курс внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся 6 класса "Край, в котором я живу"
рабочая программа (6 класс) на тему

курс внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся 6 класса "Край, в котором я живу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_6_kl_kray_v_kot_ya_zhivu.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты обучения

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного курса должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

  • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного курса. Среди них:

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации программы «Край в котором я живу» учащиеся познакомятся:

- с историей, традициями родного города, края;

- будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций своей малой Родины;

- с жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;

- будут иметь представление об архитектурных памятниках Чувашии и Ядринского района;

- научатся видеть прекрасное в окружающем мире;

- научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.

2.Содержание учебного предмета:

Содержание

Форма организации

Вид деятельности

Символика Чувашской Республики - 2 часа

Герб, флаг и гимн Чувашской Республики и Ядринского района, города Ядрин

Просмотр видеоролика

Рассказ о государственных символах

Участие в республиканском конкурсе «Государственные символы»

Просматривают видеоролик, слушают гимн Чувашской Республики, Ядринского района

Собирают информацию о создании символов Ядринского района, города Ядрин (авторы символов, где и когда приняты)

Знакомятся с условиями республиканского конкурса

Оформляют результаты исследовательской деятельности в виде проекта

Мой город – 7 часов

Расположение Чувашии, города Ядрин на карте

История возникновения города и названия Ядрин

Улицы города, в честь кого они названы

Достопримечательности города Ядрин

Работа по карте

Просмотр видеоролика

Беседа

Экскурсия в школьный музей

Составление проекта

Знакомятся с названиями улиц, расположением домов

Изучают исторические объекты, мемориальные доски

Посещают школьный музей

Оформляют результаты исследовательской деятельности в виде проекта

Сезонные изменения в природе - 2 часа

Погода нашей местности

Влияние человека на погоду

Просмотр презентаций

Беседа

Викторина

Знакомятся с сезонными изменениями в природе

Наблюдают явления и процессы природы

Анализируют и оценивают воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах

Участвуют в викторине

Мир растений – 3 часа

Растения Чувашской Республики и Ядринского района. Бережное отношение к растениям.

Растения, занесенные в Красную книгу России (Чувашской Республики)

Беседа

Иллюстрации с редкими видами растений

Игры

Составление проекта

Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, словарях и справочниках, анализируют и оценивают ее содержание

Определяют местонахождение растений и проводят наблюдения за ними

Знакомятся с мерами профилактики заболеваний, вызываемых растениями

Оформляют результаты исследовательской деятельности в виде проекта

Мир животных – 5 часов

Дикие и домашние животные. Животные, занесенные в Красную книгу России (Чувашской Республики). Птицы нашего края. Охрана рыбных богатств

Беседа

Рисунки

Викторина «Золотая рыбка»

Составление проекта

Знакомятся с разнообразием родного края

Изучают Красную книгу России, Красную книгу Чувашской Республики

Участвуют в конкурсе рисунков, викторине

Оформляют результаты исследовательской деятельности в виде проекта

В царстве грибов – 1 час

Грибы съедобные и ядовитые. Роль грибов в экосистеме

Беседа

Просмотр презентации

Просматривают презентацию

Знакомятся с муляжами грибов

Изучают значение грибов в экосистеме

Знакомятся с правилами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Водоемы нашего края. – 1 час

Реки нашей местности. Охрана водоемов

Иллюстрации различных пород и видов обитателей вод

Работа с картой

Знакомятся с различными породами и видами обитателей вод

Определяют местонахождение рек и водоемов

Формируют эстетическое отношение к водным ресурсам

Подземные богатства – 1 час

Поверхность нашего края. Подземные богатства края, их охрана

Просмотр видеоролика

Беседа

Просматривают видеоролик, знакомятся с природными богатствами нашего края

Изучают коллекцию минералов

Экология нашего края. – 3 часа

Понятие экологии Правила экологической безопасности. Заповедники и заказники Чувашской Республики и Ядринского района.

Беседа

Чтение сказок

Дискуссия

Составление проекта

Участие в экологической акции

Формируют эстетическое отношение к объектам окружающей природы

Определяют местоположения достопримечательностей природы (уникальных и других видов растений, мест гнездования птиц, геологических обнажений и др.) и проводят наблюдения за ними;

Изучают состояние охраняемых объектов природы с целью контроля над соблюдением и выполнением норм природоохранного законодательства на территории республики;

Изучают источники загрязнения водных объектов, атмосферного воздуха и экологических последствий деятельности человека (образование оврагов, оползневые процессы, заболачивание и др.).

