Ток-шоу «Пусть говорят. Встреча с современными писателями».
классный час (11 класс) на тему

Кондрашова Елена Николаевна

Пояснительная записка.

Данный сценарий внеурочного мероприятия по литературе представляет  «ток – шоу», на котором «зрители» знакомятся с современными писателями.

 

Предварительно среди учащихся распределяются роли: ведущий, участники (писатели), зрители, которые самостоятельно  готовят вопросы писателям. Также к мероприятию готовится школьный библиотекарь, хотя его роль может исполнить ученик.

 

Цели образовательного мероприятия:

- популяризация современной русой литературы;

- повышение мотивации обучающихся к изучению русской литературы, к чтению;

- создание краткосрочного творческого проекта – ток-шоу на литературную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnoe_meropriyatie.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Ток-шоу

«Пусть говорят. Встреча с современными писателями».

Подготовила и провела Е.Н.Кондрашова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова

2016 год.

Пояснительная записка.

Данный сценарий внеурочного мероприятия по литературе представляет  «ток – шоу», на котором «зрители» знакомятся с современными писателями.

Предварительно среди учащихся распределяются роли: ведущий, участники (писатели), зрители, которые самостоятельно  готовят вопросы писателям. Также к мероприятию готовится школьный библиотекарь, хотя его роль может исполнить ученик.

Цели образовательного мероприятия:

- популяризация современной русой литературы;

- повышение мотивации обучающихся к изучению русской литературы, к чтению;

- создание краткосрочного творческого проекта – ток-шоу на литературную тему.

         

Ведущий:         - Здравствуйте, в эфире ток-шоу «Пусть говорят»!

 - Современный литературный процесс характеризуется исчезновением былых канонированных тем. «Перестройка» открыла двери для огромного потока «задержанных» и молодых писателей, исповедующих разные эстетики – натуралистическую, авангардистскую, постмодернистскую, реалистическую. Что волнует современного читателя? Какие литературные новинки пользуются особой популярностью? Тема нашего сегодняшнего ток-шоу  - «Встреча с современными писателями и их творениями».
- Итак, в студии присутствует экспертная компетентная комиссия, которая поможет нам построить диалог с приглашёнными писателями. И мы приглашаем первого гостя.
Японист, литературовед, переводчик Георгий Шалвович Чхартишвили. По словам Булата Окуджавы, грузин московской выдержки, известный читателям под псевдонимом Борис Акунин.

Вед.        - Борис, Ваше литературное творчество началось с того, что Вы перевели для издателя Игоря Захарова биографию ныне здравствующей Королевы Великобритании Елизаветы II. Через некоторое время Вы позвонили ему и робко сказали: «Я тут детектив написал…». С Вами был заключён договор на 12 романов, а 2000-й год стал годом Акунина.

Акунин        - Всё было не так гладко. 1 апреля 1998 года из печати вышли два романа: «Азазель» и «Турецкий гамбит». Книга расходилась «со скрипом»: разляпистая зелёная обложка с довольно вульгарными картинками к себе не привлекала.

Вед.        - Может быть, дело в неизвестном имени?

Акунин        - По этому поводу могу сказать, что назывались самые разные имена, вплоть до Евгения Примакова и Владимира Жириновского. Псевдоним же мне понадобился потому, что Чхартишвили и Акунин – разные люди: один пишет эссе и статьи, Акунин – детективы. К тому же, товароведы в магазинах не могли выговорить мою фамилию.

Вед.        - Вся эта история, скорее похожа на игру.

Акунин        - А я вообще люблю играть: в карты, на компьютере. Сочинение детективных романов – дело ещё более удивительное, чем игра. Для меня это способ релаксации, расслабления.

Учитель        - Какое же это расслабление, если приходится горы документов перелопачивать?

Акунин        - Поверьте для меня это не работа. Действительно, прежде чем сесть за очередной роман о Фандорине, я сижу в архиве, читаю письма, формулярные списки, газеты тех лет, специальную литературу. Это моё любимое чтение.

