Программа "Здоровья"
рабочая программа

Арсланова Вера Николаевна

Основная идея программы воспитательной работы  «Здоровье» заключается в мотивации обучающихся и воспитанников на ведение здорового образа жизни; в освоении правил и принципов безопасного поведения, деятельности, не порождающей источников опасностей;  в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovya_oso.docx75.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью, тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Программа воспитательной работы по эколого - валеологическому направлению «Здоровье» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основного общего образования.

Программа воспитательной работы по эколого-валеологическому направлению «Здоровье» составлена для учащихся  ООО и ОСО  в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон РФ от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования.
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
  • Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
  • Закон РФ «Об общественных объединениях»;
  • Концепция модернизации  российского образования на период до 2020 года;
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2017 года;
  • Программа развития дополнительного образования Красноярского края «Поколение ХХI, развитие человеческого потенциала»;
  • Стратегическая программа развития воспитания в Красноярском крае.

На изучение данной программы отводится 34 часа в год (1час в неделю).

Основная идея программы воспитательной работы  «Здоровье» заключается в мотивации обучающихся и воспитанников на ведение здорового образа жизни; в освоении правил и принципов безопасного поведения, деятельности, не порождающей источников опасностей;  в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Цель программы: укрепление здоровья, формирование установки на ведение здорового образа жизни и навыков ответственного поведения, развитие личностной и социальной компетентности.

Задачи программы: 

  1. Формировать устойчивую мотивацию к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
  2. Формировать представления о факторах, оказывающих влияние на здоровье; о причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; о влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  3. Формировать отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;  осознанное негативное отношение к курению, алкоголю, способность сопротивляться давлению группы.
  4. Учить способам, приемам сохранения и укрепления собственного здоровья, элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
  5. Формировать основы  знаний и умений по сохранению здоровья и защите жизни в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
  6. Формировать  теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в соответствии с возрастом и особенностями учащихся.

Контингент

  Программа предназначена  для  обучения глухих, слабослышащих и позднооглохших учащихся 5х – 11х классов.

Разделы программы

Программа рассчитана на 8 лет (с 5 по 11 класс) и включает в себя 5 разделов, каждый раздел предусматривает постепенное расширение изучаемого материала, увеличение доли самостоятельности, саморегуляции, самоконтроля. 

В разделе  «Рациональный режим труда и отдыха. Режим питания» проходит изучение видов питания, основных компонентов  режима питания и режима дня школьника. Учащиеся знакомятся с методами профилактики  переутомления, приемами рационального распределения учебных нагрузок и отдыха.

В разделе «Личная гигиена. Двигательная активность» рассматриваются вопросы личной и общественной гигиены, правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела: ухода за глазами, ушами, руками, ногами, волосами, кожей. Учащиеся знакомятся со способами закаливания и основными правилами; видами физической активности и методами профилактики гиподинамии; изменениями организма в подростковом возрасте, мерами профилактики заболеваний передающихся половым путём и методами планирования семьи.

Раздел  «Самопознание и управление собой»         раскрывает понятия, структуру самопознания, саморазвития и управление собой, их роль и значение  в жизни школьника; рассматривает виды и правила общения, приемы разрешения конфликтов; методы  профилактики стресса,  приемы саморегуляции настроения и поведения.

Раздел «Профилактика вредных привычек» посвящен превентивной  работе.  Стержнем превентивного воспитания является формирование личной ответственности учащегося за свои поступки и здоровье. Превентивное воспитание сочетает в себе овладение детьми знаниями об опасности употребления ПАВ и формирование установки на здоровый образ жизни. Оно предполагает формирование у школьника положительного образа «Я», навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивления давлению СМИ и сверстникам. Учащиеся получают представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье подростков.

 В разделе  «Безопасное поведение  вне дома. Экологическая культура» проходит изучение основ и получение навыков безопасного поведения вне школы,    которое предполагает ознакомление учащихся с опасностями различного характера, подстерегающими в повседневной жизни на улице, на дороге, в транспорте, в природе, в общественных местах. Учащиеся знакомятся с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях при  наводнении, пожаре, терроризме, землетрясении, с экологическими проблемами региона и их влиянием  на здоровье человека.

Методы и формы работы

Для организации познавательной деятельности учащихся на внеклассных занятиях целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Методы, используемые при реализации программы:

  1. Практически-действенные — приучение, упражнения, организация воспитывающей деятельности, воспитывающие ситуации.
  2. Побудительно-оценочные — поощрение, осуждение.
  3. Информационные — разъяснение, беседа, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога и пр.
  4. Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
  5. Стимулирования и мотивации.

