Сценарий праздника "Москва за нами", посвященного Битве под Москвой
материал (8 класс) на тему

Корнеева Светлана Юрьевна

По данному сценарию учащимися 8 класса проведен праздник, посвященный 76-й годовщине битве под Москвой. Продолжительность 25 минут. Далее выступление ветеранов 15 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moskva_voennaya_75_let.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия,

посвященного 75-летию битвы под Москвой

"За нами Москва!»"

   

Более 75 лет отделяют нас от грозных военных событий, происходивших на полях Подмосковья.  Наш долг сберечь память о подвиге наших дедов и прадедов. Поэтому сегодняшнее мероприятие мы посвящаем событиям тех дней.

(сценка)

Ребята, смотрите, солнце встает. Вот и закончилась наша школьная жизнь!

  • Слышите как птицы поют?  Словно зовут нас к новой жизни.
  • Скоро поступим в институты. Выучимся и разъедемся по распределению кто куда..

- А давайте  поклянемся, что  все мы встретим на этом месте рассвет лет через 10.

- Интересно, а какими мы будем через 10 лет?

- Я мечтаю стать врачом, и спасать людей!

  • Я буду покорять моря и океаны! А ты кем будешь?
  • Геологом. Вот уж точно дома сидеть не буду. Экспедиции, раскопки!
  • А как же твой младший братишка? Без тебя он скучать будет.
  • Ему тоже пора взрослеть, пусть привыкает к самостоятельности.
  • Давайте отложим разговоры о том, где мы будем через 10 лет, сегодня у нас выпускной и я предлагаю поехать в парк.  (шарики)

Утром 22 июня в Москву из Московской области приехало 20 тыс. школьников: для них устраивали праздник в парке культуры и отдыха Сокольники.  До 12 часов дня никто из москвичей не знал, что началась война.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова …

Голос уверенно – строгий

Сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге

Заполыхала война.

(видео)

Открылись пункты записи добровольцев на фронт. Только в первый день войны в Москве и Московской области более 300 000 добровольцев изъявили желание пойти на фронт.

24 июня выпущены приказы о светомаскировке жилых домов, предприятий и транспорта. Вечерами город погружался во тьму.

С 25 июня в Москве было введено военное положение.    Промышленные предприятия переводились на военные рельсы. Мужчин, ушедших на фронт, заменяли женщины и подростки. Все оставшиеся в Москве были заняты на производстве, дежурили на крышах домов, проверяли светомаскировку, рыли окопы. Лопата,  как и винтовка стали оружием для Москвы.

В ночь на 22 июля 1941 г. немецкая авиация произвела первый массированный налет на Москву.  В нем участвовало  250 бомбардировщиков.

15 октября Государственный комитет Обороны принял решение об эвакуации Москвы. Началось минирование оставшихся заводов, электростанций, мостов. Среди населения началась паника.

20-го октября в столице было введено осадное положение. Москва приобрела облик военного города: улицы пересекли ряды «ежей» и других противотанковых заграждений. Витрины магазинов и окна первых этажей были заложены мешками с песком.

(сценка:  выносим ежи, клеим окна,  сетка)

В небе можно было увидеть аэростаты с натянутой между ними сеткой, в которой запутывались фашистские самолеты. Многие памятники культуры такие как  Большой театр, Мавзолей, были замаскированы под жилые дома.

Темной краской были покрыты золотые купола храмов и соборов, закрыты рубиновые звезды на башнях Кремля.

7 ноября

Из Москвы уже эвакуировано почти 950 тыс. человек, в основном женщин и детей. К декабрю 41-го население столицы уменьшилось вдвое. Эвакуировали не только людей, но и фабрики и заводы.

Была введена карточная система на продукты питания,  Продовольственные карточки были четырех категорий: «рабочие» — самые весомые, «служащие» — похуже, «иждивенческие» — самые тощие и, наконец, «детские» — с талонами на молоко и другое детское питание.

Настали голодные времена, ели жмых, столярный клей, пили морковный чай с сахарином.   Не хватало электричества и отопления.

Столица ощетинилась зенитными пулемётами и пушками. Днём и ночью охраняли зенитчики небо Москвы.
В зенитных частях рядом с мужчинами самоотверженно воевали 20 тысяч девушек. 

На батарее 
 были сплошь – 
 девчонки.
 А старшей было 
 восемнадцать лет.
 Лихая чёлка 
 над прищуром хитрым, 
 бравурное презрение к войне…
 В то утро 
 танки вышли 
 прямо к Химкам.
 Те самые.
 С крестами на броне.
И старшая, 
 действительно старея, 
 как от кошмара заслонясь рукой, 
 скомандовала тонко:
 - Батарея-а-а!
 (Ой мамочка!..
 Ой родная!..) 
 Огонь! – 
 И – 
 залп!
 И тут они 
 заголосили, 
 девчоночки.
 Запричитали всласть.
 Как будто бы 
 вся бабья боль 
 России 
 в девчонках этих 
 вдруг отозвалась.
Зенитчицы кричали 
 и стреляли, 
 размазывая слёзы по щекам.
 И падали.
 И поднимались снова.
 Впервые защищая наяву 
 и честь свою 
 (в буквальном смысле слова!).
 И Родину.
 И маму.
 И Москву.

Самые ожесточенные бои под Москвой развернулись на Истринском и  Волоколамском направлениях.

6 декабря  фашисты ворвались в Крюково - 30 километров от столицы. Еще одно усилие и вот они у Красной Поляны - это уже  25 километров от городской черты.

(видео)

(сценка «Отступать некуда, за нами Москва!»)


7-го декабря в боях у станции Крюково советские войска потеряли тысячи солдат и офицеров. В течении одного только дня территория уходила то на одну, то на другую воюющую сторону,  но к вечеру 8-го декабря враг был сломлен и обращен в бегство.

Поражение немецких войск под Москвой явилось началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.


Тем временем в Москве с конца 1942 г. жизнь потихоньку начинает налаживаться. Возвращаются жители из эвакуации.

5 августа 1943 г. состоялся первый салют в честь освобождения Орла и Белгорода;
А в 1944 г. в городе  устроили первый городской праздник -  Новый год.

Не смотря на военное время, школьная жизнь также имела свою историю.

К началу войны в Москве было 699 школ, в которых обучалось более 600 тысяч детей. Уже в первые месяцы войны тысячи учителей и старшеклассников ушли на фронт, многие оставшиеся  стали работать на военных предприятиях и на  строительстве военно-оборонительных сооружений.

В сентябре 1941 года началась эвакуация детей в тыл. В школах размещались госпитали, казармы, призывные пункты и военные учреждения.

В истории московского образования нет 1941/42 учебного года. Хотя в некоторых подмосковных селениях школьные занятия не прекращались и в эти годы.

Тем не менее уже зимой 41-го, после разгрома фашистов под Москвой, в столице было создано 32 учебно-консультационных пункта для учащихся 7–10 классов. Ребята учились самостоятельно, а в эти пункты приходили сдавать зачеты, получать задания и консультации.

Учебные занятия в московских школах возобновились в сентябре 1942 года, когда многие дети школьного возраста вернулись из эвакуации в Москву. Первыми московскими первоклашками периода Великой Отечественной войны стали дети 1933 и 1934 годов рождения (в те годы начинали учиться с 8 лет, и лишь в 1944 году школы начали набирать в первый класс детей семилетнего возраста).

В 1942/43 учебном году в столице работало около 300 школ. Восстановление шло высокими темпами, и к концу войны были открыты 453 школы. Условия были крайне тяжелыми: не хватало оборудования и учебных пособий, письменных принадлежностей, топлива. Из-за нехватки помещений большинство школ работало в две, а то и в три смены. При этом почти повсеместно для учащихся были организованы группы продленного дня, и дети получали горячее питание.

Учебные программы военного времени были изменены. В школьных курсах  глубже изучали темы, связанные с войной и обороной: отравляющие вещества, планы и карты, современная военная техника и военная терминология, телефонное дело, сельское хозяйство.


Учащиеся школ активно оказывали помощь фронту: собирали металлолом, в школьных мастерских изготавливали детали для оружия, отправляли посылки бойцам, дежурили в госпиталях, помогали семьям фронтовиков. Это был их посильный и очень важный вклад в Победу.

Так например: в 1942/43 учебном году школьники Москвы собрали 1600 тонн металлолома, подготовили для бойцов 462 тысячи предметов теплого белья, послали на фронт 21 тысячу посылок, 102 тысячи книг, внесли на строительство танковой колонны 2,3 миллона рублей, изготовили в школьных мастерских на 2,2 миллиона рублей различной военной продукции.

В подмосковной школе города Дубна   зимой 1945 года учащимися 4 а класса во главе с учителем  были собраны средства на эскадрилью самолетов (100 рублей облигациями и 60 рублей деньгами). Во 2 «А» классе для подарков бойцам сшиты 18 кисетов и наполнены табаком, собрано 72 рубля, 2 апельсина, лук, карандаши, чеснок.

Несмотря на трудности военного периода, дети очень ответственно относились к учебе: успеваемость достигала 92%!    В год Великой Победы 276 выпускников окончили школы с золотыми и серебряными медалям.

