Внеклассное мероприятие "Крещение Руси"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Сидоренко Нелля Владимировна

Организация творческой деятельности учащихся.

 

Сценарий внеклассного мероприятия проведения государственного и религиозного праздника.

 

Пояснительная записка

 

Понятие «нравственное воспитание» очень содержательно. Оно охватывает все стороны жизнедеятельности человека. Проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения волнует каждого педагога и общество в целом. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую невозможно представить вне духовно-нравственного развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon текст к уроку75 КБ
Microsoft Office document icon приложение112 КБ

Предварительный просмотр:

Организация творческой деятельности учащихся.

Сценарий внеклассного мероприятия проведения государственного и религиозного праздника.

Пояснительная записка

Понятие «нравственное воспитание» очень содержательно. Оно охватывает все стороны жизнедеятельности человека. Проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения волнует каждого педагога и общество в целом. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую невозможно представить вне духовно-нравственного развития личности.

        Цивилизованной можно назвать только ту страну, которая чтит свои традиции, историю и культуру. Россия на протяжение тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Без понимания христианства ребёнок не способен освоить русскую и мировую культуру. 

        Знакомство с  православной культурой, воспитывает у учащихся верность к традициям крепкой и верной семьи, воспитание в духе почитания традиций и культуры своего народа, нравственных черт личности, толерантного самопознания.

        Всю социальную сферу социологи разделяют на три уровня: семья, общество и государство. Семья одновременно является малой церковью, хранительницей народных традиций и ячейкой гражданского общества. Семья призвана передавать от одного поколения к другому особую духовно – религиозную, национальную и отечественную традиции, поэтому семье отводится ведущая роль в личностном развитии ребенка.

Судя по тому, какое множество людей приходит в Великие праздники в Храм, можно утверждать, что традиции православия живут во многих семьях. Православные праздники - это самый доступный способ достучаться до детских сердец. Ведь праздник всегда ассоциируется со словом – радость!

Поэтому нужны всенародные усилия, чтобы наше подрастающее поколение получило возможность вернуться к духовным и культурным корням, вновь приобщились к светлому и чистому роднику веры и любви. 

Приоритетными задачами современной школы являются создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка. Одним из эффективных методов построения активной позиции учащихся в учебном процессе, является внеурочная деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от традиционных, кроме того, данная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка.

Разрешите представить вашему вниманию один из вариантов планирования проектной деятельности – методическую разработку внеклассного мероприятия по теме «Крещение Руси духовно-нравственная культура современного общества».

Тип представленного нами проекта информационно-культурологический. По составу он групповой, по продолжительности проведения краткосрочный и направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Методологической основой данного проекта является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, содержащая систему фундаментальных социальных и педагогических требований и понятий.

Цель: пробудить интерес к истории православия на Руси, показать влияние  Крещения Руси на  духовно-нравственную культуру современного общества,

познакомить и приобщить детей к православным праздникам.

Задачи:

- обогащение знаний по теме  Крещения Руси, понимание влияния   этого события на духовно-нравственную культуру современного общества, а также своей сопричастности к ним;

- дать представление о православных святых и русских князьях;

- довести до понимания учащихся историческую и культурообразующую роль православной веры для русского народа;

- воспитывать общественно активную  и духовно-нравственную личность, готовую приумножить культуру своей страны. Воспитание патриотизма, развитие коммуникативной культуры;

- приобщать учащихся к истории родной страны развитие творческих способностей, аналитического мышления, навыков работы с источниками и литературой, устной речи.

Учебное оборудование: мультимедийный проектор, презентация, фотографии, картон, цветная бумага, ватман А3, карточки с заданиями, таблички с названиями команд, раздаточный материал.

Слайд 1. Летом 2013 года представители славянских народов, большой и дружной международной семьей отметили главный православный праздник нашего Отечества:  «1025 летнюю годовщину со дня  Крещения Руси». Школа № 84  г. Краснодара не осталась в стороне и во время летней лагерной смены по-своему отметила этот великий праздник.

Слайд 2. Во время смены школьного лагеря, мы запланировали и провели неделю «Дружбы и Объединения союза России, Украины и Белоруссии», где ряд мероприятий был посвящен именно Крещению Руси.

Крещение Руси стало началом исторического пути великих народов и через века народы многонациональной России благодарны Богу и нашим предкам за подаренную судьбу.

 В свете современной образовательной деятельности, основная образовательная программа начального общего образования реализуется через внеурочную занятость. Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Данная деятельность включает в себя несколько этапов.

I этап - организационный: на открытии лагерной смены в первый день, учащиеся 4-5 классов разделились на подгруппы. Произошло это с помощью тренинга «Путешествие на воздушном шаре», по принципу самоуправления. Каждый учащийся по очереди называл имя того одноклассника, которого считал самым добрым ребенком в отряде. Тот, кто услышал свое имя чаще остальных и набрал наибольшее количество голосов, становился лидером группы «добрых». По такому же принципу выбирается лидер группы «гуманных», «веселых», «трудолюбивых» и «милосердных» с одним условием, что второй раз уже выбранного лидера предлагать нельзя. Избранные коллективом командиры-лидеры выходят в центр класса и по очереди самостоятельно набирают себе команду из присутствующих в отряде детей. В каждом отряде, получается, пять групп примерно по 4-5 человек.  

II этап – исследовательский: в первый день, с помощью жеребьевки, ребятам раздавались опережающие задания по темам. Они получали карточки с заданием для каждой группы.

Слайд 3. Команда «добрых» превратилась в исследователей исторических событий связанных с апостолом Андреем Первозванным.

Слайд 4. Команда «милосердных» добывала информацию объединенную  событиями о равноапостольных братьях Кирилле и Мефодие. 

Слайд 5. Третья команда под названием «веселые» получила задание по теме «Великая княгиня Ольга». 

Слайд 6. Четвертая команда «гуманных» собирала информацию о «Князе Владимире».

Слайд 7. Пятая команда «трудолюбивых» - определяла значение Крещения Руси.

На этом исследовательском этапе ребята вместе с родителями оформляют доклады. Информацию дети находят в библиотеке и дома. Поиск материала для докладов, содействуют семейному сплочению  через совместную творческую деятельность и общение. Через несколько дней учащиеся выступали с ними на мероприятии.

