Космос.
презентация к уроку (5 класс) на тему

Озерова Зинаида Степановна

Занятие способствует расширению знаний о космосе,  о первых полетах человека и животных в неизведанное. Данный материал будет полезен на внеклассном занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos._konspekt.docx654.7 КБ
Файл kosmos.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы школа№ 90имени Героя Советского Союза Е.Г.Ларикова

Конспект занятия «Космос»                      

Составитель:

Озерова З.С.

воспитатель ГПД

2018г.

Тема: « Космос».

Цель: Расширить и углубить знания у учащихся о  космосе.

Задачи:

Образовательные

  • Дать краткое представление о космосе;
  • о первых полётах на разных летательных аппаратах;
  • познакомить с первыми космонавтами.

Коррекционно-развивающие

  • развитие и коррекция мышления на основе работы с загадками и сказками;
  • развитие познавательной деятельности;
  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие речи и обогащение словарного запаса;
  • развитие пространственной ориентировки.

Воспитательные

  • воспитание чувства патриотизма и гордости за Отечество.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, плакат,  геометрические фигуры индивидуальные  конверты с набором геометрических фигур, магнитная доска для демонстрации.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. (Позитивный настрой).

-Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

-Здравствуйте. Давайте улыбнёмся друг другу и создадим себе хорошее настроение.

- Молодцы. - Умеете улыбаться.

Введение в тему:

В- Ребята, скажите, пожалуйста,  какой праздник мы будем отмечать в эти выходные?

В- Правильно! ( День Космонавтики). Молодцы!

Сегодня на занятии  мы с вами поговорим о космосе  и  о том, что с ним связано.

Тема нашей беседы : « Космос».

Вступительное слово воспитателя

Наверное , все люди любят смотреть на небо, звёзды…( слайд2)

Загадочный мир звёзд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой

Какой прекрасный вид! Кажется, что звёзды горят яркими разноцветными огоньками. Так и хочется рассмотреть их поближе.

Но как же до них добраться. На чём?

Глядя на птиц, мечтали также свободно летать. И поэтому стали сочинять сказки .На чём только не отправлялись в небеса герои этих сказок.

- Вспомните, на чём совершали полёты герои этих сказок? ( слайд 3)

-Кто это? ( Винни Пух).

1.Винни Пух летал на воздушном шарике ( слайд  4 )

-Кто это?  ( Баба Яга)

2.Баба Яга на – метле ( слайд  5 )

-Кто этот герой?  ( Алладин)

3.Алладин   – на ковре-самолёте( слайд 6   )

-Прошло много- много- много времени  пока люди научились строить летательные аппараты .Сначала они поднимались на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять.

- Что это?  ( слайд 7  )

 ( Воздушный шар).

     На нём было неудобно летать: куда  подует ветер- туда летит и  шар .

Позже появились:

 -Что это?  ( слайд 8)

 ( Вертолёт)

Что это ?  ( слайд 9  )

(Самолёт)

И, наконец, самым  быстрым  транспортом  стал …. А вот это угадайте.

Доскажи словечко:( слайд 10  )

На корабле воздушном, космическом, послушном

Мы,  обгоняя ветер,  несёмся на…. ( ракете)

Правильно! Молодцы.

В-Ребята, встаньте из-за парт.

Физминутка « Ракета»:

На носки поднимись- это раз.

Вот летит ракета ввысь - это два.

( Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют купол ракеты)

А потом руки вниз- это три.

На четыре-приземлились.

Повторить 3- 4 раза.

В – Ребята, а кто ведёт ракету?

- Отгадайте  загадку:( слайд 11)

Он не лётчик , не пилот,

Он ведёт не самолёт

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это?   ( Космонавт)

В-Молодцы!  Правильно.

В– А куда летит  ракета?

У – В космос.

В – Молодцы!

В -  Интересно, что мы  можем там увидеть…( звёзды, планеты, похожие на шары

В-Космос-это звёзды, планеты...( слайд 12)

Прежде, чем  отправить человекавкосмосученыё отправили животных, надо было проверить:  сможет ли выжить человек после полёта и как это отразится на его здоровье. (слайд  13   )

Мышка- космонавт пробыла над землёй целые сутки( 24 часа).

Первыми животными, которые благополучно вернулись из космического полёта стали собаки Белка и Стрелка.

Только после возвращения  животных на Землю отправили в космический полёт человека.

В-Кто назовёт его имя?

У-Это  Юрий Алексеевич Гагарин. (  слайд14).

 В-Молодцы!

