Методическая разработка сценария праздника "День славянской письменности"
методическая разработка (5 класс)

Кузьмина Анна Олеговна

 

24 мая день памяти создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия. В рамках работы школького пресс-центра уместно взять проведение мероприятия, посвященного Дню славянской письменности, на себя. Этот праздник напоминает об истоках нашей духовности, о том, что русская культура наследует древние и великие традиции славянской культуры, о роли письменности в ее становлении и развитии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vestniki_slova.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника

День славянской письменности

«Вестники Слова»

Май и летние месяцы богаты на праздники: только отзвенит поздняя Пасха, как одна за другой следуют другие знаменательные даты. Среди них хотелось бы особо отметить одну: день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских (24 мая).

Наглядность

Приготовьте для вступительной беседы с детьми икону св.Кирилла и Мефодия, или её изображение.

Беседа

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на это изображение. Что это, может картина великого художника, или иллюстрация к сказке? Верно, перед нами икона. Кого изображают на иконах? Конечно, святых. Как вы думаете, почему на этой иконе изображены сразу два человека? Наверное, они друзья, или родственники. Как они одеты? Что держат в руках и что это значит? Они держат в руках свитки (книги), на которых написаны буквы. Вам интересно узнать их историю?

Наглядность

Очень рекомендую для иллюстрирования рассказа о святых использовать самодельные картинки: 1) морское побережье 2) 7 человечков, выстроенных по росту 3) Евангелие и т.п.

Беседа

Так вот на этой иконе изображены святые братья Кирилл и Мефодий. Родились они давным давно в далёкой и жаркой стране Греции. В семье всего было семь сыновей, семь братьев. Старшего звали Мефодий, а самого младшего Кирилл. Мефодий и Кирилл вели благочестивую жизнь и занимались важным делом: они рассказывали о Боге, об Иисусе Христе другим народам. Несли свет Христов, то есть просвещали людей, поэтому их называют просветителями.

После рассказа для закрепления полученных знаний повторите свои первые вопросы: кто изображён на иконе и т.д.

Церковные книги были написаны на греческом языке, их нужно было перевести на язык тех народов, которым братья проповедовали слово Божье. Но эти народы были такими необразованными и тёмными, что у них даже и азбуки-то не было! Как вы думаете, ребята, что же Кирилл и Мефодий предприняли? Они сами придумали славянскую азбуку, а потом обучили славян читать и писать, используя эти буквы. Вы хотите увидеть чудесное изобретение братьев? (Покажите детям изображение русского алфавита- дошкольникам вполне достаточно увидеть современный алфавит, детям по старше можно представить старослявянскую кириллицу)

Вы узнали эти буквы, ребята? Это те буквы, которые используем мы с вами, наш народ тоже считается славянским. Кирилл и Мефодий дали каждой букве название: «А»-аз, «Б»- буки, «В»- веди… На какое слово похожи названия первых букв аз и буки? Конечно, на слово АЗБУКА!

Задание

Ребята, давайте придумаем сами названия буквам! Вы заметили, что названия букв, придуманных святыми братьями, начинаются с самой называемой буквы: Г-глагол, Ж- живёте.

Раздайте детям заранее подготовленные листы бумаги формата А5 с написанной буквой, предложите ребятам нарисовать название, например, Б-рисуем булку, К- рисуем карету… Буквы можно выбрать спонтанно, можно дать детям первые буквы их имён (повторения нестрашны).

После завершения работы устройте выставку, попросите ребят пояснить, что они нарисовали.

Физминутка

Попросите всех встать. Дети, первая буква в алфавите А, если я буду называть слова на эту букву, хлопайте в ладоши. А если слово начинается с другой буквы: руки на пояс и прыжок на месте. Помните, что детям дошкольного возраста не известны способы проверки безударных гласных, не говорите: окно, Олег… Чтобы не запутаться, произносите только слова на букву А и слова, начинающиеся с согласных.

