Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков "Илева - саць сава сер!"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп в Панаевской школе-интернате.

            Цель программы: организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_profilaktike_suitsida.docx92.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное

«Панаевская школа-интернат»

РАССМОТРЕНО и

 РЕКОМЕНДОВАНО

методическим объединением учителей гуманитарного цикла

Протокол от «29» августа 2016 г. №1

Руководитель _____________        И.Г. Бакулина

ПРИНЯТО

методическим Советом

Протокол от «29» августа 2016 г.    №1

Председатель    _________

И.В. Иванова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель  директора   школы - интерната по МР  

__________  И..В. Иванова 

«30» августа 2016г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________Е.В. Дубникова

«30» августа 2016 г.

Приказ «30» августа 2016 г.     № 293

Программа по профилактике суицидального поведения детей и подростков

 

 «Илева – саць сава сер,,

(«Жизнь прекрасна!»)

Срок реализации: 3 года

                                                                     Составитель:

Лукоянова Наталья Георгиевна, педагог-психолог

                                                  с. Панаевск

                                                         2016

Паспорт программы

Наименование программы

Программа по профилактике суицидального поведения детей и подростков «Илева – саць сава сер,,!» («Жизнь прекрасна!»)

Девиз

Жизнь – бесценный дар!

Основание для разработки

Актуальность первичной профилактики суицидального поведения детей и подростков.

Заказчик-координатор

Администрация Муниципального казённого общеобразовательного учреждения  «Панаевская школа-интернат»

Разработчик программы

Лукоянова Н.Г., педагог-психолог  Муниципального казённого общеобразовательного учреждения  «Панаевская школа-интернат»

Исполнитель

Социально-психологическая служба

Контролёр

Департамент образования Администрации МО Ямальский район

Адресная группа

Обучающиеся  Панаевской школы-интерната, педагоги, родители (законные представители)

Перспективы расширения географии продукта

Расширение географии использования Программы возможно через очное и дистанционное оказание консультативных услуг, участие разработчика в различного рода конференциях, проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению Программы в  учебно-воспитательный процесс, а также разработку методического пособия с целью тиражирования опыта на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.

Цели и задачи Программы

Цель программы: организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.

Задачи:

  • Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, оказание первой экстренной помощи;
  • Обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;
  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;
  • Формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Научно-методические основы разработки Программы

Документы, положенные в основу Программы развития:

  • Конвенция о правах ребёнка.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761; "План реализации первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 г. № 1916-р и "План мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 г. № 167-р.
  • Письмо Министерства образования  РФ   «О   мерах   по   профилактике   суицида   среди   детей   и подростков» № 22-06-86 от 26.01.2000 г.
  • Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 № 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида"
  • Приказ Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат»  №293  от 30.08.2016 г.

Срок реализации

3 учебных года

Целевые

индикаторы  реализации

Программы

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп в Панаевской школе-интернате

Ожидаемые результаты

Профилактическая работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать  работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений. Ожидаемыми результатами реализации программы также являются позитивные изменения воспитательной среды в школе в интересах личности, совершенствования коррекции механизмов суицидального поведения детей и подростков.

Готовность для реализации

Программа полностью готова для реализации.

Пояснительная записка

        Программа по профилактике суицидального поведения детей и подростков «Илева –саць сава сер,,(«Жизнь прекрасна!») Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» составлена на основании:

  • Конвенции о правах ребёнка.
  • Конституции Российской Федерации.
  • Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761; "План реализации первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 г. № 1916-р и "План мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 г. № 167-р.
  • Письма   Министерства образования  РФ   «О   мерах   по   профилактике   суицида   среди   детей   и подростков» № 22-06-86 от 26.01.2000 г.
  • Письма Минобрнауки России от 18.01.2016 № 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида"
  • Приказа Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат»  №293  от 30.08.2016 г.

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

За последние 50 лет количество самоубийств в мире выросло приблизительно на 60%. Особенно выросла смертность от самоубийств среди подростков и молодых людей в ряде промышленно развитых стран. Для России проблема самоубийств является особо актуальной, поскольку и по общему уровню смертности от суицидов, и особенно по показателям для подростков наша страна входит в число самых неблагополучных стран мира. По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимой в отношении самоубийства возрастной группой являются старшие подростки в возрасте от 15 до 19 лет. Считается, что на каждое  законченное самоубийство у подростков приходится до 100–200 суицидальных попыток, т.е. частота завершенных суицидов по сравнению с покушениями относительно «невелика» – 1% попыток самоубийств подростков заканчивается смертью. Тем не менее суицидальные попытки, как правило, содержат реальную угрозу для жизни подростка.

