«Ляксам»
материал (7 класс) на тему

Цель  занятия:

- Приобщать учащихся к культуре и традициям народа ханты.

Задачи :

 - познакомить учащихся со старинным обычаем народа ханты – ляксам;

-углубить и расширить знания о родном крае и народе;

- воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа,

 любовь к родному краю, его истории и духовным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyaksam.docx348.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Внеклассное мероприятие: «Ляксам»

C:\Users\Любовь Владимировна\Desktop\ТНИ\DSCN3788.JPG

Составили: Н.И. Талигина,

учитель родного языка.

        

27  ноября 2017 год с. Горки

Внеклассное мероприятие: «Ляксам»

Цель  занятия:

- Приобщать учащихся к культуре и традициям народа ханты.

Задачи :

 - познакомить учащихся со старинным обычаем народа ханты – ляксам;

-углубить и расширить знания о родном крае и народе;

- воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа,

 любовь к родному краю, его истории и духовным ценностям.

Ход занятия

Учитель

Сегодня мы поговорим об очень интересном старинном обычае народа ханты – «Ляксам», который сохранился и до наших дней, например, на Сыне.

Историческая справка.

Ляксам – переселение души умершего в душу новорождённого. Переселение возможно только среди близких (кровных) родственников.  Нох ляксам – «вверх вернуться» - процесс реинкарнации.  Реинкарнация – (фр.reincarnation-воплощение) – в восточных религиях повторное воплощение души после смерти в новой телесной форме; переселение душ.

Иттарма- вместилище души умершего человека.

Когда в хантыйской семье рождался ребёнок, его ждали сразу 4 мамы. Вам на празднике « День Ямала» участницы  ансамбля « Сорни най» показывали этот обряд. Вспомните, как по-хантыйски называют этих мам?

Ответы учащихся.

Учитель.

Правильно: Первая мама-которая родила- просто анки, вторая - принявшая роды –пукан анки, третья- та, что первой подняла на руки и занесла его в дом, где жила вся семья. Её называли алтам анки. Четвёртая мама – крёстная мама-перна анки, которая отвечала за духовное становление ребёнка.

Ребёнок очень рано начинал ощущать и свою роль будущего родителя.

Этому способствовал старинный обычай под названием «Ляксам». У северных ханты считалось, что в душу новорождённого вселяется душа кого-либо из умерших родственников, и нужно было определить, чья именно. Родители приглашали женщину, которая с помощью иттарма или другим способом могла определить, кто вернулся. Она проводила гадание с помощью иттарма, называла поочерёдно имена умерших родственников и каждый раз поднимала люльку с новорождённым. На каком-то из имён люлька как бы «прилипала», её не могли поднять. Это и было сигналом, что к ребёнку «прилипла» душа названного человека. Если ребёнок по ночам спал спокойно после того, как определили ляксам, значит всё было правильно. Именно душа этого родственника (цы) вернулась в новорождённом. Если же ребёнок плакал по ночам, не давал спать родителям, то это признак того, что неправильно определили его ляксам. Приглашали ещё раз женщину, которая проводила  обряд ляксам. Если и это не помогало определить ляксам, то уже приглашали шамана. Он и узнавал у духов истинную причину. Ошибка при определении ляксам могла быть из-за того, что две умершие женщины, желая воскреснуть в душе данного ребёнка, не уступали друг другу. Например, одна из них – прабабушка новорождённой, а другая – тётка, жена  ири  – «брата деда». Вот тётка «говорила» в свою пользу:

 - Я приходила в вашу семью, теперь ушла. Следа от меня не осталось – ни дочерей, ни сыновей мне Бог не посылал, так пусть же моё имя вспоминают через мою ляксам! После этого ребёнок спал спокойно и днём, и ночью. Девочку время от времени  называли УртыОхпи Ай-Вош-Куртэ – «Красноволосая женщина из Вош-Курта». Называли ребёнка обычным женским именем. Но она имела свою  вторую родню в этой деревне, откуда была родом её ляксам-нэ.

Иногда его (ребёнка) называли даже именем его ляксам. Вместе с именем к нему как бы переходили и родительские функции. Дети умершего человека считались теперь детьми новорождённого. Они называли его мамой и папой, делали подарки и относились как взрослому. Если в маленькой девочке воскресала душа чьей-то жены, то муж называл её ласкательными именами. Но это было редко. Гораздо чаще можно было наблюдать то, как если чей-то муж воскресал в маленьком мальчике, то жена в нём души не чаяла- начинала с ним возиться, разговаривать. Называла его йикем- «мой муж», нявремлам аси –«отец моих детей». Вместе с ляксам ребёнок как бы приобретал вторую семью, второй круг близких людей.

Родственники, которые могли ляксаты, не вступали в брак друг с другом –указатель того, что родственные связи очень близки.

