Программа элективного курса Химия
элективный курс (8, 9 класс) на тему

Перевезенцева Екатерина Сергеевна

Программа элективного курса "Химия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Элективный курс "Химия"25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

Химия

( наименование учебного предмета)

8-9 класс

( уровень, ступень образования)

1 год

Составлена на основе авторской программы элективного курса

«Химия в повседневной жизни» С.В. Бочаровой

(С.В. Бочарова. Элективный курс «Химия в повседневной жизни».

Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.)

Перевезенцева Екатерина Сергеевна

___________________________________________________

( Ф.И.О. учителя, составившего программу)

2016-2017 учебный год

Элективный курс "Химия в повседневной жизни".

Пояснительная записка.

Проблема понимания окружающей нас среды всегда была одной из самых важных проблем, стоящих перед человеческим обществом. Самые распространенные вещества, их роль в жизни человека и правильное использование в повседневной жизни. Питание должно быть рациональным, соответствовать основным положениям науки о питании. Гигиенические вещества нужно уметь выбирать, а с вредными привычками уметь бороться и знать их психологические аспекты.

Программа элективного курса "Химия в повседневной жизни"  предназначена  для учащихся 8-9-х классов (34ч.). Этот курс расширяет кругозор учащихся в области бытовой химии, а также является хорошей базой для тех, кто станет и далее изучать естественные науки после школы.

 

Содержание курса строится на следующих принципах:

во-первых, в программе представлена современная химия и биология. При этом не ставится задача изложение основ науки химии и биологии, а  необходимость обеспечить биологическую и химическую грамотность в направлении сохранения здоровья, как залога успешности человека в жизни;

во-вторых, содержание курса определяется с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересов в области познания мира, к самому себе, жизни в целом, а также с учетом психолого-педагогических закономерностей обучения и формирования химико-биологических знаний и видов познавательной деятельности;

в-третьих, применяется опережающее обучение, основанное на знаниях других, более ранних и одновременно школьных курсов (природоведение, физика, технология и др.).

Цель программы: пропаганда естественнонаучного профиля, привлечение учащихся к овладению профессий этого направления.

Задачи программы:

образовательные:

  • подготовить фундамент для практической деятельности человека;
  • дать понятие взаимосвязи строения и свойств химических веществ; заложить основы понятия "экология организма";
  • определить важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах благоприятствующих и нарушающих здоровье.

развивающие:

  • овладение методами самоконтроля и способности выявить возможные нарушения здоровья для своевременного обращения к врачу;
  • развитие навыка работы в группе.

воспитательные:

  • решить задачи экологического, эстетического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников;
  • привести к осознанию целесообразности отказа от вредных привычек, как важнейшего шага на пути сохранения здоровья и работоспособности;
  • подтолкнуть к осознанному выбору между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезням.

Доминирующим методом преподавания в данной программе является проблемно-диалогический метод. Особую роль в творческом освоении знаний старшеклассниками имеют проблемные вопросы. Являющиеся необходимым структурным элементом каждого занятия. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных ситуаций. Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному "открытию" школьниками различных аспектов химико-биологических явлений и фактов. Курс по выбору "Химия в повседневной жизни" представляет собой систему взаимосвязанных лекций, практических работ, творческих заданий и исследовательских работ, в ходе которых школьники будут анализировать и моделировать ситуации, идентифицировать и классифицировать вопросы и проблемы, рассматривать различные варианты, высказывать и защищать различные точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. Делать выводы и принимать решения, работать над проектом, готовить отчеты, доклады и публичные выступления. Интеграция: курс связан с биологией, химией, экологией, медициной, психологией. Курс завершается мероприятием, связанным с презентацией проекта.

Итогом усвоения программы является итоговая конференция, выставка творческих работ, общественный смотр знаний.

        Учащийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем - экологических, энергетических и сырьевых
  • объяснения химических явлений, происходящих в быту, природе и на производстве
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде
  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту
  • распознавания важнейших веществ и материалов
  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Тематическое планирование

Тема занятия

Форма проведения

Кол-во

часов

1. Введение

1

Химия в повседневной жизни.

Лекция

1

2.Вещества, которые нас окружают (9ч.)