В-12 апреля 1961 года всех людей потрясла неожиданная весть: « « Человек в космосе!  Русский!». Космический корабль ( ракета) Гагарина совершил только один виток ( круг)  вокруг Земли, пробыв в космосе 108 минут( 1час 48 минут).Вся страна следила за его полётом, все люди волновались. И когда он приземлился ,  то все радовались.Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник .

Весь народ гордился, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос.

Ведь до этого никто из людей не летал в космос!

В- Почему именно 12 апреля считают днём Космонавтики?

У- 12 апреля 1961 года человек  впервые отправился в космос!  (слайд15  )

В-В космосе одновременно  сильный холод и невыносимая жара.

В– Ребята, кто знает как называется специальный костюм для космонавта?

 У-Скафандр  (слайд 16   ).

В- Молодцы!

В -Предлагаю вам  построить ракету. А  строить мы будем с помощью геометрических фигур.

Практическая работа:

«Собери целое из частей»: на слайде образец готовой ракеты( слайд  17 )

В- Внимание ! Посмотрите, какие фигуры нам потребуются.

Воспитатель  показывает поочередно фигуры.

Задание:

- Что это?

1) прямоугольник( какого цвета?)

2) треугольник( какого цвета?) Одновременно показать все треугольники.

3) круг( какого цвета ? )

Вывод:Геометрические фигуры.

- У каждого из вас на парте есть конверт.

-  Откройте. Положите все фигуры на парту.

 Найдите зелёный прямоугольник.

Положите его на парту - по середине (  в центре)

- Найдите синий треугольник .

Положите на прямоугольник сверху.

Возьми красный треугольник .

Положите  в правый   нижний  угол  прямоугольника.

Возьмите красный треугольник.

 Положите в левый нижний угол  прямоугольника.

 Найдите жёлтый круг .

Положите посередине прямоугольника.

( Воспитатель  показывает на магнитной доске . Ученики выполняют на партах).

В- Что получилось?

У  - Ракета.

В – Молодцы!

В-Сейчас наша ракета полетит в космос к  звёздам ,планетам (слайд 18 )

Посмотрите, в центре находится Солнце – это огненный шар. Он ближе всего находится к нашей планете Земля ( слайд 19)

Вокруг Солнца движутся  планеты (это хорошо видно на плакате!).

Работа с плакатом :

  1задание: показать Солнце.

  2задание: показать планету Земля.

Вызвать учеников.

В-Ребята, а сейчас мы с вами поиграем вигру: « Летает- не летает».

Цель: учить выявлять характерные предметы( летает- не летает), которые помогут раскрыть целостный образ сказочного героя, развитие слухового восприятия.

Ход игры.

Дети стоят.

Воспитатель объясняет правила игры:

- Я буду называть сказочных героев и спрашивать: « Летает?»

Если он летает – « Летайте» ( хлопайте ладошками)

Если « Не летает»-  замереть.

 ( Баба Яга на метле , Колобок, Змей Горыныч,  КраснаяШапочка,Гуси-лебеди, Дюймовочка, Лисичка-сестричка, Винни Пух,  Крокодил Гена, Чебурашка,  Алладин на ковре-самолёт, Муха-цокотуха, Карлсон… )  

В- Молодцы! Все справились. Никто не ошибся.

Ребята, наше занятие подходит к концу.

Итог:

В-Давайте вспомним о чем мы сегодня говорили? ( о космосе)

- Кто первый из людей полетел в космос?  (Ю.А.Гагарин)

- Когда отмечаем день Космонавтики? ( 12апреля ).

-На чём отправляется космонавт в космос? ( На ракете)

-Назовите имена  собак- космонавтов? ( Белка и Стрелка)

- Молодцы!

-Что делали  на занятии ?

- Собирали ракету из геометрических фигур.

- Вам понравилось занятие?

- Спасибо вам за работу, вы сегодня отлично потрудились и справились со всеми заданиями!Вы молодцы!!!

Спасибо за внимание!(слайд 20)

Тема: « Подарок маме».

Цель: научить аккуратному приёму работы с бумагой ( вырезать, приклеивать).

Задачи:

- образовательные: научить технике аккуратного вырезания и приклеивания аппликации из цветов;

- коррекционно-развивающие: развитие творческого потенциала через продуктивную деятельность,  развитие мелкой моторики, глазомера;

- воспитательные: воспитание трудолюбия, аккуратности, уважительного отношения к матери, женщине.

Оборудование:

1.Картон.

2.Цветная бумага.

