Урок родного языка
классный час на тему

Крылова Ирина Николаевна

классный час. Русский язык – один из богатейших языков в мире. Знание русского языка необходимо нам в жизни. Чтобы стать культурным, мы должны в школе изучать его, пользоваться всеми богатствами языка. Но незнание его приводит к тому, что речь некоторых ребят очень бедна, а употребление ненормированной лексики делает речь некрасивой, грубой, неприятной.час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rodnogo_yazyka.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

                                                                                                      Подготовила

                                                                                     учитель начальных классов    

                                                                                      Крылова Ирина Николаевна

Классный час «Урок родного языка»

Цели:

  1. Прививать любовь к родному языку.

Задачи:

  1. Развивать смекалку, внимание.
  1. Развивать устную речь учащихся.
  2. Развивать орфографическую зоркость.

Оформление доски:

«Русский язык – один из богатейших языков в мире».

«Велик, могуч и прекрасен русский язык».

Мы живем в стране российской,

Признаем язык индийский,

Итальянский, датский, шведский

И японский признаем,

И английский, и французский.

Но в родном краю по-русски

Пишем, думаем, поем.

Мы тогда лишь вольно дышим,

Если речь родную слышим

На родном нам языке

И в своей столице древней,

И в поселке, и в деревне,

И от дома вдалеке.

Русский язык – один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

И называется все алфавит.

Сколько букв в алфавите?

Сегодня на классном часу мы поиграем с буквами алфавита. Сейчас вы будете брать карточки с буквами и на эту букву выполнять задание.

С –  составь слово

З – зверинец

О – о-о-о

П – прятки

Б – замени букву

И – имя

Д – двойники

Вк – вкусные слова

В – верно или неверно

ЧА – слова со слогом ча

У – узнай сказку

Г – сказочные герои

Составь слово

Из данных букв составь слова:

Б, у, с, ы, р (усы, бусы, сыр)

К, т, о, л,я (кот, кто, ток, Коля, Толя)

О, с, а, к  (оса, коса, сок)

Л, у, к, ж, а  (лужа, жуки, уж, лак)

Зверинец

Добавить недостающее слово – название животного.

Голоден как … (волк).

Труслив как …  (заяц).

Колючий как …   (ёж).

Надут как …  (индюк).

Болтлив как … (сорока).

Хитер как … (лиса).

Здоров как … (бык).

Нем как … (рыба).

Упрям как .. (осел).

Игра «О – о – о!»

1

----

О

-----

О

----

О

-----

2

-----

О

-----

О

-----

О

-----

3

-----

О

-----

О

-----

О

4

-----

О

-----

О

-----

О

5

-----

О

-----

О

-----

О

6

-----

О

-----

О

-----

7

-----

О

----

О

------

  1. Инструмент плотника (молоток).
  2. Съедобный герой русской народной сказки (колобок)
  3. Водоем (болото).
  4. Драгоценный металл (золото).
  5. Продукт, из которого изготовляют сметану, масло  (молоко).
  6. Крупный населенный пункт (город).
  7. Хищная птица  (сокол).

    Прятки

Слово спряталось:

Коса (оса), укол (кол), уточка (точка), зубр (зуб), щель (ель), столб (стол), удочка (дочка), хлев (лев), полк (пол), мрак (рак), драма (рама), клещ (лещ), экран (кран), мель (мел, ель).

Замени букву

Меч   (мяч)

Город  (голод)

Сени  (сани)

Икра  (игра)

Маша (Саша, каша).

 Имя

«Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий и знатный, имя свое от родителей в сладостный дар получает» (Гомер)

«Не ошибись»: учитель называет полное имя, дети – сокращенное и наоборот.

Василий – Вася, Николай –Коля, Виктор – Витя, Татьяна – Таня, Светлана – Света, Оля – Ольга, Петя – Петр, Валя – Валентина, Вова – Владимир, Лена – Елена.

Что обозначают ваши имена?

Андрей – (греческое) мужественное

Сергей – (латинское) крепкий, здоровый

Денис – (греческое) посвященный богу веселья

Двойники

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

  • Где вы были?
  • У лисички.
  • Что вы ели там?
  • Лисички.

             (Я. Козловский)

  • Его имеют пиджаки,

Бывает он и у реки.    (рукав)

  • Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей.   (нос)

  • Короткая мужская стрижка,

И зверь колючий, даже слишком. (ежик)

-   Растет на дереве она

    Или на лбу у пацана. (шишка)

  • Ею траву косят,

В ней и бантик носят.  (коса)

  • Из какого лука нельзя стрелять?
  • Из какого крана не льется вода?
  • Всегда ли ерш на уху годится?
  • Каким гребнем не расчешешь голову?
  • Какой лопаткой не выкопаешь грядку?
  • Какой журавль никогда не летает?
  • Какую кроху не склюет воробей?

Вкусные слова.

Буратино нес вам в подарок фрукты, но споткнулся, упал и фрукты рассыпались. Помогите ему их собрать.

