РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» 8 класс Общекультурное направление
рабочая программа (8 класс) на тему

Семенихина Елена Васильевна

      Предлагаемая мною программа актуальна в связи с тем, что для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях модернизации образования на первое место выходит проблема формирования позитивных качеств личности ребенка таких как, лидерских, коммуникативных, организаторских навыков через включение подростков в различные виды деятельности на всех этапах жизни в детском объединении. Для того чтобы дети смогли эффективно пользоваться своими гражданскими правами, выполнять общественные обязанности и были коммуникативными необходимо помочь им в достижении того уровня социальной зрелости, который определит их потребность в развитии лидерских и коммуникативных качеств, поможет осознать необходимость активной жизненной позиции.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_obshcheniya_8.docx46.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное  учреждение

«Русскожуравская  средняя общеобразовательная школа

Верхнемамонского  муниципального  района

Воронежской области»

Рассмотрено и рекомендовано                      к утверждению ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол № ___ от

«____»____________2018г.

Руководитель

ШМО__________

Семенихина Е.В.

«Утверждено»

Директор МКОУ «Русскожуравская  СОШ»

_____________Безручко А.А.

Приказ № ___ от «___»____2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 «Азбука общения»

8  класс

Общекультурное направление

на 2018 – 2019  учебный год

Составитель: учитель русского языка и литературы

Семенихина Елена Васильевна

Русская Журавка, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Образовательной программой является документ, содержащий педагогическую концепцию с основными целями, предпринимаемой деятельности, с указанием средства, методов и технологий их реализации. Для педагога – это основной документ для организации деятельности, возможность систематизации работы, показатель профессионального мастерства. Существует необходимость ориентации педагогов на организацию образовательной  деятельности по своей собственной авторской или модифицированной программе, так как программа- это документ, отражающий систему работы педагога по организации образовательного и воспитательного процесса.

      Представленная мною программа является модифицированной, так как она создана на основе типовой с внесением дополнений и изменений.

      По целевому обеспечению потребностей личности ребенка программа является социально-педагогической; прикладной, нацеленной на формирование теоретических и практических умений и навыков в сфере коммуникативного и лидерского, делового общения. По образовательным областям программа также является социально- педагогической; с точки зрения уровня освоения- общекультурно- базовой; по характеру деятельности – интегрированной; по возрастным особенностям- для одновозрастных коллективов; по контингенту воспитанников – общие; по доминирующим формам организации деятельности детей: для работы в малых и средних  группах; по временным показателям- краткосрочные; по нормативным срокам реализации: одногодичные; по возрастному уровню детей программа предназначена для школьников 8 классов.

      Исходя их данной характеристики, можно сделать вывод о том, что данная образовательная программа - это совокупность разнообразных программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение определенного уровня образованности, гармоническое развитие и адаптация личности в социальной среде.

      Предлагаемая мною программа актуальна в связи с тем, что для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях модернизации образования на первое место выходит проблема формирования позитивных качеств личности ребенка таких как, лидерских, коммуникативных, организаторских навыков через включение подростков в различные виды деятельности на всех этапах жизни в детском объединении. Для того чтобы дети смогли эффективно пользоваться своими гражданскими правами, выполнять общественные обязанности и были коммуникативными необходимо помочь им в достижении того уровня социальной зрелости, который определит их потребность в развитии лидерских и коммуникативных качеств, поможет осознать необходимость активной жизненной позиции.    

Будущее детей XXI века напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться. В основном формирование и развитие коммуникативных и лидерских качеств личности происходит именно в 14-15 лет. Известно, что к окончанию средней школы подростки должны уметь понимать себя и окружающих людей, принимать решения и делать осознанный выбор, брать на себя ответственность за поступки, отстаивать свое мнение конструктивно.

Потребность создания программы «Азбука общения» обусловлена следующими  причинами:

  • стремление детей к самосовершенствованию, саморазвитию, самопознанию, самоанализу, удовлетворению потребностей в различных сферах деятельности;
  •  занятость детей во внеурочное время, не умение правильно организовать его;
  • формирование лидерского потенциала;
  • стремление к развитию межличностного общения;
  • стремление выявить, развивать и проявлять свои творческие способности.

