Творческое название проекта «Заочное путешествие по городам Золотого кольца России»
проект (8 класс) на тему

Деревягина Нина Александровна

Во время подготовки и оформления этого проекта ученики должны научиться определять понятие "Золотое кольцо России" , уметь называть города, входящие в состав Золотого кольца, объяснять по какому принципу города были включены в состав Золотого кольца. Уметь рассказать о достопримечательностях городов, знаменитых людях, живших в них, описывать красоту окружающего мира данного города и  уметь делать презентации и совершать виртуальные экскурсии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема школьного проекта

«Золотое кольцо России».

Творческое название проекта

 «Заочное путешествие по городам Золотого кольца России»

Руководитель проекта:  Деревягина Нина Александровна.

Возраст участников: 14-15 лет (8 класс)

Продолжительность:  краткосрочный.

Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий, индивидуальный с элементами творческой групповой деятельности.

1).Основные цели: формирование основ российской,  гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;  

воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

освоение доступных способов изучения природы и общества;

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Учебные цели: Ученики должны научиться:

• определить понятие "Золотое Кольцо России";

 • называть города, относящиеся к Золотому Кольцу;

 • объяснить, по какому принципу города включены в состав Золотого Кольца;

 • рассказать об основных достопримечательностях городов, знаменитых людях, прославивших тот или иной город; описать природу, красоту окружающего мира данного города.

 • провести "виртуальную" экскурсию по своему городу;

• создавать презентации средствами PowerPoint;

 • Работать с различными источниками (Internet, справочная, дополнительная литература, периодической печатью, компакт-дисками).

Цели и задачи учебного проекта:

1. Расширить, уточнить, обобщить представления детей об интересных городах России.

2.Научить ориентироваться в информационном пространстве (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации), делать обоснованные выводы.

3.Развивать исследовательские, оценочные, презентационные  умения.

4.Учиться сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы.

2.)На начало работы исходный уровень подготовленности учащихся был невелик. Некоторые дети были на экскурсиях с родителями в некоторых городах Золотого кольца. Например: Катя З. в Иваново, Ксения А. в Сергиевом Посаде, Саша П. в Ярославле, Лиза Н. в Угличе, Валя Г . в Ростове Великом, Даниил П. в Суздале. Но полностью рассказать об этих городах и их достопримечательностях ребята не могли. Поэтому требовалась более обширная информация и работа над материалами  по городам Золотого кольца. Ребята хорошо ориентируются и пользуются интернет ресурсами, художественной литературой, иллюстрированным материалом, сотрудничают с учителями-консультантами.  Проект дифференцирован с предметами- география, краеведение, история, информатика и литература. Работа над проектом формировала информационную грамотность,  развивала  умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, обогащала  творческие способности ребят, прививала любовь к родным местам, учила   работать с дополнительной информацией, решать творческие задачи. Ученики с помощью заданий проекта смогли  больше узнать о городах России, великих людях, прославивших нашу Родину, научились  составлять презентации, пользоваться интернетом в более широком  диапазоне. Получается, что этот проект воздействовал на развитие компетентностей у детей комплексно .В ходе работы над этим проектом у учащихся развивались  мыслительная , информационная, коммуникативная и творческая компетентность. Работа над проектом помогла детям развить недостающие навыки и умения.

Подготовка к проекту требовала изучения истории культуры и искусства городов Золотого кольца России. Мы использовали материалы сайта «Золотое кольцо России»(www.zolotoe-koltso.ru), на котором представлены  все города , карта-схема, богатый иллюстрированный материал, научные и познавательные сведения, культурные достопримечательности городов, известные люди и архитектурные сооружения. Помогла ребятам и школьная библиотека, где они брали и использовали необходимую литературу.

Так как я работаю в интернате, где учатся, лечатся  и живут дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети инвалиды, ослабленные заболеванием, то соответственно у нас подобрана специальная программа обучения таких ребят. Дети всю неделю находятся у нас, поэтому моя степень участия в  работе над проектом  была максимальная, особенно в выполнении творческих работ, поиском и отбором информации, в оформительской части ,в подготовке и создании презентаций. Этот проект дол мне возможность учитывать в работе с детьми особенности каждого учащегося, его способности, умения, интересы, все позитивные стороны, таланты и конечно степень заболевания.

3)Я выбрала проект по типу: информационно- исследовательский, творческий, индивидуальный с элементами творческой групповой деятельности. Информационно-исследовательский- этот тип проекта, который  очень подошел  для подборки различной  достоверной информации по географическому расположению, истории происхождения городов, природных условий, достопримечательностей, жизни великих и знаменитых людей, прославивших тот или иной город. Также этот тип проекта позволил  провести исследовательскую работу в проведении ребятами «виртуальной» экскурсии по городам Золотого кольца России.

