.
Музей-памятник, созданный архитектором О. Монферраном.
        (Исаакиевский собор). (Слайд 22)


        3.
На фоне какой крепости мы видим Дворцовый мост?
        (
Петропавловская крепость). (Слайд 23)

  1. Подведение итогов игры, награждение победителей.

Приложение 2

***

Москва и Kиeв задрожали,
Когда Петр, в треске финских скал,
Ногой из зол…та и стали
Болото невское попрал...

И взвыли плети!.. И в два счета -
Движеньем Царской длани - вдруг -
Из грязи невск…г… болота -
Взлетел ампирный П…тербург:

И до сих пор  напружив спины
На спинах держут град стари…ый
Сто тысяч мертвых костяков
Безвес…ных ру…ких мужиков!..

И вот теперь, через столетья,
Из под земли  припомнив плети
Ты слышишь  Петр  как в эти дни
Тебе аукают они...

Николай Звягинцев

***

Москва и Kиeв задрожали,
Когда Петр, в треске финских скал,
Ногой из зол…та и стали
Болото невское попрал...

И взвыли плети!.. И в два счета -
Движеньем Царской длани - вдруг -
Из грязи невск…г… болота -
Взлетел ампирный П…тербург:

И до сих пор  напружив спины
На спинах держут град стари…ый
Сто тысяч мертвых костяков
Безвес…ных ру…ких мужиков!..

И вот теперь, через столетья,
Из под земли  припомнив плети
Ты слышишь  Петр  как в эти дни
Тебе аукают они...

Николай Звягинцев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс-викторина"Звездный час"

Конкурс-викторина "Звездный час" - внеклассное мероприятие для учащихся 8-х классов.Способствует развитию познавательного интереса,  расширению знаний,  формирует чувства солидарности и здор...

Математический конкурс - викторина "Звездный час"

Данное мероприятие предназначено для учащихся 8 класса. Его цель: развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию,...

Бәхетле очрак (Мәктәптә Тукай көннәрен бәйрәм итү өчен әзерләнгән конкурс-викторина)

Мәктәптә Тукай көннәрен бәйрәм итү өчен әзерләнгән конкурс-викторина....

Конкурс – викторина «Юный Ломоносов»

Конкурс - викторина посвящен 300 летию со дня рождения великого ученого - энциклопедиста М.В. Ломоносова....

Конкурс - викторина по технологии

Проводится в форме соревнований между командами 5-6 классов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНКУРСА-ВИКТОРИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ С УДОВОЛЬСТВИЕМ» ПО ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Проведение  мероприятий в рамках внеклассной работы прочно занимает значительное место в работе преподавателей  иностранного языка. ...