Организация внеурочной деятельности по изучению английского языка в рамках реализации ФГОС
статья на тему

Агеенко Ирина Васильевна

Теоретическая часть и практическая часть (рабочая программа внеурочной деятельности в 7 кл.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vneur.deyat-sti.docx45.22 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности по изучению английского языка

в рамках реализации ФГОС

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлениии общественно полезной деятельности.

Иностранный язык в роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире.

Иностранный язык в роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире.

Преимущества внеурочной работы.

  • Формируется интерес учащегося к определенной теме и иностранному языку в целом;
  • Формируются предметные, метапредметные и личностные умения и навыки;
  • Развиваются творческие способности ученика;
  • Снимается языковой барьер при общении на английском языке;
  • Снимается психологический барьер при выступлениях на публике;
  • Формируется духовно – нравственное начало.

Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.

Основная задача педагогапри организации внеурочной работы по иностранному языку – это развитие потребности школьников в использовании иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это  не  механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

Главное – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Внеурочная деятельность не должна сводиться к набору формальных мероприятий  и существенно отличаться от урока не только по форме, но и по содержанию, по работе детей и по умению педагога организовать свою деятельность, чтобы достичь поставленных целей. Я считаю, что проводить внеурочные занятия необходимо так, чтобы дети в форме игры, деловой или ролевой, не заметили, что учитель выполняетсвою работу по воспитанию и обучению.

Направления внеурочной деятельности:

  • Научно-познавательная деятельность
  • Художественно-эстетическое направление
  • Общественно-полезная и проектная деятельность

Научно-познавательная деятельность:

  • Факультативы
  • Кружки
  • Научные сообщества
  • Интеллектуальные клубы
  • Читательские студии
  • Олимпиады
  • Викторины

Художественно-эстетическое направление:

  • Лингвистические лагеря
  • Выставки
  • Клубы песни
  • Литературные кружки
  • Читательские студии
  • Фестивали
  • Кружок литературного перевода

Общественно-полезная и проектная деятельность:

  • Лингвистические лагеря
  • Социальные проекты
  • Добровольческие акции
  • Пресс-конференции
  • Телемосты

Рабочая программа внеурочной деятельности по иностранному языку  включает в себя:

  • пояснительную записку
  • учебно-тематический план
  • содержание курса
  • краткий перечень материалов
  • инструментов и оборудования
  • рекомендуемую литературу

Результаты и эффекты внеурочной деятельности:

Результат – это то, что стало непосредственным    итогом участия школьника в  деятельности (пройден маршрут (фактический результат), приобретение знаний о себе и окружающих, переживание ценностей, приобретение опыта самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект – это последствие результата.(приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развиличеловека как личность,  способствовали формированию его компетентности, идентичности.)

Результативность внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

  • Уважение к культуре другой страны
  • Гражданственность
  • Ценностные установки
  • Самостоятельность

Предметные результаты:

  • Навыки чтения
  • Лексико-грамматические навыки
  • Навыки аудирования
  • Коммуникативные навыки

Метапредметные результаты:

  • Навыки поиска и обработки информации
  • Коммуникативные компетенции
  • Успешная социализация  обучающихся

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНОСТРАННОМУЯЗЫКУ(АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ)

«Страноведческий калейдоскоп. Великобритания»

7 а, б  КЛАССЫ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1  Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

- Федеральный закон № 273 – ФЗ от 29.12.2012   «Об образовании в  Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644   « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»»

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утвержденный приказом МО РФ № 253 от 31.03.2014 года;

--Приказ от 29.12.2016 № 1677 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования».

 - Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».

-Учебный план школы на 2017-2018 учебный  год

1.2  Рабочая программа составлена на основании:

-примерной программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы.- М.: «Просвещение», 2011;

-примерной программы основного общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2012. – (Серия «Стандарты второго поколения»);

1.3   Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом  особенностей региона,  образовательного учреждения

Цель курса: расширение и углубление знаний по страноведению.

