Сценарий открытия Дня Лицея - 2016
план-конспект на тему

Бурая Оксана Анатольевна

Утром вся школа собралась в актовом зале на .... линейку. Звучал гимн России, а потом восьмиклассники рассказали ребятам о том, как было организовано обучение в Царскосельском Лицее. Так начался День Лицея в нашей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin_i_litseisty.docx36.56 КБ
Файл den_litseya.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

открытия «Дня Лицея»,

посвященного 205-летию Царскосельского Лицея.

Цель мероприятия:

Развитие творческих способностей учащихся, познавательного интереса к предмету, создание условий для проявления самостоятельности, инициативы. 

Задачи:

Образовательная:

  • Расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина;
  • Приобщить их к творчеству поэта;

Развивающая:

  • Развить творческие способности;

Воспитательная:

  • Воспитывать способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии коллективного решения;
  • Воспитывать чувство прекрасного, чувство дружбы.

Ход мероприятия:

Учитель: «В начале жизни школу помню я», - писал А. С. Пушкин. В судьбе каждого человека школа играет  важную роль. Здесь ребёнок получает не только знания, но и первый опыт дружбы, любви. Именно в школе  закаляется характер.

Сегодня мы попытаемся открыть одну страничку из жизни поэта, попытаемся заглянуть за двери Лицея, где учился Пушкин, где провел шесть лет, где начались годы дружбы его и других воспитанников Лицея: Пущина, Кюхельбекера, Дельвига…

А начиналось всё так…

(1 слайд – отрывок из х/ф «1814»)

Царскосельский Лицей был открыт  19 октября 1811 году с целью подготовки дворянских детей для государственной службы.

На учебу принимались физически здоровые мальчики в возрасте 10–12 лет после предварительных испытаний в начальных знаниях по русскому, французскому и немецкому языкам, арифметике, физике, географии и истории.

Из 38 претендентов были отобраны 30 юношей, составивших первый курс. Первый список учащихся утвердил император.

Первым директором был статский советник В. Ф. Малиновский, выпускник Московского университета. Директор был обязан постоянно проживать в здании Лицея и находиться в курсе всех дел. На нем лежала персональная ответственность за каждого воспитанника.

Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник – преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера.

(2 слайд – список преподавателей)

Царскосельский лицей являлся закрытым учебным заведением; выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Побывать дома лицеистам было разрешено только на рождественских каникулах в 1817 году. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели. День лицеиста начинался в шесть часов утра и заканчивался в десять вечера. Занятия длились целый день, учебные часы обязательно перемежались прогулками, домашних заданий не было, в свои комнаты позволено было подниматься только после вечерней молитвы. Праздное времяпрепровождение было исключено, зато за 6 лет обучения постигалась и школьная программа, и полный университетский курс. Такой подход в образовательных кругах часто не находил понимания, считалось, что 6 лет — слишком малый срок для глубинных познаний. Однако другого мнения придерживался первый директор Лицея — В. Ф. Малиновский. Будучи человеком прогрессивных взглядов, широко образованным, он считал, что строгость и дисциплина принесут ожидаемые плоды. С воспитанниками он проводил много времени, лично устраивал для них чтения, прогулки, принимал у себя в доме.

(3 слайд – расписание дня)

Каждый воспитанник имел свою небольшую комнату, где мог уединиться. Лицей содержался в чистоте, теплота воздуха наблюдалась по градусам. Помещения проветривались, для того чтобы воздух правильно циркулировал, перегородки в комнатах лицеистов не доходили до потолка. Классы были красивы и просторны.

(4-5 слайды – комната лицеиста, учебный класс)

Преподаватели относились к воспитанникам как к взрослым. Они обращались к ним на «вы» и обязательно к фамилии прибавляли слово «господин». Лишь директор Е. А. Энгельгардт обращался к ученикам на «ты», но это было знаком того, что ученик – его друг.