        По информации Следственного комитета РФ в 2010 году в России зарегистрировано 798 случаев самоубийств несовершеннолетних, в 2011 – 896, только в первом полугодии 2012 года – 532 случая. Ежегодно добровольно расстаются с жизнью около 2500 несовершеннолетних. Ожидается, что в последующие 10 лет число самоубийств среди подростков будет расти быстрее, чем ранее. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что для молодых людей характерны депрессии, высокий уровень тревожности, агрессии. По данным некоторых специалистов15, если в развитых западных странах уровень депрессии подростков не превышает 5 %, то в России – около 20 %. Мысль о самоубийстве появляется в голове у 45 % российских девушек и у 27 % юношей.  Как отмечают специалисты, в последние десятилетия произошел резкий сдвиг в скорости биологического созревания молодежи. Для современных подростков характерно более раннее начало половой жизни, учебной и трудовой деятельности. Их психологическое развитие и социальная адаптация в какой-то степени не способны угнаться за теми требованиями общества, которые позволяют характеризовать подростка как готового к взрослой и самостоятельной жизни.

Анализ проблематики суицидального поведения, завершенных суицидов и суицидальных попыток в детском и подростковом возрасте свидетельствует о том, что одними из ведущих в классификации психотравмирующих ситуаций являются негативные феномены, порожденные школьной жизнью: дезадаптация, неуспешность в учебе, отвержение подростка в классе, конфликт с учителями, дидактогения (пограничные расстройства психики, связанные с травмирующим воздействием на ребенка самого процесса обучения), дидаскалогения (невротическое нарушение, связанное с влиянием авторитарного стиля педагога на психическое состояние ребенка) и др.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения. Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к подросткам, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий.

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп в Панаевской школе-интернате.

        Цель программы: организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.

Задачи:

  • Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, оказание первой экстренной помощи;
  • Обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;
  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;
  • Формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Принципы реализации программы:

  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
  • Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
  • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  • Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
  • Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Содержание программы

Основные направления профилактической работы

1. Диагностическое направление.

Психологическая диагностика обучающихся направлена на определение степени

выраженности суицидальных намерений, необходимости комплексного сопровождения, стратегий психологической помощи. В настоящее время не существует универсальной психодиагностической методики для определения суицидального риска у детей и подростков. Тестовые методики,  опросники и анкеты являются одними из наиболее распространенных диагностических инструментов, используемых при оценке суицидального риска.

Специализированные опросники, предназначенные для оценки суицидального риска, делятся  на две группы:

  • методики, включающие относительно прямые вопросы о наличии суицидальных мыслей и переживаний;
  • опросники,  выявляющие индивидуальные личностные факторы, наиболее тесно связанные с высокой вероятностью совершения суицида.

Актуальным является подбор такого диагностического материала, который позволил бы оперативно быстро получить информацию о суицидальном поведении детей и подростков. При этом количества затраченного времени для проведения диагностических процедур было оптимальным. Таким образом, критериями для отбора диагностического инструментария стали такие показатели, как краткость, лаконичность, информативность, простота в обработке, минимальное количество времени на обработку персональных данных. (Приложение 2)

2. Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся:

  • организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и физического здоровья
  • организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые и социально-значимые мероприятия.
  • формирование у обучающихся ценностного отношения к жизни.  

Проведение тематических классных часов, направленных на формирование у обучающихся 1-11 классов ценностного отношения к жизни: "Учимся строить отношения", "Ты не один", "Настроение на "отлично", "Способность к прощению", "Испытание одиночеством", "Не навреди себе!", «Жизнь прекрасна!» и др.