1

Вода-источник жизни

Беседа

1

2

Спички

Комбинированный урок

1

3

Бумага

Комбинированный урок

1

4

Загадки камней и минералов.

Комбинированный урок

1

5

Волшебная радуга цвета (краски)

Комбинированный урок

1

6

Строительные материалы

Комбинированный урок

1

7

Керамика

Комбинированный урок

1

8

Стекло

Комбинированный урок

1

9

Обобщение темы

Семинар

1

2.Химия стирки (6ч)

1

Маленькие секреты большой стирки

Комбинированный урок

1

2

Удаление пятен с одежды

Комбинированный урок

1

3

Распознавание волокон и тканей

Практическая работа

1

4

Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств

Практическая работа

1

5

"Химчистка на дому"

Практическая работа

1

9

Обобщение темы

Семинар

1

3.Химия пищи (10ч)

1

Основные химические вещества пищи

Лекция

1

2

Поваренная соль. Сода.

Комбинированный урок

1

3

Белки

Комбинированный урок

1

4

Жиры

Комбинированный урок

1

5

Углеводы

Комбинированный урок

1

6

Витамины.

Комбинированный урок

1

7

Пищевые добавки

Комбинированный урок

1

8

О чем говорит информация на этикетке

Практическая работа

1

9

Белки пищи

Практическая работа

1

10

Обобщение темы

Семинар

1

4.Вредные привычки и как с ними бороться (4ч)

1

Жевательная резинка: за и против

Комбинированный урок

1

2

Курить - здоровью вредить

Комбинированный урок

1

3

Действие алкоголя на организм человека

Комбинированный урок

1

4

Нация и ее здоровье

Деловая игра

1

5.Химия и красота (2ч)

1

Химические средства гигиены и косметики

Лекция

1

2

Меры предосторожности при использовании препаратов бытовой химии.

Комбинированный урок

1

6. Итоговая конференция. Презентация и защита творческих и проектных работ учащихся

Итого            34 часа (в том числе 1ч резервный)

На итоговых уроках учащиеся представляют и защищают проекты  по предложенным темам, при изучении курса «Химия в повседневной жизни».

п/п

Тема проекта

Раздел курса

сроки

1

Вода – источник жизни.

тема 1

2

Чудесный мир бумаги.

тема 1

3

Современные строительные материалы в архитектуре нашего города.

тема 1

4

Маленькие секреты большой стирки.

тема 2

5

Химчистка на дому

тема 2

6

Пищевые добавки.

тема 3

7

Химия прохладительных, тонизирующих напитков, соков.

тема 3

8

Жевательная резинка: за и против.

тема 4

9

Химические средства гигиены и косметики.

тема 5

10

Отравление препаратами бытовой химии.

тема итоговая

11

Химия в моей квартире.

тема итоговая

Критерии оценки проекта:

I. Оформление и выполнение проекта:

1.        Актуальность темы, реальность, практическая направленность и значимость работы.

2.        Объем и полнота разработок, самостоятельность.

3.        Уровень творчества.

4.        Качество оформления проекта.

5.        Качество и полнота рецензии.

II. Процедура защиты:

1.        Качество доклада.

2.        Объем и глубина знаний по теме.

3.        Культура речи, манера держаться перед аудиторией.

4.        Ответы на вопросы.

Список использованной литературы.

1. О.С. Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. ХИМИЯ. Базовый уровень.10 и 11 класс – М.: Дрофа, 2007

2. О. С. Габриелян, А. В. Яшукова. Химия. 10-11 класс. Базовый уровень. Методическое пособие. – М: Дрофа, 2009.

3. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. Химия 10-11 класс: Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2005

4. Макарова Н.А. "Валеология и органическая химия" М. "Эверест-Химия"1997.

5. Мир химии. СПб, М.: М-Экспресс, 1995.

6. Органическая химия и человек. А.И. Артеменко. – М.: Просвещение, 2000.

7. Полезная химия. Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рукк. – М.: Дрофа, 2005.

8. Химия в быту. – М., 1998.

9. С.В. Бочарова. Элективный курс «Химия в повседневной жизни». – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Знакомство с программой Visio. Программа элективного курса по информатике.

Элективный курс "Visio" по  информатике ориентирован на преподавание в 10-11 классах средней общеобразовательной школы....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...