В процессе  использования данных методов повышается уровень самопознания и личностного роста учащихся, расширяется индивидуальный репертуар их действия, закрепляются поведенческие модели.  Используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками и воспитанниками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся, воспитанников.

Формы внеклассной работы:

  • групповые, информационные часы;
  • конкурсы, диспуты, дискуссий, круглые столы, тренинги, праздники здоровья;
  • беседы педагогов, медиков, родителей с детьми;
  • просмотр телепередач, учебных фильмов, презентаций;
  • работа с энциклопедической литературой;
  • оформление странички здоровья в каждом классном уголке;
  • выпуск бюллетеней, издание рекламно-информационных листовок;
  • практические занятия, деловые и ролевые игры;
  • дни здоровья, спортивно-туристическая игра «Выживание»;
  • тестовые задания;
  • решение проблемных ситуаций, анализ реальных ситуаций и т.д.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся, воспитанники  в процессе реализации

программы воспитательной работы

В ходе реализации программы воспитательной работы «Здоровье» обучающиеся  и воспитанники должны

знать: 

-о влиянии вредных привычек на здоровье подростка;

-о вреде курения, алкоголя, наркотиков, венерических заболеваний;

-основы рационального питания;

-способы сохранения и укрепление  здоровья;

-влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

-значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

-знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания;

-правила сохранения здоровья  в чрезвычайных ситуациях;

-правила безопасного поведения вне дома;

-санитарно-гигиенические правила режима дня.

уметь:

-составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

-соблюдать правила личной гигиены;

-различать “полезные” и “вредные” продукты, следить за сбалансированностью и разнообразием своего питания;

-ухаживать за проблемной кожей, правильно выбирать косметические средства, умеренно ими пользоваться, иметь индивидуальный набор предметов личной гигиены и косметических средств;

-находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

-применять коммуникативные навыки;

-действовать и принимать правильные решения в опасных ситуациях.

-отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;

-контролировать, регулировать свои чувства и эмоции, решать проблемы положительными действиями, находить выход из стрессовых ситуаций;

-быстро и правильно  эвакуироваться из помещения при пожаре, землетрясении, наводнении;

-соблюдать меры пожарной безопасности дома и  на природе;

-заниматься спортом, закаливанием, вести здоровый образ жизни; 

-противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;

-рационально организовывать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья.

В результате реализации программы  воспитательной работы по формированию культуры здоровья у обучающихся и воспитанников  развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся, воспитанники  будут демонстрировать такие качества личности как товарищество, уважение к старшим, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, стремление быть сильным и ловким.

Формы учета знаний и умений, система контролирующих

материалов для оценки планируемых результатов освоения программы 

Программа воспитательной работы «Здоровье», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся, воспитанников в здоровье сберегающую практику. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Контроль и оценка результатов освоения программы воспитательной работы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые и деловые игры, праздники, круглые столы, диспуты, дискуссии, практические работы, тестирование, анкетирование учащихся. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, воспитанников накопления материалов по типу «портфолио».

В программе определены знания, умения, навыки учащихся каждой параллели классов. Распределение часов на работу по основным разделам программы является примерным. Воспитатель имеет право изменять соотношение часов  в зависимости от возможностей учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения(5класс)

Название темы

Количество часов

Раздел I. Рациональный режим труда и отдыха.

Режим питания.   

Рациональный режим труда и отдыха: составление режима дня.

Режим питания школьника. Игра «Полезные и вредные продукты». Значение включения овощей и фруктов в рацион питания.

Раздел II. Личная гигиена. Двигательная активность.

Личная гигиена - путь к здоровью. Правила личной гигиены школьника.

Основные правила гигиены зрения (гигиена чтения, письма, просмотра Т/В, работа на компьютере).

Значение утренней зарядки для здоровья человека.

Значение и способы закаливания. Основные правила закаливания (закаливание воздухом, солнцем и водой).

Раздел III. Самопознание и управление собой.

   5ч

 Какие бывают эмоции, где живут мои эмоции?

Обида. Как с ней справиться

Конфликт. Разрешение конфликта

Раздел IV. Профилактика  вредных привычек.

  8 ч

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Последствия курения на организм подростка. Игра «Плюсы и минусы».