Ребята вместе с родителями и педагогами слушали выступление докладчиков, каждая подгруппа по очереди рассказывала об исторических событиях связанных с их героем. Это мероприятие даёт возможность   проверить и преумножить те знания, которые они получили ранее.  

Слайд 8. III этап – творческий: на следующий день учащиеся перешли к  творческому процессу. Они рисовали заготовки и шаблоны, изготавливали из цветной бумаги и картона нужные элементы для коллективной «интеллект карты» нашего школьного мероприятия. Это буквы стрелки, рамки, фотографии и картинки.

Технология «интеллект карта» предназначена для создания коллективной работы по изучаемому материалу. Учитель заранее готовит общую информацию по заданной теме в печатном виде. Каждая команда должна была выбрать из большого количества приготовленной информации соответствующую только им заданной теме, и приклеивает верный ответ на своей части карты. (Используемый материал для докладов учащихся размещен в приложении).

Слайд 9. Это:

1) изображение святого;

2) особые - важные даты, - годы правления или годы жизни святого;

3) главная миссия святого или его предназначение.

Все участники проверяли правильность выполненной работы, в то время когда представители каждой группы по очереди защищали проекты своей команды. Для проверки знаний команды менялись картами проектов. Например, команда «гуманных», готовящая информацию о князе Владимире, находила недочеты или признает их отсутствие в команде «веселых» и т.д. (размеры карт каждой команды - А 3, в готовом виде большой плакат).

Слайд10. Финальным аккордом становится соединение пяти групп в единую большую «интеллект – карту» по теме «Крещение Руси». Выглядит это примерно так - на карте видна вся собранная достоверная информация по пройденной теме.

Затем следует игровой момент, где учащиеся получают карточки с буквами  «С», «В», «Я», «Т», «А», «Я», «Р», «У», «С», «Ь» вперемешку. Дети сами угадывают слово и  выстраиваются в нужном порядке, (держа карточки с буквами в руках) так чтобы получилось правильно – Святая Русь. По такому же принципу выстраиваются и остальные учащиеся со своими буквами для слов: Крещение, Россия, Родина, Отечество. Это необходимо для смены деятельности и небольшой двигательной активности.

Слайд 11. На следующий день, для закрепления изученного материала мы используем презентацию на интерактивной доске. Слово для выступления берет учитель (материал размещен в приложении и учебнике модуля «Основы православной культуры» автора А. Кураева, оттуда же взят материал для рабочей тетради). Скрытые слайды 12-15. Настроена система гиперссылок на скрытые слайды. Переходить на каждый из них можно как со слайда с картами по маленьким картинкам, так и пролистывать один за другим, также переходя по маленьким картинкам. Возвраты к картам по стрелкам. Сделано так, чтобы можно было использовать изображения на выбор. 

Слайд 16. Увеличенная карта. Дети смотрят на экран, и знакомятся с географическими картами местности, архитектурными сооружениями. Презентация помогает ребенку задуматься над тем, что избавившись от тьмы язычества, славянский народ преобразился в могучее государство, изменились люди, другой становилась Киевская Русь.

Слайд 17. Какое слово здесь спрятано? (дети отгадывают)   (щелчок по слову) Преображение.

Как вы думаете, после принятия христианства прекратились на Руси человеческие жертвоприношения? (дети отвечают)

В чистых водах крещения, как в бане нового бытия осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии. Свет, который излучала вера православная,  озарил всю страну.

Слайд18. Для нашего школьного мероприятия мы, вместе с моей  семьей, смонтировали небольшой 5-минутный фрагмент мультфильма. Используемый материал был взят из мультфильма режиссера  Юрия Кулакова «Князь Владимир».

Нами были выбраны самые яркие и значительные моменты сюжетной линии, необходимые для повторения пройденного материала. Они отражают важные исторические события, дети могут проследить за переплетением человеческих судеб и промысла Божия. 

Лишний раз убеждаешься, как благотворно действуют на детей познавательные фильмы. Видеосюжет воспринимается легко и непринужденно, а замечательная музыка заставляет задуматься. После просмотра  фильма мы с детьми обсуждаем  увиденное действо. 

Слайд 19. Затем, в работе для проверки знаний, нами используются задания из рабочей тетради, где дети фиксируют географическое местоположение исторических событий.

Слайд 20-21. Задания в рабочей тетради. Составь предложение и вставь нужное слово.

Слайд22. Работа с кроссвордом (для того, чтобы слово открылось нужно нажать на первую букву. Музыку зазвучит в награду за правильные ответы её достаточно послушать 10 секунд). Вопросы к кроссворду размещены в приложении.

Слайд 23. Ребус (задание: нужно сопоставить символ и исторический персонаж; объяснить свой выбор).

IV этап – рефлексивный.

В течение лагерной смены прошли интегрированные уроки с учителями музыки (подготовка к финальному концерту), ИЗО и технологии (учащиеся изготавливали элементы костюмов и атрибуты к празднику). Состоялся показ старшеклассниками спектакля «Крещение Руси» (сценариев спектакля много, мы использовали авторский вариант: Светланы Косолаповой и материал издательства «Заря» созданный по заказу Совета храма Рождества Христова г.Краснодар). Ребятам в отрядах предлагалось прослушать отрывок из аудиокниги  «История России в рассказах для детей» рассказ  «Крещение Руси» по произведениям  Александры Осиповны Ишимовой.

На прогулках в течение недели учителя физической культуры проводили тематические подвижные игры на тему «народных праздников и хороводов», спортивные соревнования на заданную тему, а в столовой повора испекли душистый каравай.

 Все это в комплексе необходимо для глубокого восприятия темы «Крещение Руси» и понимания его исторического значения понимания влияния  Крещения Руси на  духовно-нравственную культуру современного общества. У каждого ребенка формируется осознание своей принадлежности к истории страны, к своей семье, школе, городу и Отечеству, а также развитие доброжелательного отношения к народам других стран. «Крещение Руси» - это дата, которая имеет большое значение для народов России, Белоруссии и Украины, и для всех стран исторической Руси. Она помогает людям ощутить дыхание истории, почувствовать духовное родство, обрести свой свободный, самобытный путь в будущее. После крещения Руси  в жизни наших народов произошли  принципиальные  изменения в отношении христианских ценностей. После принятия Крещения,  Русь стала одним из самых могущественных государств. И основа её мощи состоит в духовности, которую и получили наши праотцы в крещении, укрепили добрыми делами и передали потомкам. Духовность, до сих пор составляет душу великого народа  России. 