Творческий тип проекта позволил ребятам подходить к своей работе с выдумкой, творческим энтузиазмом, интересом, красиво и со вкусом оформлять свои проекты, используя в своей работе материалы для творчества.

Индивидуально ребята делали свои проекты по выбранным ими городам Золотого кольца. А групповые работы они делали совместно. Это очень сблизило ребят неподдельным интересом ко всем городам, красотой достопримечательностей, простой и в тоже время очаровательной природой этих мест. Был сделан совместный альбом достопримечательностей городов Золотого кольца России.

4)Работа над любым проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и педагога. Работа над этим проектом позволила выстроить у меня с ребятами особые отношения- отношения сотрудничества и равноправия. В работе над этим проектом я была полностью вовлечена в процесс выполнения ребятами всех этапов, мы были с ними равноправными партнёрами, коллегами, увлечёнными общей работой, поиском информаций, созданием презентаций. Мы стали с ребятами соратниками, занятыми общим делом.

5)Описание проблемы проекта, которая была представлена учащимся.

Не имея возможности побывать во всех  городах Золотого кольца России, с помощью различных источников информации познакомиться с достопримечательностями этих городов. Цель перед детьми была поставлена неявная, мне хотелось, чтобы ребята сами определили, какой целью им озадачится, к какому прийти конечному результату, чтобы они сами почувствовали ценность своей работы, порадовались за интересный и познавательный  проектный продукт.

6)Проблемные вопросы учебной темы

  • Что такое Золотое Кольцо России?
  • Какие города входят в состав Золотого Кольца?
  • Где искать и как сохранить нужную информацию?
  • Как оформить свою работу?

Учебные вопросы

  • Золотое кольцо России. Откуда пошло такое название?
  • Какие города входят в состав Золотого кольца России?
  • Почему кольцо золотое?
  • Какие достопримечательности есть в этих городах?
  • Где найти нужную информацию?
  • Какие поисковые машины существуют?
  • Как найти ту информацию, которая необходима?

Проблематизация является первым этапом работы над проектом. Необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему.  На этом этапе возник первичный мотив к деятельности,  и вызвало у ребят желание и стремление преодолеть эту проблему. Задав ребятам проблемные вопросы,  я старалась, чтобы у них возникло «присвоение» этой проблемы, наделение её личным смыслом. Хотела, чтобы у них возникло острое желание больше узнать об этих замечательных городах, почувствовать необходимость в приобретении недостающих знаний и умений. Я хотела, чтобы проблемная ситуация проекта не имела однозначного ответа, требовала от детей поиска решений, направляла их на достижение общего результата по решению этой проблемы, значимой для каждого участника проекта.

Каждый участник этого проекта  с интересом принял предложение побольше узнать обо  всех городах Золотого кольца России, выбрал себе заинтересовавший его город. А личностным  смыслом для каждого участника стало как можно интереснее и полнее рассказать о своем выбранном городе, познакомить одноклассников с самой достоверной и увлекательной информацией, красиво оформленной работой, захватывающей презентацией.

7).Целеполагание для воспитателя:

  • образовательный аспект-

1) создать условия для формирования навыков проектной деятельности;

2) организовать групповую деятельность;

  • развивающий аспект-

1) создать условия для развития коммуникативных навыков в ходе групповой работы;

2) создать условия для развития воображения, речи и умения слушать и слышать;

3) пополнить знания в области краеведения;

  • воспитательный аспект-                                                                                                           1) создать условия для воспитания любви к Родине.

Целеполагание для ученика:

  • репродуктивный (традиционный) уровень

- знать названия городов Золотого кольца России и их достопримечательности;

  • конструктивный уровень

- понимать историческую значимость Российских городов для будущих поколений;

  • творческий уровень

- учиться создавать проект словесный и художественный.

Учащиеся сформулировали для себя цель проекта –это провести "виртуальную" экскурсию по одному из городов Золотого кольца. Для достижения данной цели ребята определили для себя, что нужно им для этого выполнить, чтобы исходная проблема проекта была решена полностью. Они предполагали создать следующий проектный продукт.

Предполагаемый проектный продукт.

1.Презентация «История городов Золотого кольца России», «Достопримечательности городов Золотого кольца России»

2.С помощью дополнительной литературы подготовить сообщения (доклады) о любом из городов Золотого кольца России. 

3.Составить фотоальбом иллюстраций достопримечательностей  городов  «Золотого кольца России»

 4.Создать план-схему «Золотого кольца России».

5. Оформление визитных карточек городов «Золотого кольца России».

