Экологическая игра «Свалка по имени ЗЕМЛЯ» или «Берегите ёлочку»
классный час (8 класс) на тему

Созонтова Виктория Михайловна

Данное заняте напрвлено на формирование экологической культуры обучающихся. Рекомендуетс я для использования во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svalka_po_imeni_zemlya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час Созонтова В. М.


Экологическая игра «Свалка по имени ЗЕМЛЯ»

или «Берегите ёлочку»

Методические рекомендации: урок под таким названием проводится для учащихся  8 – 9 классов.  Краткое описание: Данное занятие направлено на формирование экологической культуры обучающихся. Рекомендуется для использования во внеклассной работе с учащимися. Перед началом мероприятия зал  оформляется красочными тематическими стенгазетами.

а) на доске – эпиграф:  

        Берегите эти земли, эти воды,

        Даже малую былиночку любя.

        Берегите всех зверей внутри природы,

        Убивайте лишь зверей внутри себя!

                                        Е.Евтушенко

б) Четыре закона экологии:

  1. Всё связано со всем.
  2. Всё должно куда-то деваться.
  3. Ничто не даётся даром.
  4. Природа знает лучше.

Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи: - углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;

- привлечь внимание школьников к экологической проблеме;

- познакомить учащихся с материалами о загрязнении окружающей среды;

- развивать экологическое мышление у детей;

- воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

-развить умение систематизировать и использовать полученные знания для практической деятельности.

Личностные:

-привитие интереса к экологии Земли и родного края, его природе и географии;

-выработка дисциплины, усидчивости, умения мыслить, взаимодействовать с другими учащимися и педагогом;

-воспитание патриотического отношения к родному краю, а также формирование позитивных установок для решения экологических и социально-экономических проблем своей местности;

Оборудование: компьютер с экраном, презентация, бумага, фломастеры, ножницы, жетоны-ёлочки, пакеты с материалами для группы.

Ход занятия:

Организационный момент.

Мотивация. Информация для учителя. Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля.

« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни» - сказал Сухомлинский.

-Здравствуйте! Я рада всех приветствовать на нашем мероприятии, тема которого касается всех жителей нашей планеты. Всех, потому что Земля - наш общий дом.

Команды разгадывают ребусы: 1-экология, 2-культура,3,4-ёлка.

Тема сегодняшнего занятия «Свалка по имени ЗЕМЛЯ» или «Берегите ёлочку». Вы будете выполнять задания и получать жетоны, которые вам пригодятся для итогового задания.

Работа по теме занятия

Учёными подсчитано:

  • За один день на земле исчезает 100 видов растений и животных;
  • В каждую минуту сокращается площадь леса на 15 млн. гектаров;
  • Ежегодно количество чистого воздуха сокращается на 10 млрд. тонн;
  • Бумага до полного разложения лежит два года, консервная банка- 90 лет, полиэтиленовый пакет- 200 лет, стеклянная посуда -2000 лет.

Конкурс 1

Конкурс 2

 Входя в наш собственный дом, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье. А вот в общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Но это опасное заблуждение. У природы и так немало врагов: это стихийные бедствия, типа ливней, засух, морозов, ураганов. Разрушения продолжаются, их наносит человек.

Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

Кл. руководитель. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги.

Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен,

который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

 

Интерактивная беседа.

Кл. руководитель: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Кл. руководитель. Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц,

выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

 Информационный блок «Законы экологии».

Кл. руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

- Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! (На доске, на столах)

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

1. «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

2. «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает

другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

3. «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай,

 отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

4. «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для

 любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить.

 Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических

веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

 


Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

Кл. руководитель: Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель.

Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно

действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами.

Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит

пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Классный руководитель. Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой

экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы детей:

- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Классный руководитель. В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора,

а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал:

опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его

просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре

 от +4 до +40 градусовС. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей.

- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

- Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Классный руководитель.  Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться

от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

- Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут , в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Классный руководитель.  Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

- Давайте подведем итог нашему разговору.

-Что мы можем сделать, чтобы предотвратить экологическую катастрофу? (обмен мнениями)

(подводим разговор к вырубке лесов)

Указ царя Петра 1: «Повелеваю! Праздновать Новый год с 1 января! По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить".