Алкогольные напитки, их влияние на  организм подростка.

Негативное влияние компьютерных игр и интернет сетей

Раздел V. Безопасное поведение  вне дома.

Экологическая культура.

12ч

Сохранение здоровья в ЧС: пожар, наводнение, землетрясение, терроризм.

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Что вокруг нас может быть опасным?

Правила поведения учащихся на улице и дороге. Дорожно-транспортный травматизм. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов запрещено». Разметка улиц.

Правила безопасного поведения школьников во время  каникул. Места игр, катания на велосипедах, роликах, скутерах.

Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров.

Беспризорные вещи и отношение к ним. Опасности, которые при этом могут возникнуть.

Итого

34ч

Учащиеся 5 класса должны

Знать:

 -правила гигиены личной гигиены;

-правила составления распорядка дня;

-последствия влияния компьютерных игр на здоровье;  

-правила поведения в ЧС, правила поведения  на улице и дороге,  о влиянии окружающей среды на здоровье человека.

Уметь:

-использовать на практике приемы закаливания;

-соблюдать правила личной гигиены;

- действовать в чрезвычайных, опасных для жизни ситуациях.

Второй год обучения (6 класс)

Название темы

Количество часов

Раздел I. Рациональный режим труда и отдыха.

Режим питания.

         4 ч

Виды питания. Пищевые вещества и их роль в питании и здоровье школьника.  

2 ч

Гигиенические требования к школьному режиму. Профилактика переутомления.

2 ч

Раздел II. Личная гигиена. Двигательная активность.

5 ч

Основы личной гигиены  подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Правила личной гигиены юноши (девушки).

2 ч

Типы волос. Особенности ухода за волосами (подбор шампуней в соответствии с типом волос).

Двигательная активность и здоровье человека. Рекомендуемые виды физической активности.

1 ч

Значение утренней зарядки и водных процедур.

1 ч

Раздел III. Самопознание и управление собой.

 6 ч

Эмоции. Нужно ли управлять своими эмоциями?

Мой гнев, злость и агрессия. Как  с ними справиться?

Стресс. Как с ним справиться?

Раздел IV. Профилактика  вредных привычек.

 9 ч

Понятие о  ЗОЖ. Практическая работа: тестирование на определение здоровья учащихся.

Правила здорового образа жизни.

1 ч

Курение и его последствия. Игра «Да здравствует чистый воздух!»

2 ч

 Наркотики — угроза жизни. Влияние алкоголя на организм человека.

2 ч

Влияние компьютерных игр на здоровье подростков.

Раздел V. Безопасное поведение  вне дома. Экологическая культура.

          10 ч

Сохранение здоровья в ЧС: наводнение, землетрясение, терроризм.

Здоровье и среда жизнедеятельности человека.

Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, дома.

Правила безопасного поведения школьников во время  каникул.  Безопасное поведение на улицах города и дорогах. Наиболее безопасный путь в школу и домой.

Итого.

34 ч

Учащиеся 6  класса должны

Знать:

-виды питания;

-гигиенические требования к школьному режиму и профилактике переутомления;

- правила  личной гигиены;

-о последствиях влияния компьютерных игр и интернет сетей;

-правила поведения в ЧС, экологические проблемы региона.

Уметь:

- ухаживать за лицом и волосами;

-соблюдать режим труда и отдыха;

-следить за своим питанием;

- действовать в чрезвычайных, опасных для жизни ситуациях.

Третий год обучения (7 класс)

Название темы

Количество часов

 Раздел I. Рациональный режим труда и отдыха.

 Режим питания.                                                                                        

           2ч

Динамика работоспособности.

Как правильно питаться, чтобы  быть  здоровым и красивым.

Раздел II. Личная гигиена. Двигательная активность.

Типы кожи. Правила ухода за кожей лица, шеи, с помощью косметических средств.

Значение косметики для юношей и девушек.

Значение  осанки, правила ее улучшения.

Значение  закаливания  организма для общего состояния здоровья человека. Приемы закаливания организма.

К чему приводит недостаток движения. Как правильно распределить физические нагрузки.

Раздел III. Самопознание и управление собой.

           7ч

Самооценка. Виды самооценки (завышенная, адекватная, низкая).

Уверенность. Что такое уверенность в себе?

Мои достоинства и недостатки. Как с ними работать?

Как мы общаемся. Знаки внимания при общении.

Раздел IV. Профилактика  вредных привычек.