Слайд 24. После каждого школьного мероприятия мы готовим фильм - отчет, который ребята вместе с педагогами и родителями смотрят на закрытие лагерной смены и убеждаются в том, что они являются участниками и созидателями истории нашего Отечества. Фильм песня - Анна Сизова «Русь православная». 3мин. На фото могут быть учащиеся вашей  школы, создается такой фильм в программе киностудии Windows Live.

Слайд 25. Завершилось наше торжество. На закрытии недели состоялся праздничный концерт. В конечном итоге мы поощрили всех участников: детям и родителям на память дарили иконы святых и православную литературу.

Слайд 26.  Тем самым поставленную цель - познакомить и приобщить детей к православным праздникам - мы осуществили. Данный дидактический материал необходим для лучшего восприятия, ознакомления и дальнейшего изучения материала по теме, развития познавательной активности. А использование современных компьютерных технологий является хорошим помощником педагогам в организации воспитательной, образовательной и коррекционной работе. Его можно использоваться в работе учителей широкого спектра гуманитарного, эстетического и краеведческих циклов во внеурочной деятельности.

Слайд 27.  В завершение хочется отметить, что самая главная и важная миссия учителя ОРКСЭ - зажигание детских сердец и бесконечная к ним любовь.

СПАСИ ГОСПОДИ ВАС ЗА ТРУДЫ!



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Слово учителя.

Крещение стало началом исторического пути великого народа и через века этот народ благодарен Богу и праотцам за дарованную судьбу.

 Крещение Руси не было одномоментным, путь к вере Христовой вёл через несколько веков, почти тысячу лет Русь шла к свету.

По преданию, в начале I века н.э. события крестной смерти и воскресение Иисуса  Христа ознаменовали зарождение нового мира и после сошествия святого духа, из Иерусалима во все концы тогдашнего мира апостолы понесли весть о событиях свидетелями, которых они стали. Ученики Иисуса бросили жребий, чтобы определить в какие края земли следует направиться каждому из них. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.18,19). Таким был приказ Христа апостолам. Все люди должны были услышать Евангельское благовестие.

 Побережье Черного моря Скифия, достались апостолу Андрею Первозванному. Предания рассказывают, что на склоне горы, где позже вырос Киев, Андрей поставил крест, благословил место и сказал ученикам пророческие слова: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город и Бог воздвигнет много церквей». В 1744 году на этой горе вознесся величественный храм, посвященный самому первозванному апостолу, которому первому суждено было призвать к свету Христовой веры, землю будущее Киевской Руси.

 До IX в. наши предки не знали азбуки, первые просветители славян, святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий проповедовавшие в Херсонесе и других славянских землях принесли народу учения Христа на родном языке. Главной миссией всей жизни Кирилла и Мефодия является составление азбуки и возвращение апостольского слова о воскресение Христа в славянские земли.

В 945 году на Киевский престол взошла вдова князя Игоря, мудрая и великая княгиня Ольга. Она не только не возражала против исповедания незнакомой для русичей религии, но и сама заинтересовалась ею. Главное государство с которой Русь имела отношения, была христианская Византия. Впервые Ольга попала в Константинополь, столицу Византии в 946 году, величие этого города поразили её. В 955 г. решением креститься в храме Святой Софии Ольга изменила не только свою судьбу, но и историю своего народа. Таинство крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт. Посвятив свою жизнь подвигам благочестия и строительству храмов, в 969 г. княгиня почила, запретив хоронить себя по языческим правилам, завещая отпеть по-христиански.  Последние свои годы, Ольга посвятила воспитанию внука. Свою веру, надежду и любовь она отдала тому, кто впоследствии унаследует её мудрость, а звали внука Владимиром.

Князь Владимир задумывался о принятие христианства задолго до своего крещения, с детства помня рассказы своей бабки о новой религии, об удивительной христианской стране на востоке. Все это делало его внутренне расположенным к христианству именно по-восточному. Князь решил узнать о существующих вероисповеданиях, выслушал мусульман, иудеев, христиан западного обряда и греческого философа рассказавшего ему о восточном христианстве. Философ рассказал Владимиру, о Боге сотворившему весь мир и человека о дне судном, когда Бог, сойдя с небес, будет судить живых и мертвых, воздаст каждому по делам их. Выслушав философа наградив и отпустив его с миром, задумался князь и собрал на совет бояр и старцев. И решили они отправить десять мудрых мужей посланников, узнать о разной вере. Вернувшись, послы больше всего были поражены красотой святой Софии. Отбросив последние сомнения, Владимир почувствовал, что готов принять веру, к которой он внутренне готовился так долго. Это был сознательный шаг и как каждое решение, которое даётся нелегко, принятие князем православной веры было выстроено и весомо.

         В 988 г. князь Владимир захватил Херсонес – Византийский город в Крыму. Обратился он к цесарям Василию и Константину: «Если не отдадите за меня сестру свою Анну, то сделаю со столицей вашей тоже, что и с этим городом». Деистический брак должен был соединить Русь и Византию. Вдруг Владимир ослеп, царевна Анна послала к нему передать её слова: «Если хочешь болезни сей избавиться - крестись». Услышав, Владимир сказал: «Если вправду исполниться это, то поистине велик Бог христианский». Князь повелел крестить себя и глаза его увидели свет. Крещение состоялось в Корсуне в церкви святого Василия. Почувствовав внезапное исцеление, он сказал: «Теперь узнал я истинного Бога». Владимир ослеп глазами, но прозрел сердцем.  Многие русские дружинники, увидев это, также приняли крещение. Там же в древнем Херсонесе, состоялось венчание Владимира и Анны. Соединились пути христианского благовестия греков и славян,   Руси и Византии.

         Прибыв в Киев, князь приказал повергнуть, уничтожить  языческих кумиров - одних изрубить, других предать огню. Главного идола Перуна велел привязать к хвосту коня и волочить к реке Днепра. Река, омывающая Киевские горы уносила Перуна за пороги, в её водах Русь готовилась принять крещение.

 В первую очередь крестились сыновья Владимира и бояре. Затем Владимир разослал по всему городу гонцов с повелением жителям собраться на берегу Днепра. Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро крещения Киевлян в водах Днепра. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасенных душ. Изменился князь, менялись люди, другой становилась Киевская Русь. В чистых водах крещения, как в бане нового бытия осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии заложенной в князе Владимире, прозванным в народе Красным Солнышком. Свет, который излучала вера равноапостольного святого,  озарил всю страну. Русь была непреклонной в своем порыве измениться. В Киеве еще при жизни Владимира были возведены сотни церквей, что явило возможность людям, каяться и молиться и молитва жителей необъятных просторов Руси была услышана.