Жители моего города – 3 часа

Народы моей республики. Традиционные праздники

Традиционный чувашский костюм. Писатели и поэты нашего края

Беседа

Конкурс знатоков

Работа с демографическими данными

Чтение стихов и рассказов

Изучают национальный состав Чувашии, анализируют, делают выводы

Рассказывают о традиционных праздниках в родном городе, селе

Изучают вышивку и составляющие элементы чувашского национального костюма

Изучают биографию писателей и поэтов Ядринского района

Читают стихи и рассказы земляков

Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей! – 7 часов

Мораль и нравственность в прошлом и настоящем

Наш край в годы Великой Отечественной войны

Беседа

Конкурсы рисунков и сочинений Посещение центральной библиотеки

Встреча с ветеранами Вов

Участие в акциях

Чтение рассказов о героях-земляках

Просмотр видеофильма

Конкурс презентаций

Знакомятся с художественной литературой о Вов, рассказы о героях-земляках

Встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, оказывают им поддержку

Посещают памятники, изучают мемориальные доски, историю их установления

Участвуют в викторине, конкурсах, акциях

Просматривают видеофильмы

Оформляют результаты исследовательской деятельности в виде презентации («Герои ВОВ Ядринского района» «Знаменитые уроженцы Ядринского района»)

3. Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Символика Чувашской Республики

1

С чего начинается Родина? Государственная символика Чувашской Республики

1

2

Символика Ядринского района и города Ядрин

1

Мой город. 

3

Моя республика, мой город на карте. Работа по карте РК

1

4

История возникновения г.Ядрин. Путешествие в историю своего города

1

5

Экскурсия в школьный музей.

1

6

Конкурс рисунков «Мой город».

1

7

«Улицы моего города»

1

8

Памятники и достопримечательности моего города»;

1

9

Проект «Мой город»

1

Сезонные изменения в природе

10

Погода нашей местности

1

11

Викторина "Сезонные изменения в природе".

1

Мир растений

12

Растения вокруг нас. Бережное отношение к растениям и животным.

1

13

Растения внесенные в Красную Книгу РК

1

14

Растения Чувашии. Проект

1

Мир животных

15

Дикие и домашние животные. Охрана растений и животных.

1

16

Животные внесенные в Красную Книгу РК

1

17

Птицы нашего края. (рисунки)

1

18

Охрана рыбных богатств. Викторина. Золотая рыбка

1

19

Проект «Разнообразие природы родного края»

1

В царстве грибов

20

В царстве грибов

1

Водоемы нашего края.

21

Реки нашей местности. Охрана водоемов

1

Подземные богатства

22

Поверхность нашего края. Подземные богатства края, их охрана

1

Экология нашего края.

23

Чтение экологических сказок. Правила экологической безопасности. Экология нашего края.

1

24

Заповедники и заказники Чувашской Республики и Ядринского района.

1

25

Конкурс «Знаешь ли ты свой край?»

1

Жители моего города

26

Народы моей республики. Дружеское отношение к людям разных национальностей. Традиционные праздники

1

27

Проект «Чувашский национальный костюм»

1

28

Писатели и поэты нашего края.

1

Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей!

29

Каким бы хотел видеть родной край в будущем. Конкурсы рисунков и сочинений

1

30

Посещение центральной библиотеки.

1

31

Знаем ли мы свой край? Викторина

1

32

Наш край в годы Великой Отечественной войны. Чтение рассказов о героях-земляках.

1

33

Презентация – викторина «Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей!»

1

34

Просмотр видеофильма о Чувашской Республике.

1

35

Конкурс презентаций о нашем крае. Защита проектов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).

Сегодня я хотела бы вспомнить  о том,  что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято  говорить,  о волонтёрской деятельности...

Проект «Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию « Я - гражданин России» в 5 классе»

Данный проект разработан для учащихся 5 класса.  Станет большим подспорьем для классных руководителей в 5-6 классах общеобразовательныо школы....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственного воспитания"

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить...

Музейный урок по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры» «Сказочный музей» ( знакомство с историческими источниками микрорайона Кучур-Да. Региональный компонент )

Музейный урок по курсу внеурочной деятельности«Основы духовно-нравственной культуры»«Сказочный музей»( знакомство с историческими источниками микрорайона Кучур-Дарегиональный к...

Программа внеурочное деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Я и мое Отечество"

В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависи...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...