Библиотекарь – Кстати, о псевдониме. Аку-нин по-японски означает «плохой человек», «негодяй». Сочетание Б. Акунин кому-то кажется лёгкой издёвкой над знаменитым русским революционером 19 века Михаилом Бакуниным. С другой стороны, с японского баку-нин, вариант маку-нин, переводится как человек, прячущийся за ширмой. Что Вы скажите по этому поводу?

Акунин         - По-моему, об этом стоит спросить у читателей, как им кажется.

№ 1        - Я думаю, мало кто из современной молодёжи увлекается японским языком, но обе версии очень интересны.

Вед.        - Детективные произведения Бориса Акунина делятся на 3 цикла

Вед.        - Правда ли, что «Приключения Эраста Фандорина» и «Приключения магистра» связаны кровным родством?

Акунин        - Живущий в Англии магистр-историк Николас Фандорин является дальним потомком статского советника в отставке Эраста Петровича Фандорина, магистр, в свою очередь, пытается докопаться до корней фандоринского рода.

Учитель        - Какую задачу как писатель Вы ставите перед собой?

Акунин        - Мне всегда хотелось написать детектив, который можно перечитывать. Это задача трудно выполнимая. Обычно, когда ты знаешь сюжет, знаешь, кто убийца, перечитывать не станешь. Но Шерлока Холмса ты перечитываешь. Вот и мне хотелось написать такой детектив, который можно прочитать второй раз и обнаружить в нём то, что не заметил с первого раза. Мне надо ставить перед собой только трудные задачи.

Учитель        - Почему именно исторические детективные романы Вы пишите?

Акунин        - Я не единственный, кто ищет атернативную Россию, создавая позитивный миф.

Библ.        - Да, действительно: Никита Михалков нашёл её в «Сибирском цирюльнике», хотя главного героя отправляют на каторгу, а позже – на поселение только за то, что он проявил благородство.

Акунин        - Но ваш, Никита Сергеевич строит идеологию на том, что хоть отдельные ступени лестницы могут оказаться гнилыми, сама лестница выстроена хорошо, а на верхней ступени расположился и вовсе идеальный Государь, вызывающий исключительно умиление и восторг. Очень полезная в нынешнем состоянии России идейка!

Из зала        - Зато Никита Михалков откровенно служит Отечеству, служит не за страх и не за совесть, а из каких-то особых побуждений. И у него всё прямолинейно. А Вы – играете: Акунин в Чхартишвили, Чхартишвили – в Акунина. Где же Вы настоящий?

Акунин        - Чтобы взрослые люди, для которых я пишу свои сказки, поверили в реальность этой игры, должна быть точность в деталях. Когда я ввожу исторические персонажи, я слегка изменяю их имена, чтобы было ясно – это уже не исторические персонажи, а мои. И Россия, которую я описываю в романах, не вполне реальная историческая Россия. Это, как теперь модно говорить, страна, похожа на Россию.

Вед.        - В советскую эпоху сложилось представление, будто любой революционер – это герой, подвижник, мученик за лучшую долю для всего человечества. Вы продолжаете эту традицию?

Акунин        - Нет я нарушаю эту традицию. И в дооктябрьскую пору либеральная интеллигенция придерживалась определённых табу. Например, нельзя было делать главным положительным героем сотрудника политического сыска, агента охранки, как выражались эти самые интеллигенты.

№ 2        - Но общество может кидаться в любые крайности. Сейчас, по-моему, положительный герой, защитник истинного порядка востребован читателем.

Акунин        - Спрос рождает предложение. Сначала на рынок выбрасывается кустарщина: ремесленники-халтурщики работают быстрее и оперативнее серьёзных мастеров. Затем появляется качественный товар с изыском. Например, Эраст Петрович Фандорин.

№ 2         - Но что мы знаем о Фандорине?

