Рабочая программа по социализации и развитию коммуникативных навыков
рабочая программа (5 класс) на тему

Капля Вера Ивановна

Рабочую программу по социализации и развитию коммуникативных навыков могут использовать в своей работе воспитатели. работающие с детьми школ-интернатов, и воспитанников коррекционных школ 8 вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Алексеевская общеобразовательная школа – интернат»

Рассмотрено    

Согласовано

Утверждено

на заседании МО   воспитателей      

протокол № 6

от «15» июня 2018 г.                                        

заместитель директора

__________ И.А.Ивченко              

    «30» июля 2018 г.

                             

директор школы – интерната

  __________ Г.А. Бабуцких

Приказ  №46

от «30» августа 2018 г.



Рабочая программа

по социализации и развитию

коммуникативных навыков

на 2018– 2019 учебный год

воспитателей 5а класса

Капля Веры Ивановны

Столяровой Евгении Юрьевны

Ильминской Полины Алексеевны

Скрипченко Оксаны Николаевны

Фотулаевой Ирины Александровны

г. Алексеевка, 2018г

 

І. Пояснительная записка

Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей школьного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий. Социально-коммуникативное развитие школьника необходимо рассматривать как результат влияния многих факторов, как внутренних, так и внешних. К внешним факторам можно отнести систему норм, правил и требований общества и ближайшего окружения ребенка. А внутренним фактором выступает процесс, идущий в соответствии с внутренними предпосылками: возрастными и функциональными возможностями ребенка, благодаря которым осуществляется отбор, принятие и присвоение ценностного содержания.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Программа рассчитана на 35 часов.

ІІ.  Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа.

     

  1. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
  2. Конституция Российской Федерации;
  3. Конвенция ООН о правах ребенка;
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  5. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  6. Устав ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»;
  7. Правила внутреннего трудового распорядка в ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат».

ІІІ. Цель и задачи программы

Цель: повышение социальной компетентности обучающихся, становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.

      Задачи:

- усвоение школьником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развития общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в школе;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.

IV. Методы достижения поставленной цели и задач

Методы формирования социального поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации.

Методы формирования социального сознания: объяснение, уговор, внушение, просьба, этическая беседа, пример.

Методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.

Формы реализации программы:

- экскурсии;

- целевые прогулки;

- праздники, развлечения;

- занятия;

- чтение художественной литературы;

- игры;

- выставки;

- конкурсы;

- беседы.

V.  Содержание программы

                                                                                                                                             

№ п/п

Тема

Форма проведения

Дата проведения

по плану

по факту

1

Международный день распространения грамотности

Беседа

06.09

2

Правила поведения в школе

Беседа

13.09

3

Правила поведения в транспорте и других общественных местах

Викторина

20.09

4

Правила, которые нам нужны

Беседа

27.09

5

Культура знакомства

Как разговаривать по телефону

Ролевая игра

04.10

6

Культура приветствия

Культура обращения

Ролевая игра

11.10

7

Пословицы и поговорки о вежливости

Презентация

18.10

8

Вежливость и невежество

Беседа

25.10

9

Мои обязанности

Беседа

08.11

10

Мир вокруг и наше поведение

Беседа

15.11

11

Мои «хочу» и мои «надо»

Просмотр фильма

22.11

12

Мои права (конвенция о правах ребенка)

Игра

29.11

13

Владение собой

Психологичес-кий практикум

06.12

14

Посмотрим на себя со стороны

Беседа

13.12

15

Разноцветное настроение

Беседа

20.12

16

Мои достоинства и недостатки

Эссе

27.12

17

Школа дружбы

Игра

17.01

18

Чуткость и равнодушие

Презентация

24.01

19

Семья вместе и душа на месте 

Беседа

31.01

20

185лет со дня рождения Д.И.Менделеева (1834) русского учёного-химика

Беседа

07.02

21

Гостеприимные хозяева

Чаепитие

14.02

22

Международный день родного языка

Беседа

21.02

23

Как мы заботимся о своих близких

Беседа за круглым столом

28.02

24

Если вы вежливы

Беседа

07.03

25

День воссоединения Крыма с Россией

Беседа

Презентация

14.03

26

Всероссийская неделя детской и юношеской книги

Чтение книг

21.03

27

Правила поведения в театре, кино

Беседа

04.04

28

Красивые поступки

Конкурс рисунков

11.04

29

Я умею хорошо себя вести

Викторина

18.04

30

Я на улице

Разбор жизненных ситуаций

25.04

31

Пословицы и поговорки о дружбе

Разбор пословиц

16.05

32

Лучший подарок другу

Беседа-игра

23.05

33

Конкурс рисунков на асфальте

Творческая работа

30.05

VІ. Предполагаемый результат

- Повышение уровня самосознания.

- Развитие эмоционально-волевых свойств.

- Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в                                               обществе.

- Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.

- Повышение культуры поведения и взаимоотношения в коллективе.

- Развитие коммуникативных навыков.

- Развитие творческих способностей.

 Воспитанники должны знать:

 - о человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.

      - о стремлении к самосовершенствованию.

      - о культуре поведения и общения.

Воспитанники должны уметь:

 - определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.

      - приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.

      - этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.

      - заниматься самовоспитанием.

VII. Литература

  1. Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика»
  2. Кряжева Н. Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
  3. Худенко Е. Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.
  4. Худенко Е. Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.
  5. Худенко Е. Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6.
  6. Шемшурина А. И. Этическая грамматика. В помощь учителю. (1ч.) – М.: Школа – Пресс, 2004г.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Алексеевская общеобразовательная школа – интернат»

Рассмотрено    

Согласовано

Утверждено

на заседании МО   воспитателей      

протокол № 6

от «15» июня 2018 г.                                        

заместитель директора

__________ И.А.Ивченко              

    «30» июля 2018 г.

                             

директор школы – интерната

  __________ Г.А. Бабуцких

Приказ  №46

от «30» августа 2018 г.



Рабочая программа

по социализации и развитию

коммуникативных навыков

на 2018– 2019 учебный год

воспитателей 5а класса

Капля Веры Ивановны

Столяровой Евгении Юрьевны

Ильминской Полины Алексеевны

Скрипченко Оксаны Николаевны

Фотулаевой Ирины Александровны

г. Алексеевка, 2018г

 

І. Пояснительная записка

Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей школьного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий. Социально-коммуникативное развитие школьника необходимо рассматривать как результат влияния многих факторов, как внутренних, так и внешних. К внешним факторам можно отнести систему норм, правил и требований общества и ближайшего окружения ребенка. А внутренним фактором выступает процесс, идущий в соответствии с внутренними предпосылками: возрастными и функциональными возможностями ребенка, благодаря которым осуществляется отбор, принятие и присвоение ценностного содержания.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Программа рассчитана на 35 часов.

ІІ.  Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа.

     

  1. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
  2. Конституция Российской Федерации;
  3. Конвенция ООН о правах ребенка;
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  5. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  6. Устав ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»;
  7. Правила внутреннего трудового распорядка в ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат».

ІІІ. Цель и задачи программы

Цель: повышение социальной компетентности обучающихся, становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.

      Задачи:

- усвоение школьником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развития общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в школе;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.

IV. Методы достижения поставленной цели и задач

Методы формирования социального поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации.

Методы формирования социального сознания: объяснение, уговор, внушение, просьба, этическая беседа, пример.

Методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.

Формы реализации программы:

- экскурсии;

- целевые прогулки;

- праздники, развлечения;

- занятия;

- чтение художественной литературы;

- игры;

- выставки;

- конкурсы;

- беседы.

V.  Содержание программы

                                                                                                                                             

№ п/п

Тема

Форма проведения

Дата проведения

по плану

по факту

1

Международный день распространения грамотности

Беседа

06.09

2

Правила поведения в школе

Беседа

13.09

3

Правила поведения в транспорте и других общественных местах

Викторина

20.09

4

Правила, которые нам нужны

Беседа

27.09

5

Культура знакомства

Как разговаривать по телефону

Ролевая игра

04.10

6

Культура приветствия

Культура обращения

Ролевая игра

11.10

7

Пословицы и поговорки о вежливости

Презентация

18.10

8

Вежливость и невежество

Беседа

25.10

9

Мои обязанности

Беседа

08.11

10

Мир вокруг и наше поведение

Беседа

15.11

11

Мои «хочу» и мои «надо»

Просмотр фильма

22.11

12

Мои права (конвенция о правах ребенка)

Игра

29.11

13

Владение собой

Психологичес-кий практикум

06.12

14

Посмотрим на себя со стороны

Беседа

13.12

15

Разноцветное настроение

Беседа

20.12

16

Мои достоинства и недостатки

Эссе

27.12

17

Школа дружбы

Игра

17.01

18

Чуткость и равнодушие

Презентация

24.01

19

Семья вместе и душа на месте 

Беседа

31.01

20

185лет со дня рождения Д.И.Менделеева (1834) русского учёного-химика

Беседа

07.02

21

Гостеприимные хозяева

Чаепитие

14.02

22

Международный день родного языка

Беседа

21.02

23

Как мы заботимся о своих близких

Беседа за круглым столом

28.02

24

Если вы вежливы

Беседа

07.03

25

День воссоединения Крыма с Россией

Беседа

Презентация

14.03

26

Всероссийская неделя детской и юношеской книги

Чтение книг

21.03

27

Правила поведения в театре, кино

Беседа

04.04

28

Красивые поступки

Конкурс рисунков

11.04

29

Я умею хорошо себя вести

Викторина

18.04

30

Я на улице

Разбор жизненных ситуаций

25.04

31

Пословицы и поговорки о дружбе

Разбор пословиц

16.05

32

Лучший подарок другу

Беседа-игра

23.05

33

Конкурс рисунков на асфальте

Творческая работа

30.05

VІ. Предполагаемый результат

- Повышение уровня самосознания.

- Развитие эмоционально-волевых свойств.

- Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в                                               обществе.

- Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.

- Повышение культуры поведения и взаимоотношения в коллективе.

- Развитие коммуникативных навыков.

- Развитие творческих способностей.

 Воспитанники должны знать:

 - о человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.

      - о стремлении к самосовершенствованию.

      - о культуре поведения и общения.

Воспитанники должны уметь:

 - определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.

      - приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.

      - этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.

      - заниматься самовоспитанием.

VII. Литература

  1. Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика»
  2. Кряжева Н. Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
  3. Худенко Е. Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.
  4. Худенко Е. Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.
  5. Худенко Е. Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6.
  6. Шемшурина А. И. Этическая грамматика. В помощь учителю. (1ч.) – М.: Школа – Пресс, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для педагогов. Система работы по теме : Развитие коммуникативных навыков у учащихся при реализации программы " Разговор о правильном питании"

Одним из направлений в образовательной программе МКОУ " Кожильская СОШ" является реализация программы " Разговор о правильном питании"Обучение школьников по программе строится на основе освоения конкр...

Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений у подростков с ОВЗ с легкой и средней степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

В данных методических рекомендациях представленна программа и содержание тренинга, целью которого является формирование у подростков с ОВЗ с легкой и средней степенью умственной отсталости (интеллекту...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы", 8 класс

Цель программы: создание условий для развития эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Программа психологического практикума "Я - пятиклассник! Адаптация детей в новой школе: развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевых качеств и уверенности в себе"

Переход из младшего школьного звена в среднее – серьезное испытание для большинства пятиклассников, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, ...

Рабочая программа Развитие коммуникативных навыков у подростков

Рабочая программа Развитие коммуникативных навыков у подростков...

Рабочая программа по коррекции и развитию коммуникативных навыков "Говорю, пишу, читаю" в 5,6,7 классах у.о (и.н)

описывается программа по коррекции речевых и коммуникаьтивных навыков у обучающихся с у.о (и.н)...

Развивающая психолого-педагогическая программа "Общение без границ" (развитие коммуникативных навыков у учащихся)

Развивающая психолого-педагогическая программа "Общение без границ" (развитие коммуникативных навыков у учащихся)...