Кружок "Буквоед"
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Фадеева Татьяна Александровна

Данный курс включает в себя два этапа: основной обучающе-репродуктивный и этап творческой самостоятельной или групповой работы. Результатом работы по программе должны стать самостоятельные разработки учеников – создание базы знаний для решения заданий по материалам ГИА и ЕГЭ. Преимуществом программы является то, что она предполагает «подключение» к обучению на любом занятии 1-го этапа, а также на любом занятии этапа повторения на втором году обучения. Курс рассчитан на 68 часа в основном практических занятий с вступительной беседой учителя по теме каждого занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_bukvoed_fadeeva.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждаю:

На заседании МО Гуманитарного цикла Председатель МО:

Заместитель директора по УВР:

Директор школы:

Фадеева Т.А.

Барданова Е.Ф.

Щербакова Н.А.

Буквоед

Образовательная программа дополнительного образования

гуманитарной направленности

для обучающихся 7- 8 классов

Составитель: Фадеева Т. А.

2016 - 2018учебный год

Пояснительная записка

Язык - это система словесного выражения мыслей, знаний, представлений о мире, служащая средством общения людей. Овладение нормами родного языка, эффективное использование языковых средств закладывает основу для успешной реализации личности в обществе, для формирования духовного богатства человека. Успешность раннего обучения языку имеет в связи с этим большое значение для будущего маленького человека.

Необходимость использования различных методов в обучении школьников общеизвестна. Они активизируют познавательную деятельность детей, вносят элемент занимательности в учебный процесс, помогают снять напряжение и усталость на уроке. Однако актуальность игровых методов не только не исчезает, но даже возрастает к моменту перехода в среднюю школу. Игровые методы здесь используются с целью облегчить протекание стрессового периода в жизни ребёнка, адаптировать его к увеличению учебной и эмоционально-психологической нагрузки.

Познавательные задания в курсе русского языка способствуют закреплению пройденного, обогащению словарного запаса, развитию смекалки, языкового чутья.

Всё сказанное выше определяет актуальность программы дополнительного образования в курсе русского языка, рассчитанной на 2 года занятий с обучающимися 7-8 классов. Программа имеет практическую направленность, использует конкретные учебных пособий.

Её основным принципом является добровольный характер обучения; при разработке программы за основу взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении.

Содержание программы

Целью данной программы является создание условий и предпосылок для успешного изучения курса русского языка в средней школе.

Педагогические принципы, обеспечивающие реализацию программы:

  • использование привычных форм деятельности, доступность обучающих задач и постепенный характер их усложнения;
  • поддержание доброжелательного психологического климата на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации занятий;
  • оптимальное сочетание форм занятий – индивидуальной, парной, групповой в рамках фронтальной.

Методы занятий – преимущественной игровой, а также репродуктивный с постепенным смещением акцентов в сторону творческого продуктивного метода.

Основные задачи курса

Обучающие задачи – в ходе занятий ученики закрепляют представления и знания, полученные в курсе средней школы и в основном программном курсе русского языка 8-9 класcов; формируют учебные умения и закрепляют навыки (распознавать орфограммы, подбирать проверочное слово, подбирать однокоренные слова, распознавать прямое и переносное значение слова, подбирать синонимы и антонимы, давать толкование слову, узнавать омонимы и др.)

Воспитывающие– в процессе занятий ученики постепенно формируют такие качества личности как собранность, организованность, культура общения и группового взаимодействия, коммуникабельность, потребность в самообразовании и самосовершенствовании.

Развивающие – все виды деятельности учеников и педагога направлены на развитие познавательного интереса, общекультурного кругозора, логического, критического, творческого мышления.

Данный курс включает в себя два этапа: основной обучающе-репродуктивный и этап творческой самостоятельной или групповой работы. Результатом работы по программе должны стать самостоятельные разработки учеников – создание базы знаний для решения заданий по материалам ГИА и ЕГЭ.

Преимуществом программы является то, что она предполагает «подключение» к обучению на любом занятии 1-го этапа, а также на любом занятии этапа повторения на втором году обучения.