Беседа

Ребята, может кто-нибудь знает: для чего нужны буквы?

С помощью букв мы можем писать и читать. Вы уже умеете читать? Послушайте, пожалуйста, стихотворение Валентина Берестова.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

"Прочти, пожалуйста, прочти!"

Не надо умолять сестрицу:

"Ну, прочитай еще страницу".

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Вы согласны с автором? Что можно читать? Письма, книги, газеты, журналы, вывески, афиши… Как же славяне жили до того, как Кирилл и Мефодий придумали для них буквы? Они всю информацию передавали устно, из уст в уста. Чтобы приготовить борщ, нужно узнать рецепт. Мы с вами можем его найти в книге и прочитать, а раньше для этого нужно было спросить у кого-нибудь, например, у бабушки. Бабушка-то старенькая, вдруг что-то забудет сказать, и борщ у нас не получится. Конечно удобнее и лучше записать информацию.

Игра

Чтобы показать детям, почему устное хранение информации уступает письменному, сыграйте с ними в испорченный телефон.

Беседа

Дорогие друзья, вы поняли, какое важное изобретение сделали братья Кирилл и Мефодий?! Буквы, которые помогают нам читать, писать, общаться, узнавать много нового. Братья эти- великие святые. Первая книга, которую они написали, используя славянские буквы, была о Боге. Кирилл и Мефодий обучали людей грамоте, чтобы те могли читать в первую очередь церковные книги: о Боге, о добре, о молитве, о любви к ближнему.

Люди раньше мыли руки перед тем, как взять книгу- такое уважение они к ней испытывали. И мы с вами знаем, как нужно обращаться с книгами. Давайте вместе вспомним эти правила: не мять, не рвать, не кидать книги, нельзя в них рисовать, пачкать их и т.д.

Поделка

Предложите детям самим без посторонней помощи сделать закладку для книги, предварительно расскажите для чего она нужна, как её использовать.

Для поделки нам потребуются: цветная бумага, клей, ножницы.

Способ изготовления. Отрезаем от плотной цветной или белой бумаги полосу шириной примерно 5 см., а длиной, как ширина альбомного листа. Намечаем у полосы центр, сгибая ее пополам. Ориентируясь на центральную линию сгиба загибаем правую сторону полосы на себя. Загибаем на себя левую сторону. У нас должен получится сверху прямой угол. Можно обрезать нижний край полукругом, но можно оставить и прямой.

Беседа

Ребята, 24 мая церковь будет вспоминать святых Кирилла и Мефодия. Помните и вы, что они сделали для всего русского и славянского народа. И если у вас возникают какие-то трудности в учёбе, можете просить в молитве у Кирилла и Мефодия, просветителей и учителей, вразумления на все добрые дела.

Анна Кузьмина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Дня славянской письменности и культуры: «Лишь слову жизнь дана»

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пе...

Сценарий праздника "Славянская письменность"

Поговорим о письменности. Каждый год 24 мая на русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День  славянской письменности и культурыВ этот день вспоминают Кирилла и Мефодия – со...

Методическая разработка мероприятия День славянской письменности

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Лишь слову жизнь дана…!» посвящена празднованию Дня славянской письменности. Основные цели данного вечера:1. Активизация творческого и ду...

Сценарий праздника славянской письменности

Сценарий праздника славянской письменности...

Сценарий мероприятия "Славянская письменность и её создатели"

Сценарий общешкольного мероприятия "Славянская письменность и её создатели". В сценарии описано краткое житие создателей славянской письменности Кирилла  и Мефодия, интересные сценки, с...

Сценарий "День славянской письменности"

Сценарий "День славянской письменности"24 мая церковь празднует День памяти славянских учителей, равноапостольных Кирилла и Мефодия.Эти святые издавна считались покровителями «к...

Методическая разработка урока «Образование славянских государств»

Методическая разработка урока «Образование славянских государств»...