Отношения между детьми-ляксам.  Дети-ляксам отличались друг от друга по возрасту – старшие, средние, младшие. И этот возрастной порядок был связан с оленеводческими терминами: ухал тэл-«нарты полнота» (комплект чего-то полного). В зимний период в нарты запрягалось по три оленя: олан- «первый, или ведущий», кутлап- «средний», пелак- «ведомый, крайний».  Летом в мужскую нарту запрягали пять оленей, в женскую – четыре. Если количество  ляксам ( тэл) переходило количество тэл, то  делали второй набор ляксам. Следовательно, мальчиков –ляксам не три и пять, а шесть и десять человек.

Старинный обычай ляксам с самого рождения приобщал ребёнка к социуму, в котором он жил, воспитывал уважение к родственникам, укреплял родственные связи, вызывал живой интерес к своей родословной. И самое главное, по моему мнению, он настраивал человека достойно прожить свою жизнь, чтобы его долго помнили потомки, чтобы его душа могла много раз воскреснуть.

Этот обычай вошёл в мою жизнь с самого рождения. У меня ляксам – моя прабабушка, манси по национальности. Мой прапрадед решил женить моего прадеда Талигина Василия, съездил к манси вп.Ломбовож. Высватал  у одного манси старшую дочь, заплатил, как и положено было в ту пору, нужное количество оленей. Когда приехали за невестой, случилось не предвиденное: невеста оказалась с норовом и отказалась выходить замуж за незнакомца и чужеземца. Она себе цену знала и заявила: « Неужели я  здесь, на своей родине, жениха не найду, чтобы ехать жить к каким-то хантам ?!»

Договор есть договор. И пришлось её отцу отдать замуж самую младшую дочь-Елену. Приехала она к хантам. Изучила их язык, стала соблюдать все обычаи. Родила и воспитала 5 детей : Никиту, Егора (моего деда), Ивана, Матрёну и Наталью. Все её дети хорошо говорили и на мансийском, и на хантыйском языке. За это я её очень уважаю. Старшего сына Никиту она женила на мансийке. Во время Великой Отечественной войны, когда Никита пропал без вести, его жена уехала с сыном Яковом к себе на свою малую родину, в Саранпауль, откуда была родом. Теперь и в ХМАО живут мои близкие родственники.

 А в детстве меня дома звали «Охаль ими (женщина-манси) ляксам» и это я воспринимала как должное. Я была очень привязана к сестре моего деда Егора – Наталье Васильевне Носкиной,  которая во мне души не чаяла и называла меня «анкие».  В детстве она мне дарила всякие подарки, а потом я ей привозила отдарки. Ляксам идёт по мужской линии.

У моей мамы, Талигиной Павлы Тихоновны, я знала  всехляксам:олын – Тоболева Анна Матвеевна, кутлап – Возелова Ульяна Семёновна, пелкие – Прокина Тамара Яковлевна. Со всеми у меня были тёплые родственные отношения.

И у моей мамы появились ляксам. Я всем уже её ляксам делала подарки за то, что благодарные потомки её помнили.

Обычай  ляксам помогал с раннего детства приобщиться к социуму. Настраивал человека достойно жить в обществе, чтобы после смерти его долго помнили родственники. Мужчины могли иметь возможность 5 ляксам, а женщины-4 ляксама. Если человек после смерти имел хотя бы  3ляксама, это уже было нормально: он прожил достойную жизнь.

А теперь, дети, расскажите о своих  ляксам, ведь этот обычай существует и в наши дни.

Ответы учащихся.

Нензелов Егор рассказал про  своём ляксам. Это его родной дед Егор, в честь которого его и назвали. Шиянов Илья тоже знает про свой ляксам. У Васи  Попова ляксам – его прадед Семён Андреевич Хунзи, ветеран Великой Отечественной войны.

Учитель.

Давайте подведём итоги занятия. О каком старинном обычае народа ханты мы с вами беседовали?

Ответы учащихся.

Учитель.

Как определяли ляксам ребёнку?

Ответы учащихся.

Учитель.

По мужской или по женской линии идёт ляксам и почему?

Ответы учащихся.

Учитель.

Ребята, когда поедете на каникулы, обязательно поговорите со своими родственниками об этом старинном обычае и узнаете много нового и интересного о своей родне,  лучше  узнаете свою родословную.

C:\Users\Любовь Владимировна\Desktop\ТНИ\DSCN3790.JPG

Список литературы:

1.В.М.Кулемзин, Н.В.Лукина «Знакомьтесь: ханты» - ВО «Наука», Новосибирск,1992,с.14

2.Н.М.Талигина «Обряды жизненного цикла у сынских хантов» - Изд. Томского университета, 2004, с.99.

3.Д.Озелова «Рождение ребёнка в хантыйской семье» - ж. «Ямальский меридиан» №1-2005,с.52.

4.Фото из личного архива Талигиной Н.И.

.