      Содержание данной образовательной программы направлено на :

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

         ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для самореализации, самопознания, для развития познавательной, творческой активности, умений и навыков в сфере общения, а также благоприятной социально-психологической обстановки в коллективе.

       ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • способствовать развитию социальной активности, навыков  лидерского поведения, организаторских знаний и умений;
  • способствовать развитию способности к самопознанию, самоанализу  самообразованию;
  • способствовать самореализации творческих и интеллектуальных способностей подростков
  • овладеть знаниями, умениями, навыками в сфере организаторской деятельности.
  • развить способности выражать собственное мнение.
  •  воспитывать способность уважать мнения и учитывать интересы других членов коллектива.
  • развивать чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других;
  • развивать социальную восприимчивость, социальное воображение, доверие, умение выслушать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
  • способствовать развитию умения и навыков межличностного общения;
  • способствовать изменению уровня культуры общения с учащимися старших и младших классов;

    Программа «Азбука общения» рассчитана на детей 14-15 лет. Данный возраст считается переломным в становлении характера, в формировании личности, так как именно в это время дети становятся наиболее эмоциональными. Появляется излишняя агрессивность, вспыльчивость. Все изменения непосредственно связаны с физиологическими изменениями детей. В связи с этим, в этот период очень важно направить ребят, помочь со сложившимися трудностями, искоренить отрицательные черты и воспитать положительные личностные качества.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в развитии у подростков лидерских качеств, индивидуальных способностей, организаторских навыков, интересного, продуктивного общения со сверстниками, старшими и младшими товарищами,  взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии.

Осваивая материалы занятий программы, дети смогут научиться правильному общению в коллективе друзей, одноклассников, незнакомых и близких им людей, а также смогут понять значение лидера в коллективе.

     Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 14-15 лет

     Срок реализации : 1 год.

     Форма проведения занятий: в соответствии с календарно - тематическим планированием.

     Режим занятий: 1 раз в неделю

     Ожидаемые результаты по итогам проведения программы:

  • развитие социальной активности, навыков  лидерского поведения, организаторских знаний и умений;
  • развитие способности к самопознанию, самоанализу  самообразованию;
  • самореализация творческих и интеллектуальных способностей подростков;
  • овладение знаниями, умениями, навыками в сфере организаторской деятельности.
  • развитие способности выражать собственное мнение.
  •  воспитание способности уважать мнения и учитывать интересы других членов коллектива;
  • развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других;
  • развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
  • развитие умения и навыков межличностного общения;
  • изменение уровня культуры общения с учащимися старших и младших классов;

   В качестве формы проведения занятий и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы будут использоваться диспуты, семинары, беседы, деловые игры, тренинги, практические занятия.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ

Вводное занятие:

 Знакомство с правилами поведения, задачами курса, перспективами деятельности по программе

1

3

2.

Вводное занятие:

Работа по направлениям: игры на взаимодействие, знакомство и сплочение, анкетирование.

1

3.

Веревочный курс: инструктаж, проведение

1

4.

ЛИДЕР И ОРГАНИЗАТОР

1) Лекция «Психологические особенности лидера, типология лидерства»

2) беседа «Правила организатора»

1

2

5.

1) Деловая игра «Я- лидер»

2) Деловая игра «Организатор»

1

6.

ОБЩЕНИЕ

1) Беседа «Стиль общения,

деловые контакты и проблемы общения»

2) Тест «Ваш стиль общения»

1

3

7.

Ролевые игры: «Комплимент и похвальное слово», «Деловые контакты и проблемы общения»

1

8.

1)Тестирование «Общительный ли вы человек»

2) Тренинг «Общение»

1

9.

АЗБУКА ОРГАНИЗАТОРА

Лекция «Организаторские способности. Правила организатора.» 

1

3

10.

Беседа «Стиль работы организатора, секреты организаторского мастерства.»

1

11.

Деловая игра «Секреты организаторского мастерства»

1

12.

КОЛЛЕКТИВ И ЛИДЕР

Лекция «Основные признаки коллектива»

1

4

13.

Лекция «Совместимость людей в коллективе»

1

14.

Ток-шоу «Мое отношение к лидеру в коллективе»

1

15.

