Беседа «Стыд и совесть»
методическая разработка (7 класс) на тему

Зарайская Ольга Васильевна

Беседа проводится для воспитанников учебно-воспитательного учреждения закрытого типа. Составлена программма по нравственному воспитанию. Запланированы беседы и практические занятия, которые проводятся каждый месяц 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа «Стыд и совесть».

  • Цель:  формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков.
  • Задачи:  помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть».

 В несметном нашем богатстве

 Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть еще:

 Совесть,

Честь.

Эти слова написал когда- то Александр Яшин.

Сегодня мы поговорим с вами о таких понятиях как совесть и стыд. Кто может сказать, что такое совесть, стыд?

В течение нашей беседы мы будем говорить о совести и стыде, продумайте какие слова можно поободрать в виде синонимов к ним. В конце беседы вы назовете их.

Начнем мы беседу с рассказа. «Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.  - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.  - Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой.

Давайте обсудим рассказ:

 - Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

 – Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

– Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

 – Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

 – Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести?

Вот как объясняется значение слова «совесть» в словарях Ожегова и Даля: «Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка».

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

Вот как о совести сказал наш современник поэт Олег Воротынский

Зеркало - где отражается душа.

Способность отделить, добро от зла.

Это в душе - зажженная свеча.

Возможность честно, посмотреть в глаза.

Несправедливость видя, не молчать.

Свершится злу, готовность помешать.

Заботу дать, как постареет мать.

Поступки добрые, от сердца совершать.

А что же такое стыд? Стыд – это чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.

«Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой», - сказал Толстой. Л. Н.

Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть со стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий. Есть еще много пословиц и высказываний людей об этих понятиях. Вот некоторые из них:

1.  Как не мудри, а совести не перемудришь.

2.  Совесть без зубов загрызёт.

3.  От человека утаишь, от совести не утаишь.

4.  Жизнь дана на добрые дела.

5.  Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

6.  Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.

7.  Правда, как оса, - лезет в глаза.

8.  Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.

9.  Без совести и при большом уме не проживёшь.

Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести?

Ситуация 1. Денис дал списать домашнее задание по математике Кириллу, но Светлана Викторовна при проверке не заметила у Кирилла две ошибки и поставила «5», а Денис получил «4».

Ситуация  2.  Вы увидели как воспитанник другого отряда, накрывая на стол, взял хлеб с соседнего стола.

Ситуация  3. Вы знаете кто взял без спроса ручку у учителя, но воспитанник не признается.

Давайте разберемся чего надо стыдиться в жизни.

 - физические недостатки;

-некрасивые поступки;

-поношенная, но аккуратная одежда;

-неряшливый вид;

-не престижная  работа родителей;

-невежество, необразованность, безграмотность;

-скромное материальное положение;

 -грубое, бездушное отношение к людям.

Посмотрите притчу про воробья.

Скажите, почему сыну стало стыдно за свой поступок? Как он поступил?

Вернемся к заданию: какие слова являются синонимами слов совесть и стыд? Запишите. (добросовестно, честно, совестливо, ответственно),

(стыдливость, зазорно, неловко, неудобно, устыдиться, позор, бесчестие).

Наш разговор подошел к концу. Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Поднимите тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора:

Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным (красный)

Наш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения (синий).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БЕСЕДА «СТЫД И СОВЕСТЬ».

Слайд 2

ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ КРИТИЧЕСКИ ОТНОСИТЬСЯ К СЕБЕ, ДАВАТЬ ЧЕСТНУЮ ОЦЕНКУ СВОЕГО ПОСТУПКА

Слайд 3

В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. И есть еще: Совесть, Честь.

Слайд 5

СОВЕСТЬ: внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка. В.И.ДАЛЬ

Слайд 6

СОВЕСТЬ: Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. С.И.ОЖЕГОВ

Слайд 7

СТЫД: это чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.

Слайд 8

ПОСЛОВИЦЫ: Как не мудри, а совести не перемудришь. Совесть без зубов загрызёт. От человека утаишь, от совести не утаишь. Жизнь дана на добрые дела. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

Слайд 10

ЧЕГО НАДО СТЫДИТЬСЯ В ЖИЗНИ: - физические недостатки; -некрасивые поступки; -поношенная, но аккуратная одежда; -неряшливый вид; -не престижная работа родителей; -невежество, необразованность, безграмотность; -скромное материальное положение; -грубое, бездушное отношение к людям.

Слайд 11

СИНОНИМЫ: № П\П СОВЕСТЬ. СТЫД. 1. 2. 3. 4. 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Стыд и совесть"

«Стыд и совесть» - классный час.Цели:Уточнить значение таких нравственных категорий, как стыд, совесть, раскаяние;Способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную ...

Классный час "Стыд и совесть"

Подростки 12-13 лет знакомы с нравственными понятиями "стыд" и "совесть", но в число приоритетных их не включают. Цель: уточнить значение данных понятий, развивать критическое мышление....

Классный час на тему «Стыд и совесть»

Классный час на тему «Стыд и совесть»Учитель: Танделова З. А....

Разработка классного часа на тему: "Стыд и совесть"

Методическая разработка классного часа  на тему "Стыд и совесть"....

Разработка воспитательного мероприятия " Стыд и совесть»

Разговор на заданную тему способствует формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков. А также побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к...

Стыд и совесть

Презентация к классному часу "Стыд и совесть"...

Классный час по теме "Стыд и совесть"

В данной работе содержится материал по теме...