Формы представления результатов исследования

Презентации, выполненные в наиболее удобных форматах:

документ Word, PowerPoint.

Сообщения (доклады) в бумажном варианте.

Фотоальбом в бумажном варианте.

План-схема (с применением материалов для творчества)

Визитные карточки в бумажном варианте.

Я думаю, что данный проектный продукт соответствует цели проекта и является оптимальным способом решения проблемы проекта.

8).План проекта

Подготовительный этап

  • Отбор возможных тем и предложение их учащимся.
  • Побуждение интереса.
  • Подбор информационных ресурсов для проекта.
  • Создание воспитателем вводной презентации.

Этап планирования

  • Введение в проблематику проекта (вводная беседа воспитателя )
  • Выявление предварительных знаний по теме.
  • Выявление тем исследований, проблемных и частных вопросов.  
  • Планирование исследований (цели, гипотеза, методы)
  • Знакомство с критериями оценки работ.

Этап осуществления

  • Самостоятельная работа учащихся в соответствии со своим заданием.
  • Просмотр промежуточных результатов работы групп , внесение корректив в работы, самооценка.
  • Помощь в обеспечении проекта.
  • Оформление отчета по проектной деятельности с применением выбранных технологий.

Технологические особенности:

  • использование технологии проекта;
  • коммуникативные;
  • исследовательские;
  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • репродуктивный метод.

Этап оценки

  • Защита проекта.

Самооценка, взаимооценка, итоговая рефлексия.  

При планировании  ребята самостоятельно выделили следующие этапы работы:

посещение школьной библиотеки и сбор информации о городах Золотого кольца из книг и журналов;

Здесь потребовалась помощь консультанта- библиотекаря.

работа с интернет ресурсом , использование сайтов о городах Золотого кольца;

Здесь потребовалась помощь консультанта- учителя  компьютерного класса.

составление схемы (карты) расположения городов Золотого кольца;

сбор иллюстраций для визитных карточек городов и альбома достопримечательностей;

подбор информации о знаменитых  людях, прославивших  данные города;

Здесь потребовалась помощь консультанта- учителя географии.

Нередко ребята обращались ко мне за помощью, я с удовольствием помогала им. Потому что между педагогом и участниками проекта необходима обратная связь, помощь учителя.

Ещё ребята проводили предзащиту своих проектов, когда представили тему , проблему, цель, ожидаемый результат и план работы проекта, для того, чтобы убедиться , что их план проекта эффективен.

В основном все ребята справились с планированием успешно.

9).Процесс  реализации в основном, не вызвал затруднений у всех участников проекта. Однако ребята  всё - таки столкнулись с некоторыми трудностями. На этом этапе я постоянно следила , чтобы ученики не потеряли мотив к работе.  Во время выполнения творческих работ  постоянно приходилось искать новые подходы  в работе с ребятами, помогать им, направлять их в нужное русло, учить , как правильно оформлять, используя нужные средства для этого. Трудно далось ребятам составление презентаций по своим городам. Пришлось очень много поработать с ними в компьютерном классе,выбирая самые нужные и правильные сведения, красивые иллюстрации, достоверные факты, правильно составляя слайды. Все ребята достойно преодолели возникшие трудности и с моей помощью и с помощью учителей-консультантов.

10).Подведение итогов, оформление результатов.

На данном этапе осуществлялся  анализ результатов деятельности исполнителей проекта с точки зрения его цели и задач, выявлялись недоработки, намечались  пути устранения выявленных недостатков, готовилась необходимая документация по проекту и его презентация. Моя главная задача была  как руководителя на этом этапе - организовать процесс выявления и устранения недостатков выполненного проекта и подготовки презентации.

На протяжении всей работы над проектом не все ученики вели «Дневник работы над проектом». В основном это были девочки (Катя, Лиза и Ксения). Все ребята анализировали свои работы по данному мной шаблону. Чтобы произвести самооценку проектирования и результата проекта я задавала  следующие вопросы:

 Почему вы начали разрабатывать этот проект?

 Правильно ли сформулировали задачу?

Разнообразны ли были идеи?

 Соответствует ли выбранная идея первоначально выдвинутым требованиям?

 Удачно ли спланировали и использовали время?

Что сделали бы иначе, если бы снова начали разрабатывать проект?

 Какой вклад внес каждый участник в общее дело? Оцените свою работу.

 Для кого предназначен проект? Учитывались ли местные условия или возрастные особенности?

 Как отнесутся посторонние люди , кто будет использовать наш( ваш) проект?

 Была ли достигнута цель , все ли задачи решены?

 Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего исследования?

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Критерии оценивания.

Критерий 1. Постановка цели проекта.

Цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована.

Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта.