Крещение Руси способствовало объединению разрозненных славянских племён в единое государство, его укреплению и духовному расцвету. Установление христианства как истинной веры содействовало упрочению власти великих князей, расширению международных связей древнерусского государства и утверждению мира во взаимоотношениях с соседними державами. Русь получила большую возможность познакомиться с высокой византийской культурой, воспринять наследие античности и мировой цивилизации. Крещение Руси отправная точка истории великого народа, драматизм эпох и поисков истины, переплетение человеческих судеб и промысла Божия.    

Замечательно сказал об этом удивительном событии Александр Исаевич Солженицын:    

«Русь не просто приняла христианство – она полюбила его сердцем, она расположилась к нему душой, она излегла к нему всем лучшим своим. Она приняла его к себе в названиях жителей, в пословицы и приметы, в строй мышления, в обязательный угол избы, его символ взяла себе во всеобщую охрану, его поимёнными святцами заменила всякий другой счётный календарь, весь план своей трудовой жизни, его храмам отдала лучшие места своих окружий, его  службам – свои предрассветья, его постам – свою выдержку, его праздникам – свой досуг, его странникам  – свой кров и хлебушек».  Русь стала одним из самых могучих государств. И основа её мощи была духовность, которую и получили наши праотцы в крещении, укрепили добрыми делами и передали потомкам. Духовность, которая и до сих пор составляет душу великого народа  России.  

Слайд 11.  Урок с использованием презентации на интерактивной доске.

Скрытые слайды 12-15. Почти через тысячу лет после жизни Христа на востоке Европы начало свою историю русское государство. Вот такая маленькая была тогда Киевская Русь и даже не имела закрепленных границ. Наши соседи с юга – болгары и греки – к тому времени уже стали православными христианами.

Именно в греческую столицу – Константинополь – киевский князь Владимир послал своих послов.

Переход на скрытый слайд 12 щелчком по картинке, первой слева.

Слайд 12. Константинополь  -  Царьград.

В этом огромном городе, теперь носящем имя Стамбул, и поныне высится прекрасный храм святой Софии. София в переводе с греческого «Мудрость». Это одно из свойств Христа и, значит, именно в Его честь был назван самый величественный храм христианского мира.

Возврат по стрелке на слайд 11 или переход на следующий скрытый слайд 13 по маленькой картинке.

Слайд 13. Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле) сейчас.

Возврат по стрелке на слайд 11 или переход на следующий скрытый слайд 14 по маленькой картинке.

Слайд 14. Византийский прием.

Русские послы посетили богослужение в этом храме. Они были поражены: «Мы не знали, где мы находимся - на небе или на земле!».

Переход на скрытый слайд 15 щелчком  по картинке.

Слайд 15. Софийский храм в Константинополе изнутри сейчас.

Переход на слайд 16 с увеличенной картой щелчком по стрелке.

Вопросы к кроссворду.

1. Как называется таинство, христианский обряд принятия в число верующих приобщение к Церкви и наречения личного имени ? щелчок по клетке 1 (крещение)

  1. Как называется прозрачная бесцветная жидкость в которую погружался Иисус при крещении в реку Иордан?  щелчок по клетке 2      (вода)
  2. Как называется великое событие, церковный обряд, предназначенный  для приобщения верующего к Божественной благодати, их в православной  церкви семь?      щелчок по клетке 3      (таинство)
  3. Имя Спасителя рода человеческого, Сына Божия? щелчок по клетке 4 (Иисус)
  4. Назовите имя того, кто крестил Иисуса в Иордане?  щелчок по клетке 5 (Иоанн)
  5. Какой называют Русь   щелчок по клетке 6           (святая)

 «История Крещения Руси и его значение»

В июле 2013 года исполнилось 1025 годовщина со дня крещения Киевской Руси, сделавшей сознательный и окончательный выбор веры, перейдя от язычества к христианству.

Крещение Руси не было одномоментным, путь к вере Христовой вёл через несколько веков.

По преданию, в начале I века н.э. восточных славян посетил и положил здесь начала христианства святой апостол Андрей Первозванный. По жребию апостолов в Иерусалиме, Андрей получил для проповеди Евангелия  Скифию – территорию к северу от Черного моря и до Балтики. Придя в Херсонес, апостол Андрей основал здесь первую христианскую общину и построил храм.

По свидетельству древнегреческих летописей, из Херсонеса апостол Андрей пришел к устью Днепра и поднялся в Среднее Приднепровье. У подножия Киевских гор, где было тогда несколько поселений полян, он пророчески сказал своим ученикам:

"Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет град великий…"

"И взойдя на горы эти, – повествует летописец, – он благословил их и поставил здесь крест… и, сойдя с горы этой, где впоследствии возник Киев, отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где ныне Новгород, и увидел живших там людей…"

Как свидетельствуют новейшие исторические исследования, из Новгорода по реке Волхов апостол Андрей доплыл до Ладожского озера, а потом до Валаама. Он благословил там горы каменным крестом и обратил в истинную веру обитавших на острове язычников.

Продолжателем благовестнических трудов апостола Андрея в Причерноморье был священномученик Климент, епископ Римский. Сосланный римским императором Трояном в Херсонес, он в течение трех лет (99-101) духовно окормлял здесь более двух тысяч крымских христиан. Проповедническую деятельность проводил и святитель Иоанн Златоуст, отбывавший ссылку в одном из городов Абхазии в V веке. Вся их деятельность служила постепенному распространению православия по Крыму, Кавказу и всему Причерноморью.

В крещении Руси приняли участие и первые просветители славян святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.

Они составили славянскую письменность, перевели на славянский язык Священное писание и церковные книги. В 861 г. братья прибыли в Херсонес Таврический и крестили здесь сразу двести семей. Они посетили также древнюю территорию нынешнего Закарпатья, где крестили русинов, а святой Мефодий даже некоторое время проживал в здешнем монастыре в поселении Грушево.

В 945 году во главе Русского государства стала вдова князя Игоря – великая княгиня Ольга (княжила с 945 по 969 год).