Курс рассчитан на 68 часа в основном практических занятий с вступительной беседой учителя по теме каждого занятия.

Учебно-тематический план занятий

№ п/п

Название раздела (игры)

Содержание занятия

Кол-во часов

Тео-рия

Прак-тика

1.

«Орфографический этюд»

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка подбора родственного слова для проверки орфограммы, наблюдение за сочетаемостью слов и смыслоразличительной ролью гласных,  развитие памяти, внимания.

Материал: 64 слова с безударными гласными в корне проверяемыми ударением

2

1

1

2.

«Каждому слову – своё место»

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка правописания словарных слов, развитие памяти, внимания.

Материал: 80 слов с непроверяемыми безударными гласными в корне

2

1

1

3.

«Орфографический фоторобот»

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка подбора проверочного слова, развитие памяти, внимания.

Материал: 64 слова с сомнительными парными глухими/звонкими согласными

2

1

1

4.

«Привидения в…»

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка подбора проверочного слова, наблюдение за сочетаемостью слов, оттенками лексического значения, развитие памяти, внимания.

Материал: 24 слова с непроизносимыми проверяемыми согласными.

2

1

1

5.

«Ходилка «Привидения»

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка подбора проверочного слова, развитие памяти

Материал: непроизносимые проверяемые согласные

2

-

2

6.

«Коллекция аппликаций»

Обогащение и активизация словаря, развитие памяти, внимания.

Материал: 80 слов с удвоенными согласными

2

1

1

7.

«Товарищ Мягкий знак»

Обогащение и активизация словаря, отработка сложного алгоритма проверки слова с орфограммой, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания.

Материал: 80 слов с орфограммами (разделительный мягкий знак, мягкий знак в сочетаниях согласных, мягкий знак на конце слова как показатель грамматической формы)

6

2

4

8.

«Слово за слово»

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка толкования слова, буквенного анализа слова, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания.

Толкование слова. Лексическая сочетаемость. Эпитет. Шарада.

Материал: 96 карт с соответствующим текстом.

2

1

1

9.

«Словесный калейдоскоп»

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка толкования слова, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания, логического мышления.

Лексическая сочетаемость имен существительных и прилагательных. Прямое и переносное значение слова. Синонимия ( 96 слов)

2

1

1

10.

«Одного поля ягоды».

Обогащение и активизация словаря, наблюдение за прямым и переносным значением пословиц и поговорок, развитие навыка связной речи, развитие памяти, внимания, логического мышления.

Синонимия. Прямое и переносное значение устойчивых выражений.

2

1

1

11.

«Вперёд или назад».

Обогащение и активизация словаря. Развитие смекалки, сообразительности, находчивости. Формирование восприятия языка, опирающегося на логическое и образное мышление. Развитие внимания, усидчивости, воли.

Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Буквенный состав слова.

Материал: 48 слов

2

1

1

12.

«Слово не воробей»

Обогащение и активизация словаря. Развитие образного, живого мышления, через восприятие различных форм языкового творчества. Омонимы. Фразеологизмы. Эпитеты и другие средства выразительности.

Материал: 48 слов и фразеологических оборотов.

2

1

1

13.

«О чем речь?»

Обучение работать с частью С. Как правильно писать сочинениер-рассуждение, выразить в нём своё отношение к теме, затронутой автором. Умение оценивать речевое оформление текста, видеть в нём наиболее яркие языковые средства, позволяющие автору точно и выразительно передать свои мысли. Умение приводить примеры из текста.

6

2

4

Итого: 34 часа (теория 14 часов, практика 20 часов)

2 год обучения

1.

Повторение

Актуализация тем и языкового материала, с которыми дети знакомились в течение первого года обучения

6

2

4

2.

«Товарищ Мягкий знак»

Обогащение и активизация словаря, отработка сложного алгоритма проверки слова с орфограммой, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания.

Материал: 80 слов с орфограммами (разделительный мягкий знак, мягкий знак в сочетаниях согласных, мягкий знак на конце слова как показатель грамматической формы)

6

2

4

3.