3.Клей.

4.Кисточки.

5.Ножницы.

 6.Салфетки.

7.Проектор, экран, компьютер.

 Возникает необходимость в группе продлённого дня проводить минутки здоровья .

Задача минуток здоровья - снятие усталости, обретение спокойствия, укрепление позвоночника, укрепление стоп, кистей рук, профилактика близорукости, снятие застойных явлений, вызываемых долгим сидением за партой, повышение умственной работоспособности….

В минутки здоровья можно включать массаж пальцев, пальчиковые игры, упражнения для формирования осанки, двигательно - речевые физкультминутки, упражнения для глаз, подвижные дидактические игры, упражнения на релаксацию, элементы ритмической гимнастики..Продолжительность выполнения упражнений 1-3 мин. Во время проведения занятий ученики могут сидеть за партой, стоять около неё, находиться у классной доски, стоять в кругу, врассыпную, в парах, в группах, на ковре и т.д. При этом педагогу важно почувствовать, когда необходима минутка здоровья для учащихся.

Для того чтобы правильно подобрать упражнения, нужно знать, на что они направлены. Приседания с подъёмом рук стимулируют мозговое кровообращение.

Потряхивания кистями рук препятствуют утомлению мелких мышц кистей.

Наклоны и повороты снимают излишнее напряжение мышц туловища.

Сочетание круговых движений головой, глазами и туловищем активирует чувство общей координации движений.

Бег на месте снимает многие симптомы утомления.    

Большое значение имеют динамические и статические упражнения: ходьба на носках, при которой массируются подушечки пальцев ног.

 Стойка на одной ноге до состояния устойчивого равновесия; в положении сидя и стоя - максимальное, последовательное напряжение ступней, голеней, бёдер, ягодиц, живота с последующим медленным расслаблением.

 В положении сидя- имитация сбора мелких предметов пальцами ног.

Изменениерабочей позы во время самоподготовки или другого занятия оказывает полезное действие на функции организма и активизирует учащихcя Смена поз может происходить 2-3 раза за занятие.Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 7 минут.При этом важна не столько продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения тела. Для этой позы нужно подобрать соответствующие виды деятельности. Например, стоя можно задавать друг другу вопросы, послушать небольшой рассказ , провести беседу, игру.

Если ежедневно проводить работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся , включающую упражнения для глаз, массаж пальцев рук, подвижные дидактические игры, игры на релаксацию и другие здоровьесберегающие упражнения, то результатом будет уменьшение количества уроков, пропущенных по болезни, повышение умственной активности, улучшение самочувствия учащихся.

Важно научить ребят заботится о своём здоровье, воспринимать жизнь как величайшую ценность, развивать личностные качества,

Используя пособие « Минутки здоровья» в группе продлённого дня проводились занятия по укреплению здоровья учащихся.

Важный момент- это настрой, психологическая установка. Желательно начать занятия с улыбки и доброжелательно сообщить план работы во второй половине дня.

Одни из самых популярных физкультминуток – это двигательно- речевые.Они способствуют развитию громкой речи, тренируют память, снимают утомление, рифма стихов развивает слуховое восприятие учащихся. Ученики произносят за воспитателем стихотворный текст и в соответствии с ним выполняют движения.

Необходимо научить учащихся следить за осанкой.От неё зависит не только стройность фигуры, но и здоровье.При хорошей осанке внутренние органы находятся в правильном положение, что является одним из важных условий их нормальной работы. Для профилактики нарушений осанки можно использовать комплекс упражнений в речитативах:

Начинаем подготовку!

Выходи на тренировку!

В путь пойдём мы спозаранку,

Не забудем про осанку.

Игры и упражнения на релаксацию нужны для снятия мышечного напряжения. Для расслабления полезны дыхательные упражнения :в течение 1-2 минут считать выдохи, стараясь вызвать легкое дыхание. Завершить паузу следует в покое с  закрытыми глазами, вызывая образные представления( лес, реку и т.д)

Учащиеся с удовольствием выполняют упражнения на релаксацию.Сидя в удобной позе, они слушают и выполняют то, о чём говорится в тексте.

Подвижные игры на внимание развивают умение концентрировать, распределять, переключать внимание, воображение и память, способствуют формированию волевой  саморегуляции,  умению действовать по правилам.  В процессе игры сбрасывается накопившаяся энергия, снимается чувство усталости, улучшается эмоциональное состояние.

Среди дидактических игр есть немало подвижных, которые помогают не только усвоению и закреплению изученного материала, но и активизируют внимание детей, снимают психическое и физическое напряжение, восполняют потребность в движении.