И до наших дней в домах ставят ёлки, т.к. Новый год самый любимый праздник детворы и взрослых. Под елку родители и Дед Мороз ставят детям подарки, а дети их получают, и в этом заключается таинство Новогодней ночи. А что же произойдет, если все захотят срубить себе по елочке к новогоднему празднику, то, что же тогда будет с лесом? Ведь:

Лес – это наше богатство.

Лес – это зелёный наряд планеты Земля.

Там, где лес – всегда чистый воздух.

Лес – это дом для зверей и птиц.

Лес бережёт реки.

Лес – кладовая орехов, ягод, грибов.

Лес станет как бы оголенный, некрасивый, неуютный не только зимой, но и весной, летом, осенью. Может и совсем погибнуть. Где же мы тогда будем жить?

Но ведь Новый год принято встречать с нарядной елочкой, и все хотят принести ее из леса. Как же нам быть? Как веселиться без елочки?

Я вам предложу варианты встречать Новый год, так, чтобы не пострадала ни одна ёлочка.

Каждый ребенок и взрослый понимает, что без елки нет и праздничного настроения. Искусственная ель поможет вам, а после праздника сложите ель в коробку, где она будет дожидаться следующего торжества. Купив один раз искусственную новогоднюю елку, вы станете одним из тех, кто бережет нашу зеленую красавицу.

Скоро Новый год, у всех будут украшены елки. Они разные настоящие, искусственные, блестящие, зеленые.… Из леса мы берем елку по разрешению лесного хозяйства, а другие покупаем в магазине, потому что все мы к новогоднему празднику хотим видеть у себя в доме нарядную елку – это большая радость и для детей и для взрослых.

Существует акция «Береги елочку», цель данной акции сохранить леса.  Мы с вами поучаствуем в данной акции прямо сейчас, внесем свой вклад в защиту зеленой красавицы. Сейчас будем создавать плакат – призыв «Береги елочку». Благодаря этой работе вы можете провести агитационную программу по своей школе по данной теме, или расклеить их на ваших подъездах, что очень актуально в преддверии новогодних праздников.


Работать будем в группах, каждая группа отвечает за свое направление, делает  плакат:

У вас на столах есть: ватман, клей, фломастеры, картинки, пословицы, высказывания о защите ели.

За 10 мин. вы должны подготовить плакат-призыв, в которой вы отразите программу сохранения и защиты нашей елочки. Может, не программу, а некоторые шаги. Потом каждая группа покажет и озвучит свою страничку.

Учащиеся работают в группах. Звучит соответствующая музыка. По окончании музыки каждая группа выходит по очереди и презентует плакат – призыв «Береги елочку».

Домашнее задание: развесить плакаты «Береги елочку» в школе, др. местах.

Подводим итог. Удовлетворены ли вы тем результатом, который вы получили?

Вручить хваленки.

Заключение.

Сегодня мы ощутили, как зависим человек от природы, что она главнее человека. Давайте все вместе будем беречь нашу планету Земля, защищать ее от самих же себя. Сохраним лес, елочки-красавицы! Мы в ответе за нашу планету!

Я желаю всем красивой елки, радостного и волшебного нового года. Пусть каждая ёлка будет счастливой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический эрудицион"Свалка по имени Земля"

Экологический эрудицион "Свалка по имени Земля"...

Интегрированный урок химия + биология "СВАЛКА ПО ИМЕНИ ЗЕМЛЯ"

Интегрированный урок "Свалка по имени Земля" в рамках экологического месячника. Для учащихся 9-10 классов....

Свалка по имени Земля.Мероприятие по экологии.

Экологическая игра,  «Свалка по имени Земля» (слайд № 1) Методические рекомендации: урок под таким названием проводится для учащихся  8 – 9 классов.  Перед началом мероприятия зал ...

Игра "Свалка по имени Земля"

Игра проводилась в рамках недели естественных наук...

Экологическая игра "Свалка по имени Земля"

Данный экологический эрудицион знакомит детей со сложной проблемой загрязнения планеты, от решения которой зависит в конечном счете само существование человека. В экологической игре "Свалка по имени З...

Экологическая игра, посвященная охране окружающей среды "Свалка по имени Земля"

Образовательные задачи:     закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения и биологии;      вов...