  7ч

Побочные явления, вызываемые курением.

Виды психотропных веществ, их влияние  на организм подростка.

Здоровый образ жизни. Факторы риска.

Предупреждение и преодоление компьютерной зависимости у детей и подростков.

Как противостоять негативному давлению со стороны окружающих.

Раздел V. Безопасное поведение  вне дома.

Экологическая культура.

          12 ч

Сохранение здоровья в ЧС:  наводнение, землетрясение, терроризм.

Здоровье человека и окружающая среда.

Движение пешеходов по дорогам.

 Правила обеспечения сохранности личных вещей.

Правила безопасного поведения школьников во время  каникул.

Особенности поведения с незнакомыми людьми.

Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды.

Итого

          34 ч

Учащиеся 8  класса должны

Знать:

-правила питания;

-правила ухода за кожей лица;

-правила и приемы закаливания организма;

-о  вреде наркотиков, табака, алкоголя, последствиях влияния компьютерных игр;

-правила поведения в ЧС;

-виды самооценки;

-приемы и способы развития уверенности в себе.

Уметь:

-определяет тип кожи,  ухаживать за кожей лица, шеи, рук с помощью косметических средств;

- планировать режим дня подростка;

-действовать и принимать правильные решения в чрезвычайных, опасных для жизни ситуациях;

-противостоять негативному давлению окружающих;

-находить в себе достоинства и недостатки, бесконфликтно общаться  с другими.

Четвертый год обучения (8кл)

Название темы

Количество часов

Раздел I. Рациональный режим труда и отдыха.

Режим питания.

       4ч

Отдых - важный элемент режима дня школьника.

Профилактика переутомления.

Диетическое питание: польза и вред.

Раздел II. Личная гигиена. Двигательная активность.

Изменения организма в подростковом возрасте. Период интенсивного полового созревания. Заболевания, передающиеся половым путём.

Правила  и средства ухода за кожей.

Санитарно-гигиенические правила пользования маникюрными принадлежностями.

Гигиена жилища.

Оптимальная двигательная активность.

Раздел III. Самопознание и управление собой.

         6ч

Качества, важные для межличностного общения.

Как узнать другого человека и легко с ним общаться?

Психология делового общения.

Обратная связь в общении. Открытость, искренность, «Общение без масок».

Раздел IV. Профилактика  вредных привычек.

         7ч

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Вред курения.

Профилактика интернет зависимости. Выпуск рекламно-информационных листовок.

Употребление алкоголя и наркотиков – угроза здоровью.

Негативное воздействие на организм и психику человека курительных смесей.

Учись сказать «Нет!» при негативном давлении окружающих.

Раздел V. Безопасное поведение  вне дома.

 Экологическая культура.

          9 ч

Сохранение здоровья в ЧС: наводнение, землетрясение, терроризм.

Влияние питьевой воды на здоровье человека.

Правила безопасного поведения школьников во время  каникул.

Правила обеспечения сохранности личных вещей.

Опасные места в городе (арки, гаражи, стройки, траншеи, подъезды, лифты, скверы и парки).  Правила по соблюдению личной безопасности.

Итого

        34ч

Учащиеся 8 класса должны

Знать:

-о значении отдыха в режиме дня школьника;

- о значении диетического питания;

-об опасности употребления  наркотиков, алкоголя, курения;

-последствия влияния компьютерных игр;

-правила поведения в ЧС.

Уметь:

-ухаживает за кожей рук, ног с помощью косметических средств;

- действовать в чрезвычайных, опасных для жизни ситуациях;

-сказать «Нет!» при негативном давлении окружающих.

Пятый год обучения (9 класс первый год обучения)

Название темы

Количество часов

Раздел I. Рациональный режим труда и отдыха.

Режим питания.

         3ч

Режим дня - старшие классы.

Искусственная пища: за и против

Динамика работоспособности человека

Раздел II. Личная гигиена. Двигательная активность.

 6 ч

Проблемы кожи  в подростковом возрасте. Правила, способы  и средства ухода за проблемной кожей.

Косметические средства и принадлежности для бритья (лосьоны, станки, электробритвы и др.). Санитарно – гигиенические правила пользования бритвенными принадлежностями.

Гигиена тела юноши. Гигиена тела девушки. Гигиенические средства и принадлежности по  уходу за  телом.

Раздел III. Самопознание и управление собой.

         7 ч

Личность. Психологические особенности личности.

