ДОКЛАД на тему: «Воспитание – гражданина патриота» (из опыта работы МБОУ «Батамайская ООШ» Кобяйского улуса)
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему:

«Воспитание – гражданина патриота»

(из опыта работы МБОУ «Батамайская ООШ»

Кобяйского улуса)

Работу выполнила

учитель русского языка и  

литературы 

Протодьяконова Наталья Григорьевна

2017г

Оглавление

  1. Введение ………………………………………………………………………...3
  2. Понятие о патриотизме…………………………………………………………5
  3. Из опыта работы ………………………………………………………………..8
  4. Заключение………………………………………………………………………10
  5. Использованная литература …………………………………………………...11
  6. Приложение……………………………………………………………………...12

Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от образования: его роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в настоящее время патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания обучающихся к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если педагог в повседневной работе начнет регулярно обращаться к материалам сборника, то их использование позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

• проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;

• формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

• утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

• привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Объект исследования - процесс патриотического воспитания детей МБОУ «Батамайская ООШ».

Предмет исследования - педагогические условия работы по патриотическому воспитанию детей.

Гипотеза исследования: если подойти к работе по воспитанию патриотизма детей, то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию детей, то можно получить следующие результаты:

-- повысить уровень развития учащихся;

-- обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию учащихся;

-- повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране

Поэтому тема, которую я выбрала является актуальной.

Понятие о патриотизме.

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом?

Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнелюб, отечественник».

Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.

Патриот- это человек, который ставит интересы своей страны (не власти, не народа, не семьи, не себя) выше всего остального.

Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Патриотизм (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

1. Главный из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого

человека, почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим

землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра - благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире "нацией по гражданству".

3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там. У себя на Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб.

Патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных

мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

Патриотическое воспитание обучающихся в школе - одно из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Патриотическое воспитание - это формирование у граждан, наших ребят, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на развитие патриотических чувств, на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системе гражданско - патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско – патриотического воспитания.

Гражданско – патриотического воспитание в современной России актуально.

События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим. Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью образовательного процесса становится национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к  традициям и народным промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- знакомство детей с символами государства и республики (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, республики;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Таким образом, гражданско - патриотическое воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и в частности нашего образовательного учреждения.

Из опыта работы

МБОУ «Батамайская ООШ» ведёт свою образовательную деятельность с 1939 года. В начале эта была 4-классная школа, потом 7,5,6 – летней школой, позже опять начальной. В Батамайскую неполную школу преобразовалась в 1993 году.  Педагогический коллектив нашей школы активно содействует реализации программы гражданско-патриотического воспитания. 

Формы гражданско-патриотического воспитания обучающихся через внеклассную и внеурочную деятельность:

  • беседы, классные часы, читательские конференции;
  • тематические утренники, проведение совместных праздников;
  • торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;
  • игры гражданско-патриотического содержания, походы ;
  • смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница»;
  • конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;
  • встречи с  знаменитыми земляками;
  • мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;
  • празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;
  •  проведение конкурсов военно-патриотической песни;
  • обращение к государственной символике;
  • социальные акции «Ветеран живет рядом», «Милосердие».

Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге. Мы и наши потомки до конца своей жизни будем испытывать огромное уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое они заслужили тем, что сделали для последующих поколений.

Так, в нашей школе ежегодно 9 мая проходят Смотры песни и строя, где участвуют не только учащиеся школы, но и педагоги и общественность. ( приложение 1)

Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества. (приложение 2)

В фойе школы оформлен стенд по гражданско-патриотическому воспитанию «Поклонимся великим тем годам» (приложение 3),  в котором периодически обновляется информация, раскрывающая новые страницы страшной войны 1941 - 1945 годов.

Ежегодно, 18 февраля в школе проходит День памяти Ариана Кычкина, нашего земляка, который погиб в Афганистане. Ребятами исполняются песни, читаются стихи. (приложение 4)

Большое количество внеклассных мероприятий на уровне класса и школы было проведено на темы – сражения в Великую Отечественную войну. . Все это, безусловно, воспитывает наших ребят: учит добру, милосердию, состраданию ближнему.