Проведение с обучающимися 8-11 классов круглых тематических столов: "Мои жизненные ценности", "Социальные роли человека", "Причины детской и подростковой жестокости", "Спешите делать добро"; диспутов: "Где грань между реальностью и виртуальностью?", "Семья - это то, что с тобою всегда", "Конфликты: стратегии выхода"; брифингов: "Стрессы. Как ими управлять", "Как противостоять давлению среды"; дискуссий: "Проектируем свое будущее", "Вечные ценности в жизни человека"; ролевых и ситуационных игр: "Все в твоих руках", "Конфликты в нашей жизни", "Город разных точек зрения". Проведение психологических занятий с элементами тренинга: "Как повысить свою самооценку", "Способы преодоления стресса", "Доверие в общении", "Суметь увидеть хорошее". "Я выбираю жизнь..."; конкурсов: рисунков "Краски счастливой жизни", "Пусть всегда буду Я!", "Я рисую счастливую жизнь", "Мой девиз по жизни" и т.д.

3. Оптимизация межличностных отношений в школе.

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися.

Оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям (законным представителям) в вопросах воспитания и обучения ребёнка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей (законных представителей) в решение коррекционно-воспитательных задач. Размещение на сайте  школы информации о работе телефона доверия (8-800-200-122), распространение памяток "Телефон доверия".

5. Проведение совместных межведомственных рейдовых мероприятий, направленных на выявление детей из семей, находящихся в социально опасном положении и предусматривающие участие в них представителей КДН и ЗП, органов опеки и попечительства, территориальных ПДН ОМВД России. Сведения о несовершеннолетних и родителях, находящихся в социально опасном положении, объединены в единую базу данных, которая позволяет своевременно осуществлять адресную профилактическую работу с конкретным ребенком и конкретной семьей.

Основные формы работы с обучающимися

по профилактике суицидального риска

  • обеспечение адаптации к школе;
  • меры по предупреждению конфликтных ситуаций среди обучающихся;
  • мониторинг (личностных и поведенческих проблем  обучающихся, диагностика уровня готовности учащихся к переходу из одной ступени обучения в другую; адаптации учащихся к обучению в следующей ступени; личностных особенностей обучающихся в период возрастных кризисов; безопасности образовательной среды; состояния работы по обеспечению безопасности жизни детей и предотвращения преступлений в отношении несовершеннолетних; жестокого обращения с детьми);
  • развивающие занятия, тренинги;
  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
  • консультации педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся;

Ожидаемые результаты

        Профилактическая работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать  работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений. Ожидаемыми результатами реализации программы также являются позитивные изменения воспитательной среды в школе в интересах личности, совершенствования коррекции механизмов суицидального поведения детей и подростков.

Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей (законных представителей), направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

Кроме того, мы предполагаем, что в результате нашей совместной работы мы можем добиться:

  1. совершенствования механизмов сохранения и укрепления здоровья детей, создание безопасного и комфортного образовательного пространства;
  2. развития эффективной системы профилактики асоциального поведения детей, детской беспризорности, правонарушений;
  3. формирования толерантной личности в условиях многонационального состава населения Российской Федерации;
  4. формирования адекватной самооценки и освоение эффективных поведенческих стратегий с целью регуляции социальных отношений;
  5. уменьшения факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности;
  6. формирования навыков адекватного конструктивного поведения;
  7. развития навыков доброжелательного общения.

Условия реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

  • обеспечение психолого-педагогических условий (учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
  •  обеспечение здоровьесберегающих условий (укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
  • обеспечение участия всех обучающихся, в том числе из «группы риска»,  в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Ежегодно составляется план работы, в котором отражена деятельность по всем направлениям первичной профилактики. (Приложение 1)

Глоссарий

Суицид – самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни.

Суицидальная попытка – это целенаправленное действия по лишению себя жизни, не закончившиеся смертью.

Суицидальные замыслы – активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана еѐ реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Толерантность – способность человека, принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

