Программа "Мы -вместе" ДО "Факел" МБОУ "Школа №69"
рабочая программа на тему

Хахаева Ольга Викторовна

В соответствии с требованиями нормативно-правовых документов и с учетом основных принципов в работе детского объединения «Факел» стали:

-Принцип гуманизма, состоящий в ориентации подростков на желание и умение жить в гармонии с собой и окружающим миром, на способность и потребность к саморазвитию.

-Принцип сотворчества, выражающийся в том, что детское объединение проходит процесс становления и развития при участии каждого, согласовывая свои ценностные ориентации, приоритеты и способы достижения целей.

-Принцип самореализации детей в детском объединении предполагает осознание целей и задач своей деятельности в общественной организации.

-Принцип самоактуализации, выражающийся в формировании у подростков потребности в саморазвитии и приобретении успешного опыта социализации

    Структура программы состоит из 4 основных разделов:

    1.Пояснительная записка, в содержании которой отражены:

· новизна данной программы;

 · актуальность программы;

 · педагогическая целесообразность образовательной деятельности ДО «Факел»;

 · отличительные особенности данной программы;

2.Целепологание –  раздел, в котором прописываются цели и задачи программы Мы вместе!», ожидаемые результаты обучающихся и способы их проверки.

3.Содержание программы – основной раздел данной программы. Здесь прописываются этапы реализации программы: подготовительный, основной, итоговый; направление деятельности программы и  план реализации

4. Механизм реализации – схема самоуправления Детского объединения

5. Литература, используемая педагогом и предназначенная для Членов ДО «Факел».

    Корректировка содержательного компонента образовательной программы возможна с учётом интересов и творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-my_vmeste.docx63.2 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА №69

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

«28» августа 2014 года

Протокол №7

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ФАКЕЛ» «МЫ ВМЕСТЕ!»

Возраст детей: 11-18 лет

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

Хахаева Ольга Викторовна

Педагог – организатор

Нижний Новгород

2018

Информационная карта программы

Название программы

Программа «Мы вместе!»

Автор-составитель программы

Чехлова И.Ю.-заместитель директора по воспитательной работе

Хахаева О.В.-педагог-организатор

Руководитель программы

Чехлова И.Ю. -заместитель директора по воспитательной работе

Место реализации программы

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №69

Сроки реализации программы

3 года

Цель программы

Развитие личностных качеств ребенка

Задачи программы

-приобщить ребенка к здоровому образу жизни;

-развивать активную жизненную позицию ребенка в социально-значимой деятельности, способствующей самореализации и самоопределению;

-формировать знания, умения, навыки, необходимые ребенку для полноценного общения и развития творческого потенциала;

-содействовать социализации личности, развитию лидерских качеств.

Ожидаемые результаты

-социализация личности

-формирование у детей активной жизненной позиции

-развитие лидерского потенциала

Специализация программы

Социально – педагогическая

Формы реализации содержания программы

  1. Беседа
  2. Игры
  3. Тренинги
  4. Творческие задания
  5. Учебное занятие
  6. Групповая работа
  7. Коллективная работа

Общее количество участников программы

142 человек


  1. Пояснительная записка

В настоящее время наша страна активно включается в мировое сообщество, идет развитие социокультурной жизни, усиливаются демократические процессы в различных сферах общества. Это повышает социальный запрос на духовно – нравственную, творческую,  деятельную, развивающуюся личность, способную гибко меняться вместе с обществом, осваивать и активно включаться в различные виды деятельности. Важную роль в этом играют дети, являясь равноправными субъектами процесса воспитания, развития, самоопределения. Будущее нынешних детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности, которая является приоритетной, так как большая часть жизни ребенка связанна именно с ней.

Социальная потребность создания программы «Мы вместе!» обусловлена следующими проблемами, выявленными при анкетировании учащихся среднего звена школы:

  • Стремление детей к самосовершенствованию, саморазвитию, удовлетворению потребностей в различных сферах деятельности, но отсутствие информации о возможности реализовать свой творческий потенциал;
  • Недостаточное внимание к сохранению и укреплению своего здоровья, воспитание культуры здорового образа жизни;
  • Формирование лидерского потенциала и его реализация

Но только здоровый человек может активно жить, достигать успехов в разнообразной деятельности, отдавать все свои силы на созидание, преодоление задач, связанных с творчеством. Поэтому одним из приоритетных направлений в программе «Мы вместе!» является направление здорового образа жизни, которое способствует укреплению физического и психического здоровья ребенка. Другим не менее значимым направлением деятельности данной программы является творческое направление. Выбор этот актуален и не случаен, так как является необходимым звеном в жизнедеятельности детей именно этой возрастной группы.

Другим, не менее важным аспектом стало формирование лидерского потенциала и его реализация, дальнейшим личностным ростом ребенка, через участие в детском общественном объединение «Факел», дающим такую возможность в жизни ребенка в своей школе.