Акунин        - Мы знаем его внешность, он удачлив, дворянин, потомок голландского офицера, прекрасно ладит со своим начальником.

Из зала        - Существует мнение, что в Ваших романах главное всё же не сыщик, а преступник.

Акунин        - Не нужно принимать ироничную лесть за чистую монету. Рядом с любым изысканным на хитрость преступником – Фандорин ещё мудрее, хитрее, грамотнее.

Библ.        - Читая Ваши произведения, иногда задумываешься о плагиате. Судите сами: «Сказки для идиотов» - кому принадлежит идея о бульварной газете, Вам или Шендеровичу? То в ход идёт ироничная стимуляция под волшебную сказку, только вместо Золушки в ней действует Борис Березовский, а добрая фея даёт ему советы.
Пелагея и епископ Митрофаний точно Ниро Вульф и Арчи Гудвин, Пелагея – мисс Марпл Агаты Кристи, рыжеволосая монахиня с талантом аналитика – Настя Каменская?

Акунин        - Я отвечу кратко. Ещё Мольер говорил без стеснения: «Я беру своё добро там, где я его нахожу».

Вед.        - Борис Акунин произвёл нечто на тему весьма избитого мифа об исторической злодейкости России, этом жандарме народа.

Акунин        - Я, просто вышибаю клин клином, пытаюсь воспрепятствовать попытке выдать либерально-революционную направленность произведения за преемственные от русской литературы.
В отличие от графа Монте-Кристо, Сайруса-Смита и прочих достойных людей статский советник Фандорин – наш брат. Во всяком случае, соотечественник. А эта модель для детей и юношества важна чрезвычайно.

Вед.        - Что же, одни не принимают Акунина всерьёз, другие судят его, что он не Никита Михалков. Но характерно, это те, кто сохранил в себе мужество самостоятельно мыслить, зная, что в путинской России это не слишком похвально.
Сам Акунин не несёт ответственности за них. Он – вне лагерей. Вне партий. Он – развлекает.

(фрагмент художественного фильма  «Статский советник»).

Вед.        - А сейчас мы приветствуем следующего героя. В свои 45 лет он – автор 27 романов и сборников повестей, а всего количество названий его произведений зашкаливают за полсотни. Встречаем: Сан Саныч, сибирский самородок, или Александр Бушков.

Вед.        - Сан Саныч, Вы начинаем как фантаст, были близки к движению «фэндомов». Но ведь Вам принадлежат и циклы боевиков о Пиранье и Бешеной, цикл исторических детективов о жандармском офицере Алексее Бестужеве. В каком жанре Вы предпочитаете работать?

Бушков        - Мне интересно многое. Например, моё самое яркое и скандальное произведение – не боевик и не «фэнтези». Это дерзкая историческая гипотеза «Россия, которой не было».

Вед.        - Действие почти всех реалистических произведений происходит в Шанторском крае. Почему?

Бушков        - Я считаю себя потомком белорусской шляхты, т.е. моё генеалогическое древо восходит к рыцарям Великого Княжества Литовского и Речи Постолитой. Кстати, я придерживаюсь католического вероисповедания.

Библ.        - Сан Саныч, вы знаете свою родословную и гордитесь ею. А какой опыт, полученный Вами в юности, помогает Вам в писательской деятельности?

Бушков        - Уже в 18 лет я испытывал инстинктивное отвращение к советскому гуманитарному образованию. Работал почтальоном – такая работа обеспечивала мне свободу передвижения. Всеми правдами и неправдами я пытался отвертеться от вступления в комсомол, но в 20 лет меня всё-таки отловили, пристыдили и вручили комсомольский билет. Я успел поработать и грузчиком, и страховым агентом, и рабочим в геофизической экспедиции. Сплошь и рядом приходилось сталкиваться с брезгливым покровительством индивидов, имевших либо галстук, либо диплом вуза, либо известных родителей. Все эти чувства описаны в моих произведениях.