В плане гражданско-патриотического воспитания учащихся мы активно взаимодействуем со школьной библиотекой.  В условиях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому России, бережного отношения к традициям своего народа, обращение к государственной символике является особенно важным. Активное воспитательное влияние государственной символики обусловливает её особую роль в системе символов. Способность государственной символики влиять на сознание человека посредством художественного образа, передавать заключённое в ней обобщённое содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся форме, создаёт особые возможности использования обращения к гербу, флагу и гимну республики в воспитании школьников. Нравственные, политические идеи, выраженные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном включении в учебно-воспитательный процесс, помогает пробуждать у учащихся чувство гордости за свою Родину. (приложение5)

Но гражданин-патриот должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права, в этом направлении проводятся следующие мероприятия

- изучение правил поведения в школе и общественных местах;
– школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, медработниками);
– общешкольные мероприятия;
– работа Совета профилактики правонарушений среди  несовершеннолетних;
– работа Парламента школы;  

- выборы Президента школы. (приложение 6)

Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

Очень хотелось бы, чтоб пропагандировали с "большого экрана" не насилие и кровь, а жизненные ценности, которые постигались нашим народом в тяжёлых войнах, боях, сражениях, катастрофах и так далее. Ведь Россия, всегда была и будет сильным и могучим государством, в котором будут жить Патриоты, способные в любую минуту защитить своё Отечество!

Заключение

Патриотизм - это исторически сложившаяся и развивающаяся категория педагогики, отражающая положительное отношение людей к Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо. Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - основа существования и развития нации и государства. Важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Военно-патриотическое воспитание - это не только воспитание любви к Армии. Оно является базовой составляющей патриотического воспитания граждан. Основой содержания военно-патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших качеств - любовь к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Таким образом, военно-патриотическое воспитание - это составная часть патриотического воспитания учащихся, представляющая собой целенаправленный процесс их развития на основе боевых традиций народа, формирования их готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми знаниями, навыками и умениями. Для учащихся быть патриотом - это значит, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга в Вооружённых Силах. Стремление воспитать учащихся патриотами должно подкрепляться обучением защите Отечества. Именно такой принцип - единства военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки учащихся должен быть заложен в основу деятельности образовательных учреждений. Однако усилий только лишь образовательных учреждений в этом деле недостаточно. Необходима совместная с ними деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности и способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, службы в Вооружённых Силах .

Список использованной литературы

  1. Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. — 2010. — № 9. — С. 10–21. 2.             
  2. Котруца Л. И. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания: диссертация …кандидата педагогических наук: специальност / Л. И. Котруца — Майкоп. — 2009. — 208 с.
  3.        Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожогов, Н. Ю. Шведова — М. 1992. — 960 c.

4.   Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский. — Собрание соч. т.2 М.: Педагогика, 1998. — 321 с.

5.    Финогенова А. В Гражданское воспитание молодежи через ученическое самоуправление [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.bgam.edu.by/bgam.Otchet_ideologich_rabota.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ ЗАЛАРИНСКАЯ СОШ№ 1

Представляю свой опыт работы в экологическом воспитании и образовании в нашей школе...

Доклад для родительского всеобуча на тему: "Воспитание гражданина в семье"

Доклад для родительского всеобуча на тему: "Воспитание гражданина в семье"...

Статья "Воспитать Гражданина и Патриота" (из опыта работы)

Работая учителем русского языка и литературы свыше тридцати пяти лет, могу с полной уверенностью сказать, что на нас, учителях-словесниках, лежит огромная ответственность по воспитанию духовно богатой...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

«Воспитание гражданственности, патриотизма» из опыта работы МБОУ Шугурской СОШ

В период «лихих девяностых» - смены ценностных ориентиров  нарушено духовное единство общества, размыты жизненные ориентиры молодежи, произошла девальвация ценностей старшего поколени...

Организация работы по подготовке к ГИА 9-х, 11-х классов (из опыта работы МБОУ Лицей № 20)

Государственная итоговая аттестация – важный и ответственный этап как в жизни конкретного ученика, так и в деятельности любой образовательной организации. Успешность Государственной итоговой атт...