Список литературы

  1. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. – 100 с. (Электронный ресурс).
  2. Бовина И.Б. Профилактика суицида в подростковой и молодежной среде: размышляя над опытом западных моделей //Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2013. - №2. - С. 214-227. -URL: www.psyedu.ru/
  3. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. - СПб.,  2006. - 144 с.
  4. Организация воспитательной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в образовательном учреждении. Научно-методические рекомендации Автор-составитель: Якушева Л.Н., к.п.н.,  Тюмень, 2012
  5. Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики: Сборник материалов международной научно-практической конференции /Андрюхин Н.Г., Артамонова Е.Г., Банщикова Т.Н., Березина В.А., Богачева Т.Ю., Вихристюк О.В., Ермолаева А.В., Ефимова О.И., Зайцева Н.В., Карпенюк К.В., Колосова А.А., Кретова Н.О., Мищенко П.П., Ощепков А.А., Райфшнайдер Т.Ю., СинягинЮ.В., Синягина Н.Ю. / Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева, Е.Г. Артамонова. М., 2013.- 99 с
  6. Суицидальное поведение подростков. Методические рекомендации./Авторы-составители:Л.К.Стадухина,Н.В.Петрова,Е.Л.Норкина,О.А.Маркова,М.Ю.Бондаренко. – Йошкар-Ола, 2013. - 50с.
  7. Что  нужно  знать  родителям  о  подростковых  суицида?/ под  ред. Вихристюк О.В., –М.: МГППУ, 2013–67 с.

Приложение 1    

                                                                                           

                                                                                      «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                Директор  Панаевской  

                                                                                                    школы-интерната

                                                                                             ____________Е.В. Дубникова

                                                                               «30» августа 2016  г

                                                                                                     Приказ № 293  от  30.08.2016

 

План работы

по профилактике суицидального поведения среди обучающихся                                                      Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

 «Панаевская школа-интернат»

на 2016-2017 учебный год


п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационная деятельность

Составление плана работы по профилактике суицида среди детей и подростков на 2016-2017уч. год.

Сентябрь

Зам.директора по ВР,  классные руководители, социально-психологическая служба

Сбор  банка данных детей и подростков «группы риска» (склонных к суицидальным проявлениям).

Сентябрь,

Октябрь

Классные

руководители,  

социальный педагог,

педагог-психолог

Составление  базы  данных  по  неблагополучным  семьям

Сентябрь

Социальный педагог

Подборка психологических методик для психодиагностического исследования детей и подростков с проблемным поведением.

Октябрь

Педагог-психолог

Организация контроля за работой по данной проблеме.

В теч.

учебного

года

Зам.директора по ВР,  социально-психологическая служба

Оформление информации на стенде, сайте школы-интерната о том, где можно получить психологическую поддержку и медицинскую помощь:

- Аппарат комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ЯНАО.

- Уполномоченный по правам ребенка в ЯНАО

- Департамент образования ЯНАО

- Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей (с указанием сайта)  

Сентябрь

Социально-психологическая служба

Выявление на амбулаторных приёмах несовершеннолетних, злоупотребляющих алкоголем, склонных к токсикомании и наркомании

Постоянно

Специалисты Панаевской врачебной амбулатории

Реализация мероприятий Плана совместной работы МКОУ «Панаевская школа-интернат» и ОВД по МО Ямальский район по профилактике безнадзорности и  правонарушений среди обучающихся

В течение уч.г.

Администрация,

Педагогический коллектив,

сотрудники ОМВД РФ по Ямальскому району

Реализация мероприятий Программы по формированию у детей культуры здорового образа жизни «Мое здоровье  - будущее России» на 2015-2020 годы

В течение уч.г.

Администрация,

Педагогический коллектив

Проведение в установленном порядке специальных педагогических расследований по всем фактам совершения попыток суицида

По необходимости

Администрация

Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди школьников

Постоянно

Администрация, классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог, родители

Составление социальных паспортов класса выявлением семей «группы риска» в рамках проведения Мониторинга социальных показателей системы образования (социальный паспорт школы-интерната).

Сентябрь

Социальный педагог

Информирование КДН и ЗП МО Ямальский район о выявленных случаях дискриминации, физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения с несовершеннолетними.

В течение года

Администрация

                              Работа с педагогическими кадрами

Подбор материалов для работы по данной проблеме, отражение  на стенде для родителей, на сайте школы (страница психолога)

В течение уч. года

Классные руководители,

Педагог-психолог

Выступление на МО классных руководителей «Профилактика суицида» для классных руководителей.

март

Педагог-психолог

Подготовка опросников (анкет) и анализ по результатам проведенных психологических исследований среди обучающихся

В теч.уч.года

Педагог-психолог

Индивидуальная работа, консультирование по психологическим проблемам педагогов, обучающихся и их родителей

В теч.уч.года

Педагог-психолог

Обзор литературы и информация о новых методических пособиях по работе с классным коллективом, по психологии, по работе с проблемными детьми и подростками.

В теч.уч.года

Библиотека школы

Подведение итогов по работе с обучающимися «группы риска».

