Главные вкладки

    День славянской письменности
    методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

    Слесарева Елена Михайловна

     Мероприятие позволяет углубить знания о славянской азбуке; пробудить интерес к языку, истории, УНТ, литературе, культуре России; формировать духовные ценности; воспитывать любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon День славянской письменности84 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Мыслите Добро!»

     Цели: Расширить кругозор, углубить знания о славянской азбуке; пробудить интерес к языку, истории, УНТ, литературе, культуре России; формировать духовные ценности; воспитывать любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа.

    Участники: школьники среднего и старшего возраста

    Форма: концерт

    Оборудование: костюмы для артистов, участвующих в номерах, таблички с буквами кириллицы, презентации, музыка

    Оформление сцены: Название праздника «Мыслите Добро!», большие буквы славянской азбуки.

    Состав артистов: По сценарию три ведущих (на нашем концерте это были 2 ученика и учитель); четыре чтеца; артисты, исполняющие номера; детский хор; танцевальная группа

    Ход праздника

    I часть.     

      Патетический голос за сценой раздается в тишине.

    Пока язык храним

    И в Слове горний свет,

    Народ силен, един,

    И равных ему нет!

    Чем дорожили отцы,

    Нам завещали беречь:

    Веру родной стороны,

    Песню, молитву и речь!

        II часть.  Вступление

        Учитель

      Сегодняшний день считают праздником славянской письменности и культуры. Все мы, россияне, славяне, должны помнить наши корни и пропагандировать нашу русскую культуру, помнить наши традиции.

     

    В 1: Не каждый знает, что сегодня

           Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.

    В 2: Для тех, кто слышит имена их в первый раз,

           Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…

      Звучит гимн, посвященный Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян.

    В 1: Ежегодно 24 мая в нашей стране отмечается День славянской письменности и культуры. Начиная с 1992 года, празднование Дня славянской письменности и культуры  приобретает государственный характер.  Связан этот праздник с именами святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – славянских просветителей, создателей славянской азбуки, проповедников христианства, первых переводчиков богослужебных книг с греческого на славянский язык.

     В 2: Именно они, болгарские просветители Кирилл и Мефодий, создали первую славянскую азбуку. До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности. Кирилл и Мефодий создали первый славянский алфавит, который включал в себя    В 1918 г была проведена реформа русского языка - алфавит упростили: в нем оставили лишь 33 буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день.

    В 1: Азбука получила свое название от имени младшего из братьев — кириллица. История кириллицы неразлучно связана с православием. Пользуясь созданной азбукой, братья выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и ряда богослужебных книг.

    В 2: Первыми словами, написанными славянской азбукой, были начальные строки пасхального Евангелия от Иоанна:
    В начале было Слово,
    И Слово было у Бога,
    И Слово было Бог.

    В 1: В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Торжественное празднование памяти святых Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году 11 мая по старому стилю, 24 мая по новому стилю. День славянской письменности и культуры - это праздник просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры.

     В 2: Праздник славянской письменности напоминает об истоках нашей духовности, о том, что русская культура наследует древние и великие традиции славянской культуры, о роли письменности в ее становлении и развитии.

    В 1:  В 2016 году исполняется 1153 года  со времени возникновения славянской письменности – 24 мая 863 года в городе Плиске, тогдашней столице Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.

    В 2: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

     

    В1:  Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

    В 2:  Славянская азбука – это слово, обращенное к человеку!

    В1:  Славянская азбука – это послание предков нам, потомкам!

    В 2:. Славянская азбука – это наказ каждому человеку, говорящему по-русски!

    В1: Все, что создается человеком,
    Все, чем мир Вселенной знаменит,
    В книгах навсегда из века в веки
    Сохранит славянский алфавит.

    В1: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия.

    Вместе:

     Мы чтим их подвиг во имя света знаний и веры!

    И с благодарностью называем святыми и равноапостольными.

    (Чтецы  в сопровождении колокольного  звона)

    1. По широкой Руси - нашей матушке

    Колокольный звон разливается.

    Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

    За труды свои прославляются

                             

    2. Вспоминают Кирилла с Мефодием,

    Братьев славных равноапостольных,

    В Белоруссии, в Македонии,

    В Польше, Чехии и Словакии,

    Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

    В Украине, Хорватии, Сербии.

    3. Все народы, что пишут кириллицей,

    Что зовутся издревле славянскими,

    Славят подвиг первоучителей,

    Христианских своих просветителей.

    4. Так вот они наши истоки,

    Плывут, в полумраке светясь,

    Торжественно-строгие  строки,

    Литая славянская вязь.

    (Колокольный звон усиливается, на сцене смена артистов).

     -  Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки. Входят буквы поочередно..

    III часть. История букв     

     

     (На сцене ведущие. Они играют с залом).

     В 1: - Друзья! Давайте вместе вспомним некоторые буквы славянской азбуки!  Я буду загадывать загадки, а вы  продолжите строку. Встречаем первую букву.

     

                                               Раньше азбука у нас

    Начиналась с буквы   ..? («Азъ»)

     

    1. Буква  «Азъ»:

    - Назовите слова, которые начинаются с меня.

     - А что значит аз? И почему говорят «знать азы наук» или «не знать ни аза»?

    В 2:  - Аз – значит я.  Аз – первая буква славянской азбуки. С нее начинается путь каждого человека к грамоте. Потому-то и говорят: Сперва аз да буки, а потом науки.

    В 1: - А вот и вторая буква.

    С нее начинаются все науки.

                                                   А за азом следует  ..? («Буки»)

    2.  «Буки»: я буква, письмо, грамота.

     - А теперь прочитайте буквы  по порядку. 

     В 2: - Получилось слово "Азбука". Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: "Сначала "аз" и "буки", а потом и науки". С азов начинается путь каждого из нас в мир знаний. Ребята, вспомните пословицы о пользе учения. Доскажите пословицу или поговорку.

    Что написано пером, не вырубишь топором.

    Грамоте учиться всегда пригодится.

    Век живи – век учись.  

     Повторенье – мать ученья.

     

    В 1:  А к нам спешит еще одна буква.  

                                                    Интересно жить на свете,

                         Если ведать, знать. Иначе  ..? («Веди»).

    3.  «Веди»:  Я все знаю, про все ведаю.

     

    - Третья буква кириллицы «Веди». Что это значит?  Вспомним  слова с таким корнем. «Ведать, разведать, весть, совесть…». И медведь, и ведьма, и невеста! И еще много интересного может открыть буква «Веди». Главное надо стремиться к тому, чтобы ведать- знать, открывать.

    -  Ну, тогда слушай мою загадку:

    На полянке девчонки

     В белых рубашонках,

     В зеленых полушалках.(березы).

    Дети исполняют хоровод «Во поле береза стояла».

     

    В 2:  - Смотрите, к нам спешит еще одна буква!

       О нашей мудрой азбуке

    Наш разговор зашел.

                                                         Четвертая буква кириллицы ..? («Глагол»)

     

    - Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята?  

    4. «Глагол» : Глаголить - значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько: подумать.

    - В народе говорили: "Молвишь - не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь". Вот и тебе, уважаемая «Глаголь».

     В 1:  Перед нами следующая буква.

                                             В мир неси свое душевное тепло.

    Этому нас учит буква  ..?  («Добро»)

     -  Какое у тебя доброе имя!

     5. «Добро»: Доброта - лучшая черта характера человека.

     Добрым быть совсем непросто,

     Не зависит доброта от роста,

     Не зависит доброта от цвета,

     Доброта - не пряник, не конфета.

     Только надо очень добрым быть,

     Чтоб в беде друг друга не забыть.

     И народы будут жить дружней,

     Если будем мы с тобой добрей.