Игры на формирование коллектива: «Будем знакомы!», «Комплимент соседу», «Снежный ком»

1

16.

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

Лекция «Методика подготовки и проведения публичного выступления»

1

2

17.

Ролевая игра «Самопрезентация»

1

18.

ИСТОРИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ. СКАУТЫ И ПИОНЕРЫ.

Лекция «История детского движения России. Скауты и пионеры»

1

2

19.

Лекция «Детское движение России ХХ-ХХI век»

1

20.

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Беседа «Стиль работы руководителя», «Правила хорошей работы»

1

1

21.

ЭТИКА И ЭТИКЕТ

Лекция «Этика. Этикет. Нормы морали»

1

4

22.

Беседа «Речевой и деловой этикет»

1

23.

Ролевые игры: «Утешить-поддержать», «Как рождаются сплетни…», «Ненормативная лексика»

1

24.

Практические упражнения

«Деловые переговоры», «Телефонный разговор»

1

25.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

Лекция «Из истории ораторского искусства»

1

3

26.

Деловая игра «Экспресс-оратор»

1

27.

1) Конкурс ораторов

2) Экспромт выступление на заданную тему

1

28.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

Беседа «Коллектив и взаимодействие внутри коллектива, этапы развития коллектива»

1

5

29.

Лекция «Влияние коллектива на личность»

1

30.

Беседа «Этапы развития коллектива от «Песчаной россыпи» к «Горящему факелу»

1

31.

Анкетирование: «Продолжи предложение», «Наши размышления о коллективе»

1

32.

Беседа «Взаимоотношения деловые и личные»

1

33.

ЛИДЕР И ГРУППА

Тест на определение лидерского потенциала

1

3

34.

Лекция «Малая группа, её виды и характеристика»

1

35.

Практическое занятие  

«Деловые переговоры»

1

Всего 35 занятий

СОЖЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Какие ЗУН контролируются

Формы контроля

Методы контроля

  • Знание правил поведения на занятиях;
  • Знание целей и задач курса;

  • умение участвовать и проводить игры на знакомство, на сплочение, на взаимодействие;
  • умение проходить, проводить, составлять анкетирование;

Игры,

анкетирование

Метод игры

  • знание правил прохождения веревочного курса
  • умение проходить испытания веревочного курса;

Веревочный курс

Метод соревнования

  • знание психологических особенностей лидера;
  • знание типологии лидерства
  • знание понятия организатора;
  • знание основных правил организатора;

  • умение проявлять свои лидерские качества в различных ситуациях
  • умение проявлять свои организаторские способности в различных ситуациях.

Игра

Метод игры

  • знание стилей общения;
  • знание понятия «деловые контакты»;
  • знание проблем общения;
  • умение узнать свой стиль общения

  • умение проявить себя;
  • умение грамотно общаться в той или иной ситуации.

Ролевые игры

Метод игры

  • знание общительный ли вы человек или нет;
  • умение проходить тренинги;
  • умение проходить тестирование.

Тестирование,

тренинг

Метод тренинга

  • знание организаторских способностей;
  • знание правил организатора.

  • знание стиля работы организатора;
  • знание секретов организаторского мастерства.

  • умение проявлять свои организаторские способности

Деловая игра

Метод игры

  • знание понятия «коллектив»;
  • знание основных признаков коллектива.

  • знание на сколько люди совместимы в коллективе.

  • умение выразить свое отношение к лидеру в коллективе

Ток-шоу

Метод игры

  • умение сформировать коллектив вокруг себя;

Игра

Метод игры

  • знание основ по подготовке и проведению публичное выступление

  • умение подготовить и провести публичное выступление

Ролевая игра

Метод игры

  • знание истории детского движения;
  • знание понятий «скаут», «пионер»

  • знание детских движений в России ХХ-ХХI века

  • знание стиля работы руководителя;
  • знание правил хорошей работы руководителя

  • знание понятий «этика, этикет»
  • знание норм морали

  • знание понятий речевого и делового этикета.