Обозначенные проблемы, а также вопросы формирования личности, творческой самореализации каждого ребенка, его  социокультурного самоопределения находят свое разрешение  в условиях детского объединения «Факел!». Развитие в себе лидерских качеств, индивидуальных способностей, организаторских навыков, интересное, продуктивное общение со сверстниками и младшими товарищами, забота о своем здоровье и здоровье окружающих помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии.

В основу данной программы положена концепция В.П. Созонова «Воспитание на основе потребностей человека предлагаемый подход к воспитанию заключается: « … не от общества, а от ребенка, который пришел в человеческое сообщество и страстно стремиться  познать себя, найти в мире свое место».

Каждый ребенок стремится к общению, взаимодействию и взаимопониманию с теми, кто разделяет его интересы и занимается той деятельностью, которая наиболее ему по духу, отвечает его возможностям и склонностям.

Программа «Мы вместе!» поможет:

         ●  Возродить традиции детского объединения «Факел»;

         ●Содействовать получению детьми опыта самостоятельного планирования

         ● Формировать организаторские навыки;

         ● Воспитывать ответственность за выполненную работу;

         ● Воспитывать стремление к правде, добру, красоте.

Основополагающими принципами в работе детского объединения «Факел» стали:

Принцип гуманизма, состоящий в ориентации подростков на желание и умение жить в гармонии с собой и окружающим миром, на способность и потребность к саморазвитию.

Принцип сотворчества, выражающийся в том, что детское объединение проходит процесс становления и развития при участии каждого, согласовывая свои ценностные ориентации, приоритеты и способы достижения целей.

Принцип самореализации детей в детском объединении предполагает осознание целей и задач своей деятельности в общественной организации.

Принцип самоактуализации, выражающийся в формировании у подростков потребности в саморазвитии и приобретении успешного опыта социализации.


  1. Целепологание

Цель:

Развитие личностных качеств ребенка

Задачи:

           ─ приобщить ребенка к здоровому образу жизни;

           ─ развивать активную жизненную позицию ребенка в социально -

                значимой деятельности, способствующей самореализации  самоопределению;

            ─ формировать знания, умения, навыки, необходимые ребенку для полноценного общения и развития творческого потенциала;

            ─ содействовать социализации личности, развитию лидерских качеств.

          В реализации программы принимают участие дети от 8 до 18 лет.

Срок реализации программы — три года.

Ожидаемые результаты.

В ходе данной программы ожидаются следующие результаты:

  • Приобретение членами детского объединения знаний, умений, навыков, по планированию, организации разнообразной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни;
  • Сплочение коллектива детей, занятых интересующей их деятельностью, активных, творческих, общительных;
  • Социализация личности, формирование у нее активной жизненной позиции, развитие лидерского потенциала;
  • Осознание детьми роли социально значимой деятельности и повышение социальной и творческой активности членов детского общественного объединения;
  • Формирование нравственных качеств личности: патриотизма, коллективизма, ответственности, забота о младших и пожилых;
  • Увеличение численного состава членов детского общественного объединения, стабильность его состава;
  • Формирование положительного имиджа детского объединения.
  1. Содержание программы

3.1 Этапы реализации программы

Этап

Сроки реализации

Содержание

1

Подготовительный

НОЯБРЬ–ЯНВАРЬ 2017-2018

Предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения, навыки по игровой, коллективно творческой, организаторской деятельности, знакомятся с основными компонентами здорового образа жизни, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя.

Приобретение новых знаний, умений, навыков и развитие коллектива осуществляется через включение детей в предлагаемую им разнообразную деятельность.

2

Основной

ФЕВРАЛЬ 2018-ФЕВРАЛЬ 2020

На данном этапе полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются. Дети становятся не только активными участниками, но и организаторами предлагаемых мероприятий, учатся сами планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит развитие коллектива, укрепление партнерских связей. Возрастает Социальная значимость детского общественного объединения в образовательном учреждении и в городе в целом и повышается активность самих его членов.

3

Итоговый

МАРТ-МАЙ 2020

Дети сами предлагают, проводят и анализируют не только мероприятия, но и помогают проводить занятия школы активности, что способствует преемственности в деятельности детского объединения (от старших к младшим). Коллектив представляет собой единое целое, стремящееся к саморазвитию


Направления деятельности

  1. Социальное направление

Формы работы:

  • Конкурсы, игровые программы
  • КТД
  • Социальное проектирование
  • Акции, выступление агитбригад
  • Беседы, диспуты
  • Выставки творческих работ
  1. Творческо-досуговое направление

Формы работы:

  • Конкурсы, игровые программы
  • КТД
  • Праздники, концерты, вечера встреч
  • Выставки творческих работ
  1. Военно-патриотическое направление