     Доброта приносит людям радость

     И взамен не требует награды.

     Доброта с годами не стареет,

     Доброта от холода согреет.

     Если доброта, как солнце светит,

     Радуются взрослые и дети.

     

     В 2: - Знакомьтесь со следующей буквой.

    Добрых людей на свете не счесть.

                                                Это утверждает буква  ..?  («Есть») 

    - А говорят еще, что один в поле не воин.

     6. «Есть»:  И один в поле воин, если по-русски скроен!

     

    В 1:  Перед нами  буква i. Мне кажется , эта буква  похожа на воинское копье, разящее зло. Мне очень нравится эта буква, она еще похожа на свечу! Свеча – символ горения души, творчества, созидания, активного делания добра.

    И если хочешь сделать мир светлей-

      Зажги свечу в душе своей!  

    В 2: - А к нам из азбуки идет новая гостья!

     «Пусть сердце милосердным ваше будет», -

                                       К нам обратилась буква  ..? («Люди») 

    7. «Люди»:  Я буква «Люди».

    Люди, вы в ладу живите,

    Ласку и любовь несите.

     Лучистое солнце не делим на части,

     И вечную землю нельзя разделить,

     Но искорку счастья

     Ты можешь, ты должен,

     Ты в силах друзьям подарить.

    Дети исполняют песню "Вот что значит настоящий друг".

    В 1:   -  Знакомьтесь, к нам идет новая буква!

                                       «Размышляйте, думайте,

                                        Помыслы очистите»,-

          Призывает каждого буква  ..? («Мыслите»)

    -  Какая мудрая буква к нам явилась!

    8. «Мыслите»: Я принесла вам вопросы, а вы ответьте на них.

    - Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863) 

    - Какой язык является древнейшим литературным языком?  (Славянский)

    - Как современники называли Кирилла за его учёность? (Философ).

    - Кору, какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Береста, кора берёзы).

    - На территории, какой современной страны изобрели бумагу? (Китай).
    - Первый писчий материал?
     (Папирус).

    -  Какой город стал родиной пергаментных книг? (Пергам)

    - Как звали двух известных братьев, составивших первую славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий).

    - Как называется одна из славянских азбук, которая стала основой русского алфавита? (Кириллица)
    - Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы).

    - Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы).

    -  Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

    В 2:    Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

     Мудрецам давно известно:

     Там, где умным мыслям тесно,

     Нет ни зависти, ни скуки.

     Мастера там на все руки.

     Шить, варить и рисовать,

     Звонко петь и танцевать.

    Два прихлопа, два притопа,

    С каблука и на носок -

    Сказки русские танцуют,

    Выше нос и руки в бок!

    Разгадайте-ка загадку:

    Что за танец, что за стиль?

    Развеселый, как трехрядка,

    Называется: (кадриль).

    Танец «Кадриль»

    В 1: Вот следующая буква у нас.

    Творцу, Создателю молитва и поклон.

    А по-славянски это буква  ..?  («Он»).

    9. «Он».

     

    В 2:   Знакомьтесь со следующей буквой.                                 

                                                       Мудрым будь и светлым,

                                             Живи в ладу с собой.

                                             Это завещает буква  ..?  («Покой»).

    10. «Покой».

    В 1: Есть буквы шипящие,

     Есть буквы свистящие,

     И только одна из них

    - Буква рычащая.

    11. Рцы: Я - буква "Рцы".

    Недаром я собой горжусь,

    Ведь - я начало слова "Русь".

      Русь талантами богата,

     Русь талантами сильна.

     Если будут петь девчата, -

     Значит, будет жить она.

    В 1: -  Какая мудрая буква к нам явилась!

     12.                                  Азбука- знаний основа.

    Самая заветная в ней буква ..? («Слово»)

     

                                         

     1. О, какие буквы дивные!

     Красивые, видно старинные!

