Главные вкладки

    Беседа для учащихся 6 класса по формированию здорового образа жизни на тему «Вредные привычки и волевые усилия»
    план-конспект занятия (6 класс) на тему

    Ковалева Инна Николаевна

    Цель: показать  учащимся, как вредные привычки влияют на поведение человека и развитие его личности; заставить учащихся задуматься о последствиях вредных привычек.Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек часто совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь. Большинство привычек приобретаются людьми стихийно, под влиянием ситуаций, в которых соблюдение норм и правил дает нужный результат. Недаром говорят, что привычка – вторая натура, или стереотип поведения....

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vrednye_privychki_o_volevye_usiliya.docx19.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Беседа  для учащихся 6 класса  по формированию здорового образа жизни на тему

    «Вредные привычки и волевые усилия»

    Цель: показать  учащимся, как вредные привычки влияют на поведение человека и развитие его личности; заставить учащихся задуматься о последствиях вредных привычек.

    Эпиграф: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации»  

                                                                                                   Оноре де Бальзак

    Ход занятия

    - Продолжите фразу: «Привычка – это…»

    Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек часто совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь. Большинство привычек приобретаются людьми стихийно, под влиянием ситуаций, в которых соблюдение норм и правил дает нужный результат. Недаром говорят, что привычка – вторая натура, или стереотип поведения.

    - Какие бывают привычки? Приведите примеры…

     Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными.    (например, чистить зубы…).

    Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными, а иногда и опасными.

    - Приведите примеры…(разговаривать во время еды и пр.)

    Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков. Из-за подобных пристрастий у людей возникают тяжелые болезни и расстройства. Под их воздействием поражаются внутренние органы, сосуды, головной мозг. Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для их жизни и жизни окружающих.

    Данные статистики.

    Более 40% населения земли курит;  в год от курения умирает 2 млн. 500 тыс.  человек, то есть каждые 13 секунд; активное курение сокращает жизнь на 8-10 лет, каждая сигарета – на 8-15 минут. У курильщиков в 2-3 раза чаще бывают сердечнососудистые заболевания,  в 15-30 раз чаще – рак легких, в 12 раз чаще инфаркт миокарда, в 10 раз – язва желудка.

    Вредными эти привычки называются еще и потому, что от них бывает очень трудно отказаться, так как они постепенно становятся необходимыми человеку. Последствия, которые наступают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не может справиться с ними сам. Человек вынужден обращаться за помощью к психологу или врачу. Это связано с тем, что, попадая в организм, табак,  алкоголь, наркотики становятся неотъемлемой частью обменных процессов организма. Организм начинает требовать тех компонентов, которые вредны для здоровья.

    Интересный факт.

    Кто не знает о докторе Фаусте и его извечном спутнике и духовном противнике Мефистофеле? Но мало кто знает, что в легенде о Фаусте был и такой интересный эпизод. После открытия Америки Фауст в сопровождении Мефистофеля побывал в Новом Свете. Путешествуя, они обнаружили там много интересного, в том числе невиданные растения и среди них – табак. Весьма осведомленный, как всегда, Мефистофель заявил: «Полезная травка, не лопух какой-нибудь! Она осчастливит Старый Свет. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы. Больше не будут говорить про нас, чертей, что мы одни вдыхаем дым и выпускаем его через ноздри. Не набить ли вам табаком трубку, уважаемый доктор?»  На что получил решительный ответ Фауста: «Не надо.  Забава для дураков».

     - Можно ли отказаться от вредной привычки? (рассуждения детей)

    Слабовольные люди превращаются в рабов своей привычки. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать трудности.

    - Что такое волевое усилие? (высказывания детей)

    Волевое усилие мобилизует человека на преодоление внешних и внутренних трудностей. Победа над ленью, страхом, усталостью в результате волевого усилия дает значительное эмоциональное удовлетворение, переживается как победа над собой, над своими чувствами, действиями.

    - Назовите и опишите ситуации, когда вы можете регулировать свое поведение и когда это затруднено.

    Насколько сильна воля, настолько обычно плодотворны наши работа и учеба. Предлагаю определить, какая у вас воля. Постарайтесь ответить на вопросы с максимальной откровенностью. Можно использовать три варианта ответа: «да»,  «иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить»), «нет».

    Тест «Волевой ли вы человек?»

    1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам неинтересна?
    2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?
    3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию в школе или дома, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
    4. Если сверстники предложат вам попробовать покурить, сможете ли вы им отказать?
    5. Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?
    6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы рассказать о том, что видели?
    7. Быстро ли вы выполняете обещания?
    8. Если у вас вызывает страх посещение зубного врача, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?
    9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?
    10.  Сдержите ли вы сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот?
    11.  Без колебаний ли вы отправляетесь с друзьями куда-либо?
    12.  Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
    13.  Относитесь ли вы неодобрительно к тем, кто подолгу не возвращает взятые в библиотеке книги?
    14.  Даже самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение домашнего задания?
    15.  Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращенные к вам слова?

    Ответы к тесту «Волевой ли вы человек?»

    Ответ «да» - 2 балла; «иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить») – 1 балл; «нет» - 0 баллов.

    0 – 12 баллов. С силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может навредить вам. К обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для вас. Ваша позиция выражается известным выражением: «Что мне – больше всех надо?» Вы не откажетесь от предложения сверстников попробовать покурить. Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом этой оценки. Может быть, это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что изменить в своем характере. Если удастся – от этого вы только выиграете.

    13 – 21 балл. Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное вами слово сдержите.  Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. Вы можете аргументировать свой отказ покурить. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам педагогов, не с лучшей стороны характеризует вас и в глазах окружающих. Если хотите достичь большего, тренируйте волю.

    22 – 30 баллов. С силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться – вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни те дела, которые иных пугают. Вам под силу отказаться от предложения сверстников попробовать покурить. Правда, вам трудно обосновать свой отказ. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли – это очень хорошо, но необходимо обладать и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

    Вопросы по теме занятия:

    - Какие привычки называют полезными, а какие  - вредными?

    - К чему приводят вредные привычки?

    - Может ли человек сам избавиться от вредной привычки?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в 5классе "КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

    КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ...

    Доклад "Организация работы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

    В данном материале представлены материалы из моего опыта работы в направлении формирования ЗОЖ. Дети с ОВЗ являются так называемой "группой риска" в плане асоциального поведения. Проживая рядом с людь...

    Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида

    Уроки биологии способствуют решению важнейшей задачи общего школьного образования — формированию культуры здорового образа жизни. В процессе обучения биологии постоянно затрагиваются вопросы здо...

    СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК, В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

    Описание работы классного руководителя  по формированию здорового образа жизни...

    СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК, В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

    Описание работы классного руководителя  по формированию здорового образа жизни....

    Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида

    Уроки биологии способствуют решению важнейшей задачи общего школьного образования — формированию культуры здорового образа жизни. В процессе обучения биологии постоянно затрагиваются вопр...

    Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида

    Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида...