Социальный проект "Модно не курить"
проект на тему

Мамаева Кристина Станиславовна

Проект для учащихся 5-9 классов. Имеет социальную направленность. Отражены цели, задачи, ожидаемые результаты, а также приложение в виде конспектов бесед, анкет и экспериментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modno_ne_kurit.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа №13»

                        СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«МОДНО - НЕ КУРИТЬ»

 

Мамаева К.С.

Городец 2018г.

Социальный проект «Модно — не курить»

ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ

 1. Актуальность проекта:

       В наше время курение стало проблемой общечеловеческого значения. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, сейчас в мире насчитывается 1,3 млрд. курильщиков, а согласно прогнозам, к 2025 году их количество вырастит еще на 400 млн.  К сожалению, это самое массовое увлечение нынешнего поколения молодежи, в том числе и несовершеннолетних.     Табакокурение несовершеннолетних принимает все более угрожающие формы, существенно деформирующие нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Особую остроту проблеме предает то обстоятельство, что именно в детском и подростковом возрасте курение становится одной из первых форм девиантного поведения, с которой впоследствии сочетается алкоголь, а в ряде случаев и наркотики.
     
Курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.  

        Проведенное исследование среди обучающихся 5-9 классов показывает, что 2% несовершеннолетних курят регулярно, 28%  пробовали, 70% не пробовали, хотели бы попробовать 30%. Но тем не менее 1/3 обучающихся находятся в зоне риска.

          Большинство подростков, не умеет достаточно четко сформулировать свои аргументы «За» и «Против» курения. Это может означать, что информация о влиянии курения на организм человека в их представлении носит неопределенный,  характер. Кроме того, общаясь со сверстниками, подростки не могут выразить свое отрицательное отношение к курению достаточно определенно. Как правило, подросток не осознает, последствия пробы и употребления сигарет. Таким образом, профилактика курения в подростковом возрасте особенно необходима.

2.Цель и задачи проекта

Цель проекта: формирование мотивации к здоровому образу жизни  и первичная профилактика табакокурения у подростков.

Задачи проекта:    

- формирование знаний и представлений о негативном влиянии и  последствиях табакокурения;    

- формирование  навыков ответственного отношения к  здоровью, умения противостоять внешнему социальному и психологическому давлению;

- формирование негативного отношения к курению.

Целевая  аудитория  обучающиеся 5-9 классов

 Алгоритм шагов реализации проекта:

1    шаг - анкетирование  .  

2    шаг -  разработка комплекса мероприятий по профилактике табакокурения.

3 шаг - организация профилактической деятельности: вовлечение в профилактическую деятельность обучающихся.  

4    шаг - анализ работы.          

 Срок реализации проекта:  октябрь — декабрь   2017г.

 

3.План мероприятий по осуществлению проекта

Содержание деятельности

Название и форма мероприятия

Время проведения

Тестирование воспитанников по изучению отношения к проблеме табакокурения  (5-9 класс).

Тестирование, анкетирование.

октябрь

- Информирование о вреде, негативном влиянии и о последствиях табакокурения.    

- Формирование негативного отношения к курению;

- Формирование навыков ответственного отношения к своему здоровью, умения противостоять внешнему социальному и психологическому давлению, самостоятельного преодоления вредных привычек.

1. Беседа - «Я умею выбирать».

2. Оформление информационного стенда на тему «Курить – значит, быть рабом табака».

3. Тренинг - «Почему люди курят?».

4. Конкурс плакатов - «Эмблема некурящего человека».

5.Тренинг «Уверенное поведение. Умение сказать «нет».

6. Просмотр фильма «Из чего делают сигареты».

октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

ноябрь

 

- Анализ результатов деятельности;

- Проверка пройденного материала (что изменилось за время проекта, оценка результатов проекта.).

1. Анкетирование, тестирование.

2. Круглый стол (обсуждение проекта).

декабрь

4. Ожидаемые результаты

  • повышение мотивации у подростков  к здоровому образу жизни;
  • получение  знаний о вреде  курения и способах отказа от него;
  • снижение числа курильщиков среди воспитанников;
  • активное участие воспитанников в мероприятиях по профилактике табакокурения.

