Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда
план-конспект на тему

Клок Галина Давидовна

Идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующих самые низкие и ничтожные человеческие чувства: вседозволенность, насилие, жестокость, наркоманию и многое-многое другое в том же духе. Во-вторых,  искажаются исторические факты и, самое главное, патриотические чувства народа. Поэтому в настоящее сложное время нашему государству, школе  жизненно необходимо воспитывать патриотов,  знающих и почитающих свою историю, способных вывести страну из нравственного кризиса, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма.

Вера в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы  патриотического воспитания.  Военно – патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости  за деяния героических предков, уважение к   истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение  воинских традиций.

Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям. Использовать необходимо весь арсенал форм и методов работы в этом направлении.

Мероприятие разработано для учащихся 9–11 классов с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны. Традиционно проводится накануне Дня Победы.

 Заканчивается чаепитием и возложением цветов у  мемориала Памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_pamyat_kak_eho_pechalna_0.docx41.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа

 «Наша память, как эхо, печальна, 

Наша память, как песня, горда»

(9классс)

Краткая аннотация

Идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующих самые низкие и ничтожные человеческие чувства: вседозволенность, насилие, жестокость, наркоманию и многое-многое другое в том же духе. Во-вторых,  искажаются исторические факты и, самое главное, патриотические чувства народа. Поэтому в настоящее сложное время нашему государству, школе  жизненно необходимо воспитывать патриотов,  знающих и почитающих свою историю, способных вывести страну из нравственного кризиса, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма.

Вера в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы  патриотического воспитания.  Военно – патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости  за деяния героических предков, уважение к   истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение  воинских традиций.

Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям. Использовать необходимо весь арсенал форм и методов работы в этом направлении.

Мероприятие разработано для учащихся 9–11 классов с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны. Традиционно проводится накануне Дня Победы.

 Заканчивается чаепитием и возложением цветов у  мемориала Памяти.

Цель: Формирование патриотических качеств у учащихся, воспитание уважения к истории страны, любви к прошлому,  ближнему.

Задачи: Воспитание патриотического сознания; развитие творческих способностей и чувства коллективизма.

Форма: классный час – размышление (литературно-музыкальная композиция)

 Оформление:

1. Музыкальное оформление: «С чего начинается Родина», "Священная война”, «Реквием» В.А.Моцарта ", песня «Журавли» ,песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя», «День Победы”, фонограмма  И. Талькова «Чистые пруды»

2.Презентация «Наша память, как эхо печальна, наша память, как песня горда »

3.Экран для демонстрации слайдов.

4.Оформление сцены:

 Стена затянута красной тканью. Часть ткани расписана в виде старой разрушенной взрывами кирпичной стены, опутанной колючей проволокой. На кирпичах чёрным написаны цифры погибших, пропавших без вести и др. данные. В центре стены изображение памятника Мамаева-Кургана - тянущая из земли рука с факелом. Вверху стены косяк журавлей. На сцене в ряд установлены три больших гильзы, куда в конце каждой тематической части устанавливаются цветы как дань памяти павшим.

 По всей сцене на разных уровнях устанавливаются свечи.

 

Организационный момент.

 Встреча ветеранов.

 СЛАЙД 1. Посвящается… (учащиеся зажигают свечи)

Ученица:  Отчего это воздух тревогой объят?

                 - Отчего вдруг замолкли все птицы?

                 - Отчего так испуганы лица?

 Слышится звук разрыва бомбы.

Слайд 2.Появляется название композиции.

Ученица: (на фоне звука)

 Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

(А. Твардовский)

Учитель: Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших солдат. Хотя прошло более полувека со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Вот поэтому мы собрались сегодня здесь.

СЛАЙД 3-7  фото весны, садов цветущих, мирной жизни (фонограмма «С чего начинается Родина».

Ведущий 1. Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое, не отопленное жилище и скудный военный паек… нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…

Ученик:

Была жизнь прекраснее летнего вечера,

 Ясноглаза, светлолоба,

 Прелестью облика человечьего -

 Гляди на нее, да любуйся в оба!

Музыка постепенно стихает.

Слайд 8.(Война)

Ведущий 2. Война… Мы знаем о ней понаслышке:

                по фильмам и книгам, по рассказам ветеранов.

                Мы знаем, что она еще где-то есть.

               Задумайтесь! Как это страшно - один народ убивает другой!

               Человек убивает человека.

               Изощряется в пытках, изобретает оружие, унижает - и унижается.

               Ради чего? По какому праву?

 Ведущий 1.