     Были они когда-то важны,

     Теперь уже никому не нужны.

    2. Вы красивы и веет от вас стариной,

    Но наш алфавит стал иной,

    Мне очень жаль и скорбно весьма,

    Что из нашего вы исчезли письма.

    Буквы:

    - Что значит исчезли?

    «Азъ» - Что мы не важны?

     «Буки»:  А старые вещи вам не нужны?

    «Веди»:  - Мы  память.

     

    «Глагол» : - Нас нельзя забыть и нельзя оставить.

             

    «Добро»:- Нас Пушкин, Лермонтов писал,

     

    «Есть»:  Мы светом грамоты их путь освещали.

     «Люди»:   - Мы в старинных книгах живём.

      «Мыслите»:  И не только видом красивы.

             

    «Он»: - Православный дух храним

             

    «Покой»: - На страже церкви нашей будем.

    Рцы:   Священное писание Библия - это Книги Ветхого и Нового Завета.

     

    «Слово»: - В них указано, как жить. Что значит православным христианином быть.

    1. 2.  -  Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.  

     В 2: По устоявшимся народным представлениям Кирилл и Мефодий - два бриллианта, два сокола, две чистых жизни. В житиях и похвальных словах говорится о том, что солунские братья - "вечный корень, который честен и народен". 43 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.

    Песня «Алфавит»

    Дети выносят плакаты с изображением алфавита.

    1.  Буква к букве - будет слово,

     Слово к слову - речь готова.

     И напевна, и стройна,

     Музыкой звучит она.

     

     4. Так восславим буквы эти!

     Пусть они приходят к детям,

     И пусть будет знаменит

     Наш славянский алфавит!

     

     

    2. Ничего нет лучше, краше

     Милой Родины твоей!

     Оглянись на предков наших,

     На героев прошлых дней!

     3. Вспоминай их добрым словом -

     Слава им, борцам суровым,

     Слава нашей стороне!

     Слава русской старине!

     1. К апостолам высокославным

    Любовь святая глубока.

    Дела Мефодия, Кирилла

    В славянстве будут жить века!

    В 1: -  Мыслите добро – свет земли родной не погаснет!

    В 2: -  Спасибо артистам за искренность, любовь к слову, интерес к истокам нашим.

    В 1: -  Спасибо зрителям за внимание! И с праздником!

     В 2: -  Надеемся, что наш праздник «День славянской письменности и культуры» оставил самые приятные впечатления в сердцах всех участников и гостей, позволил еще раз приобщиться к богатейшему духовному и культурному наследию славянских народов. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "День славянской письменности и культуры"

    Внеклассная работа по предмету. Устный журнал «День славянской письменности и культуры» знакомит с историей создания славянской азбуки, её основоположниками. Дается в двух папках: №1 - основной м...

    День славянской письменности урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…»

    День славянской письменностиурок русского языка в 5 классе на тему «Глагол.  И зазвучало слово…»Эпиграф к уроку:Восстань, пророк, и виждь , и внемли,Исполнись волею моей.И, обходя моря и зе...

    Презентация: 24 мая День славянской письменности и культуры

    презентация к интеллектуальной игре«Вопросы древности-ответы современности»...

    ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

    Материал для оформления тематического стенда к Дню Славянской Письменности; можно использовать как раздаточный материал при подготовке классного часа, информационной линейки и т.п....

    Урок - экскурсия День славянской письменности и культуры.

    В материале урока содержится демонстрация  учащимся историко-культурной взаимосвязи народов, проживающих на территории Российской Федерации,  знакомство учащихся с миссией просветителе...

    День славянской письменности и культуры в России

    «Великое чудо: маленькие буквы – и громада многовековой культуры русского народа». Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша...

    День славянской письменности и культуры. Великие просветители

    Работа представляет собой подборку материалов к классному часу или внекласному мероприятию по литературе. В ней можно узнать о Кирилле и Мефодии,создавших славянскую азбуку....