Формы работы:

  • Беседы
  • Игры
  • Тренинги
  • Творческие задания
  • Учебное занятие
  • Групповая работа
  • Коллективная работа
  1. Спортивно-оздоровительное направление

Формы работы:

  • Беседы
  • Игры
  • Тренинги
  • Творческие задания
  • Учебное занятие
  • Групповая работа
  • Коллективная работа
  1. Экологическое направление

Формы работы:

  • Беседы
  • Игры
  • Тренинги
  • Творческие задания
  • Учебное занятие
  • Групповая работа
  • Коллективная работа
  • Акции, выступление агитбригад
  1. Информационно – медийное направление - школьная редакция, создание школьной газеты «Школяръ», радио и телевидения, работа с социальными сетями, подготовка информационного контента, дискуссионные площадки

Формы работы:

  • Беседы
  • Игры
  • Тренинги
  • Творческие задания
  • Учебное занятие
  • Групповая работа
  • Коллективная работа
  • Акции, выступление агитбригад

План обучения актива

План первого года обучения актива

№ п/п

Наименование темы

Количество занятий

теория

практика

всего

1

Вводное занятие «Будем знакомы»

2

1

1

2

2

Из истории детского общественного движения

3

2

1

3

3

Государственная символика. Символика детских организаций.

4

2

2

4

4

Правовые основы деятельности общественного объединения

3

2

1

3

5

Игротехника

3

-

3

3

6

Организация и подготовка массовых мероприятий

3

1

2

3

Итого:

18

8

10

18

План второго года обучения актива

№ п/п

Наименование темы

Количество занятий

теория

практика

всего

1

Изучение программ различной направленности

2

2

-

2

2

Методика организации и проведения КТД

4

2

2

4

3

Методика организации и проведения игр

3

2

1

3

4

Познание себя и окружающих

4

2

2

4

5

Как вести себя?

4

2

2

4

6

 Итоговое занятие: игровой зачет

1

-

1

1

Итого:

18

10

8

18

План третьего года обучения актива

№ п/п

Наименование темы

Количество занятий

теория

практика

всего

1

Социальное проектирование

4

2

2

4

2

Организация и проведение КТД

3

-

3

3

3

Как вести за собой?

4

2

2

4

4

Наш коллектив

2

1

1

2

5

Навыки конструктивного общения

4

2

2

4

6

Итоговое занятие: игровой зачет

1

-

1

1

Итого:

18

7

11

18


Содержание первого года обучения

Тема: вводное занятие «Будем знакомы»

Теория

Практика

Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности по программе. Знакомство с ДО «Факел»

Работа по направлениям: игры на взаимодействие и знакомство, анкетирование. Учить маршировать, салютовать. Разучивание песен.

Тема: Из истории детского общественного движения

Теория

Практика

Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина

Экскурсия в ДДТ. Посещение музея. Общая викторина по изученному.

Тема: Государственная символика. Символика детских организаций

Теория

Практика

Понятие «символы», «атрибуты». Государственная символика. Символы России (герб, гимн, флаг). Символика детских организаций. Геральдика. Значение цветов.

Составление кроссвордов по изученным темам, разучивание и пение гумна.

Тема: Правовые основы деятельности детского объединения

Теория

Практика

Конвенция ООН о правах ребенка. Положение детского общественного объединения «Факел».

Работа в группах, анализ предложенных ситуаций. Деловая игра «Моя конвенция»

Тема: «Игротехника»

Теория

Практика

Работа по направлениям: Разучивание игр (массовые, подвижные, интеллектуальные, спокойные игры), составление игротеки.

Тема: Организация и подготовка массовых мероприятий

Теория

Практика

Понятие о целях, задачах, условиях проведения и особенностей организации массовых мероприятий.

Работа по направлениям: деловая игра «Фирма» (организация и подготовка массовых мероприятий)

Содержание второго года обучения.

Тема: Программы

Теория

Практика

Программы «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Детский орден милосердия», «Игра – дело серьезное», «Юный журналист» и другое

Работа в группах, викторина по изученному материалу.

Тема: Методика организации и проведения КТД

Теория

Практика

Что такое КТД? Понятие, структура, виды. Шесть стадий проведения коллективно-творческого дела (по И.П. Иванову)

Работа в группах, организаторское лото. Работа по направлениям: организация и проведение и КТД.

                        Тема: Методика организации и проведения игр

Теория

Практика

Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы.

Разучивание и проведение игр (игры на местности, игры-аттракционы, словесные игры, игры-шутки), составление игротеки. Работа по направлениям: организация игровых и конкурсных программ в ГПД «Ура!», «Солдатская смена», «Веселые девчата»

Тема: Познание себя и окружающих

Теория

Практика

Я и Я, Я и другие – «Забота, милосердие и доброта». Взгляд в будущее: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Я и окружающий мир»

Тестирование, тренинги на взаимодействие, по толерантности. Творческие, практические задания. Интервьюирование, составление рубрик газет.

