Решение занимательных задач по математике
элективный курс по теме

Ермолаева (Меркулова) Ульяна Викторовна

математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа п. Кострово»

Утверждено

Директор школы ___________

Ю.А.Афанасьева

приказ №_____от «____»____20___г.                      

Рассмотрено и утверждено                        на заседании МО учителей - предметников

протокол № _____ от «____»_____20___г.

Рассмотрено и утверждено на заседании  педагогического совета

протокол № ___от «____»___20___г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Решение занимательных задач по математике»

6 класс

Количество часов в год – 35

Составитель:

Меркулова У.В, учитель математики

п. Кострово

Пояснительная записка.

Программа «Занимательная математика» составлена с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», установленных  основной образовательной программы  основного общего образования МАОУ ООШ п.Кострово.

Программа «Занимательная математика» предназначена для подготовки учащихся 6 класса по математике. Изучение математики вносит определяющий вклад в умственное развитие человека.

   Тематика разделов  подобрана таким образом, что при изучении программы у ребят происходит расширение миропознания, развиваются творческая и прикладная стороны мышления. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами.

Цель: формирование познавательной и творческой  активности учащихся на уроках математики.
Задачи:
— развивать любознательность, смекалку, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы, сравнивать, анализировать, наблюдать;
— создавать условия для развития успешности учащихся на основе компетентностного подхода.

Учебно – тематический план

Тема

Ча-

сы

Виды деятельности

Форма контроля

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Определение интересов, склонностей учащихся.

2

Как люди научились считать.

1

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

конкурс на лучшую презентацию

3

Интересные приемы устного счёта.

1

устный счёт

математический диктант

4

Решение занимательных задач в стихах.

2

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

тестирование

5

Упражнения с  числами

1

работа с алгоритмами

тестирование

6

Учимся отгадывать ребусы.

1

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

решение теста -кроссворда

проверочный тест

8

Упражнения с  числами

1

работа с алгоритмом

контрольный тест

9

Решение ребусов и логических задач.

1

самостоятельная работа

мини-олимпиада

10

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

составление схем, диаграмм

тестирование

11

Загадки- смекалки.

1

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12

Игра «Знай свой разряд».

1

работа с таблицей разрядов

тест

13

Обратные задачи.

1

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14

Практикум «Подумай и реши».

1

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

тестирование

15

Задачи с изменением вопроса.

1

инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16

«Газета любознательных».

1

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

17

Решение нестандартных задач.

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

тестирование

18

Решение олимпиадных задач.

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

19

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20

Школьная олимпиада

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

21

Игра «Работа над ошибками»

1

работа над ошибками олимпиадных заданий

тестирование

22

Математические горки.

1

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

23

Наглядная алгебра.

1

работа в группах: инсценирование

тестирование

24

Решение логических задач.

1

схематическое изображение задач

тестирование

25

Игра «У кого какая цифра»

1

творческая работа

тестирование

26

Знакомьтесь: Архимед!

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27

Задачи с многовариантными решениями.

1

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28

Знакомьтесь: Пифагор!

1

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

29

Задачи с многовариантными решениями.

1

Работа в парах по решению задач

школьная олимпиада

30

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

составление знаковых систем

тест

31-32

Задачи с многовариантными решениями.

2

индивидуальная работа

тестирование

33-34

Математический КВН

2

работа в группах

школьная олимпиада

35

Круглый стол «Подведем итоги»

1

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование


Содержание программ

  1. Математика – царица наук.-    1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать.- 1 час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта.- 1 час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах. – 2 часа

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с  числами. – 1 час

Решение примеров с  числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы.- 1 час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1 час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Упражнения с  числами.-  1 час

 Решение примеров с  числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- 1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11.  Загадки- смекалки. – 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд». – 1 час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи.- 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 1 час

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

17. Решение нестандартных задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Решение олимпиадных задач. – 1 час

Решение задач повышенной сложности.

19.  Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час

Решение задач международной игры «Кенгуру».

20. Математические горки. – 1 час

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

21. Наглядная алгебра. - 1 час

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

22. Решение логических задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час

Закрепление знаний нумерации чисел.

24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

25. Задачи с многовариантными решениями. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

28.  Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29. Математический КВН. - 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

31. Задачи с многовариантными решениями.- 2 часа

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

32. Математический КВН.-  2 час 

 Систематизация знаний по изученным разделам.

33. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 часа

Систематизация знаний по изученным разделам.

Контроль

1 уровень: Мини-олимпиада (Приложение 1);

2 уровень: Конкурс на лучшее инсценирование математической задачи;

3 уровень: Школьная олимпиада.

Список литературы

1.Закон Российской Федерации «Об образовании».

 2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

7.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

В конце каждого  занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный  характер. Проверка домашнего задания оценивается  с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий при решении занимательных задач на уроках математики

Основная цель работы – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность...

Решение занимательных задач(сентябрь)

Презентация к факультативному занятию, проведённому в сентябре....

Решение занимательных задач в октябре

Презентация к факультативному занятию, проведённому в октябре....

Решение занимательных задач в ноябре

Презентация к факультативному занятию, проведённому в ноябре....

Решение занимательных задач в декабре

Презентация к факультативному занятию, проведённому в декабре....

разновозрастная олимпиада "Решение занимательных задач по математике"

Методическая разработка групповой деятельности учащихся во внеурочное время. Тема: «Решение занимательных задач по математике».Форма: разновозрастная олимпиада. Вид занятия: ролевая  игра....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике игра «Брейн- ринг» «Решение занимательных задач» для учащихся 5-6 класса

Игра «Брейн- ринг» по теме «Решение занимательных задач», представленная в данной методической  разработке, предназначена для учащихся 5-6 классов. Эту игру можно провести...