(для слайда)

Даты и факты Московского образования

1941 год. Организована военно-допризывная подготовка учащихся старших классов. Выпускники уходили на фронт.

1942 год. Возобновлены учебные занятия в Московских школах.

1943 год. Создана Академия педагогических наук (АПН) РСФСР, введено раздельное обучение мальчиков и девочек, в учебную программу включено военное дело.

1944 год. Установлено обязательное семилетнее обучение, введены аттестаты зрелости, золотые и серебряные медали.

До Пебеды оставалось почти 4 года. Кровопролитная война унесла миллионы жизней.

 Мы все в неоплатном долгу перед теми, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины - городу - Москве».

Песня «Журавли»

Мне кажется порою, что солдаты, 
С кровавых не пришедшие полей, 
Не в землю нашу полегли когда-то, 
А превратились в белых журавлей. 

Они до сей поры с времён тех дальних 
Летят и подают нам голоса, 
Не потому ль так часто и печально 
Мы замолкаем, глядя в небеса. 

Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня, 
И в том строю есть промежуток малый,   
Быть может, это место для меня. 

Настанет день и с журавлиной стаей 
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая 
Всех вас, кого оставил на земле. 

Мне кажется порою, что солдаты, 
С кровавых не пришедшие полей, 
Не в землю нашу полегли когда-то, 
А превратились в белых журавлей. 

Они до сей поры с времён тех дальних 
Летят и подают нам голоса, 
Не потому ль так часто и печально 
Мы замолкаем, глядя в небеса. 

В истории и нашей памяти останутся навечно имена героев-защитников Москвы, показавших пример стойкости и патриотизма: 

  • Илья Кузин – мастер диверсионной работы, подрывник партизанского отряда;
  • Тимофей Лаврищев – боец 365 полка, ценой своей жизни обеспечившего условия для форсирования р. Истры; 
  • Зоя Космодемьянская, комсомолка-партизанка. Пойманная при выполнении задания, была подвергнута пыткам и казнена, но не выдала месторасположение отряда; 
  • Виктор Талалихин – летчик, взявший «на таран» вражеский самолет; 
  • 28 панфиловцев – группа бойцов, остановивших танковую атаку противника.

Почтим память погибших минутой молчания.

Подвиги совершали не только отдельные бойцы, но и целые взводы, роты, батальоны и дивизии.

За образцовое выполнение боевых задач в ходе Московской битвы и проявленные при этом доблесть и мужество:

около 40 частей и соединений получили звание гвардейских,

36 тысяч советских воинов были награждены орденами и медалями,

из них 110 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

Президиумом Верховного Совета СССР в 1944 году была учреждена медаль "За оборону Москвы", которой награждено более одного миллиона защитников города.

За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и в ознаменование 20 летия победы советского народа в Великой отечественной войне Москве в мае 1965 года было присвоено звание “Город-герой” с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.

Москва! Ты в солдатской шинели
Прошла, не склонив головы!
И сколько б мы песен ни пели
Их мало для нашей Москвы.

Песня «Битва под Москвой»

Осталась в памяти людской
Навечно битва под Москвой.
Она была преддверьем даты
Победы главной в сорок пятом.

В сорок первом пройдя всю Европу,
Оказались враги под Москвою.
Их встречали штыками в окопах,
Угощали свинцовой крупой.
И фашистам под залпами пушек
Сущим адом казалась земля.
Убегали они не коснувшись,
Древних стен векового Кремля

Припев: 
Вся подмосковная земля была багровая тогда,
Ведь дни и ночи длился бой за город главный и родной.
Непобедимая Москва ты сердцу каждому близка.
Недаром битва под Москвой осталась в памяти людской.

Свято чтим мы любого героя,
Кем был город престольный спасён.
И Матросова помним, и Зою,
И Панфиловцев прочный заслон.
Пусть останутся в жизни наказом
Для потомков такие слова:
«Как бы ни было трудно ни разу
Никому не сдавалась Москва!»

Припев: 
Вся подмосковная земля была багровая тогда,
Ведь дни и ночи длился бой за город главный и родной.
Непобедимая Москва ты сердцу каждому близка.
Недаром битва под Москвой осталась в памяти людской.

Вся подмосковная земля была багровая тогда,
Ведь дни и ночи длился бой за город главный и родной.
Непобедимая Москва ты сердцу каждому близка.
Недаром битва под Москвой осталась в памяти людской.

Непобедимая Москва ты сердцу каждому близка
Навечно в памяти людской осталась битва под Москвой

Песня «Журавли»

Мне кажется порою, что солдаты, 
С кровавых не пришедшие полей, 
Не в землю нашу полегли когда-то, 
А превратились в белых журавлей. 