Между лицеистами взаимоотношения регулировались определенными правилами, текст которых был вывешен в коридоре 4-го этажа. Там говорилось, что «все воспитанники равны, как дети одного отца и семейства, а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было,…воспитанники должны жить между собой мирно и дружелюбно». Благодаря этим правилам и стараниям педагогов в Лицее жил дух товарищества и сплоченности.

Атмосфера тепла, доброжелательности и дружбы царила и в отношениях с наставниками. Общение со многими из них ценилось лицеистами особенно. Любимыми педагогами были профессор нравственно-политических наук А. Куницин, преподаватели российской словесности Н. Ф. Кошанский, А. И. Галич, учитель музыки Теппер де Фергюссон и другие.

(6 слайд – отрывок из х/ф «1814»)

В Лицее старались следить за чтением. Так, ученикам первого курса книги отпускались из библиотеки только учебные и классические. Когда воспитанники взрослели, то книги выдавались по записке профессора и по усмотрению надзирателя. В Лицее воспитанникам внушалось, что без чтения книг человек не может состояться как свободная творческая личность. Именно здесь формировалось такое понятие, что не читать книг, не интересоваться книгами – значит не быть интеллигентным человеком...

(7 слайд – библиотека)

В Лицее была своя система наказаний и поощрений. Так, провинившиеся ученики сидели на задних партах в классе и во время еды, записывались на специальной черной доске... Лицеистов могли лишить общего стола и посадить на хлеб и воду, но такое наказание могло продолжаться не более двух дней. За особые провинности могли посадить в карцер, где к лицеисту приходил директор и делал ему внушение. Такое строгое наказание могло продолжаться не больше трех дней. Оно использовалось крайне редко в этом учебном заведении.

Отличившихся воспитанников поощряли. Их имя записывали на специальной белой доске золотыми буквами. Ученикам, успешным в определенной науке, дарились книги с подписью директора и профессора той науки, в которой ученик показал успехи. В конце обучения выпускники получали медали и похвальные листы. Было заведено давать одну большую золотую медаль, одну малую золотую медаль и серебряные медали. Нередко преподаватели прислушивались к мнению лицеистов при награждении выпускников. Так, при первом выпуске Горчаков и Вольховский одинаково закончили обучение, но большая золотая медаль по просьбе сокурсников была вручена Вольховскому, так как он был более прилежным, старательным и скромным.

Одним словом, лицеисты жили и учились в Лицее. Здесь они становились личностями. Здесь складывалось их мировоззрение.

(на сцене появляется Пушкин)

Пушкин:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

 (8 слайд – памятник Пушкину)

II ведущий: Слова из этого стихотворения  выгранены на постаменте памятника юноше Пушкину. Они словно приветствуют вас в садике у входа в Лицей. К нему 12 августа 1811 года привез Василий Львович Пушкин своего племянника на приемные экзамены.

I ведущий: 19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчиков выросли поэты, министры, офицеры и неугомонные путешественники. 

(9 слайд – портрет Вольховского В.)

Вольховский: Вольховский Владимир ,13 лет. Прозвище – Суворочка. Первый ученик. Окончил Лицей с золотой медалью. Я был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два тяжелых словаря. Ребята посмеивались надо мной, иногда в стихах:

Суворов наш

Ура! Марш, марш

Кричит верхом на стуле.

Позднее я вошёл в состав тайного общества декабристов. 

(10 слайд  - портрет Горчакова А.)

Горчаков: Горчаков Александр. 13 лет. Прозвище Франт. Всегда владел собой, во всем знал меру. Первый ученик, аристократ по крови, по воспитанию, по манерам. Стану дипломатом, министром иностранных дел, светлейшим князем. 

(11 слайд -  портрет Дельвига А.)

Дельвиг: Дельвиг Антон. 13 лет. Прозвище Тося, Тосинька.

Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы».

Я не любил шумные игры. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды я не выучил урок, спрятался за кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.

(12 слайд – портрет  Корсакова Н.)

Корсаков: Корсаков Николай. 11 лет.

Редактор Лицейских журналов, музыкант. Веселый и милый друг.

        (13 слайд - портрет Кюхельбекера В.)

Кюхельбекер: Кюхельбекер Вильгельм. 14 лет. Прозвище Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно –

И стало мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно.

Я был  долговязый, неуклюжий, предмет постоянных насмешек товарищей. Но они, однако, меня и побаивались: характер у меня был  необузданно вспыльчивый, сумасбродный. В будущем  - член общества декабристов. Осужден. Приговорен к вечной ссылке.

(14 слайд - портрет Малиновского И.)

Малиновский: Малиновский Иван. 14 лет. Прозвище Казак. Сын директора Лицея.

Я знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей назвал меня Санчо Панса.

Был добрым, достойным человеком. Отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.

(15слайд – портрет  Пущина И.)

Пущин: Пущин Иван. 13 лет. Прозвище Большой Жано, Иван Великий.

Натура ясная, чистая, благородная, общий любимец лицеистов и профессоров. С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина. 14 декабря был на Сенатской площади. Осужден. Приговорен к 31 году тюрьмы и ссылки.

(16 слайд – портрет   Пушкина А.С.)

Пушкин: Пушкин Александр. 11 лет. Прозвища Француз. Егоза. Директор Лицея Энгельгард записывает в своих наблюдениях: «Какой странный юноша! К нему никак не подберешь ключа. Как он колюч, эксцентричен, непоседлив. Пущин и Кюхельбекер от него без ума. Горчаков и Илличевский явно ищут с ним дружбы. Он имеет какую-то власть над ними»

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал украдкой Апулея

А над Вергилием зевал,

Когда ленился и проказил,

По кровле и в окошко лазил,

И забывал латинский класс

Для алых губ и черных глаз

Когда тревожить начинала

Мне сердце смутная печаль,

Когда таинственная даль

Мои мечтанья увлекала…

Когда французом называли

Меня задорные друзья.

Тогда педанты предрекали

Что ввек повесой буду Я.

II ведущий: 

Пушкин и его друзья… Слушая рассказ о них, задумаемся о себе, своих друзьях. Что было? Что будет? 

(все лицеисты встают полукругом, вспоминают)

Горчаков: Мы встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе шесть лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября. Пушкин к этому дню писал стихи:

Пушкин: Пора и мне... пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

И всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Горчаков: Мы решили через 10 лет после окончания лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 лет золотую… 19 октября 1880, 81, 82 годов я отмечал один – последний живой лицеист.

Вольховский: За шесть лицейских лет мы полюбили друг друга. Стали друзьями. Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь.

Малиновский: А помните, на приемных экзаменах?

Пущин: Кажется, я не был из застенчивого десятка, но тут как-то потерялся – глядел на всех и никого не видал. Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого – Александра Пушкина. По сходству фамилий (он Пушкин, - я - Пущин), потому что наши спальни оказались рядом (моя № 13, его № 14), мне захотелось с ним особенно сойтись.

I ведущий: Они действительно быстро подружились, стали неразлучны. Это о нем Пушкин позже напишет:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный

Твой колокольчик огласил…

Пущин: Потом начались обычные дни.

Кюхельбекер: Лицей – маленький 4-этажный городок. Инспекторы, гувернеры живут внизу, там же и хозяйственное управление.

Вольховский: На 2-ом этаже столовая, больница, конференцзал. Здесь Пушкин будет читать стихи Державину, и тот воскликнет: «Я не умер! Вот кто заменит Державина».

Дельвиг: 3-ий этаж учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека.

Горчаков: На 4-ом этаже спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник.

Корсаков: В Лицее действительно были запрещены телесные наказания. Наказывали только «домашним арестом» - закрывали в комнате и к дверям приставляли «дядьку» на часах.

Дельвиг: Подъем был в 6 часов утра, потом молитва, уроки, завтрак. Ежедневно 7 часов – уроки, остальное прогулки, игры, гимнастика. По средам и субботам бывало вечернее «танцеванье» или «фехтованье».

Малиновский: Уроков немало, зато немало и забав.