Стресс. Влияние стресса на организм человека.

Саморегуляция. Внешняя, внутренняя и эмоциональная.

Профилактика аддиктивного поведения

Раздел IV. Профилактика  вредных привычек.

8 ч

 Факторы, приводящие к риску алкоголизма и наркомании среди подростков.  

2 ч

СПИД. Анализ сведений о СПИДе.

2 ч

Интернет зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств.

2 ч

Твоё свободное время. Формы проведения досуга.

2 ч

Раздел V. Безопасное поведение  вне дома. Экологическая

культура.

       10 ч

Здоровье как основная ценность человека.

Сохранение здоровья в ЧС: наводнение, землетрясение, терроризм.

Экологические проблемы современности.

Правила поведения в местах массового скопления  народа. Толпа.

Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах. Как не стать жертвой. Тренинг: «Учись принимать решение в опасной ситуации».

Правила безопасного поведения в лесу.

1 ч

Итого

34ч

Учащиеся 9 класса первого  года обучения должны

Знать:

-основные компоненты правильного режима дня старшеклассника на основе динамики работоспособности;

-способы  и средства ухода за проблемной кожей,  правила пользования бритвенными принадлежностями;

-последствия употребления никотина и алкоголя, последствия влияния компьютерных игр;

-способы саморегуляции;

-правила поведения в ЧС, экологические проблемы современности.

Уметь:

- правильного организовывать режим дня,

-ухаживать за проблемной кожей;

-действовать и принимать правильные решения в чрезвычайных, опасных для жизни ситуациях,

-противостоять негативному давлению окружающих, применять способы саморегуляции.

Шестой год обучения (9 класс второй год обучения)  

Название темы

Количество часов

Раздел I. Рациональный режим труда и отдыха.

Режим питания.

Рациональное распределение учебных нагрузок и отдыха в период подготовки к экзаменам.

Питание и режим дня выпускника. Питание и вес тела. Индекс массы тела человека.

 Раздел II. Личная гигиена. Двигательная активность.

3 ч

Гигиена тела юноши. Гигиена тела девушки. Гигиенические средства и принадлежности по  уходу за  телом.

Водные процедуры (бассейн, сауна, баня): польза и вред.

Необходимость для организма мышечных нагрузок.

Раздел III. Самопознание и управление собой.

5 ч

Лидерство. Типы лидеров. Психологические качества лидерства.

Проблемы безопасности человека в социальной и природной среде.

Общение. Деловое общение.

 Раздел IV. Профилактика  вредных привычек.

11 ч

Причины употребления алкоголя, курительных смесей (спайс, насвай), электронных сигарет(вейп )

Ролевая игра «Влияние сверстников».

Деловая игра «Суд над вредными привычками».

СПИД. Излечим ли СПИД в настоящее время?

Меры профилактики интернет зависимости

Раздел V. Безопасное поведение  вне дома.

Экологическая культура.

12 ч

Здоровый образ жизни.  Духовное и психическое здоровье человека. Влияние социальной среды на здоровье человека.

3 ч

Сохранение здоровья в ЧС: наводнение, землетрясение, терроризм.

3 ч

Сохранить природу – сохранить жизнь.

Правила поведения в местах массового скопления людей. Правила поведения в крупных магазинах, на стадионах,  дискотеках, в кинотеатрах, театрах.

3 ч

Как не стать жертвой преступления. Правила поведения на улице при нападении.

Итого

34ч

Учащиеся 9 класса второго  года обучения должны

Знать:

-правила питания и организации режима дня выпускника;

-виды и способы закаливания,  

-меры профилактики инфекционных заболеваний;

-о влиянии наркотиков и алкоголя на физическое, психическое и социальное здоровье человека;

- о последствиях влияния компьютерных игр на здоровье;

- о влиянии окружающей среды на жизнь и здоровье человека;

-правила  поведения в ЧС.

 

Уметь:

-правильного организовывать распределение учебных нагрузок и отдыха;  

-соблюдает личную гигиену;

-действовать и принимать правильные решения в чрезвычайных, опасных для жизни ситуациях;

-противостоять негативному давлению окружающих, применяет  способы саморегуляции.

Седьмой год обучения (10  класс)

Название темы

Количество часов

Раздел  I. Рациональный режим труда и отдыха.

 Режим питания.

6 ч

Критерии здоровья. Основные жизненные ценности.

1 ч

Гигиена и режим питания.

