Классный час на тему "Красота земли Югорской в творчестве художников Севера"
классный час по теме

Кашина Юлия Юрьевна

Цель: Раскрыть образ земли Югорской, отражённый в работах художников Севера

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

на тему: «Красота земли Югорской в искусстве художников Севера»

Класс: 1-4 класс (учащиеся от 12 до 17 лет)

Цель: Раскрыть образ земли Югорской, отражённый в работах художников Севера

Задачи:

  • формирование знаний о многообразии видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства
  • выявить характерные особенности в творчестве каждого мастера (тематика произведений, цветовое решение, композиционный строй, настроение, философское начало)
  • привить эстетический вкус,  любовь к родному краю
  • популяризация творчества Югорских художников в преддверии празднования 80-летнего юбилея ХМАО-Югры

В работе представлены сведения о творческом методе работы художников, секретах их мастерства, излюбленных техниках и темах. В приложении представлен ряд репродукций работ художников.

       

Предполагаемый результат:

  • Повышение мотивации учащихся к учебной деятельности на художественном отделении Школы искусств
  • значение творческой личности в современном мире
  • возрождение культуры общества через эстетическое воспитание молодёжи

        При создании презентации использованы каталоги работ выставочных проектов художников,  интернет-ресурсы официальных сайтов администрации ХМАО-Югры.

        Мероприятие может быть проведена для широкого круга слушателей: 1 - 4 класс (учащиеся от 13 до 17 лет), а также для родителей и учителей.

Мероприятие может проводиться в классе, а также в актовом зале. Мероприятие проводиться в форме лекции, используются словесные и наглядные методы.

Оборудование:

Конспект, компьютер, экран для показа репродукций.

Используемая литература:

Куриков В.М.  «Окно в Югру». Атлас-путеводитель 1930-2005г.г. Куриков В.М.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение нового материала.
  3. Подведение итогов.

        I. Учитель приветствует собравшихся, проверяет готовность к мероприятию, отмечает отсутствующих.  

        II. Учитель:

        Дорогие, друзья! В декабре 1930 года был основан Ханты-Мансийский автономный округ, и в этом году мы отмечаем замечательный юбилей – 80 лет со дня его образования. Ханты-Мансийский автономный округ стал основным поставщиком нефти и газа для экономики всей России.

        За эти 80 лет неузнаваемо преобразились города и посёлки округа. Для многих людей Югра стала второй Родиной: сюда ехали на несколько лет, а оставались навсегда. Ханты-Мансийская земля богата природными ресурсами, дальнейшая разработка и освоение которых будет способствовать укреплению экономики округа и России, развитию образования, науки, культуры, здравоохранения, дальнейшему улучшению жизни населения ХМАО. Но главное богатство округа – это замечательные люди, которые любят свою землю, гордятся ею.  

«… Я Родины себе не выбирал.

Она живёт во мне костром таёжным,

Весенней песней глухарей в борах,

Рубинным всполохом зари тревожной,

И я, как детской радужной мечте,

Навеки предан этой красоте»

                                    ( В. Плесовских)

        Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством художников, для которых Югорская земля стала неисчерпаемым источником вдохновения.  В своих произведениях авторы стараются передать суровую красоту и очарование Севера, богатство цветовых нюансов природы и одухотворенное величие людей этого края.

        Древнейшие культуры не допускают к себе чужаков. Суровая тайга тщательно скрывает свои богатства и богатство души народа ханты от случайного взгляда. Эти тайны открываются только ищущим, постоянно живущим здесь людям. Именно такие наши сегодняшние «герои». Много лет они живут, работают и занимаются творчеством на нашей         Северной земле. И каждый из них нашёл свою тропинку – через реалистичный пейзаж или кружево поэтично-философских образов. Так кто же они? Давайте знакомиться!

БАННИКОВ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ (г. Ханты-Мансийск).

В своём творчестве Виктор Банников плавно перешел от акварельной техники к техникам холодного и горячего батика, которым отдает предпочтение в последние годы, ознаменованные постоянным поиском новых форм. Остро чувствуя энергетические пульсации неповторимой природы Крайнего Севера он, как художник, обладающий обширными теоретическими знаниями, создает станковые произведения, проникнутые глубоким философским смыслом, одновременно лаконичные и гармоничные по форме и колориту. Основное направление в работе – художественный текстиль, художественная роспись ткани (батик), художественные горячие эмали.

Эмаль впервые появилась в 1400 г. до нашей эры на Кипре. Но и древний Египет, Китай, Япония с давних пор славились изделиями, украшенными эмалью. В Западной Европе наиболее известны французские (лиможские – по названию города Лимож). Знала эмаль и Древняя Русь: эмалью украшались предметы роскоши и культового назначения – чаши, потиры, оклады икон  

и книг, она широко применялась при создании предметов дворцового и парадного обихода – государственных регалий, головных уборов, костюмов, оружия, драгоценностей.
Сам термин «эмаль» распространился в России сравнительно недавно, в конце XIX века. Он вытеснил старый термин – финифть (от латинского fingitis – твердый, блестящий камень), пришедший из Византии.
Основой ювелирной эмали служит стекло с примесью той или иной окиси металла, придающей эмали определенный цвет. Техника эмали может быть холодной, без употребления обжига, и горячей (Горячая эмаль - техника эмали,

при которой окрашенная окислами металлов пастозная масса наносится на

специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего

появляется стекловидный цветной слой).

Горячая эмаль сочетает в себе много различных техник и способов обработки и металла, и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений как декоративных, так и живописных.

Виды эмали.
Одной из самых древних техник горячей эмали является выемчатая эмаль. Она была известна еще египтянам, ассирийцам и финикийцам, а особого расцвета достигла в Византии. Искусные образцы этой техники сохранились в Грузии и в курганах домонгольской Руси.
Перегородчатая эмаль – еще одна древняя сложная техника, существует несколько её вариантов. Перегородчатая эмаль с ленточными перегородками: из тонкого золотого листа (несколько десятых, а иногда и сотых миллиметра) нарезаются узкие «ленточки», из которых потом с помощью пинцета выгибаются перегородки, соответствующие контурам рисунка, и припаиваются к основе (золотому листу). Затем каждую ячейку, образованную перегородками, заполняют цветной эмалью и после просушки обжигают.
Перегородчатые эмали с перегородками из проволоки: здесь перегородки изготовляют не из листового металла, а из серебряной проволоки.
Филигранные перегородчатые эмали характерны для древнерусского ювелирного искусства XVI-XVII веков. Изготовляются они из золота, серебра или меди. Филигранной перегородчатой эмалью украшают самые различные предметы: посуду, ювелирные украшения, ларцы, коробочки, церковную утварь, оклады икон.
Оконная эмаль была известна в Италии уже в XVI веке. Она применяется в ювелирных украшениях - серьгах, кулонах, подвесках,

а также для абажуров, фонарей и лампад. Основой для неё служит ажурная филигрань, просветы в которой заполняются мокрой молотой эмалевой массой.

В Югре уже четыре года существует и активно работает творческая группа художников, поэтов и музыкантов «Торум» (Торум – бог неба (манс., сканд.), членом которой он является. Творческой идеологией этой группы провозглашён этнофутуризм.

Этнофутуризм – процесс духовного возрождения народа как диалогема для разных культур и духовных инициатив – практического и научно-проектного толка. Это понятие воспринимается авторами как вторая жизнь этнокультуры, вторая жизнь народного искусства. Творческой группой «Торум» проведено множество различных проектов: «Югорские огни», «Югра – большое гнездо», «Под куполом «Торума». Одним из наиболее интересных стал этнофутуристический, образовательный, передвижной фестиваль – перфоманс «Три напева о России и Югре». «Медиатехника никогда не заменит яркую мысль творца, художника! Академизм жив, этнофутуризм – это лишь новое представление художника о своём месте в искусстве, культуре своего народа, » - говорит мастер.

МУХАМЕТОВА АЛЬФЕЯ ФАХРИТТИНОВНА (г. Х. - Мансийск)

СЛАЙД

         

Альфея начинала свой творческий путь с коллажей и батика (эта техника любима ею и по сей день).

Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной

техники, ткани и красок).

        Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе — с XX века.

        Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.

Горячий батик

В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.

Холодный батик

Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.

Свободная роспись

Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная

роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон

производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными

загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Свободная роспись с применением солевого раствора

Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.

Техника сибори

«Сибори» — так называемый складной батик. Результат достигается также путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни

Техника («бандан»)

Техника узелкового батика («бандан») Батик в технике «бандан», пожалуй, самый древний вид росписи ткани. Один из его видов — техника «планги» — был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань

несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани

убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов.

При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы перехода.

Действительно, в ранних произведениях А. Мухаметова словно отталкивалась от национального своеобразия узоров хантыйских мастериц. Причудливые орнаменты, сочетание разных фактур, обобщенные силуэты-знаки придавали изображению выразительность и напоминали о традиционных самобытных формах народного творчества. Сдержанная гамма, лаконичные контуры, обрисовывающие фигуру упрощенно, без деталей – так А. Мухаметова подчеркивает суровый характер величественного и непреступного Севера. Яркие краски,  пластичные силуэты, мягкое движение ритмов, прозрачный цвет. В произведениях 90-х годов Север предстает совсем иным. Преобладает весеннее, радужное состояние природы, словно наполненное звуками. Холодная гамма ночного северного неба согрета теплом человеческих отношений. Олени возле чума, пустые нарты в мерцающем мраке полярной ночи не выглядят одинокими. Хотя в изображении нет человеческих фигур, мы чувствуем присутствие людей, их заботу о стаде, их гармонию с окружающим миром. Неприглядные пейзажи при взгляде художницы преображаются и раскрывают свою неясную сокровенную красоту. Изломы корявых ветвей или обугленные деревья предстают живыми существами, и пасмурный день наполняется светом. Выразительные силуэты точно подчеркивают пластику движения людей и животных, по своей схематичности они приближаются к знакам хантыйского орнамента. Портрет – жанр, постоянно присутствующий в творчестве художницы. От внешнего сходства она движется к внутренней сути, показывая богатство души и значительности каждого человека. 

Люди Севера, в представлении А. Мухаметовой, - частица природы, а в природе все одухотворено, наделено поистине человеческой жизненной силой. Серия "Лики Югры" интересна тем, что графические работы адресованы людям культуры - поэтам, художникам. Любовь к своему городу - Мегиону иллюстрированы графическими рассказами "Мегионцы".

 

ГАЙНАНОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА (г. Когалым)

По своей творческой сути Л.Гайнанова – лирик. Поэзия и проза есть не только в литературе, но и в живописи. Любимая техника, в которой работает художница – монотипия.

Моноти́пия (от моно… и греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665).Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670), англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе "Амбасадор"»). Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В 2000 г. была установлена фрактальная природа значительной части монотипий и введён термин фрактальная монотипия. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание в работах не идентично сюжету, глубже его, да и может и совсем не быть. Суть изображаемого – не событие, а явление. Оно может воплощаться как в разных формах действия, так и в его отсутствии. Герой здесь - не сама жизнь, а скорее – отношение художника к жизни, его понимание и чувствование реальности. Произведения Гайнановой – для пристального, долгого и неравнодушного взгляда. Их нельзя смотреть на бегу, с ними надо общаться. Работы чрезвычайно интересны с точки зрения художественного осмысления координат жизни – времени и пространства. Порой кажется, что категория времени в них отсутствует. Волк в тундре, яблоки на снегу, мать с ребёнком, чёрный провал озера среди золота осеннего леса – всё это было, есть и будет. Щедро вводя в изображение этнографические мотивы ханты-мансийской обрядности, мифологии, художница не становится учёным-фиксатором фактов. Для неё люди, мир их мыслей и представлений – это воплощение всеобщих чаяний и надежд человека. В большинстве работ Л. Гайнановой – высокая линия горизонта. В них почти нет неба. Пристально и нежно рассматривается земля и всё, что на ней происходит. Мягкость и требовательность в отношении к изображаемой реальности, тонкое чувство национальных особенностей используемых мотивов, особая, рукодельная, узорчатая фактура листов, придающая им яркую индивидуальную декоративность – это свойства женского взгляда и характера. «Всегда стараюсь поймать ощущение полёта и музыкальности… Сколько лет выставляюсь, столько и веду национальную тематику. Она всегда со мной. И пока не отпускает…» - говорит Л. Гайнанова.    

 

III.  Учитель:

Стремление найти себя и утвердить свое видение в искусстве – оправданное стремление художника. Истина состоит в том, что сами по себе технические приёмы и выразительные средства живописи, графики сколь бы прекрасными они ни были, не поднимут произведение на высокий эстетический уровень, если в нём нет дыхания поэзии. Для художника  важно быть, прежде всего, поэтом, воспевающим красоту мира и Человека. Именно поэтическое восприятие натуры, яркое, эмоциональное, искреннее отражение действительности стараются отразить в своем творчестве авторы рассматриваемых работ.

По - разному увидели образ Югры художники.  У каждого из них он неповторим. В очаровательной природе Северной земли - нашли неиссякаемый источник творческого вдохновения, в Человеке - вечную, живую красоту, гармонию и доброту. Но все эти работы объединяет одно: удивление, восторг и влюбленность в прекрасное!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЖИТЕЛИ ЗЕМЛИ ЮГОРСКОЙ

Цель:выявить насколько хорошо учащиеся могут использовать знания, умения и навыки полученные в процессе изучения краеведческого курса....

Устный журнал «Сказание о земле Югорской»

Материал внеклассного мероприятия посвящённого Дню Рождения  ХМАО....

Классный час по теме:"Жизнь и творчество художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова"

Данная разработка классного часа помогает доступно   рассказать детям начальных классов о жизни и деятельности художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова....

Презентация к классному часу: "Жизнь и творчество художника иллюстратора Ю.А.Васнецова"

Даннаая презентация ярко и доступно помогает рассказать детям о жизни и творчестве художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова....

Классный час для обучающихся 8 класса "Традиции русского чаепития в творчестве художников, писателей и целебные свойства чая".

В презентации представлены картины художников, отражающих традиции чаепития в России, предложены рецепты лечебного чая....

Поэзия земли Югорской

Знакомство с поэтами Югры...

Внеклассное мероприятие – детский кукольный спектакль «Удивительные сказки земли Югорской»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия - детского кукольного спектакля посвящена теме дружбы, взаимопонимания, толерантности, любви к ближнему своему, а также любви к нашей малой роди...