Рабочая программа "2 недели в лагере здоровья!
рабочая программа (5 класс) на тему

Винокурова Анна Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_nedeli_v_lagere.docx39.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу

«Две недели

в

лагере здоровья»

1. Пояснительная записка.

      Программа «Две недели в лагере здоровья» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009).

    Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» реализуется в рамках программы «Разговор о правильном питании» и является ее содержательным продолжением.

    Цель курса «Две недели в лагере здоровья» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.

   Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» предназначается для реализации следующих воспитательных и образовательных задач:

  • расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
  • формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
  • формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
  • пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
  • просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.

    Содержание курса «Две недели в лагере здоровья» отвечает следующим принципам:

  • возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей;
  • научная обоснованность — содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей;
  • практическая целесообразность — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей школьного возраста;
  • необходимость и достаточность предоставляемой информации — детям предоставляется только тот объем информации, касающийся правильного питания, которым они реально могут воспользоваться в реальной жизни и который имеет для них практическую значимость;
  • модульность структуры — учебно-методический комплект может использоваться на базе традиционных образовательных учреждений различного типа в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;
  • вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;
  • культурологическая сообразность — в содержании комплекта учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;
  • социально-экономическая адекватность — предлагаемые формы реализации программы не требуют использования каких-то материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для  реализации в семье учащихся.

2. Общая характеристика программы

       Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

    Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» как продолжение программы «Разговор о правильном питании» включает в себя 14 тем. Реализация программы определяется ее модульным характером, что предполагает:

  • вариативность при выборе площадок для реализации;
  • вариативность способов реализации.

В качестве организации занятий педагогу могут быть рекомендованы следующие формы:

  • сюжетно-ролевые игры
  • выполнение самостоятельных заданий;
  • игры по правилам — конкурсы, викторины;
  • мини-проекты;
  • совместная работа с родителями.

Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы — непременное условие для успешной реализации задач программы.

Методы:

  • Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
  • Проблемный 
  • Частично-поисковый – (творческие задания: режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес? ).
  • Объяснительно-иллюстративный.

В процессе обучения учащиеся познакомятся с народными традициями, связанными с питанием и здоровьем;
с правилами питания, направленными на сохранение и укрепление здоровья;
с правилами этикета, связанных с питанием, осознанием того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности. Овладеют навыками правильного питания как составной частью здорового питания.

3. Место учебного предмета, курса в учебном плане

Обучение по курсу «Две недели в лагере здоровья»   включает в себя часть тем курса «разговор о правильном питании»,так как ранее данный курс не изучался, и рассчитано на 34 часа:17часов-«разговор о правильном питании» и 17 часов-«две недели в лагере здоровья» из расчета один раз в неделю. Программа откорректирована  для обучающихся 6-7 классов.


4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Отбор содержания программы «Разговор о правильном питании» осуществлён на основе следующей ведущей ценности: ценность заботы о своём здоровье и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
  • овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
  • готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания.

Предметными результатами освоения программы являются:

В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;
  • оценка технологических свойств сырья и областей их применения;
  • владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;
  • формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.

В трудовой сфере:

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • планирование технологического процесса труда.

В мотивационной сфере:

  • выраженная готовность в потребности здорового питания;
  • осознание ответственности за качество правильного питания.

В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;
  • освоение навыков сервировки стола.

В коммуникативной:

  • публичная презентация и защита мини-проектов по здоровому питанию.

6. Cодержание учебного предмета, курса

       Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Где и как готовить пищу. Кухонное хозяйство и предметы, используемые для приготовления пищи. Как правильно накрыть стол. Варианты сервировки стола для завтрака, обеда и ужина. Молоко и молочные продукты. Значение молока и молочных продуктов; польза молока и молочных продуктов. Блюда из зерна. Значение блюд из зерна в рационе питания человека. Какую пищу можно найти в лесу. Правила безопасного поведения при сборе. Что и как можно приготовить из рыбы. Значение рыбных блюд. Дары моря. Морские обитатели, которых употребляют в пищу. «Кулинарное путешествие» по России. Богатства родного края и приготовление блюд. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Виды витаминов, которые содержатся в продуктах. Как правильно вести себя за столом. Значение правильной осанки при воспитании культуры поведения за столом.

Тематическое планирование курса «Разговор о правильном питании».

1.Если хочешь быть здоров. О важности правильного питания. Что нужно есть, чтобы вырасти сильным, здоровым, умным и красивым. Анкетирование, выявляющее сформированность полезных привычек у детей. Самые полезные продукты. Рациональное питание – соответствие количества и качества пищи потребностям организма. Соотношение белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ в рационе питания детей. БАДы.

2.Экскурсия в магазин с целью выбора полезных продуктов.

3.Как правильно есть. Основные принципы гигиены питания: соблюдение санитарных правил, выполнение режима питания, соответствие количества и качества пищи потребностям организма. Навыки самоконтроля. Использование жевательной резинки. Последствия недоедания и переедания. Причины ожирения.

4.Удивительные превращения пирожка. Соблюдение режима питания – одно из необходимых условий рационального питания. Типовой режим питания школьника. Распределение калорийности суточного рациона. Типы телосложения и рацион питания.

 5.Завтрак - обязательный компонент ежедневного меню. Варианты завтрака. Формирование привычки завтракать. Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Разнообразие и полезность каш. Плох обед, если хлеба нет. Обед – обязательный компонент ежедневного рациона питания. Структура обеда (закуска, первое блюдо, второе блюдо, десерт, хлеб). Сорта хлеба. Варианты обеда. Поведение до, во время и после обеда. Школьный обед.

 6. Время есть булочки. Полдник. Его значение и варианты. Значение молока. Многообразие молочных продуктов (кисломолочные, творожные, йогуртные). Национальные кисломолочные продукты. Хлебобулочные изделия. Мучные кондитерские изделия. 

7.   Пора ужинать. Ужин – обязательный компонент ежедневного рациона питания. Состав ужина. Оптимальное время ужина. Возможные варианты блюд для ужина. 

8.Традиции национальной кухни.

9. Где найти витамины весной. Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Продукты, содержащие витамины, макроэлементы и микроэлементы. Витаминная недостаточность. Гипервитаминоз. Авитаминоз.

10.Как утолить жажду. Значение жидкости для организма человека. Разнообразие и ценность напитков (газированные напитки, морсы, кофе, чай, какао, соки, лимонады, нектары, квасы, кисели). Вода. Потребность в жидкости.

11. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Связь рациона питания и образа жизни. Калорийность продуктов. Высококалорийные продукты (шоколад, грецкий орех). Источники белков, жиров, углеводов и минеральных веществ. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Разнообразие фруктов и ягод. Их значение для организма. Водорастворимые (С, В, Н, Р) и жирорастворимые (А, Е, К, D, F) витамины. Фитонциды. Правила сохранения витаминов в овощах и фруктах. Всякому овощу – своё время. Многообразие овощей. Их полезные свойства. Запасы витаминов в организме и их пополнение.

12. Праздник урожая. Правила сбора и хранения овощей, ягод, фруктов. Полезные блюда для праздничного стола.

13. Праздничный стол. Сервировка и блюда праздничного стола.

14. Основные правила правильного питания. Подведение итогов работы.  Закрепление полученных знаний о законах здорового питания.

15.Итоговое занятие. Конкурс салатов, каш или бутербродов. Подведение итогов работы.

7. Тематическое планирование курса «Две недели в лагере здоровья»

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

1. Давайте познакомимся

-обобщение знаний об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы;

-формирование представления о темах «Двух недель в лагере здоровья»

обобщить имеющиеся у школьников представления о правилах питания

развивать представление о роли правильного питания для здоровья человека

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом или с иллюстрацией;

-работать по предложенному учителем плану;

отличать верно выполненное задание от неверного;

давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками

2.Из чего состоит наша пища

-формирование представления о необходимости разнообразного питания как обязательного условия здоровья

формировать представления об основных питательных веществах и их роли для организма человека, продуктах и блюдах — источниках питательных веществ

формировать представления о важности разнообразного питания для здоровья человека

3.Что нужно есть в разное время года

-формирование представления об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменения в рационе питания

формировать представление о сезонности питания — рационе питания в жаркое и холодное время года

расширять представление о значимости разнообразного питания

расширять представление о традиционных кухнях народов нашей страны

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

4.Как правильно питаться, если занимаешься спортом

- формирование представления о зависимости рациона питания от физической активности

развивать представление о зависимости рациона питания от физической активности человека

развивать представление о важности занятий спортом для здоровья

5.Где и как готовят пищу

-формирование представлений об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне;

-формировать навыки осторожного поведения на кухне.

формировать представление об основных правилах гигиены и техники безопасности, которые необходимо соблюдать на кухне во время приготовления пищи

развивать интерес и желание участвовать в приготовлении пищи, помогать родителям на кухне

 Как правильно накрыть стол

-формирование представлений детей о предметах сервировки стола

Развивать представление о правилах сервировки стола

развивать желание и готовность помогать родителям по дому (накрывать стол)

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

6. Молоко и молочные продукты

-формирование представлений о молоке и молочных продуктах как обязательно компоненте ежедневного рациона.

развивать представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона

расширять представление об ассортименте молочных продуктов, их пользе

 Блюда из зерна

- формирование представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион.

развивать представление о продуктах и блюдах, приготавливаемых из зерна, как обязательном компоненте ежедневного рациона

развивать представление о пользе и значении продуктов и блюд, приготавливаемых из зерна

расширять представление об ассортименте зерновых продуктов и блюд

7. Какую пищу можно найти в лесу

-формирование знаний о дикорастущих растенях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания

формировать представление о дикорастущих съедобных растениях, их полезности

расширять представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих съедобных растений

расширять представление о разнообразии и богатстве растительных пищевых ресурсов своего края или области

8.Что и как можно приготовить из рыбы

- формирование представлений детей об ассортименте рыбных блюд;

развивать представление о пользе и значении рыбных блюд

расширять представление об ассортименте блюд из рыбы

формировать представление о природных ресурсах своего края

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

9.Дары моря

-формирование представлений о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма

формировать представление о морских съедобных растениях и животных, о многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены

формировать представление о пользе морепродуктов, важности включения их в рацион

10. «Кулинарное путешествие» по России

-формирование представлений о кулинарных традициях своего народа

формировать представление о кулинарных традициях и обычаях как составной части культуры народа

расширять представление о кулинарных традициях и обычаях края или области, в которой проживает ученик, а также о традициях и обычаях, сложившихся в других регионах нашей страны

11.Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен

-формирование представлений о блюдах, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.

расширять представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных «обычных» продуктов

развивать интерес к приготовлению пищи

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;

12.Как правильно вести себя за столом

-формирование представлений о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

развивать представление об этикете как норме культуры, важности соблюдения правил поведения за столом

формировать представление о праздничной сервировке стола


8. Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

1. Печатные пособия.

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 80 с.
  2. Образовательной программа, разработанная специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.-80 с.
  3. Рабочая тетрадь. Разговор о правильном питании/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 72 с.


2. Интернет-ресурсы.

www.prav-pit.ru


3. Материально-технические средства.

Компьютерная техника, телевизор, DVD-проигрыватель, аудиторная доска с магнитной поверхностью.

4. Дополнительная литература

1. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология. М., 2002. 414 с.

2. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998

3. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13, 15, 1- 15 июля/ 2005. с. 5 - 47

4. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8

5. Калерин И. В. Поваренок. М., Прогресс, 2001. 200 с.

6. Кондова Сашка Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М., 1990. 185 с.

7. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987

8. Ладого К.С., Отт В.Д., Фатеева Е.М. и др.Основы рационального питания детей. Киев, 1987. 256 с.

9. Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005

10. Огуреева Г. Н. Краткий атлас-справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001. 220 с.

11. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004

12. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. М., 2001. 330 с.

13. Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000. 350 с.

14. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.-400с.

Календарно – тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Две недели в лагере здоровья» в 7 классе.

                                            Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата проведения фактически

I

Разговор о правильном питании

17

1

Если хочешь быть здоров

1

2

Экскурсия в магазин с целью покупки «правильных»продуктов

1

3

Удивительные превращения пирожка

1

4

Завтрак -обязательный компонент ежедневного меню

1

5

Плох обед, если хлеба нет

1

6

Время есть булочки

1

7

Пора ужинать

1

8

Традиции национальной кухни

2

9

Где найти витамины весной

1

10

Как утолить жажду

1

11

Что надо есть, если хочешь стать сильнее

1

12

Праздник урожая

1

13

Праздничный стол

1

14

Основные правила правильного питания

1

15

Конкурс салатов, каш и бутербродов

2

II

Две недели в лагере здоровья

17

1

Давайте познакомимся

1

2

Из чего состоит наша пища

1

3

Что нужно есть в разное время года

1

4

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

1

5

Где и как готовят пищу

1

6

Как правильно накрыть стол

2

7

Молоко и молочные продукты

1

8

Блюда из зерна

1

9

Какую пищу можно найти в лесу

1

10

Что и как можно приготовить из рыбы

1

11

Дары моря

1

12

« Кулинарное путешествие» по России

2

13

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен

1

14

Как правильно вести себя за столом

1

15

Итоговое занятие

1

итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя "Смеха и Здоровья"

План мероприятия Неделя "Смеха и Здоровья" представлен расписанием, итоговым классным часом "Смейтесь для здоровья" со всеми сопроводительными материалами....

план на неделю мы за здоровый образ жизни

план социального педагога на неделю мы за здоровый образ жизни...

неделя экологии и здорового образа жизни

в материале даны план и отчет о проведении недели экологии и здорового образа жизни, проводимой в нашей шщколе-интернате...

План недели спорта и здоровья в школе 8 вида.

План недели спорта и здоровья учитывает возрастные интересы школьников, содержит мероприятия различной направленности, обеспечивает занятость школьников в 5-9 классах....

Неделя спорта, красоты, здоровья.

С 24 по 29 ноября в нашей школе прошла неделя спорта, красоты и здоровья. Ученики, их родители и педагоги приняли активное участие в спортивных соревнованиях и других мероприятиях, посвященных здорово...

Рабочая программа2

Рабочая программа2...

Методическая разработка Неделя спорта и здоровья «Мы со спортом дружим, спорт нам очень нужен».

СПОРТ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ ПОЛНОЦЕННОГО СОВРЕМЕННОГО ГРАЖДАНИНА, И НАША ШКОЛА СТАРАЕТСЯ ПРИЛОЖИТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ УСИЛИЯ ДЛЯ ПРОПАГАНДЫ ЗОЖ И СПОРТА СРЕДИ НАШИХ УЧЕНИКОВ....