В конце каждой четверти  уч.года

Социально-психологическая служба, члены Совета по профилактике правонарушений и противоправного поведения среди обучающихся.

Выступление на педагогическом совете, родительских собраниях с обзором документов:

- Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст.131-134 о преступлениях сексуального характера).

- Административный кодекс РФ (ст. 164 «О правах и обязанностях родителей»).

- Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6,8, 16, 27, 28, 29, 30).

- нормативные документы о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о защите их прав.

Сентябрь-октябрь

Социальный педагог

Работа с обучающимися

Индивидуальная работа с обучающимися «группы риска».

В теч.уч.года

Педагог-психолог

Выявление признаков социально-психологической дезадаптации среди обучающихся 1,5,10классов. Исследование эмоционально-личностных особенностей обучающихся 1,5, 10 классов.

Сентябрь – ноябрь

Педагог-психолог

Адаптационные занятия и тренинги для обучающихся 1, 5, 10 классов.

Сентябрь-ноябрь

Педагог-психолог

Психодиагностика. Тест «Шкала депрессии» (7-11 классы)

17.10-22.10

27.02-04.03

Педагог-психолог

Диагностика уровня социальной зрелости (выпускные классы)

24.10-29.10

03.05-08.05

Педагог-психолог

Диагностика статусов профессиональной идентичности

21.11-26.11

Педагог-психолог

Диагностика уровня психологической готовности к сдаче экзаменов обучающихся 9, 11 классов

23.01-28.01

01.05-06.05

Педагог-психолог

Социально-психологическое тестирование обучающихся ЯНАО на раннее выявление немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ (социально-психологическая служба). Методика «Исходная оценка наркотизации» Латышев Г.В.

согласно приказу Департамента образования Ямальский район

Социально-психологическая служба

Проведение тематических классных часов, посвященных Всемирному дню психического здоровья (10 октября):

«Как научиться жить без ссор» - 1-4 классы;

«Я – уникальная личность» - 5-6 классы;

«Мир глазами агрессивного человека» - 7-8 классы;

Тренинг «Формирование позитивных жизненных установок» - 9-11 классы.

Октябрь

Зам. директора по ВР,

классные руководители, педагог -психолог

Психологические классные часы на тему «Жизнь прекрасна и удивительна!»

5-11 классы

в течение учебного года (по согласованию с классными руководителями)

Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися 2-8 специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида

В течение учебного года

Педагог-психолог

Факультативный курс «Познай себя» с обучающимися 5-8 специальных (коррекционных) классов VII  вида.

В течение учебного года

Педагог-психолог

Встреча с наркологом, полицейским с.Панаевск «Поговорим  об ответственности» (Социально-психологическая служба)

03.10-08.10

Социально-психологическая служ-ба

Встречи-беседы с медицинским работником по теме полового воспитания. Закрытый классный час  для девушек «Серьёзный разговор про это» (7-11классы)

24.10-29.10.

Педагог-психолог, акушер-гинеколог,

классные руководители.

Проведение психологических тренингов для обучающихся «группы риска» на темы: «Личностный рост», «Снятие конфликтных ситуаций и агрессии».

Февраль, май

Классные руководители, социальный педагог, психолог

Организация  отдыха  детей  из  неблагополучных и  малообеспеченных  семей во время  каникул

Май

Социальный педагог

Привлечение  обучающихся  в  спортивные  секции, кружки,  к участию  в  классных  и  школьных  мероприятиях

В течение уч.г.

Классные руководит.,

социальный .педагог.

ПДО

Проведение факультативных занятий по программе «Азбука профориентации XXI века»

В течение уч.г.

Педагог-психолог

Посещение неблагополучных семей, составление актов обследования социально-бытовых условий проживания и психологического климата семьи, психологические консультации родителей.

В течение уч.г.

Социально-психологическая служба

                            Работа с родителями (законными представителями)

Наблюдение за детьми во время уроков и на переменах, контроль за посещаемостью несовершеннолетних школы.

В течение года

Социальный педагог

Индивидуальная работа по снятию психо-эмоционального напряжения, обучению методам саморегуляции психического состояния обучающихся, показавших высокий и повышенный уровни депрессии по результатам диагностик. Консультирование родителей (законных представителей) данной категории детей ленов

В теч.уч.года

Педагог-психолог

Патронаж семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В теч.уч.года

Социально-психологическая служба

Проведение  родительских собраний:

  • «Первые дни ребенка в школе» (1-е классы) (12.09- 17.09)
  • «Готовимся к школе» (ШБП) (19.09-24.09)
  • Занятия в детско-родительском клубе «Радуга» (в течение учебного года)
  • «Родителям о внимании и внимательности» 2-е классы (24.10-29.10)
  • «Семейные проблемы: как их решать?» (7-8 классы) (24.10.-29.10)
  •  «Ваш ребенок – пятиклассник» (5-е классы) (31.10-05.11)
  •  «Читаем профиль ребенка» (1-е классы) (14.11-19.11)
  •  «Итоги адаптации обучающихся 10 класса к обучению в школе III ступени» (05.12-10.12)
  •  «Типы усвоения информации» (3-е классы) (12.12-17.12)
  • «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника» (4-е классы) (19.12.-24.12)
  •  «Выбор жизненного пути. Профориентация подростков» (9, 11 классы) (19.12-24.12)
  •  «Трудный диалог  с учёбой» (6-е классы) (23.01-28.01)
  • «Впереди у нас – пятый класс» (4-е классы) (13.03-18.03)
  •  «Волнуемся спокойно: впереди экзамен!» 9,11 классы (20.03-25.03)

В течение учебного года

Предшкольные группы,

1-11 классы

Классные руководители

Педагог-психолог

Семинар-практикум для родителей  «Осторожно: детский суицид!»

По плану родительского лектория

Социально-психологическая служ-ба

Информирование родителей и обучающихся о проведении консультаций несовершеннолетних и родителей, оказавшихся в кризисной ситуации.

По необходимости

Педагог-психолог, социальный педагог

Родительский правовой всеобуч

1.        «Как возникает интерес к наркотикам, алкоголю, курению и как детей уберечь от этого».

2.        «Причины преступности, безнадзорности и беспризорности обучающихся».

Родительские университеты:

1.        «Правовое воспитание в семье. Роль родителей в становлении гражданственности подростка».

2.        «Что значит быть гражданином?».

3.        «Права и обязанности ребёнка в семье».

4.        «Правовые знания и их значение в жизни семьи».

5.        «Конвенция о правах ребёнка».

В течение уч.года

Зам.директора по  ВР

Приложение 2

Диагностический инструментарий

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Опросник для оценки синдрома психического выгорания предназначен  для диагностики проявлений синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.

Шкала депрессии (по Т.И.Балашовой, О.П.Елисееву) предназначена для диагностики наличия и степени выраженности депрессии.

Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний.

Шкала депрессии Цунга.

Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния. Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности).

Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Методика оценки психологической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (по Н.А. Курганскому и Т.А. Немчину) предназначена для диагностики состояний психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.

Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина. Этот тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент – реактивная тревожность и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека.

Тест школьной тревожности Филлипса позволяет выявить характер и уровень тревожности у школьников.

Методика эмоционально-цветовой аналогии (цветописи) А.Н.Лутошкина предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния испытуемого.

Методика диагностики невротизма (опросник Т.Ташева) предназначена для определения наличия и степени невротического расстройства личности и его вида.

Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения" (по Т.А.Немчину) позволяет выявить уровень нервно-психического напряжения.

Методика выявления степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии (по В.Зунгу-Т.Н.Балашовой).

Рисуночный тест Дж.Бука "Дом. Дерево.Человек" позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности.

САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения.

Методика "Дифференциальные шкалы эмоций" (по К.Изарду) предназначена для выявления доминирующих эмоций, позволяющих качественно описать самочувствие обследуемого.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Социометрическая игра "Секрет" (Т.А. Репина) выявляет систему существующих между детьми избирательных предпочтений.

Методика "Мозаика" - естественный эксперимент, в котором изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе:  степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать "в пользу другого" или "в свою пользу".

Методика Рене Жиля позволяет исследовать социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и ее особенности, восприятие ребенком семейных отношений.

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.

Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, о своем идеальном Я, отношения к самому себе.

Методика изучения взаимных отношений "ученик-преподаватель" (по Ханину-Стамбулову).

Методика изучения психологической атмосферы  в группе (шкала-опросник Ф.Фидлера). Методика предназначена для исследования особенностей психологической (эмоциональной) атмосферы в трудовом коллективе.