Ритмическую гимнастику учащиеся с удовольствием выполняют под весёлую музыку популярных детских песен. Танцевальные движения показывает педагог, ученик или каждый придумывает свои.

Удачный подбор музыкального произведения способствует развитию двигательных качеств(координации) и музыкально- эстетическому воспитанию.

Психогимнастика -это совокупность специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики учащегося. Прежде всего это коррекция эмоциональной и познавательной сферы. Широко известен курс психогимнастики  М.И.Чистяковой.  Этот курс предназначен для учащихся, которые имеют поведенческие проблемы, у них есть повышенная тревожность и раздражительность.Например,игра в « кляксы» (с.45).

Профилактика близорукости помогает сохранить школьнику хорошее зрение. Для достижения этой цели необходимо проводить упражнения для глаз, особенно при выполнении домашних заданий по письму, математике и чтения.

Вывод: ведущим фактором здоровья является правильный образ жизни, формировать который призвана и школа. Воспитатель может обогащать содержание учебного и воспитательного материала упражнениями на валеологическую тематику .Ведя здоровый образ жизни, учащиеся будут успешнее решать учебные задачи и проблемы, связанные со здоровьем.

Заключение:

За время работы над темой самообразования была проведена следующая работа: изучена психолого-педагогическая литература по данному вопросу и опыт передовых педагогов ( по интернету).

Отобраны методы, формы, приёмы работы, направленные на реализацию поставленной цели.

В связи с этим в процессе здоровьесбережения в группе продлённого дня можно отметить следующие положительные тенденции во внеурочной деятельности:

. Повышение уровня организации учащихся.

. Повышение познавательного интереса .

Т.о, можно сделать вывод, что роль здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания формирует у школьников коммуникативные навыки , развивает двигательную активность.

 

Список литературы:

1.Брехман И.И. Введение в валеологию-науку о здоровье.-М.: Наука, 1987.-368

2.Вайнер Э . Как сохранить здоровье учеников: методические разработки для учителей.-М.Чистые пруды, 2006.с.26.

3.Ковальков И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4кл.-М.ВАКО, 2004.

4.Кокарева З.А, Малютина В.Н., Минутки здоровья. -ВИРО, 2010.

5.Менчинская Е.А.Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе._М.: Вентана-Граф.2008.-112 с.

-Как, ребята, можно побороть в себе лень?

(Ответы детей).

-Ребята, а кто знает пословицы о лени?

( Ответы учащихся).

-Правильно: безделье, нежелание трудиться, учиться, заниматься каким-либо делом.

-Знаете ли вы качества, противоположные лени?

(Ответы учащихся).

-Сделаем вывод:http://www.znaikak.ru/design/pic/visred/Detiubir.png

Труд – это работа, дело, занятие, увлечение.

-Вспомните пословицы о труде.

(Ответы детей).

Пословицы о труде (слайд).

-Делу время, а потехе час.

-Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

-Труд человека кормит, а лень портит.

-Устали?

Проведём физкультминутку:

Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.

1 – правую руку вперед, левую вверх.

2 – переменить положения рук.

Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

Рассмотрим более подробно эту пословицу на примере басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Воспитатель читает и показывает слайды.http://videoxq.com/img/catalog/frames/22753_strekoza_i_muravey/f7.jpg

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/48/179/48179615_66cac4833060.jpghttp://img01.chitalnya.ru/upload/380/957415836397558400.jpg

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягкихмуравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
http://www.divodvd.ru/screenshots/1831_1.jpg

А, так ты...

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

-В чём проявляется лень стрекозы?

(Ответы детей).

-Правильно, в безделье, нежелании трудиться, в праздности, в желании поспать сверх меры и полежать подольше.dnnn_7.jpg

-Давайте, вместе назовем главную мысль басни:

Надо не плясать (развлекаться), а трудиться (учиться мастерству).

-Сделаем вывод вместе: только труд поможет справиться с ленью, усилием воли, постоянной работой можно побороть этот недостаток.

-Хорошие положительные примеры очень помогают в таких случаях.

-Может кто-то знает свои примеры о людях, кто много добился своим трудом?

(Ответы учеников).http://i1.wp.com/mamamia-cdn.s3.amazonaws.com/wp-content/gallery/septwip4/article-1316191-0b6688d7000005dc-52_634x584.jpg

-Посмотрите на этих людей, они достойны подражания и должны стать примером (слайд).