Тема: Как вести за собой?

Теория

Практика

Лидер, качества лидера. Самоуправление в детском объединении: понятие, сущность, принципы.

Работа в группах, треннинг, тестирование, интервьюирование. Работа по направлениям: деловая игра «Защита проекта «Дом самоуправления».

Содержание третьего года обучения

Тема: Социальное проектирование

Теория

Практика

Представление о планировании. Отличие плана от проекта. Этапы работы над проектом.

Работа по направлениям: разработка социальных проектов по выделенным проблемам.

Тема: Коллективная творческая деятельность

Теория

Практика

Работа по направлениям: Разработка и реализация КТД, социальных акций или проектов по выбору.

Тема: Как вести за собой?

Теория

Практика

Правила организаторской работы. Собрание: сущность, участники, этапы проведения.

Деловая игра «Лидер».

Работа по направлениям: подготовка и проведение собраний.

Тема: Наш коллектив

Теория

Практика

Коллектив: понятие, стадии развития (по А.Н.Лутошкину)

Упражнения и игры на сплочение коллектива.

Тема: Навыки конструктивного общения

Теория

Практика

Правила межличностного общения. Особенности общения и работы с младшими школьниками и пожилыми людьми. Создание позитивных дружеских отношений

Тренинги на знакомство, представление собеседников, деловые игры (знакомство с правилами активного слушания). Вечер дружественного общения, встречи с интересными людьми. Ролевая игра «Планета друзей».

Итоговое занятие: игровой зачет


4. Механизм реализации

4.1  Схема самоуправления Детского объединения

Программа  построена  с учетом возрастных особенностей и интересов детей и рассчитана на 3 года обучения.

Особенность программы заключается и в том, что детское объединение представляет собой разновозрастный коллектив, в котором каждый его член совершенствует свое мастерство согласно структуре личностного роста членов детского общественного объединения, которая включает в себя специальные центры.

На первом сборе избирается актив детского объединения. Председатель избирается на один год. Заседание актива проводиться 1 раз в месяц.


5. Список литературы:

  1. Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989 год)

2. Федеральный закон от 13.01.1996 №12-ФЗ «Об образовании». – Вестник образования, №7/1996.

3. Федеральный закон от 20.07.2000 №102 – ФЗ «О внесении изменений

4. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19.05.1995г.)

5. Федеральный закон РФ от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» - Проблемы школьного воспитания, № 2/1995.

6. Методические рекомендации МО РФ во исполнение решения коллегии от 28.09.1999 №19 «О расширении деятельности детских и молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях». – Вестник образования, №9/2000.

7. Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001 № 2419 о реализации решения коллегии от 29 мая 2001г. №11/1 «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений». – Внешкольник, №9/2001.

8. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 -2001 гг. (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.1999 №574). – Внешкольник, №1/2000.

9. Баженова И.Н. педагогический поиск. – М.: Педагогика, - 1987.- 544

10.Беляева И.Л. Семейный калейдоскоп: Программа работы с детьми младшего школьного возраста. Издание 3-е. Ижевск: Издательство ИПК и ПРО, 2003.- 132с.

11. Будем работать вместе! Программы деятельности детских и подростковых организаций /Изд. 2-ое перераб. и доп. – Москва,1996.

12. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В. Петровского.М.: Просвещение, 1979.-288 с.

13. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. Под ред. Е.Н. Степанова.- М.:ТЦ»Сфера»,2000.-128

14. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Под ред. В.А. Караковского. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.И. Соколовой. – М.: Сентябрь, 1997.- 112с.

15.Гольберг В.А. Проект целевой комплексной программы «Здоровье («Классный руководитель» №1, 2001г.)

16.Коджаспирова Г.М. педагогика: программы, методические материалы и рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 192с.

17.Козлова Г.В. Программы воспитательной работы/ «Классный руководитель», №4, 2000. – с.31-53, 68-73.

18.Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: Просвещение, 1986. – 208с.

19.Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

20.Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие. Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.

21.Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. -  М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 160с.

22.Поросток и досуг. Составитель С.В. Дормаш, Т.Е. Заводова. – Мн.: Издательство ООО «Красико – Принт», 2004. – 176с.

23.Рожков М.И., Волохо А.В. Детские организации: возможности выбора. Метод. пособие для организаторов детского движения. – Москва, 1996.

24.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.- 160с.

25.Тебе, вожатый!: Выпуск 1. – Н. Новгород: Педагогические технологии, 2003.-90с.

26.Тебе вожатый!: Выпуск 2. – Н. Новгород: Педагогические технологии 2004. – 96с.

27. Технология воспитательных дел в школе. Под ред. И.А. Чурикова. – Чебоксары, 1999. – 67с.