№ 1        - У Вас очень скандальная репутация. Говорят, к примеру, о том, что свой первый гонорар Вы пропили, что лежали в психиатрической клинике, где лечились от алкоголизма.

Бушков        - Я, действительно, проходил элементарный курс лечения, но заявляю, что давно не злоупотребляю спиртным. А что касается слухов, отношусь к ним спокойно. Тем более, что многие из них имеют основу. Я, например, был под следствием за тунеядство, как и Иосиф Бродский. Накануне суда по этому поводу подвергли психиатрической экспертизе и выдали такую справку, с которой можно было претендовать на титул «Мистер шизофрения». Я тогда проживал в Абакане, столице автономной Хакасии, где в 1986 году ещё не признавали новых веяний. Позже я переехал в Красноярск, где меня оставили в покое.

№ 2        - Правда ли, что Вы живёте даже не в Красноярске, а в глухомани, где единственный телефонный аппарат находится в сельсовете?

Бушков        - Да, меня устраивает деревенский образ жизни и режим деревни.

Вед.        - Вас называют русским националистом. Почему?

Бушков        - Настоящий русский националист – в первую очередь человек просвещённый. Он патриот, ему  обидно за державу, он очень хочет сделать для неё нечто полезное и оттого иногда позволяет втянуть себя в политику.

Вед.        - Примыкаете ли Вы к какой-либо партии?

Бушков        - Нет, ни к какой. В своё время голосовал за Ельцина и нисколько этого не стыжусь. Вручал свою книгу с тёплой подписью Зюганову, симпатизирую Лебедю. Он, кстати, тоже просвещенный русский националист.

Учитель        - Можете ли Вы признать, что пафос Ваших книг в патриотизме?

Бушков        - По моему глубокому убеждению, патриотизм состоит не в том, чтобы замалчивать наиболее неприглядные страницы собственной истории, а в том, чтобы на их примере учиться избегать повторения. Об этом я и пишу в книге «Россия, которой не было».

Вед.        - Вам принадлежит серия книг про «Пиранью», про «Бешеную». А цикл про «Бешеного» - ваше творение?

Бушков        - Нет, это одна из рецензий в Интернете мне его приписала. Видимо, господа рецензенты сами не знают, что пишут.

Вед.        - Расскажите о Международном Фан-клубе любителей творчества Александра Бушкова.

Бушков        - Он образовался после выхода романов о нечаянном Короле Свароге. У Фан-клуба есть собственный устав, есть председатель, собственная страница в Интернете. Члены клуба носят имена, заимствованные из романа.

Из зала        - Девиз клуба «Увидеть Сан Саныча – и умереть!» Вам это не льстит? Не кажется перебором?

Бушков        - Нисколько. Сегодня такой клуб кажется даже архаичным.

Вед.         - В Вашем романе «Анастасия» есть много намёков на конкретные исторические события и на конкретных людей.

Бушков        - Это не намёки. Имена говорят сами за себя.

№ 1        - Позвольте, я зачитаю один из эпизодов (читает стр.63). Что Вы хотели сказать этим откровением?

Бушков        - Подобные вещи я уже комментировал, говоря о русском национализме! Великий Бре – Брежнев, а Гологоловый Хру – Хрущев. Художественный вымысел, конечно, присутствует, но в большенстве случаев я лишь констатирую факты.

Библ.        - Правильно ли будет Вас называть не просто королём боевика, а королём провинциального боевика?

Бушков        - Конечно, и ничего обидного в этом эпитете нет. Провинциальный боевик ещё изобретательнее и раскованнее столичных.

№ 2        - Откуда взялся сюжет для «Пираньи»?

Бушков        - Положительно, в 20-ом столетии человечество немного одурело. А сегодня охотиться на людей забавы ради есть безусловное извращение…

Вед.        - В «Охоте на пиранью» Вы позволяете себе грубую историческую ошибку, совершенно не простительную для знатоков царской России. Один из подручных Прохора одет в военную форму царского времени, на его погонах один просвет и ни одной звездочки.