1 ч

Режим учебы, отдыха и сна. Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок. Переутомление. Его субъективные и объективные признаки, методы снятия переутомления.

4 ч

 Раздел II. Личная гигиена. Двигательная активность.

         6 ч

Личная и общественная гигиена.

1 ч

Пользование предметами личной гигиены.

1 ч

Выбор гигиенических средств для ухода за телом при различных функциональных состояниях и в различных климатических условиях.

3  ч

Влияние физических упражнений на организм человека.

1 ч

Раздел III. Самопознание и управление собой.

6 ч

 Утомление и психический стресс. Стресс, его психологические и физиологические проявления, способы защиты от стрессовых ситуаций.

3 ч

Критика и ее виды. Способы реагирования на критику.

3 ч

 Раздел IV. Профилактика  вредных привычек.

6 ч

Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков.

1 ч

«Наркотики: мифы и реальность». Дискуссия.

1 ч

Предупреждение употребления психоактивных веществ. Как противостоять групповому давлению и не употреблять психоактивные вещества.

3 ч

Круглый стол о вредных привычках «Зачем тебе это надо?»

Раздел V. Безопасное поведение  вне дома.

Экологическая культура.   

       10 ч

Сохранение здоровья в ЧС. Проблемы безопасности человека в социальной и природной среде.

4 ч

Жить в согласии с природой.

Экология и здоровье.

Безопасное поведение на дорогах.

 1ч

Безопасное поведение в транспорте – зоне повышенного риска.

Травматизм в местах массового скопления людей. Модели поведения людей в экстремальных ситуациях.

2 ч

Итого

34 ч

Учащиеся 10 класса должны

Знать:

-критерии здоровья, режим учебы, отдыха и сна;

-меры предупреждения употребления ПАВ;

-что такое  стресс и его влияние на организм и психику человека,  способы защиты в стрессовых ситуациях;

-правила безопасного поведения социальной и природной среде.

Уметь:

- пользоваться предметами личной гигиены;

-противостоять групповому давлению, отказаться от употребления психоактивных  веществ; 

- находить выход из стрессовых ситуаций.

 

Восьмой  год обучения (11 класс)

Название темы

Количество часов

 Раздел I. Рациональный режим труда и отдыха. Режим питания. 

           5 ч

Гигиена труда и отдыха. Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам.

Рациональное распределение учебных нагрузок и отдыха в период подготовки к экзаменам.

Питание и режим дня выпускника.

 Раздел II. Личная гигиена. Двигательная активность.

4 ч

Гигиена пола. Планирование семьи (мальчики).

Гигиена пола. Планирование семьи (девочки).

Физическая культура и двигательная активность. Гиподинамия.

 Раздел III. Самопознание и управление собой.

            7 ч

Психология малых и больших групп.

Коллектив и личность.

Психическое благополучие как составная часть здоровья.

Правила общения. Профилактика стресса. Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения.

 Раздел IV. Профилактика  вредных привычек.

    9 ч

Жизненный стиль человека, зависимость от ПАВ. Ложные представления о допустимости употребления ПАВ. Употребление ПАВ как слабость воли, зависимость, болезнь. Как противостоять групповому давлению и не употреблять ПАВ.

Ролевая игра о влиянии на организм человека никотина, алкоголя, наркотиков «Минздрав предупреждает».

«Слабое звено»  интеллектуальная игра по профилактике вредных привычек.

           1ч

Ближайшие последствия курения и выработка навыков отказа от предложения закурить.

 1ч

ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий.

Раздел V. Безопасное поведение  вне дома. Экологическая культура. 

              9ч

Проблемы  безопасности человека в социальной и природной среде. Поведение при аварийных ситуациях, поведение в незнакомой природной среде.

Окружающая среда и здоровье.

Экстремальные ситуации аварийного и криминального характера. Правила личной безопасности.

Итого

34 ч

Учащиеся 11 класса должны

Знать:

-что такое правильное питание, режим дня выпускника;

-меры  профилактики нервных стрессов, конфликтных ситуаций;

-правила межличностных отношений;  

-правила личной ответственности за сохранение собственного здоровья.

Уметь:

-рационально распределяет учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам;

-использует знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

-действует  и принимает правильные решения в чрезвычайно  опасных для жизни ситуациях, находит выход из стрессовых ситуаций; управляет своим состоянием, мыслями, поступками;

-активно противостоит групповому давлению, отказывается от употребления психоактивных  веществ.