Я  С  Б  РУ  КИ  ШИ  ВЫ  Г  ЛИ  ЛО  

(яблоки, сливы, груши)

Верно или неверно

Сначала я задам вопрос,

А вы затем, над ним всерьез

Подумав, одно из двух –

«Да» или «нет» - ответьте вслух.

Коль вы находчивы, то сполна

Поможет рифма, но она

Настолько хитрая у нас,

Что может с толку сбить подчас.

Терять не стоит время нам,

Играй, и все увидишь сам.

Скажи, приветствуя рассвет,

Поет ли сом усатый? (Нет)

А, рассекая гладь пруда

Умеют гуси плавать? (Да.)

А если солнцем снег согрет,

Он станет льдом холодным? (Нет.)

Ответь, а может резеда

Цвести в саду зимою? (Нет.)

А крокодил собрать букет

Из белых лилий может? (Нет.)

Неужто пятится всегда,

Передвигаясь, раки? (Да.)

Верблюд способен – дай ответ –

Идти три дня без пищи? (Да.)

Бегут по рельсам поезда,

Они имеют ноги? (Нет.)

Растет ли в море лебеда?

Ну, что на это скажешь? (Нет)

А верно то, что с детских лет

К нам сны во сне приходят? (Да.)

Скажи мне, злые холода

Для обезьян опасны? (Да.)

Ну, а любимая еда

У волка мед и груши? (Нет.)

В конце спросить пришла пора,

Тебе понравилась игра? (Да.)

                    (А. Бортняк)

Слова со слогом  «ча»

Вспомните домашние предметы, в названиях которых есть слова с сочетанием  «ча»

(чай, чайник, чашка, часы, мочалка, свеча, выключатель)

Узнай сказку

Сказки просят: А сейчас

Вы, друзья, узнайте нас!

А дорога – далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок …

        (Машенька и медведь)

Ах, ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко …

          (Петушок – золотой гребешок)

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка.

           (Снегурочка)

Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться?

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца.

          (сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Отворили дверь козлята,

И … пропали все куда-то!

   (Волк и семеро козлят)

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел…

Отгадайте без подсказки,

Из какой ушел я сказки?

           (Колобок)

Сказочные герои

Мы из сказки – ты нас знаешь.

Если вспомнишь  - отгадаешь!

А не вспомнишь – ту так что ж …

Сказку заново прочтешь!

  Она по полю пошла,

В поле денежку нашла,

Самовар себе купила

И гостей чайком поила.

Веселились все вокруг,

Но вмешался злой паук …

Пауков боится Муха,

Муха - … (Цокотуха).

На ней жениться хочет

Слепой и жадный крот.

Мышь над ней хохочет,

А ласточка спасет!

Подскажи мне, Вовочка,

Кто это?  (Дюймовочка)

Он всегда живет всех выше:

У него есть дом на крыше.

Если ляжешь быстро спать,

Ты с ним можешь поболтать.

Прилетит к тебе в твой сон

Живой веселый … (Карлсон)

Всех грязнуль отчистит быстро,

Все нерях умоет чисто

Умывальников начальник –

Знаменитый … (Мойдодыр)

С Пятачком он ходит в гости,

Любит мед, варенье просит …

Это кто, скажите вслух!

Медвежонок … (Винни-Пух)

Он не знает ничего.

Вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки,

Как зовут его?..  (Незнайка)

Лечит всех зверей подряд,

Лечит взрослых и ребят.

К вам спешит, когда болит,

Добрый доктор … (Айболит)

Такое лишь в сказке волшебной случается:

Карета из тыквы большой получается!

В чудесном наряде, легка, словно перышко,

Со сказочным принцем знакомится …  (Золушка)

Деревянным острым носом

Всюду лезет он без спросу.

Даже дырку на картине

Носом сделал … (Буратино)

Она, как снег, бела и светла.

Она, как снег, боится тепла.

Рады солнцу и дети и курочка,

Ему не рада только … (Снегурочка)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался … (Колобок)

Вот какой удивительный русский язык! Знание русского языка необходимо нам в жизни. Чтобы стать культурным, мы должны в школе изучать его, пользоваться всеми богатствами языка. Но незнание его приводит к тому, что речь некоторых ребят очень бедна, а употребление ненормированной лексики делает речь некрасивой, грубой, неприятной.

От слова грязного, гнилого

Освободим нашу гордую речь!

Русское светлое, красивое слово

От черного слова будем беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Активные формы обучения на уроках родного языка и родной литературы

Формы и методы работы на уроках родного языка и литературы...

Язык как зеркало. К уроку родного языка

Дидактический материал. Родной язык 8-9 класс...

Доклад "Использование образовательных технологий на уроках родного языка и родной литературы: метод "Загадка""

На сегодняшний день родной язык и родная литература - предметы, формирующие у подрастающего поколения лучшие нравственные качества на основе освоения духовных ценностей своего народа. Одним из актуаль...

Интегрированный урок родного языка и родной литературы "Золото, золото, сердце народное"

. Собранный материал неоднократно использовался как на уроках русского языка, литературы, так и во внеурочной деятельности. Классный час, разработанный на основе этих документов, стал победителем реги...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...