Бушков        - Если вы заметили, у меня была несколько другая цель: триллер плавно переходит в роман о выживании в нечеловеческих условиях.

Вед.        - Как Вы отнеслись к тому, что в фильме, поставленном по Вашей книге, изменены многие факты?

Бушков        - Спокойно. Фильм всегда отличается от книги.

Вед.        - Миллионные тиражи книг Бушкова объясняются не только его умением лихо выстроить сюжет боевика и фантастического романа. За всем этим стоит созидательная философия. В его романах настоящие мужчины «совершающие подвиги», а ещё некая магия, способная приблизить победу Добра над Злом. Потому что где-то Добро всё же должно восторжествовать. Хотя бы там, где нас нет?

(фрагмент фильма «Охота на пиранью»)

Вед.        - Те, кто принадлежит к, так сказать «Поколению П», наверное не застали этих журнальчиков, а люди постарше хорошо помнят плотненькие номера «Искателя» в бумажных обложках. Журнал был дефицитом, его книжки переходили из рук в руки. «Искатель» печатал приключения и фантастику. В 1990-ом, незадолго до того, как исчезнуть с рынка, он опубликовал «Принца Госплана» Виктора Пелевина. И мы приветствуем его в нашей студии. Классик 21-го века – Виктор Пелевин.

Вед.        - Виктор, Вы согласны с таким определением современный классик? Вас это не смущает?

Пелевин        - У меня нет желания быть частью  этого мира. Знаменитость для меня – это нечто виртуальное. Единственное, что меня интересует, - это сделать что-то, что отвечает моему видению мира и что будут читать.

Вед.        - Действительно, ли, что Вы придерживаетесь канонов Серебряного века?

Пелевин        - Мой любимый поэт – Блок, и я очень люблю его прозу, которой, кстати,  он оставил очень мало. Но это человек, с которым я чувствую наибольший резонанс. Всё, что делалось в России во время Серебряного века и после, до сих пор меня поражает.

Вед.        - Лауреат нескольких престижных литературных премий, Вы многим видитесь пророком в своём отечестве, а «Поколение П» - пророческой книгой.

Пелевин        - К таким заявлениям я отношусь с иронией. Нострадамус достиг совершенство в написании текстов, которые предсказывают всё, что угодно.

№ 1        - Четыре наиболее известных слуха о Вас:

  1. Пелевин – наркоман и торговец наркотиками.
  2. Пелевин – куратор коммерческих палаток в районе Северного Чертанова.
  3. Пелевин – профессиональный дезинсектор.
  4. Пелевина – вообще нет. Под этой фамилией трудится группа или женщина.

Что Вы на это скажите?

Пелевин        - Мне удаётся мистифицировать читателя даже в том, что в наше время скрыть информацию обычно не удаётся. Я человек с высшим образованием,  закончил аспирантуру, стал писателем.

Библ.        - Многие Ваши поклонники утверждают, что пелевинская фраза прежде проста и точна.

Пелевин        - Язык и стиль – это то, чего не должно быть заметно. На что это похоже? Вы смотрите в окно. Если окно прозрачное, вы ясно видите,  что напротив – дом, окно, дерево. Это и есть хороший стиль, который не заметен. А когда стекло покрыто лаком, узором, то ничего не видно, а это то же самое, что смотреть на стену – это и есть плохой стиль.

Вед.        - Вместе с Егазаровым вы создали эссе «ГКЧП как тетраграмматон». В чём Вы видите провал ГКЧП?

Пелевин        - В неудачной комбинации букв! «В начале было слово» - гласит Библия. Подробнее вы можете познакомится с моим мнением в книге.

№ 2        - О Вас ходят очень много слухов: Пелевин – прекрасный каратист, другие говорят – отшельник, живущий в спальном районе Чертанова.

Пелевин        - Для меня все районы спальные, я бы везде спал. У меня нет машины, я езжу на метро, живу в квартире с мамой и подругой Ниной, официально я не женат.

