Программа внеурочной проектной деятельности учащихся « История страны в истории моей семьи»
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа рассчитана на 17 часов.
Класс: 5 класс
Цель программы - создание условий получения значимых личностных результатов учащимися в освоении основной образовательной программы основного общего образования через осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни и осознание связи истории семьи с историческими событиями истории России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proektnoy_deyatelnosti_po_teme.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №40» имени Народного учителя СССР
Овсиевской Руфины Серафимовны
«ПРИНЯТО» Заведующая кафедрой ____________________________ ____________________________ ____________/ / Протокол заседания кафедры августа 2018 года | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Гимназия №40» _____________ А.Г.Овсиевский Приказ № от августа 2018 г. |
Программа внеурочной проектной деятельности учащихся
« История страны в истории моей семьи» для 5 класса
На 2018- 2019 учебный год
ФГОС ООО
Основное общее образование
Составитель: Царева Л.А.
учитель истории и обществознания
Барнаул 2018
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (5 – 9 кл.) - Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897
- Письма Министерства образования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от 20.05.2003 г. № 28-51-391/66;
- Письма Министерства образования РФ «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 18.06.2003 г. №28-02-484/16
- Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Распоряжение правительства от 15 мая 2013 г. № 792-р.
Программа внеурочной проектной деятельности учащихся « История страны в истории моей семьи» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).
В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Курс предназначен для проведения в рамках внеурочной деятельности в 5 а классе
Количество часов: 17 ч
Актуальность такой программы продиктована реалиями сегодняшнего дня, когда очень остро стоит вопрос о воспитании молодого здорового поколения и государство делает особый упор на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, которое невозможно осуществлять без опоры на осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношение к членам своей семьи. Через это осознание значительно проще вывести подрастающее поколение на те личностные результаты освоения основной образовательной программы, которые заложены в Федеральные государственные образовательные стандарты - воспитание российской гражданской идентичности, а, уважения к Отечеству, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной и т.д.
Новизна курса: программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края, через призму истории своей семьи.
Цель – создание условий получения значимых личностных результатов учащимися в освоении основной образовательной программы основного общего образования через осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни и осознание связи истории семьи с историческими событиями Отечественной истории.
Задачи :
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России.
- Формирование у учащихся интереса к изучению истории России как общеобразовательного предмета в старших классах
- Развитие познавательных, исследовательских и коммуникативных навыков учащихся
- Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся
- формирование навыков самопознания, самомотивации и повышения самооценки
Тип проектной деятельности: информационно – исследовательский.
Класс: 5а
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение полученной информации
- эмпирические: описание, анкетирование, беседа, работа с семейным архивом
- графические: создание семейного древа
- сказкотерапевтические
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы
Личностные, метапредметные, предметные результаты проекта:
Личностные результаты проектной деятельности включают:
- воспитание любви и уважения к своей стране
- осмысление культурно-нравственного опыта предшествующих поколений
- осознание своей этнической принадлежности, истории и традиций своей семьи
Метапредметные результаты проектной деятельности включают:
- владение умениями работать с различными видами внеучебной информации, различными логическими действиями (определение понятий, установление причинно-следственных связей)
- способность решать исследовательские и поисковые задачи, представлять результаты своей деятельности в форме исследовательской работы
- умение осуществлять сотрудничество с ближайшим окружением
Предметные результаты проектной деятельности включают:
- формирование интереса к истории своей семьи, своего Отечества, развитие у учащихся стремления внести свой достойный вклад в развитие своей страны
- формирование культурно – исторической базы для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности
- развитие умения находить, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях прошлого
Основное содержание курса
Тема 1. Без меня народ не полный (1ч)
Зачем изучать историю семьи. Науки, изучающие происхождение, историю и родственные связи семей.
Путь исследователя (3ч)
Где и как правильно найти сведения о своем роде: методы исследовательской деятельности. Как проводить сбор информации: интервью, беседа. Создание опросника.
Как работать с семейным архивом (2ч)
Работа с фотографиями, письмами, документами. Создание базы данных своих предков. Анализ и оформление семейного архива
Мое родовое древо (3ч)
Виды и типы родословных. Составление своего родового древа
История страны в истории моей семьи: Столыпинская аграрная реформа (1ч)
Определяем важные события, происходившие в истории страны, наложившие отпечаток на историю семьи. Столыпинская аграрная реформа и Алтай. Причины реформы. Итоги и последствия реформы для Алтайского края. История семьи в свете Столыпинской аграрной реформы
История страны в истории моей семьи: Гражданская война (1ч)
Что такое Гражданская война. Раскол страны на два лагеря: красные и белые. Алтай в годы Гражданской войны. История семьи в период Гражданской войны
История страны в истории моей семьи: индустриализация и коллективизация (1ч)
Что такое индустриализация и коллективизация. Коллективизация на Алтае. История семьи в 30-е годы XX в
История страны в истории моей семьи: Великая Отечественная война (2ч)
Великая Отечественная война: основные события. Роль Алтайского края в событиях 1941-1945гг Участие семьи в событиях Великой Отечественной войны: на фронте и в тылу
История страны в истории моей семьи: освоение целины (1ч)
Причины, итоги и последствия освоения целинных и залежных земель на Алтае. История семьи и освоение целины
Сказки моего Рода (1ч)
Виды родологических сказок и цели их написания. Написание родологической сказки.