Английский мальчик, ХарлиЛейн, переболев тяжелой формой менингита, остался не только без ног, но и без рук. Но стойкий малыш начал ходить в обычную школу, где его сверстники, несмотря на детский возраст, сразу же прониклись уважением к нему – каждый считает себя лучшим другом Харли. Этот мужественный малыш должен служить примером каждому из нас, ведь несмотря на свою болезнь, он продолжает жить, трудиться, ходить в школу.http://i.milliyet.com.tr/YeniAnaResim/2010/10/01/iste-gercek-mucize-harley-849786.Jpeg

Это советы трудолюбивых людей:

-Ложиться и вставать в одно и то же время.

-Утренняя гимнастика заряжает энергией на весь день.

-Чашечка чая придаст бодрости и активности.

-Не забывайте про хорошее настроение, улыбайтесь почаще.

-Помните, что каждый ученик должен чередовать умственный труд с физическим.http://www.edu54.ru/sites/default/files/userfiles/image/022657a.jpg

-Помогайте родителям в домашних делах.

-Закончим наше занятие стихотворением (читает ученик).

Если ты хочешь чего-то добиться,

То надо много будет трудиться!

Лени сейчас же войну объявляй,

И как можно скорей её побеждай.

-Спасибо, ребята!

Список использованной литературы:

  1. О.С. Богданова, И.А.Каирова. Азбука нравственного воспитания. –М.: Просвещение, 1979.
  2. В.П. Горленко, И.Ф.Харламов. Этические беседы с учащимися, 5 класс: Пособие для учителя. –М.Просвещение,  1984.
  3. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. –Волгоград, 2007.
  4. И.А.Крылов. Басни. –М.: Мелик-Пашаев, 2013.
  5. Н.Е.Щуркова, Н.С.Финданцевич. Классный час и его организация. –М.: Просвещение, 1981.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

День космонавтики. 12 апреля

Слайд 2

Звёздное небо

Слайд 3

На воздушном шаре

Слайд 4

На метле

Слайд 5

На ковре - самолёте

Слайд 6

Воздушный шар

Слайд 7

Вертолёт

Слайд 8

Самолёт

Слайд 9

На корабле воздушном, космическом , послушном Мы обгоняя ветер, несёмся на …. ракете

Слайд 10

Он не летчик, не пилот, Он ведёт не самолёт, А огромную ракету. Кто скажите это? ? О Космонавт

Слайд 11

Космос – это звёзды, планеты …...

Слайд 12

Животные космоса Обезьянка Мышка Белка и Стрелка

Слайд 13

Человек в космосе! 12 апреля 1961год. Ю.А. Гагарин .

Слайд 14

Скафандр - специальный костюм. Спасает от холода и жары в космосе .

Слайд 15

Собери ракету.

Слайд 16

Солнце и планеты Солнце- это звезда , похожа на огненный шар. Планеты вращаются вокруг Солнца..

Слайд 17

Земля и Солнце


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорога в космос. Информационный бюллетень.

Юбилейный год 50-летия первого полета человека в космос всколыхнул интерес к личности Юрия Гагарина не только в России, но и во всем мире.  Имя Юрия Гагарина стало символом космической эры, символом м...

Полет первого человека в космос

В презентации рассказывается о жизненном пути Юрия Алексеевича Гагарина....

Доклад на тему :" Человек и Космос. Научные исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства."

В данной работе рассматриваются такие вопросы: Человек и Космос , исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства и другие вопросы....

Космос.Оправданы ли потраченные на космос деньги?

В презентации рассматривается вопрос:" Насколько оправданы капитальные вложения в космическую отрасль"...

К 60-летию первого полета человека в космос "Человек, покоривший космос"

Сценарий классного часа, отражает путь Юрия Алексеевича Гагарина к своей мечте - полету в космос.В экспозиции сценария пояляется Маленький Принц А. де Сент-Экзюпери, который путешествовал, мечтал и хо...

Урок, посвященный 50-летию полета в космос первой в мире женщины-космонавта В. Терешковой, по теме «Космос – человечеству»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАУрок проводился в 8 классе в рамках  конкурса методических разработок конспектов уроков «Космос – человечеству». Подготовка урока осуществлялась с учетом во...

Районный конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали», посвящённого 55-летию со дня первого выхода человека в космос Номинация конкурса: Исследовательская работа: «Дорога в космос»

Районный конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали», посвящённого 55-летию со дня первого выхода человека в космос Номинация конкурса: Исследовательская работа: «Дорога...