Планы  состоят из основных этапов проекта.

Критерий 3.Глубина раскрытия темы проекта.

Тема проектов раскрыта исчерпывающе, авторы показали знания, выходящие за рамки школьной программы. (Благодаря использованию множества  информации из различных источников.)

Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.

Работы содержат достаточно полную информацию из разнообразных источников.

Критерий 5. Анализ хода работы, выводы и перспективы.

Представлены развернутые обзоры работ по достижению целей, заявленных в проекте.

Критерий 6. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.

Работы самостоятельные, демонстрирующие серьёзную заинтересованность авторов, предприняты попытки представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества.

Критерий 7. Соответствие требованиям оформления письменной части.

Предприняты попытки оформить работы в соответствии с установленными правилами, придать им соответствующие структуры.

Критерий 8. Качество проведения презентаций.

Внешний вид и речь авторов соответствуют требованиям проведения презентаций, выступления уложились в рамки регламента, авторы владеют культурой общения с аудиторией, им удалось вызвать большой интерес к аудитории.

Критерий 9. Качество проектного продукта.

Продукт полностью соответствует требованиям качества  (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

Нужно помнить, что  проект – живой организм, поэтому при его выполнении возможно возникновение самых разных затруднений, тем более что вместе с высокой степенью самостоятельности учащиеся получают и право на ошибку.

При обсуждении итогов работы над проектом следует не забывать о том, что ученики начальной школы в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись. Ученики основной школы способны назвать сильные и слабые стороны работы над проектом, анализировать причины успехов и неудач в работе, предложить способы преодоления трудностей. Учащиеся старшей школы оценивают результаты работы над проектом с точки зрения возможности использования освоенных умений и способов деятельности, своих перспектив на будущее.

Некоторые ребята не могли полностью ответить на все вопросы шаблона, дать полный, оценивающий ответ. Особенно на вопрос : удачно ли спланировали и использовали время? Или как улучшить проект? Все считали, что сделали всё , что было в их силах. Почти все  участники смогли самостоятельно найти и допущенные ошибки, и вывить их причины. И мы вместе обдумывали способы преодоления подобных ошибок в будущем.

Вообще моя позиция: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы», координатор, эксперт, но позиция  скрытая, дающая  простор самостоятельности учащихся.

Моя оценка результатов работ  учащихся почти полностью совпала с самооценкой своих проектов самими ребятами.

11).Все ребята  успешно справились с написанием отчетов о своих проектных  работах, при моей минимальной помощи. В основном  это был промежуточный  контроль и коррекционная  помощь.

12).Результаты своих работ ребята представили в виде визитных карточек городов, альбома достопримечательностей, творчески оформленной газеты и каждый сделал  небольшую презентацию по своему городу. Представление презентаций проходило у нас в несколько этапов. Все ребята остались довольны своими работами, ощутили массу положительных  эмоций, хороший настрой на будущую работу.

13).Все запланированные дидактические цели были достигнуты, решены запланированные методические задачи, воспитательный эффект возник и полностью был мною оправдан ходе нашей работы над проектом «Золотое кольцо России».

После защиты проекта мы оформили  выставку проектных работ. Это было  важно для того, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

Если  мои ученики сумели  справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни они  окажутся более приспособленными: сумеют  планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда мои ребята  смогут достойно представлять достижения отечественного образования, будут владеть  универсальными способами деятельности,  коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владеть  специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормами  и эталонами  социальной жизнедеятельности (воспитанности). Если мои  ученики будут обладать указанными свойствами, то они  будут, с большой долей вероятности, реализованы  в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Города "Золотого кольца" России

Презентация, выполненная обучающимися 7 класса к теме "Gesicht einer Stadt - Visitenkarte des Landes"...

Города Золотого кольца России (Суздаль, Ростов Великий)

Презентация по теме " Das Antlitz einer Stadt ist die Visitenkarte des Landes"...

Ключи от городов "Золотого кольца России"

Интегрированнный урок (математика + история)-путешествие по городам Золотого кольца России. "Ключи" от городов - формулы сокращённого умножения....

Рекреационный потенциал городов Золотого кольца России.

Статья  посвящена Золотому кольцу, как одному из наиболее популярных туристических маршрутов России. Дана краткая характеристика нескольких городов и их основных достопримечательностей....

Открытое занятие «Заочное путешествие по городам Золотого кольца России»

Это занятие  заключительная часть  одноименного проекта. Ребята защитили свои проекты, рассказали про города Золотого Кольца России. Посмотрели презентацию про предварительную работу по созд...

Презентация к занятию "Заочное путешествие по городам Золотого Кольца России"

Эта презентация достопримечательностей городов Золотого кольца России....