«Чудеса во множественном числе»

Обогащение и активизация словаря, работа с грамматическим словарём, развитие мышления, памяти.

Материал: имена существительные, образующие и не образующие формы единственного и множественного числа (80 слов).

6

2

4

4.

«Мысль бежит, слово догоняет»

Обогащение и активизация словаря, наблюдение за сочетаемостью слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность, оттенки в употреблении слов.

Материал: 48 многозначных глаголов, 48 многозначных существительных.

6

2

4

5.

«Мудрые советы, мудреная наука…»

Обогащение и активизация словаря, наблюдение за сочетаемостью слов.

Паронимы.

Материал: 24 пары паронимов- прилагательных.

6

2

4

6.

«О чем речь?» (лото по развитию речи)

Развитие речи, воображения, мышления. Обогащение и активизация словаря с опорой на наглядно представленную информацию. Формирование навыка работы с толковым словарем.

Интегративное занятие (с курсом мировой художественной культуры) в рамках программы Центра образования с углубленным изучением искусства.

Материал: толковый словарь, 40 слов лексико-семантической группы «Этнография. Русский мир», 48 слов лексико-семантической группы «Архитектура» .

6

2

4

7.

«Пойми меня».

Развитие речи, воображения, мышления. Обогащение и активизация словаря. Закрепление навыка толкования слова, связной речи, коммуникации. Повышение уровня эрудиции, скорости мыслительных и речевых реакций.

Толкование слова. Прямое и переносное значение слова. Лексическая сочетаемость. Слово в речи.

4

2

2

8.

«Эрудит» («крестословица»).

Закрепление навыка правописания слова, развитие орфографической зоркости. Закрепление навыка связной речи. Повышение уровня эрудиции, скорости мыслительных реакций.

Буквенный состав слова. Прямое и переносное значение слова.

4

2

2

9.

Кроссворды.

Закрепление навыка правописания слова, развитие орфографической зоркости. Закрепление навыка связной речи. Повышение уровня эрудиции, скорости мыслительных реакций.

Заполнение сеток, самостоятельное составление кроссвордов.

4

2

2

11.

Фонетическая транскрипция.

Закрепление умения составлять фонетическую транскрипцию (делать звуковой анализ слова)

2

1

1

12.

Работа

Обучение работе со словарями (словарь синонимов, антонимов, фразеологизмов, пословиц и поговорок, словарь эпитетов и словарь сочетаемости слов; орфоэпический и грамматико-орфографический словарь).

6

2

4

13.

Разработка и изготовление игры, в основе которой собственные идеи детей.

Разработка и критическая оценка идеи. Групповая работа.

Закрепление навыка работы со словарями.

Изготовление макета игры и его оценка. Групповая работа.

Окончательное оформление игры.

6

1

5

14.

Презентация проекта

Обучение принципам успешной презентации.

Пробная защита проекта. Самостоятельная и групповая работа.

4

2

2

15.

Защита индивидуальных/групповых проектов детей по теме «Игровое учебное пособие по русскому языку руками детей»

2

_

2

Итого: 68 часов (теория 24 часа, практика 44 часа)

Используемая литература:

Глязер С.В. Ларчик с играми. – М., 1975.

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.,1985.

Компаниец В.Г. Игры и развлечения. – М., 1953.

Минскин Е.М. От игры – к знаниям. – М., 1987.

Чкаников М.Н. Игры и развлечения. – М., 1957.

Игры и развлечения / Сост. Фирсова Л.М. – М., 1992.

Соловьева Н.Н. Необычное словообразование. Игры на уроках: Учебное пособие по русскому языку для 5-6 классов – М., 1998.

Успенский Л.В. Слово о словах. – М., 1997.

Загадки-шарадки.  И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях/ Авт.-сост. М.П.Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2007.

Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

Аксенова Л.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. – М., 1991.

Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.

Любич Д.В. Лингвистические игры. – СПб: Издательство Буковского, 1998.