Подготовка к выступлению на конференции (1ч)
Тематическое планирование:
№ | Тема занятия | К-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий |
1 | Без меня народ не полный | 1 | |
2 | Путь исследователя | 3 | |
3 | Как работать с семейным архивом | 2 | |
4 | Мое родовое древо | 3 | |
5 | История страны в истории моей семьи: Столыпинская аграрная реформа | 1 | |
6 | История страны в истории моей семьи: Гражданская война | 1 | |
7 | История страны в истории моей семьи: индустриализация и коллективизация | 1 | |
7 | История страны в истории моей семьи: Великая Отечественная война | 2 | |
8 | История страны в истории моей семьи: освоение целины | 1 | |
9 | Сказки моего Рода | 1 | |
11 | Подготовка к выступлению на конференции | 1 | |
17 часов |
Итогом данного проекта является защита своей работы и выступление на городской конференции «Колосовские чтения» - 2019
Список литературы
Литература:
- Ашурков В. Н. и другие. Историческое краеведение: учебное пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов / В. Н. Ашурков, Д. В. Кацюба, Г. Н. Матюшин; под ред. Г. Н. Матюшина. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Просвещение, 1980. — 192с.
- Богородская О.Е. Пишем «историю семьи». Методические указания к работе над родословной – Иваново, 2007г
- Борисов Н. С., Дранишников В. В., Иванов П. В., Кацюба Д. В. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей /Н. С. Борисов, В. В. Дранишников, П. В. Иванов, Д. В. Кацюба; под редакцией Н. С. Борисова. — М.: Просвещение, 1982. — 223с.
- Бородаев В.Б., Демин М.А., Контев А.В. Рассказы по истории Алтайского края. Барнаул, Пикет, 1997
- Булыгин Ю.С. Первые крестьяне на Алтае Барнаул, Алтайское книжное издательство, 1974. - 144 с.
- История Алтая. Часть I: Учебное пособие. – Барнаул: Издательство Алтайского университета, 1995.
- Коган М.Л. Алтайские дивизии в боевых операциях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Справочное издание. Ред. В. Паньшин. — Барнаул: Алтайский полиграфический комбинат, 1997.
- Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – М., 2007.
- Степанская Т.М. Служили Отечеству на Алтае: Книга для чтения по художественному краеведению. – Барнаул: Пикет, 1998.
- Энциклопедия Алтайского края: в 2-х т. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1995.
Интернет - ресурсы
- Журавлева В.В. Технология составления генеалогического древа// http://festival.1september.ru/articles/605082/
- Коршунова М.С. Методика составления родословной// http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/11/19/metodika_sostavleniya_rodoslovnoy.doc
- Всероссийское генеалогическое древо - http://www.vgd.ru/generes.htm
- Генеалогия. ру - http://genealogia.ru/
- Сайт о солдатах Великой Отечественной войны и технологии их поиска в интернете - http://www.soldat.ru/
- Подвиг народа - Банк документов о ходе и итогах боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной войны. Календарь награждений, боевых операций. - http://podvignaroda.mil.ru/
- Мемориал - Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период. - http://www.obd-memorial.ru/html/default.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"
Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная проектная деятельность «Азбука общения»
Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через пос...
выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"
выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"...
Выступление на педагогическом совете «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
выступление на педагогическом совете "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"...
Проектно-исследовательская работа по английскому языку "История страны в истории памятников. Лондонский Big Ben и Кремлевские Куранты"Купцова Светлана, 6 класс
Проектно-исследовательская работа ученицы 6 класса Купцовой Светланы "История страны в истории памятников. Лондонский Big Ben и Кремлевские Куранты"...
Рабочая программа внеурочная проектная деятельность Азбука общения
Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя чер...
Памятники павшим за независимость Родины – символ истории страны и истории моей семьи.
Сегодня, когда осуществляются попытки переписать историю Великой Отечественной войны и пересмотреть её итоги, очень важно определить роль и значение памятников Второй мировой войны. О войне, о подвига...