  • умение применять знания по этике и этикету в различных ситуациях

Ролевая игра

Метод игры

  • умение применять знания по этике и этикету в различных ситуациях

Практические упражнения

Метод игры

  • знание истории ораторского искусства

  • умение применять навыки грамотного оратора

Деловая игра

Метод игры

  • умение проявить себя, как грамотного оратора;
  • умение выступать экспромтом

Конкурс

Конкурс

  • повторение понятия «коллектив»;
  • знание взаимодействия внутри коллектива;
  • знание этапов развития коллектива

  • знание влияния коллектива на личность

  • знание этапов развития коллектива от «Песчаной россыпи» к «Горящему факелу»

  • умение высказывать свое мнения (на примере размышления о коллективе)

Анкетирование

Анкетирование

  • знание личных и деловых взаимоотношений

  • умение определить свой личностный потенциал

Тестирование

Тестирование

  • знание понятия «малая группа»;
  • знание видов малых групп;
  • знание характеристики малой группы

  • умение развивать качества лидера

Тренинг

Тренинг

  • знание психологических особенностей делового общения

  • умение проводить деловые переговоры

Практическое занятие

Метод игры

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

п/п

Название темы, занятия

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Техническое оснащение, дидактический материал

Форма подведения итогов

1.

ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ

Вводное занятие:

 Знакомство с правилами поведения, задачами курса, перспективами деятельности по программе

Вводное занятие

Объяснение, наглядный метод

Компьютер, проектор

2.

Вводное занятие:

Работа по направлениям: игры на взаимодействие, знакомство и сплочение, анкетирование.

Вводное занятие

Объяснение,

Метод игры

Канцелярские принадлежности

3.

Веревочный курс: инструктаж, проведение

Вводное занятие

Объяснение,

Метод игры

Стулья, скотч, бумага

Соревнование

4.

ЛИДЕР И ОРГАНИЗАТОР

1) Лекция «Психологические особенности лидера, типология лидерства»

2) беседа «Правила организатора»

Лекция

Объяснение, наглядность

Компьютер, проектор

5.

1) Деловая игра «Я- лидер»

2) Деловая игра «Организатор»

Деловая игра

Объяснение, метод игры

Канцелярские принадлежности, ватман

игра

6.

ОБЩЕНИЕ

1) Беседа «Стиль общения,

деловые контакты и проблемы общения»

2) Тест «Ваш стиль общения»

Беседа, тестирование

Объяснение, наглядность

Компьютер, проектор

7.

Ролевые игры: «Комплимент и похвальное слово», «Деловые контакты и проблемы общения»

Ролевая игра

Объяснение, метод игры

Канцелярские принадлежности, ватман

Игра

8.

1)Тестирование «Общительный ли вы человек»

2) Тренинг «Общение»

Тестирование

Тренинг

Объяснение, метод игры,

тренинг

Канцелярские принадлежности, ватман

Тренинг, итоги тестирования

9.

АЗБУКА ОРГАНИЗАТОРА

Лекция «Организаторские способности. Правила организатора.» 

Лекция

Объяснение, наглядность

Компьютер, проектор

10.

Беседа «Стиль работы организатора, секреты организаторского мастерства.»

Беседа

Объяснение, наглядность

Компьютер, проектор

11.

Деловая игра «Секреты организаторского мастерства»

Деловая игра

Объяснение, метод игры

Канцелярские принадлежности, ватман

Игра

12.

КОЛЛЕКТИВ И ЛИДЕР

Лекция «Основные признаки коллектива»

Лекция

Объяснение, наглядность

Компьютер, проектор

13.

Лекция «Совместимость людей в коллективе»

Лекция

Объяснение, наглядность

Компьютер, проектор

14.

Ток-шоу «Мое отношение к лидеру в коллективе»

Ток-шоу

Объяснение, метод игры

Канцелярские принадлежности, ватман,

компьютер, проектор

Игра

15.

Игры на формирование коллектива: «Будем знакомы!», «Комплимент соседу», «Снежный ком»

Игра

Объяснение, метод игры

Канцелярские принадлежности, ватман

Игра

16.

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

Лекция «Методика подготовки и проведения публичного выступления»

Лекция

Объяснение, наглядность

Компьютер, проектор

17.

Ролевая игра «Самопрезентация»

Ролевая игра

Объяснение, метод игры

Канцелярские принадлежности, ватман,

компьютер, проектор

Игра

18.

ИСТОРИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ. СКАУТЫ И ПИОНЕРЫ.

Лекция «История детского движения России. Скауты и пионеры»

Лекция

Объяснение, наглядность

Компьютер, проектор

19.

Лекция «Детское движение России ХХ-ХХI век»

Лекция

Объяснение, наглядность

Компьютер, проектор

20.

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Беседа «Стиль работы руководителя», «Правила хорошей работы»

Беседа

Объяснение, наглядность

Компьютер, проектор

21.

ЭТИКА И ЭТИКЕТ

Лекция «Этика. Этикет. Нормы морали»

Лекция

Объяснение, наглядность

Компьютер, проектор

22.

Беседа «Речевой и деловой этикет»

Беседа

Объяснение, наглядность

Компьютер, проектор

23.

Ролевые игры: «Утешить-поддержать», «Как рождаются сплетни…», «Ненормативная лексика»

Ролевая игра

Объяснение, метод игры

Канцелярские принадлежности, ватман,

компьютер, проектор

Игра

24.

Практические упражнения

«Деловые переговоры», «Телефонный разговор»

Практические упражнения

Объяснение, метод упражнений

Канцелярские принадлежности, ватман,

компьютер, проектор

Результаты проделанных упражнений

25.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

Лекция «Из истории ораторского искусства»

Лекция

Объяснение, наглядность

Компьютер, проектор

26.

Деловая игра «Экспресс-оратор»

Деловая игра

Объяснение, метод игры

Канцелярские принадлежности, ватман,

компьютер, проектор

игра

27.

1) Конкурс ораторов

2) Экспромт выступление на заданную тему

Конкурс

Объяснение, метод игры

Компьютер, проектор

Конкурс

28.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

Беседа «Коллектив и взаимодействие внутри коллектива, этапы развития коллектива»

Беседа

Объяснение, наглядность

Компьютер, проектор

29.

Лекция «Влияние коллектива на личность»

Лекция

Объяснение, наглядность

Компьютер, проектор

30.

Беседа «Этапы развития коллектива от «Песчаной россыпи» к «Горящему факелу»

Беседа

Объяснение, наглядность

Компьютер, проектор

31.

Анкетирование: «Продолжи предложение», «Наши размышления о коллективе»

Анкетирование

Объяснение,

анкетирование

Канцелярские принадлежности, ватман

Итоги анкетирования

32.

Беседа «Взаимоотношения деловые и личные»

Беседа

Объяснение, наглядность

Компьютер, проектор

33.

ЛИДЕР И ГРУППА

Тест на определение лидерского потенциала

Тестирование

Объяснение,

тестирование

Канцелярские принадлежности, ватман

Итоги тестирования

34.

Лекция «Малая группа, её виды и характеристика»

Лекция

Объяснение, наглядность

Компьютер, проектор

35.

Практическое занятие  

«Деловые переговоры»

Практическое занятие

Объяснение, метод упражнений

Канцелярские принадлежности, ватман

Итоги практического занятия

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азбука общения. – Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007. – 64 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996.
  3. Белинская Е.П. Как стать лидером. – М., 2000.
  4. Программа «Лидер» СПО (ФДО). М., 1992.
  5. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – М., 1986.
  6. Куницына В.Н. Межличностное общение. – М., 1987.
  7. «Хочу быть лидером!» Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Ниж.Новгород, 2000.
  8. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М., 1997.
  9. Мори ван Ментес Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – С.-Пб. – 2002.
  10. Горохова Е.В. Хочу быть лидером. – Нижний Новгород, 2000.
  11.  Лутошкин А.В. Как вести за собой. – М., 1087.
  12.  Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 1 класса

Программа для работы с детьми 1 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 2 класса

Программа для работы с детьми 2 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....

рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Здоровья"

программа расчитана на уяащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"

Курс «Азбука профессий» реализует  познавательное  направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  начальн...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука дорожной безопасности»

Рабочая программа социального направления нацелена на формирование культуры поведения на дорогах, вовлечение учащихся в деятельность по профилактике дорожно—транспортного травматизма и обеспечение защ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука общения»

Программа внеурочной (внеучебной) деятельности «Азбука общения» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 А классов, воспитание личности подростк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» 7 класс Общекультурное направление

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблем...