Методическая разработка воспитательного мероприятия «Планета толерантности – наша планета!»
методическая разработка на тему

Тимохин Максим Вячеславович

В связи с последними событиями, происходящими в нашей стране, проблемы формирования личности не отвечают новым требованиям времени.  В каждом человеке должны быть критерии воспитанности, которые появились и осмысливались очень давно. Взяв мудрость прежних поколений, соединив ее с современностью, можно назвать несколько нравственных принципов, которые нужны каждому человеку: самообладание, коммуникабельность, толерантность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Вольский строительный лицей»


Методическая разработка воспитательного мероприятия

«Планета толерантности – наша планета!»

Разработал: воспитатель общежития

ГБПОУ СО «ВСЛ»  Тимохин М.В.

г. Вольск

Сценарий проведения воспитательного мероприятия

«Планета толерантности – наша планета!»

Цели: 

  • познакомить обучающихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной личности.
  • развивать стремление к самовоспитанию.
  • сформулировать принципы толерантности
  • Оборудование: бумага, ручки, источники толкования слова толерантность.

Ход мероприятия:

Воспитатель: В связи с последними событиями, происходящими в нашей стране, проблемы формирования личности не отвечают новым требованиям времени. Давайте поговорим об этом. В каждом человеке должны быть критерии воспитанности, которые появились и осмысливались очень давно. Взяв мудрость прежних поколений, соединив ее с современностью, можно назвать несколько нравственных принципов, которые нужны каждому человеку: самообладание, коммуникабельность, толерантность.

Это слово пришло в наш язык сравнительно недавно. На вопрос, что такое толерантность, наши обучающиеся, в основном, сказали, что слышали это слово, но точного значения его не знают. Целью нашего мероприятия является знакомство с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной личности.

В последнее время говорить о толерантности стали много. Нам ближе слово «терпимость». Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.

Толерантность – от лат. – терпение – отсутствие или ослабление реагирования на какой – либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

В межличностном общении толерантность – терпение, принятие другого человека таким, каким он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Развитию этого чувства способствует неподдельный интерес к человеку, к его самобытности, понимание его внутреннего мира, его жизненного опыта.

Воспитатель: знакомы ли вы с определением понятия «толерантность»?

Обучающиеся активно высказываются и формулируют понятие.

Сделать это довольно трудно, так как в разных языках оно определяется по – разному.

  1. Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
  2. Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
  3. Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
  4. Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

      Вам было дано задание:

  1. Дать определение толерантности.
  2. Дать определение толерантному человеку.

Воспитатель: На рубеже 18 – 19 веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при Людовике 17)  неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек талантливый во всех областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. Но при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «толерантность».

Оказывается, в словаре В.И.Даля этого слова нет, нет его и у Ожегова. Есть разность в понимании слова у разных авторов. После обмена толкованиями определение получилось кратким:

Толерантность – это терпимость, уважение права быть «иным», невозможность нанести вред другому, признание многообразия сообществ, взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех.

Вопросы для обсуждения:

- Что означает каждое определение?

- Какое определение более точно?

- Можно ли дать одно определение этому слову?

Воспитатель: многозначность и разнообразие определений толерантности подчеркивает различие  культур и исторического опыта народов. Эти определения служат подтверждением многообразия сообществ, религий. Но каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других «иных», не допускать причинения им вреда.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Как вы чувствуете себя в студенческом коллективе общежития ?
  2. Комфортно ли вам?
  3. Можно ли сказать, что мы одна команда на время обучения в нашем лицее?
  4. Каких людей, по вашему мнению, называют интересными? (Люди, которым присущи удача, доброта, радость жизни, красота)  

Воспитатель: Я предлагаю вашему вниманию легенду.

Жила – была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей жить на свете без подружки. Пошла она к старцу:

- Помоги мне, дедушка, выбрать себе подружку.

Подумал старец и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда запоют первые птицы и роса не обсохнет на траве.

Утром, когда тёплое солнышко только встало, пришла Любовь в условленное место. Пришла и увидела пять девушек, одна краше другой.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь, - не знаю, кого выбрать…

« Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши. Ты в жизни встретишься с ними. Может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь»

Подошла Любовь к девушкам поближе, стала внимательно рассматривать. Задумалась Любовь.

Воспитатель: А кого выбрали бы вы?

По мнению воспитанников, из 30 человек удачу выбрали  9 человек, доброту – 12 человек, радость – 9 человек.

В ходе обсуждения обучающиеся приводят доводы в пользу выбранных качеств.

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Воспитатель: Почему так произошло?

Всегда ли вы толерантны к своему соседу по комнате? Всегда ли терпимо относитесь к своим друзьям?

Конечно, это происходит не всегда и не у всех это получается, но к этому нужно стремиться.

Я предлагаю вам выработать правила толерантного  поведения в лицее, в общежитии, в группе. После обсуждения  вывели правила  толерантности в лицее: 

Умение слушать педагога.

Соблюдать порядок в кабинетах

Приветствовать каждого входящего в учебное заведение

Юноши внимательно и приветливо относятся к девушкам

Не допускать нецензурной лексики

Правила поведения в группе:

Понимание и терпение друг к другу

Взаимоуважение

Толерантность в общении между собой:

Быть внимательным и терпеливым друг к другу

Не оскорблять собеседника

Терпимо вести спор

Воспитатель: Что вы знаете о гусях? Они громко крякают и больно щипаются, и еще летят клином на юг.

А знаете ли вы, что гусь выбирает себе пару на всю жизнь? И если одна половинка погибает, другая никогда не выбирает себе новую пару и в скором времени тоже умирает.

Когда они летят клином, то способны пролететь на 71 % больше, чем поодиночке. Клин разбивает сопротивление ветра, как вертолет, и сложнее всего тому, кто летит впереди. Если первый устал – он отправляется в конец, и его незамедлительно подменяют. Так они постоянно меняют вожака. И каждый из гусей бывает в этой роли. Если один из гусей заболевает или устает и опускается ниже, еще двое опускаются с ним и остаются до тех пор, пока тот не наберется достаточно сил.  Вы слышали, как кричат гуси, когда клин медленно плывет в горизонт? Это они подбадривают того, кто летит впереди, и точно знают, что их будут также подбадривать, когда они окажутся на его месте.

Ответьте на вопросы

1. Про что этот рассказ для вас?

Педагог приводит ребят к мысли, что жизнь гусей в стае это наша с вами жизнь в семье, коллективе, на работе. Так порой хочется чувствовать себя в стае, где есть защищенность, забота, верность. Особенно когда за все в жизни – работу, материальное благополучие, дом, детей – несешь ответственность только ты. А так происходит тогда, когда человек, находящийся рядом, не стремится ее с тобой разделить.

Часто ли нас, «летящих впереди», поддерживают, не забывают ли о нас, когда мы устали и отстаем? Как окружающие относятся к нашим победам, к тому, что нам удалось вырваться вперед? Разделяют с нами радость или воспринимают наши достижения как собственное поражение? Для того чтобы была возможность лететь вперед, важно иметь надежный «тыл», в то же время роли «летящего впереди» и «прикрывающего» обязательно должны меняться.

Как мы ведем себя, когда кто-то оступается, ошибается? Мы «спускаемся с ним вниз», чтобы поддержать или попытаться разобраться, что случилось? Или нам легче выгнать его из «стаи», группы, лицея, семьи?

Творческая работа «Дерево толерантности»

На листах бумаги предлагается написать те качества людей, которые могут объединять людей. После этого ребята комментируют, почему именно эти качества выбрали и прикрепляют их к символическому рисунку дерева.

Воспитатель: Мы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда – то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, любили, общались. А сейчас мы живем и обязательно будем жить в своем и нашем общем будущем. Но волею судьбы мы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на нас прекратилась связь времен, мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, перед другими поколениями. Человек не может жить один, так задумано природой. Именно в содружестве с другими мы создаем наше настоящее.

  1. Подведение итогов:

Мои пожелания: 

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

А сейчас я предлагаю всем встать в круг, положить руки на плечи друг другу, поднять правую ногу, вытянуть ее к центру и сделать шаг вперед. Мне очень хочется, чтобы вы вот так тесным кругом шли по жизни с окружающими вас людьми, не причиняя им неудобств и разочарований. Спасибо за работу!

Список использованных интернет-ресурсов:

  1. Википедия – свободная энциклопедия (Электронный ресурс)

Список использованной литературы:

  1. Герасимова В.А. Классный час играючи. – М.: ТЦ «Сфера». – 2003
  2. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. - №7.
  3. Северина О.А., Дронова Т.А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. – М.: «Глобус».- 2007
  1. Соколова Э. Образование. – 2002. - №2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия "Планета мод"

В мероприятии задействованы учащиеся 5-11 классов....

Методическая разработка воспитательного мероприятия ко Дню толерантности "Самый дружный класс"

Цель игры по станциям "Самый дружный класс": создать условия для осознания обучающимися сущности и содержания понятия «толерантность» на основе коллективного общего дела и общей ...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе»

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе» имеет важное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разраб...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе».

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелате...

Методическая разработка воспитательного занятия «Толерантность»

Методическая разработка воспитательного занятия  «Толерантность»...

Методическая разработка воспитательного занятия «Толерантность»

Методическая разработка воспитательного занятия  «Толерантность»...