Вед.        - Может быть, поэтому в Ваших романах отсутствует любовная интрига, за исключением романа «Чапаев и пустота».

Пелевин        - Эстетика постмодернизма вполне допускает такие стилистические вкрапления: ведь они позволяют создать наиболее устойчивую среду существования каждого эпизода. Среду, в которой сущность приравнивается к форме и одной лишь формою является более ничем.

Учитель        - Действительно ли, настоящий Пелевин начинается с романа «Омон Ра». Это жуткий сюрреалистический кошмар, замешенный на том, что для советского человека было самым святым: гордости за свою страну, которая идёт впереди планеты всей?

Пелевин        - На самом деле, все эти достижения – грандиозный и чудовищный блеф. Никакой автоматики в кораблях Советского Союза нет, в каждой ступени ракеты, летящей на Луну, сидит смертник, который заменяет.

Пелевин        - Нужно прочитать все произведения, чтобы узнать судьбу героя. Тогда остаётся только расшифровать аббревиатуру.

Вед.        - «Омон Ра» – вещь автобиографическая?

Пелевин        - Абсолютно да. Это книга о том, как ребёнок становиться взрослым.

Учитель        - В чём заключается поучительность для молодёжи?

Пелевин        - Главный герой постигает сущность мира. Он видит смерть товарищей, испытывает восторг перед героизмом и – не погибает. Он выражает готовым совершить подвиг рада человечества.

Вед.        - Интернет опрос. Какое произведение Пелевина вы считаете лучшим? Дал такие результаты? Почему?

Пелевин        - Я думаю, что «Поколение П» заслуживает большего. Возможно, не все ещё успели его прочитать.

№ 2        - В своих произведениях Вы используете нецензурную брань?

Пелевин        - Я лишь поясняю значение некоторых слов, образовавшихся ещё до христианства. Они уместны в контексте, и их нужно воспринимать не как мат, а как составляющую текста.

Вед.        - Алексей Толстой в своей «Истории Государства Российского» написал:

                Ходить довольно склизко

                По камешкам иным,

                О том, что слишком глупо,

                Мы лучше умолчим.

        Пелевин не послушался и прошёл по этим камешкам. Однако не споткнулся. Хотя многим теперь хочется столкнуть его в водоворот. На всякий случай ознакомьтесь с предупреждением писателя:
Все мысли, которые могут прийти в голову при чтении данной книги является объектом авторского права. Их нелицензированное обдумывание запрещается

Спасибо всем гостям и присутствующим.
 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Одежда говорит о человекеПервое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Народная мудрость говорит: Встречают по одёжке, провожают по уму. Иными словами, оценка по одежде не всегда може

Видеоряд к уроку изобразительного искусства в 5 классе.  Первое  что мы оцениваем в человеке это внешность,  первое  что мы оцениваем во внешности  это одежда. Наро...

Ток – шоу – «Пусть говорят» на тему: «Учусь говорить «Нет!» (для учащихся 2 - 6 классов).

Статья посвящена профилактике вредных привычек. Не секрет, что использование токсикоманических веществ в последние годы довольно широко распространилось в молодежной среде. И поэтому, согласно послови...

Торжественная церемония награждения победителей выставки декоративно прикладного и технического творчества. «Пусть говорят»

торжественная церемония награждения победителей выставки технического и декоративно - прикладного творчества...

Вечер встречи выпускников - 2015 "Пусть говорят"

Весь сценарий вечера опирается на популярное ток - шоу "Пусть говорят". За основу взято оформление в стиле программы, музыкальная заставка. Все события, положенные на сценарий являются фактически...

Методическая разработка мероприятия по пропаганде ПДД «Пусть говорят, но правила надо соблюдать»

Мероприятие по пропаганде ПДД (выступление агитбригады, ролевая игра, станционная игра)...

Сценарий шоу "Пусть говорят: пиво-друг или враг"

Сценарий методической разработки...