 Княгиня Ольга – уроженка села Выбуты Псковской земли, дочь паромщика через реку Великую. Была женщиной умной и замечательной правительницей, достойной продолжательницей дела русских князей, заслужившей признание и любовь народа, назвавшего её мудрой.

Княгиня Ольга была первой из киевских князей, которая приняла православие непосредственно в Константинополе. Согласно летописи, во второй половине 50-х годов Х века  "отправилась Ольга в греческую землю и пришла к Царьграду".  Ей в то время должно было быть от 28 до 30 лет. Когда Ольга встретилась с Византийским императором Константином, то он, увидев, «что она очень красива и лицом и разумом», сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей!» Ольга, поняв смысл этого предложения, ответила императору: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести сам, иначе не крещусь».

Мудрая Ольга решила принять крещение в Константинополе и от самого патриарха, чтобы добиться широкого признания Руси в мире могущественных  христианских государств и обеспечить духовную поддержку Вселенского Патриарха своей собственной апостольской миссии на русской земле. И княгиня достигла чрезвычайно важных результатов. Она была с почестями крещена в столице Византии, в храме святой Софии – главном соборном храме Вселенской церкви того времени.

При крещении Ольга получила имя Елены (в честь матери Константина Великого) и благословение на распространение христианства в своей стране.

После крещения император Константин опять встретился с Ольгой и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». На что она ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь». Константин вынужден был ответить: «Перехитрила ты меня, Ольга», и «дал ей многие дары… отпустил её, назвав дочерью».

Императорский титул «дочери», как показывают современные исследования, ставил Русь в самый высокий ранг дипломатической иерархии государств (после самой Византии, разумеется, так как быть с ней равными никто не мог). Титул совпадал с христианским положением Ольги-Елены как крёстной дочери Византийского императора.

Вернувшись домой, княгиня Ольга отмечает: «Да будет воля Божия; если захочет Бог миловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне». Она уговаривала и сына своего Святослава принять христианство, но он не согласился и остался язычником.

Княгиня Ольга не только молилась за сына и за людей «всякую нощь и день», но проповедовала христианство, сокрушала идолов в своих вотчинах, строила храмы. В Киеве была освящена церковь во имя святой Софии, а на месте будущего Пскова она организовала строительство храма Святой Троицы. Из Константинополя княгиня привезла многие христианские святыни, в частности, восьмиконечный крест, сделанный целиком из древа Животворящего Креста Господня. Эти святыни помогали в великом деле просвещения народа Киевской Руси.

После кончины равноапостольной Ольги  её  сын  Святослав,  хотя сам не крестился, но «если кто собирался креститься, то не запрещал». После гибели Святослава в 972 году его сын Ярополк также не был крещен, но имел жену-христианку. Согласно Иоакимовской и Никоновской летописям, Ярополк «любяше христианы, а ще сам не крестися народа ради, но никому не претяше», и христианам даде волю велику».

Завершил крещение Киевской Руси младший сын Святослава, внук княгини Ольги, князь Владимир Святославович (княжил с 980 по 1015 год).

  «Единодержавные государь всея Руси»

(Дохристианских портрет князя Владимира).

        И вот в 980г. Божьей волею на Руси появился единодержавный государь всея Руси князь Владимир Святославович 18 лет от роду, внук княгини Ольги. Стал он княжить в Киеве, и под его началом находились все княжества Руси.

                Жизнь князя Владимира распадается на два периода: до и после крещения Руси. Первый период был очень короткий - до 25-летнегог возраста. Портрет Владимира-язычника представляется нам следующим образом: это был жестокий, мстительный и ревностный язычник. Поклонялись языческим богам Владимир имел пять законных жен, но кроме этого несколько сот наложниц наполняли его загородные дворцы; ибо он не смущался ничего, отнимал дочерей у отцов и жен у мужей, когда пленялся их красотой. Он предательски убил свого брата, учавствовал в человеческих жертвоприношениях, любил войну – вот далеко не полный перечень, позволяющий судить о его характере.

                  Однажды в лето (983г.) Владимир ходил войною на диких Ятвягов. Победа над ними стоила ему великого труда, ибо ятвяги отважно защищались. По возвращении, желая торжественно заявить свою благодарность, жертву кумирам - богам, Владимир, посовещавщшись со старшинами и боярами. Решил принести им человеческую жертву.

        - Бросим жребий на отроков и девушек, - сказали старцы и бояре, - и на кого падет он – того зарежем в жертву богам.

        В то время жил в Киеве  варяг – христианин Федор пришедший из греческой земли, и был у него сын Иоанн, прекрасный лицом и душою, на него и пал жребий, по зависти дьявола. И посланные от народа к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, чтобы мы принесли жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а простое дерево: ныне есть, а завтра сгинет, не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо и землю, звезды и луну, солнце и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги, что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Услышав об отказе варяга, рассвирепела толпа народа, схватили оружие ворвались, разнесли его двор и убили отца и сына. А двор  этот стоял там, где сейчас стоит церковь святой Богородицы, которую построил князь Владимир.  Переданный князю, ответ варяга заставил Владимира серьезно задуматься. И раньше он размышлял о языческих богах. Известно ему было, что ни могущественная Византия, ни Рим давно не поклонялись им. Бабку свою мудрую княгиню Ольгу – христианку, не раз вспоминал.

 «На пути к единобожию»

К тому времени имя Руси уже стало известно чужестранцам. Воинские подвиги Святослава прославили русское оружие; походы Владимира умножили эту славу. Россия вела уже значительную торговлю с греками, хазарами, болгарами, с немцами и скандинавами. Ввиду возрастной силы России, многие соседи желали привлечь к своей  вере князя Руси.

Прежде всех (986г.) пришли посланники от волжских и камских болгар, принявших ислам. Болгары эти, незадолго перед сим, вели войну с Владимиром и теперь, заключив с ним союз, конечно желали преклонить  к единоверию с ними сильного соседа, который мог оказаться для них опасным врагом или желанным союзником. Они говорили Владимиру о едином Боге – творце мира и о пророке его Магомете. «Ты, князь, мудр и смышлен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету»…Они пленили воображение князя описанием рая Магомета с его бесчисленными вечно юными красавицами. Владимир же слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание показалось ему неприемлемым обрядом, а воздержание от свиного мяса и от пития – безрассудным; и сказал он: «Руси есть веселее пить, не можем без этого быть». И отпустил болгар без надежды на успех.  