Задачи курса:

I. Образовательный аспект.

изучить новую лексику; познакомить детей c культурой англо-говорящих стран; с менталитетом других народов в сравнении с родной  культурой; учить работе со страноведческой информацией в разной форме (печатной, электронной)

способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

II. Развивающий аспект.

развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;

развивать языковую компетенцию учащихся;

развивать творческие способности, социальные и культурные навыки.

III. Воспитательный аспект.

способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;

способствовать воспитанию личностных качеств (уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность, самостоятельность);

1.4  Определение места и роли учебного курса в учебном плане образовательного учреждения

Данная программа содержит все темы, включенные в ФГОС. Учебный предмет  рассчитан на 34 часа при 1 часе в неделю, 34 учебных недели.

1.5 Общая характеристика учебного коллектива

В группе  7а сформирован  познавательный  интерес  к учебной  деятельности.  Ученики проявляют желание  изучать язык. Наряду  с положительными  чертами  существуют и некоторые  проблемы. В целом обучающиеся группы весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это приводит к необходимости использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.

  В группе 7б сформирован  средний уровень познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни.  Но внимание отдельных учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий неустойчивое. Уровень работоспособности,  активности  учащихся в учебной деятельности, а также уровень успеваемости и самостоятельности по предмету средний.  

1.6     Информация об используемом УМК (особенности его содержания и структуры)

Г.А.Макарова «Английский язык»М.,1991.

Л.Колодяжная «Познакомьтесь: Великобритания» М.,1999

Л.В.Калинина «Предметная неделя английского языка в школе» Ростов- на- Дону, 2008

М.И.Дубровин «Англо-русский словарь» М.,1991

Е.В.Снастина «Русско-английский словарь»М.,2007

1.7 Информация об используемых технологиях обучения, формах  уроков.

Внеурочная деятельность по английскому языку включает такие формыработы: индивидуальную, групповую и массовую (проекты, мюзиклы, занятия-мастерские, мини-спектакли, викторины, составление кроссвордов, работа над постерами, просмотр видеороликов, работа над презентациями и пр.). Языковой материал подается в формах, не утомляющих школьника, развивающих их воображение, творческий и языковой  потенциал. Учащиеся развивают и совершенствуют свою речь( устную и письменную.) Так как  программа основывается на «коммуникативной методике», у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. Грамматика осваивается в процессе общения и восприятия английской речи.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

В результате изучения английского языка на занятиях по внеурочной деятельности в 7 классе по программе «Страноведческий калейдоскоп. Великобритания» обучающиеся  должны:

Знать/понимать:

  • знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  • распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
  • знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
  • знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
  • представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
  • представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;

понимание роли владения иностранными языками в современном мире

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

-наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;

-применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;

-составлять монологическое высказывание по образцу, аналогии;

- читать и выполнять различные задания  к текстам;

- уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;

- понимать на слух тексты;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-понимать на слух речь учителя, одноклассников;

-понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;

-выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;

-расспрашивать собеседника, задавая вопросы, и отвечать на вопросы собеседника,  участвовать в этикетном диалоге;

-инсценировать изученные сказки;    

-сочинять  оригинальный текст на основе плана;

-соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами  и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;                                                                  

 -выполнять проектные работы;

-участвовать в коллективном обсуждении проблем,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

        Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

         Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

  • толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
  • познавательная, творческая, общественная активность;
  • самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
  • коммуникабельность;
  • уважение к себе и другим;
  • личная и взаимная ответственность;
  • готовность действия в нестандартных ситуациях;

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Педагогическая целесообразность  программы внеурочной деятельности  «Страноведческий калейдоскоп. Великобритания» обусловлена важностью создания условий для дальнейшего развития   языковой и социокультурной компетенций, а также личностных качеств школьников. Она обеспечивает развитие  общеучебных умений,  культуры учащихся, что необходимо для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет проявить себя, преодолеть языковой барьер, проявить свой творческий потенциал.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить  противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:

– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал;

– общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.

Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому положению, истории, культуре англоговорящей страны, сведения об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей англоговорящей страны, социокультурные различия, лингвострановедение.

Содержание страноведческого курса позволяет:

– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.

– учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык- информатика, английский язык-литература, английский язык-рисование ) и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.

Предметное содержание речи,  предлагаемое в программе, полностью включает темы,  предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам. Ряд тем рассматривается более подробно:

1.История (римское завоевание, викинги, Вильгельм Завоеватель, королевские династии)

2.Образование (система образования, правила в школах, Оксфорд-университетский город)

3.Поэты (У.Шекспир, Р.Бернс, Д. Г. Байрон )

4.Английская кухня (правила этикета за столом, национальные блюда )

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1.

История Великобритании

6

2.

Образование в Великобритании

6

3.

Известные поэты Великобритании

12

4.

Английская кухня

10

Календарно-тематическое планирование

Номер

урока

                                  Содержание

                              (разделы, темы)

Количество

часов

Дата

план

факт

1.

История Великобритании

6

1

 Римское завоевание. Работа с презентацией.

1

2

Викинги, Вильгельм Завоеватель. Работа с презентацией.

1

3

Королевские династии. Работа с презентацией.

1

4

Мастерская «Шкала времени Великобритании»

1

5

Постер «Страничка из истории Великобритании»

1

6

Викторина «История Великобритании»

1

2.

Образование в Великобритании

6

7

Система образования. Работа с презентацией.

1

8

Правила в школах. Просмотр видеоролика.

1

9

Оксфорд- университетский город. Работа с презентацией.

1

10

Диспут «Школа в России и в Великобритании»

1

11

Составление расписания уроков

1

12

Мини-проект «Современная школа»

1

3.

Известные поэты Великобритании

12

13/1

У.Шекспир. Биография. Творчество. Работа с презентацией.

14/2

Театр «Глобус». Работа с презентацией.

1

15/3

Мини-проект «Гамлет»

1

16/4

Мини-проект «Ромео и Джульетта»

1

17/5

Сонеты Шекспира

1

18/6

Р.Бернс. Биография. Творчество. Работа с презентацией.

1

19/ 7

Перевод Чуковского

1

20/ 8

Д.Г.Байрон. Биография. Творчество. Работа с презентацией.

1

21/ 9

Литературная викторина

1

22 /10

Декламирование стихов

1

23/11

Литературный перевод стихотворений

1

24/12

Выпускаем сборник стихов

1

4.

Английская кухня

10

25/1

Правила этикета за столом. Работа с презентацией.

1

26 /2

Ролевая игра «В кафе. Заказ блюд.»

1

27/3

Мини-проект «Визитная карточка кафе»

1

28/4

Национальные блюда Великобритании. Просмотр видеоролика.

1

 29/5

Английский традиционный завтрак. Что это?

1

30/6

Овсянка, сэр.

1

31/7

Составление меню кафе

1

32/8

Коллаж «Английская кухня»

1

33/9

Английская кухня.Кроссворды.

1

34/10

Викторина «Английская кухня»

1

ИТОГО

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках программы внеурочной деятельности по изучению английского языка для младших школьников

Данная методическая разработка «Marine Championship» - «Морские соревнования» содержит теоретические и практические материалы по организации и проведению воспитательно-образовательного мероприят...

Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть изучения иностранного языка в рамках реализации ФГОС

Статья рассказывает об опыте работы в загородном лагере в предметной школе по английскому языку...

Особенности организации внеурочной деятельности по изучению английского языка в рамках реализации ФГОС

Формируется интерес учащегося к определенной теме и иностранному языку в целом;Формируются предметные, метапредметные и личностные умения и навыки;Развиваются творческие способности ученика; Сним...

Современные образовательные технологии. Организация проектной деятельности на уроках английского языка в рамках ФГОС

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ФГОС...

Статья«Организация учебной деятельности на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Формирование у обучающихся мотивации к изучению английского языка...