Кюхельбекер: А помните, как Мясоедов по кличке Мясожоров описал восход солнца в стихах?

«Блеснул на западе румяный царь природы…»

Пущин: А Пушкин, услыхав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, приделал окончание:

Блеснул на западе румяный царь природы

И изумленные народы

Не знают, что начать:

Ложиться спать или вставать.

Малиновский: Надо признать, что у  нас в Лицее писали почти все, писатели по любому поводу и без повода. Забавы, шутки, розыгрыши…  Но была и большая духовная работа. Дружба с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, знакомство с историком Николаем Васильевичем Карамзиным, поэтом Петром Андреевичем Вяземским, политическим деятелем Петром Александровичем Плетневым.

Дельвиг: Наше главное достояние – дружба. Ее боготворят, ставят на первое  место.

Малиновский: Много выше карьеры.

Корсаков: Удачи.

Кюхельбекер: Даже любви.

Вольховский: Больше всего о дружбе говорили и писали в Царском селе в Летние дни 1817 года – дня окончания лицея.

II ведущий: В день окончания Лицея пели гимн на слова Дельвига.

Дельвиг:

Шесть лет промчалось, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж Отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Простимся, братья! Рука в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, породила нас!

Малиновский: Потом директор надел нам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы.

Кюхельбекер: Впереди у нас была еще вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, Друзей, наше Отечество.

(Лицеисты, взявшись за руки,читают

стихотворение Пушкина «Друзья мои…»,

по одной строчке каждый)

  • Друзья мои, прекрасен наш союз!
  • Он как душа неразделим и вечен —
  • Неколебим, свободен и беспечен
  • Срастался он под сенью дружных муз.
  • Куда бы нас ни бросила судьбина,
  • И счастие куда б ни повело,
  • Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
  • Отечество нам Царское Село.

Учитель: 9 июня 1817 года состоялся первый выпуск лицеистов, после выпускных экзаменов был разбит колокол, который все шесть лет использовался для созыва учеников на занятия, а его осколки лицеисты разобрали в качестве талисманов. Так повторялось и в последующие годы.

Как учебное заведение Лицей просуществовал 32 года и  воспитал в своих стенах целую плеяду выдающихся деятелей науки, культуры, искусства, политики.  286 выпускников  встало на благородный путь служения Отечеству на воинской или гражданской службе. Конечно, самым «звёздным» был первый выпуск.

(17 слайд – отрывок из х/ф «1814»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

205-летию Царскосельского Лицея посвящается . . .

Слайд 9

Владимир Вольховский

Слайд 10

Александр Горчаков

Слайд 11

Антон Дельвиг

Слайд 12

Николай Корсаков

Слайд 13

Вильгельм Кюхельбекер

Слайд 14

Иван Малиновский

Слайд 15

Иван Пущин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «День Лицея. День Дружбы. 19 октября».

И они, лицеисты, помнили… Помнили всю жизнь и первый день лицея. И множество других дней, одаривших их первой юношеской дружбой.19 октября. День Лицея. День верности, дружбы, памяти…...

сценарий праздника День лицея

Сценарий Дня Священного братства-19 октября...

Литературна гостиная ко Дню открытия Царскосельского лицея

Сценарий внеклассного мероприятия. Литературная гостиная «Лицеисты»,посвященная дню открытия Царскосельского лицея....

Сценарий праздника «День Гимназии», посвященного Дню открытия Царскосельского лицея

Это сценарий праздничного мероприятия ко Дню Гимназии, который ежегодно отмечается в нашей гимназии....

Классный чай "День открытия Царскосельского лицея"

Мероприятие, посвящённое дню открытия Царскосельского Лицея.             Цели  мероприятия:- продолжить работу, посвященную А. С. Пушки...

Сценарий открытия Дня Лицея - 2017

На утренней торжественной линейке старшеклассники рассказывают о жизни А.. С. Пушкина в Лицее. Этой композицией открывается День Лицея в школе....

Сценарий праздника "День Лицея"

Сценарий для проведения праздника для старших классов....