Почему люди не хотят жить в мире? Что мешает им?

Войны преследует человечество на протяжении всей истории.

Слайд 9.(Фашизм «шагает» по Европе.)

Ведущий 2.

1939год. По ту сторону границы обыкновенный фашизм заливал кровью Европу, насаждая «новый порядок»: растерзана Чехословакия, захвачена Бельгия. Падение Парижа потрясло мир! Фашисты грабили Европу, жгли и уничтожали города.

Ведущий 1.

 Фашистское руководство тщательно готовило нападение с целью уничтожить нашу страну, заполучить мировое господство. Гитлер, характеризуя предстоящую войну, цинично заявлял: «Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы…»

СЛАЙД 10-16. ворота в концентрационный лагерь (Звучит «Реквием» В.А.Моцарта)

концентрационные лагеря, люди, истощенные, убитые, замученные в лагере,

 дети в концентрационном лагере.

 (Возлагаются учащимися цветы на сцене, как дань памяти павшим.)

(Музыка стихает)

Ученик.

Они хотят нас уничтожить,

 Чем жизнь прекрасна и добра,

 Всю радость мира подытожить

 Бандитским взмахом топора.

 Они ораву воспитали,

 Убийц, смакующих погром

 И много стран четвертовали

 Кровавой свастики крюком.

Ведущий 2.

Военная мощь армии Адольфа Гитлера невиданно возрастала, и вскоре ее острие оказалось направленным на нашу страну…

Слайд17.   (1941год 22 июня.) Звучит голос Левитана о начале войны

Ведущий 1. 

22 июня 1941 года. Страшная дата.

 День, когда для миллионной страны рухнули все планы на будущее - каникулы, экзамены, свадьбы. Вся жизнь перевернулась.

 Все поникло, ушло куда-то в прошлое, пред зловещим словом Война.

СЛАЙД 18-20 хроника отправки войск на фронт. Звучит песня «Священная война»

Ведущий 1.

   И встала страна огромная на смертный бой, повзрослели до поры мальчишки и девчонки. Многие из них со школьной скамьи  ушли на фронт, сдавали экзамен на аттестат зрелости на передней линии боя.

Ученик:

Мы в верности клялись родной стране,

 И вместо плуга взяли в руки меч.

 Мы жизни не щадили на войне,

 Ведь наше дело - Родину беречь.

 Чтоб дать отпор захватчикам твоим

 Стремилась ты собрать остатки сил

 И в помощь верным витязям своим

 Дух предков поднимала из могил,

 И славные былины прошлых лет

 Бросали зерна в юные сердца.

 И снова добивалась ты побед!

 И славе твоей не было конца.

Слайд 21. (Оборона Москвы)

Ведущий 2.По плану немецкого командования первой подлежала  уничтожить Москву –  наше сердце. Ее сначала хотели взорвать, потом затопить, превратить в гигантский бассейн. Гитлер планировал провести 7 ноября парад на Красной площади, перезимовать в Москве.  А весной двинуться на восток. Он заявил, что город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель - будь то мужчины, женщины или ребенок - не могли покинуть город. Имея неоспоримое превосходство в силах и средствах, враг рассчитывал на успех.

Фашисты надеялись испепелить и сровнять с землей весь город. Для этой цели было выделено 1200 бомбардировщиков, которые с ужасным ревом рвались к городу. Подобно черной туче, они могли закрыть собой полнеба.

Ведущий 1: Особые надежды фашисты возлагали на свои зажигательные бомбы, которых каждый самолет поднимал огромное количество. Они могли принести вреда больше, чем фугасные бомбы. Фашисты решили применить адский трюк. К некоторым бомбам крепили детонатор, чтобы тот взрывался от прикосновения пожарных. Население подлежало полному истреблению.

 Однако, этот трюк не удался..

Ведущий 2: Над Москвой нависла угроза, на ее защиту встали вместе с солдатами мирные люди: от мала до велика. На всех направлениях развернулись жестокие бои.

Слайд 22.(Герои – панфиловцы )

Презирая смерть, советские войска сражались до последней капли крови.

Неся огромные потери, враг отступил.

Слайд 23.(Атака, бой. Звучит песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя»)

Это была наша первая победа. Победа наших солдат, женщин, матерей, стариков и детей.

Слайд 24.

Ведущий 1.Говорят, у войны не женское лицо. За Родину, за родных, за будущее наравне с мужчинами на  фронте сражались и женщины.

Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.

Отрывок из произведения Александра Корнейчука "Фронт”

 Ученица:

Нет, это не заслуга, а удача —

 Быть девушке солдатом на войне.

 Нет, не заслугой в тот зловещий год,

 А высшим счастьем девушки считали

 Возможность умереть за свой народ!

Слайд 25-28 (Кадры «Женщины на войне)

Слайд 29.(Звучит песня «Русские матери»))

Ведущий 2:

 Матери. Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг - материнскую любовь. Скольких сыновей и дочерей в первые  дни этой ужасной войны отправили матери на фронт. И каждую минуту, каждую секунду матери сердцем были там, где воевали их дети. А как ждали они от них весточек, этих заветных треугольников!

Слайд 30.(На эпидиаскопе - письма с фронта. Текст читают мальчики; свет в зале погашен.)  

1-й. «Здравствуй, мама! Пишу тебе из окопа. Сегодня мы приняли первый бой...».

2-й. «Родная, здравствуй! Вчера у нас был большой бой, а сегодня затишье.

   Меня немного ранило, но я в строю, продолжаю бить фрицев...».

1-й. «Мама, не волнуйся за меня Мы бесстрашно воюем. Скоро я вернусь домой...».

Ведущий 1.Война была. Эти пожелтевшие треугольники - доказательство. Это фронтовые письма. Их писал мой прадедушка … моей прабабушке.  Когда он ушёл на фронт, его дочь только родилась. Он спрашивал в письме: "Растет ли моя доченька?" Увидеть дочь ему так и не удалось. Моя прабабушка получила лишь похоронку.

Слайд 31. ( Фото Олега Кошевого с мамой).

Ученик:

Знаю, в сердце у тебя тревога,

- Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, все ты смотришь на дорогу,

По которой я ушел когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи...

 Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

Ведущий 2: Олег Кошевой зверски замучен фашистами. Только через полтора месяца мать нашла тело своего сына.

Ученица: «Я узнала Олега. Мой сын, которому не было еще и 17-ти лет, лежал передо мной седой. Волосы на висках были белые-белые, как будто посыпанные мелом. Даже через полтора месяца после смерти Олег был прекрасен».

 Ведущий 1.: Нет ничего страшней на свете, чем матерям хоронить своих сыновей.

(Возлагаются  цветы на сцене, как дань памяти павшим.)

Ученик: Ужасы войны невозможно передать словами

СЛАЙД 32. сожженные деревни, казненные люди. Звучит «Реквием» В.А.Моцарта

Ученик (на фоне музыки):

Я проходил, скрипя зубами, мимо

 Сожженных сел, казненных городов

 По горестной, по русской, по родимой,

 Завещанной от дедов и отцов,

 Запоминал под деревнями пламя,

 И ветер, разносивший жаркий прах,

 И девушек, библейскими гвоздями

 Распятых на райкомовских дверях.

 И воронье кружилось без боязни,

 И коршун рвал добычу на глазах,

 И метил все бесчинства и все казни

 Паучий, извивающийся знак.

 Крови своей, своим святыням верный,

 Слова старинные я повторял, скорбя:

  — Россия, мати! Свете мой безмерный,

Которой местью мстить мне за тебя!

Слайд33.

Ведущий 1.(На фоне музыки):

 Белорусская деревня Хатынь.. .  22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских - 9 детей. У Новицких, Иотко - по 7. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли 75 детей.(Музыка стихает)

(Возлагаются  цветы на сцене, как дань памяти павшим.)

Слайд 34

Ведущий 2:

Жители нашего села на себе испытали, что несет новый фашистский режим. Расстреливали за малейшее неподчинение. Уничтожали евреев. Угоняли в Германию детей, парней, девушек и молодых женщин. Война прикоснулась  к каждому жителю нашего села.

Ведущий 1.Долгие военные дороги пришлось пройти и многим нашим землякам.

 О некоторых из них мы расскажем .

Слайды 35-40.  Звучит тихо песня «Журавли»

  1. Сапачев Иван Петрович - 35 слайд.
  2. Калайтанов Василий Филиппович -36 слайд.
  3. Паданов Григорий Федорович - 37 слайд.
  4. Чирков Илья Никитович - 38 слайд
  5. Колпакова Александра  Петровна - 39 слайд
  6. Голубовская Екатерина Григорьевна - 40 слайд

К  сожалению,   многих  уже нет в живых.

(Возлагаются  цветы на сцене, как дань памяти павшим.)

Слайд 41. Звучит песня из кинофильма «Офицеры»

Ученик: 

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути.

Поэтому должен, хотя бы наш разум дорогой победы пройти.

 Ученица:

 И мы разобраться обязаны сами.

В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами,

Но такими же полными слез.