Затем пришли посланные от папы иноземцы из Рима и говорили Владимиру:

Наша вера – свет. Мы поклоняемся Богу, сотворившего небо и землю, звёзды и месяц и всякое дыхание, а ваши боги – дерево.

Но Владимир отвечал им:

- Идите обратно – отцы наши не приняли веры от папы.

После немцев пришли из соседней Хазарии иудеи и заявляли князю:

- Мы слыхали, что к тебе приходили болгары и христиане, учить тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в Бога, которого мы распяли, а мы верим в единого Бога Авраама, Исаака и Иакова.

Затем они стали говорить о постановлениях Закона Моисеева.

Сказал на это Владимир:

- Где земля ваша?

- В Иерусалиме, - отвечали они.

- Что же вы не там живете? – спросил у них князь Владимир.

- Бог разгневался на наших отцов и рассеял нас по разным странам. И земля наша отдана  христианам.

- Как же вы других учите, когда сами отвергнуты богом и расточены, - сказал Владимир. – Если бы Бог любил вас и Закон ваш, то не рассеял бы вас по чужим землям. Или и нам того желаете? Мы не хотим, подобно вам лишиться своего отечества.

Затем прислали греки к Владимиру мудрого и красноречивого философа – проповедника со следующими словами:

- Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру, так же слышали мы и то, что приходили к вам из Рима  проповедовать у вас свою веру. Владимир сказал ему:

- Ко мне приходили евреи и говорили, что немцы и греки веруют в того, кого они распяли.  Философ ответил:

- Правда это. Мы веруем в Того, о Котором предвещали пророки, что Он родится от Девы чистой и будет распят и воскреснет, и взойдет на небо. Евреи этих пророков избивали. Когда же настало время исполнению этих пророчеств, Господь сошел на Землю, был распят, воскрес и вознесся на небо. И ждал он сорок лет покаяния от евреев. Но когда они не покаялись, то город их разрушил через римлян, а их расточил поработил иным народом.

- Для чего Господь сошел на Землю и принял такое страдание? – спросил  князь Владимир.

- Если хочешь слушать, я расскажу тебе все с самого начала.

- Говори, я рад услышать.

Философ рассказал князю с самого начала главные события Ветхого и Нового Завета до проповеди апостольской. Князь слушал с глубоким вниманием. Иногда прерывал повествование вопросами. Новый мир открылся перед ним. И когда, наконец, грек, коснувшись опять предсказания о кончине мира, развернул перед Владимиром занавес - ткань, на которой была представлена картина страшного суда, и объяснил ему, что стоявшие одесную (справа) Господа праведники в веселии идут в рай, а стоящие ошуюю (налево) грешники повержены идущие на мучение в ад, князь воскликнул в волнении:

- Добро этим одесную, а горе тем ошуюю!

- Если хочешь с праведниками справа стоять, то крестись и будешь в раю с первыми.

Владимиру запала  на сердце эта мысль, очень сильно подействовали на него слова грека. Князь отпустил проповедника с честью и великими многими дарами. Но желая веры истинной не для себя самого, а для всего народа, он хотел посоветоваться с боярами своими и старшинами городскими.

- Придите бояре и старшины, совет держать будем. Были у меня магометяне, немцы, иудеи и греки, говорили о вере своей. Более всего на меня подействовали слова грека философа. Чудны их речи об ином мире. Они утверждают, что кто вступит, уверует в их веру, то по смерти восстанет и будет жить вечно. Смутился ум мой от таких речей. Придайте мне ума, посоветуйте.

- Государь, - отвечали они, - своего никто хулить не станет. Если хочешь узнать правду, пошли мудрых мужей в разные страны, дабы разведали они. В какой стране лучше служат Богу. Этот совет полюбился всем и десять избранных мужей были отправлены к болгарам, немцам и грекам.

 «Выбор веры»

По возвращении их Владимир опять собрал бояр и старейшин, чтобы в присутствии их выслушать посланных. Не понравилось им служение у болгар и немцев. Но с восторгом говорили они о богослужении у греков. Когда они прибыли в Царьград, то император, узнав что пришли мужи из Руси для испытания веры, приказал повести посланных в Софийский храм, где сам патриарх совершал богослужение с величайшим благолепием.

 - Да узрят они славу Бога нашего! – сказал император. Великолепие храма, торжественность Богослужения, стройное пение клира (хора певчих), произвели на русских бояр глубокое впечатление.

- Нет нигде на земле такого вида и красоты, - говорили они князю Владимиру.

- Мы не знали, на земле ли мы или на небе; не в состоянии мы описать того, что видели, но знаем только, что там Бог обитает с людьми, и что греческое Богослужение выше всех других. Не можем забыть красоты той. Всякий человек, вкусив сладкого, уже горького не захочет, так и мы, увидев веру греков, не хотим оставаться при прежней языческой.

Не возникало вражды к христианской вере между присутствовавшими; бояре и старейшины сказали князю:

- Государь, если бы закон греческий не был лучше всех других, то не приняла бы его твоя  бабка Ольга – мудрейшая из людей.

- Где же  нам  креститься? – спросил князь.

- Где тебе любо, - отвечали они.

        Всё указывало и склоняло Владимира к принятию греческой веры: и глубокое впечатление, произведенное на него словами греческого благовестника, и мнение совета его; вероятно и воспоминание о поучениях мудрой Ольги, при которой он провел первые годы детства; может быть и некоторое знакомство с христианской верою, так давно уже существовавшей в Киеве. Размышляя о греческой вере Владимир видел: христианское учение говорит о любви, о едином Боге, создавшем мир и человека. Бог любит людей как своих детей, и требует от них любить друг друга, помогать и заботиться, а не мстить! Особенно было трудно понять, что Бог требует любить не только ближних, но и врагов! Не всем это понятно и в наши дни, но со временем, возможно, все люди поймут, что жить можно только в мире друг с другом!

Христианский Бог дал заповеди Своим детям – людям. Исполняя заповеди, человек становится праведным, имея надежду попасть в рай. В христианстве важно исполнение заповедей, а не обычаев и ритуалов! Значит, человек своим стремлением к добру может стать лучше, добродетельнее и отзывчивее! Человек сам хозяин своей судьбы. Вот как возвысил Бог человека, призывая его стать Своим сыном, а не рабом мертвых правил! В христианстве нет никаких предопределений – человек сам себе хозяин. Как это величественно и справедливо!

Христианские заповеди не трудные и понятные. Люби отца своего и мать свою. Это и у славян всегда было, это они легко примут. Не кради, не убивай, не присваивай чужого – все это тоже очень правильно и понятно! Если исполняешь Заповеди Божьи, получишь награду. Если же лукавишь, то такой ответ придется дать, от которого не увильнешь и не откупишься обрядами. Твои судьи – совесть и Бог, Который все видит и знает! От суда своей совести не уйдешь! Перед Богом можно каяться и просить прощения! Далее христианство учит человека сдерживать свои дурные наклонности, отказываться от того, чего хочется, во имя заботы о других и о семье. Такие люди, воспитанные христианской верой, умеющие властвовать над своими желаниями и страстями, с закаленным характером, с твердой волей нужны в каждой стране. Им можно доверять!

Отказаться от множества во имя сплоченной семьи?  Я сам это сделаю, чтобы показать пример другим. Без крепкой семьи не может быть крепкого государства. Семья одновременно является малой церковью, хранительницей народных традиций и основной ячейкой в государстве. Семья призвана передавать от одного поколения к другому особую отечественную традицию. Работать над собой, развивать свои дарования, «свои таланты», как говорит главная христианская книга – Евангелие. Как это правильно и нужно каждому человеку! У нас много одаренных людей! Они должны учиться, трудиться, совершенствоваться…

Христос проповедует скромность и отрицает гордость. Требует заботы о бедных. Я сам это буду делать! Буду заботиться о несчастных, правильно судить и не гордится тем, что я князь. И решил князь: «Крещусь!», Да снова медлил. Возможно, смущало Владимира то, что принимая веру из чужой страны Византии, он станет зависимым от неё, подневольным. И решил Владимир прежде стать равным византийскому императору.

«В Царьград за верой»

Решив принять веру греческую, Владимир считал для себя унизительным смиренно просить наставников у греков. Он собрал рать и двинулся на них войной.

Вторгся он в византийские владения в Крыму и осадил город Корсунь (Херсонес). Дружинники его начали насыпать к городской стене землю, чтобы по насыпи войти в город. А жители города подвели под стену подкоп и выбирали всю насыпанную землю. Тогда один из жителей города, некий Анастас, впустил в стан Владимира стрелу с запиской: «перекопай и перейми воду из колодца. Из него по трубе идет вода в город». Прочитав записку, Владимир сказал: если от этого Корсунь сдастся, то я крещусь».

Корсунь была взята! И оттуда – уже победителем  - Владимир продиктовал свои условия византийскому императору, потребовав отдать в жены за него сестру: «Коли не отдадите её за меня, то и с Царьградом сделаю то же, что с Корсунью». Встревоженный византийский император ответил: «Недостойно христианке выходить за язычника. Крестись, тогда дадим тебе невесту».

С этим Владимир согласился и объявил о желании креститься: «Пусть те священники, которые придут с сестрой вашей, крестят меня».  Да может снова не окончательным было решение, это и понятно – трудно решиться переменить веру. Но тут свершилось чудо. По преданию, князь Владимир неожиданно ослеп. Царевна Анна послала гонца сказать ему «Если хочешь избавиться от болезни - крестись».

«Если так случится, - решил князь Владимир, - то поистине велик Бог христианский». Во время крещения князь прозрел… 

Слепоту и прозрение князя толковали как символ перехода от языческой тьмы к свету христианской жизни. При крещение человек, будто вновь рождается, начинает жить по законам новой жизни. Даже имя получает новое. Князю Владимиру дали имя Василий. Благодать Божия коснулась и души новообращенного князя; он уразумел величие Божье и воскликнул в радостном умилении: «Теперь я знаю Бога истинного!». Увидя это чудо, крестилась и большая часть княжеской дружины. Произошло это в 988 году. Владимиру тогда было 26 лет. Некоторые полагают, что крещение князя совершилось в самый день Пасхи восьмого апреля.

     Вслед за крещением был совершен и брак с царевною Анною. Некоторое время Владимир еще жил в Корсуни, построил в нем церковь и потом возвратил её грекам, взяв несколько икон, крестов, утвари церковной и часть мощей св. Климента и ученика его Оивы. Несколько греческих священников, между прочими Анастас, последовали за ними в Киев.

«Возвращение в Киев. Крещение Руси»

По возвращению Владимира в Киев, приняли крещение двенадцать его сыновей. Место, где они приняли крещение, источник над Днепром, до ныне называется Крещатиком.

        Уже на пути из Корсуни в Киев Владимир доказал как христианство влияет на людей и смягчает характер человека. Отказавшись от многоженства, он отправил дружинников – вестников к каждой своей жене объявить, что по христианскому закону ему разрешается иметь только одну жену, поэтому он всем им дает свободу и позволяет, если они захотят, выйти замуж за любого дружинника.

        Это была неслыханная для тех времен гуманность! В те времена необыкновенно нелюбимых жен убивали. Его милостивое отношение к женам, конечно, стало сразу известно в народе.

        Интересно и другое историческое событие. Старшая жена Рогнеда послала ему « гордый», но смягчающий кротостью и смирением ответ. Она велела передать князю, что его милости не приемлет, ни за какого дружинника замуж не выйдет, но и мстить ему не будет, так как сама уже христианка и уйдет в монастырь.

        Так она и сделала! И мать старших сыновей князя Владимира – Изяслава, Ярослава, Мстислава и дочери Предславы – приняли монашеский постриг. Следует обратить внимание на то, что тогда, в канун крещения Руси, под Киевом уже существовал женский монастырь.

        Эти два примера (князь Владимир дал свободу женам, а не умертвил их и Рогнета, не смотря на незабываемую обиду, не мстила, кротко пошла в монастырь) показывают, как христианство коренным образом меняет человека и его характер, мысли и желания и заставляют его сдерживаться и не поддаваться искушениям.

        После крещения сыновей Владимира в Киеве начались регулярные проповеди христианской веры. Их вели и сам князь и греческие священники, особенно из Корсуни, говорившие на славянских языках, и болгарские священники с реки Дуная, и те дружинники, которые уже давно, как Рогнеда, приняли христианство.

        Говорили они, вероятно о Всемогущем Боге Творце о любви к ближнему и к врагам, о том, что только христиане, исполняющие Заповеди Божие, могут создать и сохранить мир на земле своим смиренным и кротким поведением и своими молитвами Премудрому и Милостивому Богу. Говорили и о том, как надо молиться, приводя в пример молитву «Отче наш», данную Иисусом Христом, в которой есть такая просьба, связанная с обещанием: «…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим», то есть о необходимости милостиво и с любовью подходить ко всем людям. Говорили конечно и о Страшном суде и об участи грешников в аду.

        Все эти убедительные проповеди должны были запасть в душу людям впечатлительным и ищущим, а таких в славянских народах всегда было много. Спокойный подход, проповеди и убеждения создали такую обстановку, что почти без сопротивления произошло величайшее историческое событие – Крещение Руси в 988 году.

        Идолы были низвергнуты, изрублены и сожжены. После этого князь объявил: « Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня. Господь мой! – воскликнул князь. Боже милостивый, сотворивший небо и землю, призри на новых людей сих; дай им увидеть тебя, истинного Бога Вседержителя, как увидели страны христианские; утверди их в веру правую и твердую; и мне, Господи, помоги на супротивного врага, да Тобою,  Твоею силою одолею козни его». Так описывает летопись это великое событие.

        Вслед за тем князь приступил к построению церквей; на месте где стоял Перун, была воздвигнута церковь во имя св. Василия; где крестились киевляне – церковь во имя св. Апостола и Петра. На том месте, где пострадали варяжские мученики, Владимир заложил каменный соборный храм в честь Богоматери, для построения которого он вызвал мастеров из Греции;  этот храм, украшенный утварью, привезенный им из  Корсуня,   был торжественно освящён в 996 - ом году.   Владимир определил на содержание  его десятую часть своих доходов, посему и церковь эта была поименована десятиною.

        После крещения киевлян, митрополит Михаил, в сопровождении священников, ездил во многие города для благовествования с совершения крещения над уверовавшими. По началу не везде народ охотно принимал новую веру. Впоследствии, епископ стал надевать кресты на тех, которые приняли от него крещение. С тех пор и пошел обычай надевать крестик при крещении.

        Сам Владимир объезжал области, заботясь о распространении веры. Чтобы успешнее содействовать распространению веры, он поручал управление областями сыновьям своим, уже крещенным, и с ними посылал священников; повелевал им строить церкви и старался о просвещении народа святою верою. Князь Владимир запрещал применять для этого силу. Близ церкви св. Василия он завел первое в Киеве училище и повелел брать для обучения грамоте детей самых значительных семейств. Эта мера возбудила ропот; родители, у которых брали детей в книжное учение, оплакивали их как умерших, потому сто считали грамоту чародейством. Однако эта мера принесла вскоре плоды.

        Благодаря трудам первоучителей славянских, уже и Св. Писание и богослужебные книги имелись на славянском языке. Эти книги доставлялись в Киев из Болгарии и Греции. Тогда открылась народу возможность узнать христианское учение и спустя немного лет после кончины Владимира, книжное учение уже было довольно распространено и любимо в России. Появились среди русских просвещенные и деятельные пастыри; и снова Божие проповедуемое и читаемое и читаемое на родном языке, приносило благие плоды в сердцах уверовавших.

        На самом Владимире христианская вера явила полную силу свою. Озарив душу его, вера совершенно возродила, обновила его, обратила к благу все великие силы ума его и воли.   По возвращении в Киев в 988г.  Из всех  христианских добродетелей особенно воссияло в душе Владимира святое милосердие. Горячая любовь к ближнем наполняло его сердце и выражалось щедрыми благотворениями, участием к страждущим, милостью к виновным. Жизнь  человека стала для него священна.

        Красным солнышком, ласковым князем Владимиром звали его современники. И таким представляют его бесчисленные былины и песни, сохранившие в народе память о просветители Руси.

       К заключительному слову учителя.

        Крещение Руси не следует представлять себе, как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых становлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый константинопольским патриархом. В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри.

        Таким образом, власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяло все духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с ней и книжное просвещение, новые законы и суды, новые землевладельческие обычаи. Как бы трудно не было на первых порах, оно все же оказывало могучее влияние на познавших его людей. Богослужебные и священные книги были принесены на Русь на доступном для всех языке славянском, том самом, на котором изложили их славянские первоучители свв. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики. Так как Русь приняла веру из Византии, то все новое, что пришло вместе с верою, имело византийский характер и служило проводником византийского влияния на Русь.

Крещение Руси способствовало объединению разрозненных славянских племён в единое государство, его укреплению и духовному расцвету. Установление христианства как истинной веры содействовало упрочению власти великих князей, расширению международных связей древнерусского государства и утверждению мира во взаимоотношениях с соседними державами. Русь получила большую возможность познакомиться с высокой византийской культурой, воспринять наследие античности и мировой цивилизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс. Мероприятие подготовлено к предметной неделе. Участвуют команды параллели 6-х  классов....

"Святой Руси святые жены", презентация к внеклассному мероприятию

Презентация к внеклассному мероприятию «Святой Руси святые жены»....

Урок внеклассного чтения "Гороховый шут всея Руси Козьма Прутков"

Урок внеклассного чтения в 8 классе.Содержит материалы об истории возникновения Козьмы Пруткова, о его создателях.Творческая работа учащихся в парах и индивидуально.Знакомство с тематикой и художестве...

Презентация к уроку внеклассного чтения "Гороховый шут всея Руси Козьма Прутков"

Презентация к уроку внеклассного чтения "Гороховый шут всея Руси Козьма Прутков" является компьютерным сопровождением урока внеклассного чтения....

Внеклассное мероприятие по литературе "Чудный праздник у нас на дворе" (Зимние христианские праздники на Руси)

Данная разработка поможет учителям в подготовке к урокам литературы в 5-6 классах по теме "Устное народное творчество".  Познакомит с традициями русского народа,расширит знания детей о зимних пра...

Методическая разработка внеклассного занятия по теме:«Пасха. Пасхальные традиции на Руси».

Цель: познакомить учащихся с праздником «Пасха» и пасхальными традициями и символами на Руси.Задачи: после изучения этой темы учащиеся смогут:называть основные праздники, выделять среди них прав...

Внеклассное мероприятие "Легенды Древней Руси", проведенное в 6-х классах в рамках недели истории в школе

Игра может быть полезна в проведении повторительно-обощающего урока по теме "Русь Древняя" и в проведении внеклассного мероприятия...