Они до сей поры с времён тех дальних 
Летят и подают нам голоса, 
Не потому ль так часто и печально 
Мы замолкаем, глядя в небеса. 

Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня, 
И в том строю есть промежуток малый,   
Быть может, это место для меня. 

Настанет день и с журавлиной стаей 
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая 
Всех вас, кого оставил на земле. 

Мне кажется порою, что солдаты, 
С кровавых не пришедшие полей, 
Не в землю нашу полегли когда-то, 
А превратились в белых журавлей. 

Они до сей поры с времён тех дальних 
Летят и подают нам голоса, 
Не потому ль так часто и печально 
Мы замолкаем, глядя в небеса. 

Жуков в своих воспоминаниях писал: «В ожесточенных боях за Москву все подразделения, части, соединения и объединения сражались с исключительным упорством. Воины - от солдата до генерала - проявили несравненный героизм. В ответ на призыв Коммунистической партии они выполнили свой долг перед Родиной, не пожалев ни сил, ни самой жизни для защиты столицы. Мы все в неоплатном долгу перед теми, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины - городу-герою - Москве».

В военные годы в школе уделяли большое внимание военному делу. Этот предмет и санподготовка преподавались с 5 класса.  «На занятиях мы изучали строевую подготовку. Нас учили грамотно ходить. В какой-то степени мы знали устав. У девочек было телефонное дело. К нам из воинской части приходила телефонистка. Мы учили азбуку Морзе. А мальчишки занимались оружием, стреляли. Это нам было необходимо, потому что многие из выпускников первой школы после выпуска сразу шли на фронт»

Всем классом читали статьи о войне, о подвиге Зои Космодемьянской, о партизанах, о героях Советского Союза, изучали биографии вождей.

Обязательно отмечали государственные праздники: День Конституции, годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, День Артиллерии (19 ноября).

        Зимой 1945 года учащимися 4 а класса во главе с учителем Пафнутьевой А.Ф. были собраны средства на эскадрилью самолетов (100 рублей облигациями и 60 рублей деньгами). Во 2 «А» классе для подарков бойцам сшиты 18 кисетов и наполнены табаком, собрано 72 рубля, 2 апельсина, лук, карандаши, чеснок.( Из отчета о воспитательной работе за III четверть 1944-1945 г кл. руководителя А.Островской)

        В марте – апреле 1945 года школьники провели акцию по сбору подарков для детей, находящихся в детском доме, а также подарков для Красной Армии. Для детей – бумагу, карандаши, носовые платки, перья, ручки, чернильницы.  Продукты: масло, яйца, творог, молоко. Для солдат – продукты, табак, деньги.

1941 год. Организована военно-допризывная подготовка учащихся старших классов.

1942/43 учебный год. Школьники Москвы собрали 1600 тонн металлолома, подготовили для бойцов 462 тысячи предметов теплого белья, послали на фронт 21 тысячу посылок, 102 тысячи книг, внесли на строительство танковой колонны 2,3 миллона рублей, изготовили в школьных мастерских на
2,2 миллиона рублей различной военной продукции.

1943 год. Создана Академия педагогических наук (АПН) РСФСР, введено раздельное обучение мальчиков и девочек, в учебную программу включено военное дело.

1944 год. Установлено обязательное семилетнее обучение, введены аттестаты зрелости, золотые и серебряные медали.

https://prosvpress.livejournal.com/55282.html   воспоминания школьницы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-историческая композиция .посвященная битве под Москвой

Материал можно использовать на уроках Мужества...

Литературно-историческая композиция .посвященная битве под Москвой

Материал можно использовать на уроках Мужества...

Литературно-историческая композиция .посвященная битве под Москвой

Материал можно использовать на уроках Мужества...

Сценарий выступления 8а класса на школьном Празднике песни "Дорогая моя столица", посвященном битве за Москву

Праздник песни - одна из традиций в нашей школе. Каждый год своя тема. В Празднике участвуют все 5-11 классы, т.е. 23-25 классов ежегодно. Лучшие классы выступают на заключительном концерте. Я классны...

Сценарий Гала концерта, посвященного битве за Москву

Гала концерт в нашей школе- это отчетный концерт перед ветеранами, жителями микрорайона и родителями за творческую работу всего коллектива ( педагогов и учеников) в течение всего учебного года. В прог...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Битве под Москвой

Дни воинской Славы, дни памяти, связанные с событиями Великой Отечественной войны - важная составляющая нашей работы. Данный сценарий был разработан к 70-й годовщине тех знаменательных дней....

Сценарий мероприятия, посвященного битве под Москвой

Сценарий мероприятия, посвященного битве под Москвой...