Методика изучения психологического климата в коллективе А.Н.Лутошкина.

Тест "Психологический климатический круг" предназначен для диагностики психологического климата, измеряемого посредством деловой и эмоциональной составляющей

Методика "Стиль управления коллективом" предназначена для диагностики стиля, который реализует руководитель при управлении трудовым коллективом (либеральный, демократический или авторитарный).

Тест К.Томаса предназначен для определения стратегий поведения испытуемого в конфликтных ситуациях.

Методика "Изучение сплоченности коллектива" (показатели ценностно-ориентационного единства) Р.С.Немова позволяет выявить уровень сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива посредством определения частоты распространения положительных положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления

Методика "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Э.Эйдемиллера, В.Юстицкого предназначена для диагностики особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований

Методика "Диагностика родительского отношения" А.Я.Варга и В.В. Столина позволяет выявить особенности отношения родителей к ребенку, описываемые в ракурсе следующих пяти шкал:  1) Принятие — отвержение ребенка. 2) Кооперация. 3) Симбиоз. 4) Авторитарная гиперсоциализация. 5) "Маленький неудачник". Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок  представляется не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.

Рисуночный тест "Рисунок семьи" позволяет выявить особенности внутрисемейного общения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла -  позволяет получить многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституциональными факторами. Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, относительно независимая от других характеристик того же ряда. Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить испытуемым.

Личностный опросник Г.Айзенка предназначен для выявления особенностей характера, которые получили название "экстраверсия", "интроверсия" и "нейротизм".

Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант опросника MMPI) предназначен для исследования следующих личностных особенностей: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльность, психастения, шизоидность, гипомания.

Тест-опросник Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция акцентуированных личностей К.Леонгарда.

Опросник Басса – Дарки – предназначен для диагностики вида и уровня агрессивности, в том числе: 1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.

Приложение 3

ПРИЗНАКИ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О СУИЦИДАЛЬНОЙ УГРОЗЕ

Поведенческие

Словесные

Эмоциональные

Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно, отдаляющие от близких людей

Уверения в беспомощности и зависимости от других

Амбивалентность (двойственность) переживаний ("люблю-ненавижу")

Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам

Прощание

Беспомощность, безнадежность

Чрезмерное употребление алкоголя или таблеток

Разговоры или шутки о желании умереть

Переживание горя

Посещение врача без очевидной необходимости

Сообщение о конкретном плане суицида

Признаки депрессии

Расставание с дорогими вещами или деньгами

Двойственная оценка значимых событий

Вина или ощущение неудачи, поражения

Приобретение средств совершения суицида

Медленная, маловыразительная речь

Чрезмерные опасения или страхи

Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу

Высказывания самообвинения

Чувство собственной малозначимости

Пренебрежение внешним видом

Рассеянность или растерянность


Приложение 4

ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Дети

Подростки

Печальное настроение

Печальное настроение

Потеря свойственной детям энергии

Чувство скуки

Нарушения сна, соматические жалобы

Чувство усталости

Изменение аппетита или веса

Нарушения сна, соматические жалобы

Ухудшение успеваемости

Неусидчивость, беспокойство

Снижение интереса к обучению

Фиксация внимания на мелочах

Страх неудачи, чувство неполноценности

Чрезмерная эмоциональность

Самообман - негативная самооценка

Замкнутость

Чувство "заслуженного отвержения"

Рассеянность внимания

Заметное снижение настроения при малейших неудачах

Агрессивное поведение

Чрезмерная самокритичность

Непослушание, склонность к бунту

Сниженная социализация

Злоупотребление алкоголем или наркотиками

Агрессивное поведение

Прогулы в школе, колледже, плохая успеваемость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В плане отражены мероприятия для профилактики суицида в коррекционной школе со учителями, учащимися, родителями....

Технология по организации профилактики суицидального поведения детей и подростков

Выступление на методическом объединении классных руководителей по профилактике суицидального поведения подростков....

Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков

«ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» по оказанию индивидуально ориентированной комплексной помощи подросткам и семьям, находящимся в социально опасном положении....

Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков "Мы выбираем жизнь!"

Программа разработана с учетом рекомендаций Типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихсЦель:...

Программа профилактики суицидального поведения среди детей и подростков

Пояснительная записка."Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личностив условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко)...