(Музыка стихает)

Ведущий 2.   Среди нас в этом зале находятся  участники боевых сражений. ( Слово предоставляется ветеранам)

Дорогие ветераны! Спасибо вам за эту встречу, за предоставленную возможность прикоснуться к вашей судьбе. Будьте здоровы и счастливы! ( Вручение цветов)

СЛАЙД 42

Ведущий 1:

В. 2,7 миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина в этой битве. Многие пропали без вести. Неизвестный солдат. Мы ничего не знаем о нем. Знаем только, что на шапке-ушанке его алела звезда, что землю, на которую он упал, он любил больше всего в жизни, что в час его гибели совершился исторический перелом: наши войска отбросили врага от Москвы и начали свой победоносный путь до Берлина.

Ученик:

Никто не знает их фамилий,

 О них ни песен нет, ни книг.

 Здесь чей-то сын и чей-то милый,

 И чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя,

Жить начинавшие едва.

Ученица:

 И небо было голубое,

 Была зеленая трава.

По всей России обелиски,

 Как души, рвутся из земли

Они прикрыли жизнь собою,

Жить начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое,

Была зеленая трава.

Склоним голову перед величием  подвига погибших. Минутой молчания почтим память не вернувшихся с войны.

СЛАЙД43.( Минута молчания )

Слайд 44.

Все раздоры, слепые сражения

Вспомним мы через годы не раз,

И другие уже поколения

Без опаски расскажут про нас,

Назовут наши жертвы, потери…

Вновь заслуженно слава придёт.

Не погибнет Россия.

Я верю

В наш могучий и добрый народ!

Слайд 45-50 фото солдат,  возвратившиеся с войны, ветераны на празднике.        

Ведущий 2: Прошла война. И жизнь, и время движутся вперед. За верность и стойкость, за силу и нежность, слава вам, солдаты! Слава, Вам, солдатские жены, вдовы и матери!

(Звучит песня «День победы»)

Ведущий 1: Из бессмертного подвига, из  скорби, из благодарной памяти народной рождается могучая и добрая сила и решимость - беречь мир, не допустить новой войны.

Ученик: Не забывайте зла военных лет.

 Ученица: Не возводите в мифы достоверность.

Ученик:  Четыре года шла солдатам вслед

 Кровавыми шагами повседневность.

Ученица:  Не говорите громкие слова

 Тем, кто присяге с молодости предан.

Ученик:  Не отживёт высокая молва

 О тех, над кем склоняется Победа.

(Играет фонограмма И. Талькова «Чистые пруды»)

 Ученица: У каждого человека есть своя мечта, которая, прежде всего, связана с миром на земле. Моя мечта - быть самой лучшей мамой.  Я не хочу войны. Я хочу жить, хочу рожать детей, радоваться их успехам, огорчаться неудачам. Однако  этой мечте часто противостоит зло, которое также творят люди,  которым нужны власть, завоевания, деньги.

Человек – это  хрупкий и беззащитный цветок, который подвергается влиянию зла, но всегда старается тянуться к добру,  светлому, солнечному, мирному.

Ученик:

Поэтому  мы  должны сделать все возможное, чтобы мечты людей о счастье и добре претворились в жизнь и помогли преодолеть все трудности, делая наш мир светлым и солнечным.

 Мы - поколение наших дедов, прадедов  получили нашу землю в наследство и должны не только сберечь все ее богатства, но и  преумножить их.  Нужно стремиться к тому, чтобы наше будущее было прекрасным.

Экскурсия по школьному музею.

Заканчивается  классный час чаепитием и возложением цветов у  мемориала Памяти.

Список используемой литературы.

1. «У войны не женское лицо». Минск. Мастацкая литература 1999г.  

3. «Вечный огонь» - Партизанские записки.  Беларусь 1998г.

4. Научно - методические журналы «Классный руководитель».  2000-2006г.г.

5.http://www.collection-scenariev.ru/scenarii-cat41-num19.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда

Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...

Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!

Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все  совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...

Сценарий «Наша боль и наша память» -презентация творческих коллективов школы на районном конкурсе "70-я весна"

Презентация творческих коллективов  МОУ СОШ №8 г.Аткарска Саратовской  на районном конкурсе, посвящённом 70-летию Победы...

«Афган – наша память, Афган – наша боль …»

Презентация об ингнатовских воинах-афганцах...

"Да будет светлой наша память". Методическая разработка экскурсии по школьному музею.

Данный материал можно использовать на занятиях по краеведению....

Сценарий внеклассного мероприятия "Наша память как эхо печальна, наша память как песня горда"

Идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующих самые низ...