Самообразование воспитателя подготовительной группы «Ручеек» по теме: "Роль загадки в воспитании дошкольника"
материал на тему

Куликова Ирина Владимировна

Самообразование воспитателя

подготовительной группы «Ручеек»

по теме: "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Тема: Роль загадки в воспитании дошкольника.

Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Актуальность темы

Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга. 

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать  загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый  раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

 

 

 

 

    РАЗДЕЛ

        СРОКИ

           СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

  ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957.

2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.

3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание.-1986 - №9.

4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 -  №7

 

 

 

 

 

 

 

Работа с детьми

Сентябрь

Загадки об овощах и фруктах

Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Октябрь

Загадки о животных.

 

Вечер развлечений «Загадки лесовичка».

Ноябрь

Загадки о растениях.

Выставка работ детского творчества.

Декабрь

Загадки об игрушках, сказочных героях

Конкурс загадок  «В гостях у Угадайки».

Январь

Загадки о природе и природных явлениях.

Составление альбома загадок «Природа вокруг нас».

Февраль

Придумывание загадок детьми

Коллективное оформление книги «Загадки».

Март

Загадки о транспорте.

Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Апрель-май

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку».

Программное содержание: развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира.

 

Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам.

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка».

 

Октябрь

 

Папка - передвижка «Загадки из детства».

Февраль

Отгадывание загадок.

Семейный конкурс «Вечер загадок».

Апрель

Придумывание загадок детьми и их родителями

Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми.

Май

Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности.

 

Самореализация

Февраль

Выступление на семинаре «Влияние загадок на развитие и воспитание детей»

 

Май

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

 

Предполагаемый результат: Повышение компетентности воспитателя, детей и родителей в области развития речи, логического мышления, воображения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_vospitatelya.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование воспитателя

подготовительной группы «Ручеек»

по теме: "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Тема: Роль загадки в воспитании дошкольника.

Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Актуальность темы

Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга. 

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать  загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый  раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

    РАЗДЕЛ

        СРОКИ

           СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

  ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957.

2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.

3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание.-1986 - №9.

4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 -  №7

Работа с детьми

Сентябрь

Загадки об овощах и фруктах

Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Октябрь

Загадки о животных.

Вечер развлечений «Загадки лесовичка».

Ноябрь

Загадки о растениях.

Выставка работ детского творчества.

Декабрь

Загадки об игрушках, сказочных героях

Конкурс загадок  «В гостях у Угадайки».

Январь

Загадки о природе и природных явлениях.

Составление альбома загадок «Природа вокруг нас».

Февраль

Придумывание загадок детьми

Коллективное оформление книги «Загадки».

Март

Загадки о транспорте.

Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Апрель-май

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку».

Программное содержание: развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира.

Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам.

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка».

Октябрь

Папка - передвижка «Загадки из детства».

Февраль

Отгадывание загадок.

Семейный конкурс «Вечер загадок».

Апрель

Придумывание загадок детьми и их родителями

Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми.

Май

Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности.

Самореализация

Февраль

Выступление на семинаре «Влияние загадок на развитие и воспитание детей»

Май

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Предполагаемый результат: Повышение компетентности воспитателя, детей и родителей в области развития речи, логического мышления, воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме: "Роль краеведения в процессе воспитания и образования школьников"

В презентации показана роль краеведческого материала в процессе образования и воспитания учащихся. Возможности использования краеведения на уроках истории, географии, в научно - исследовательской деят...

Родительское собрание на тему "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Родительское собрание на тему "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем подготовительной группы для детей с ТНР

Тетрадь по взаимодействию учителя-логопеда с воспитателем подготовительной группы для детей с ТНР...

Лекция на тему "Роль родителей в нравственном воспитании детей"

Уважаемые родители!  Нам необходимо задуматься над вопросом: каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении?Не раз и не два педаг...

Работа с родителями на год в подготовительной группе"Ручеек"

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА ГОД ГРУППА «РУЧЕЕК».СЕНТЯБРЬ...

Выступление на МО воспитателей и классных руководителей на тему: "Роль английского языка в жизни спортсменов"

В настоящее время изучение иностранных языков является важным аспектом жизни современного человека. Иностранный язык дает нам возможность познакомиться с культурой и традициями других стран, способств...

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы

Рабочая программа для подготовительной группы детского сада общеразвивающего вида создана на основе примерной образовательной программы. Я хотела бы, чтобы мой материал помог другим воспитателям для р...