5.Результаты проекта

Результаты повторного анкетирования

Курят регулярно 2%, пробовали курить 28%, не пробовали 70%, хотели бы попробовать 19%

Курят регулярно

пробовали

Не пробовали

Хотели бы попробовать

Тестирование в начале проекта

2

28

70

28

Тестирование в конце проекта

2

28

70

19

Как мы видим из таблицы снижение произошло в категории «хотели бы попробовать» на 9%.

 Результаты повторного анкетирования  «Что ты знаешь о табакокурении»

Правильно ответили на 10% вопросов

Правильно ответили на 30% вопросов

Правильно ответили на 50% вопросов

Правильно ответили на 70% вопросов

Правильно ответили на все вопросы

Анкетирование в начале проекта

90%

5%

5%

0

0

Анкетирование по завершению   проекта

50%

25%

20%

5%

0%

Результаты анкетирование в начале проекта

Результаты анкетирования в конце проекта

Как мы можем видеть из результатов анкетирования, знания о вреде табакокурения у обучающихся повысились.

6. Список литературы:

  1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Звездина И.В. Табакокурение детей и подростков. Гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения. – М.: Литтерра, 2007.
  2. Брошюры по профилактике табакокурения.
  3. Занятие-диспут «Что выбираешь ты?» / Сост. Самошкина Л.И., Шалимова Н.А. – Владимир, 2006.
  4. Периодика на тему профилактики табакокурения среди молодежи.
  5. Профилактика  курения и здоровый образ жизни. – М., 2011.
  6. Профилактика табакокурения среди детей и подростков / Под ред. Н.А. Геппе. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
  7. Романникова М.В. Профилактика табакокурения как фактор формирования ценности здорового образа жизни у подростков: Автореферат диссер. на соис. уч. ст. к.п.н. – М.: МПГУ, 2009.
  8. Титов В.А.Социальная педагогика. – М.: Приор-издат, 2010.
  9. Государственное (областное) образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической  и медико-социальной помощи, Центр психолого-медико-социального сопровождения «Первичная профилактика ПАВ». Сборник анкет, тестов.Выпуск 1. г. Липецк, 2011 Сост. Горяева Е. П. Стебенева Н.В

Приложение

  1. Беседа по профилактике табакокурения «Я умею выбирать»

Цель: профилактика табакокурения как вредной привычки.

Задачи:

- формирование знаний и представлений о негативном влиянии и  последствиях  табакокурения;

- развить самосознание, ответственное отношение к своему здоровью.

- воспитывать желание вести здоровый образ жизни, беречь своё здоровье.

Время проведения: 30 — 40 минут.

Возраст участников: 12-16 лет.

Ведущий. Здравствуйте ребята! Как вы думаете, что означает эта поговорка: «Все пороки от безделья».  Что такое - порок?  Можно ли назвать пороком вредные привычки? Сегодня мы поговорим о вреде курения….

Курение прочно вошло не только в наш быт, но и в культуру. А ведь были времена, когда курение считалось несовместимым с обликом цивилизованного человека. Откуда же пришла к нам эта пагубная привычка?

«Из истории табакокурения»

Курение табака возникло ещё в глубокой древности. В Египте при раскопках могил фараонов относящихся к XV в. до н.э., были найдены длинные курительные трубки. Греческий историк Геродот, живший в V в. до н.э. в своих трудах рассказывал. Что люди вдыхали дым сжигаемых растений.

В древней китайской литературе находятся свидетельства о курении табака. Однако большинство народов на Земле долгое время ничего не знали о табаке и прекрасно обходились без него.

- Сколько веков прошло с тех пор?

 Широкое распространение курения началось после открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 г. Колумб открыл новые земли, местные жители радушно встретили пришельцев, принесли им много подарков. В их числе были сушёные листья растения «петум». Местные жители свертывали высушенные листья в трубочку, которую называли «сигаро», также использовали и длинные трубочки «табако», набитые листьями петума, которые считались священными и лечебными. Жители новых земель угощали Колумба и его спутников «сигаро» и «табако», в знак приветствия, уважения и дружбы. Отказ от курения воспринимался как враждебное недружеское отношение. Первые попытки вызывали у моряков сильный кашель, слёзы, головокружение, пропадал аппетит и сон. Однако постепенно они привыкают к табаку.

 Вернувшись в Европу, матросы привезли с собой листья петума. И курение начинает распространяться по Европе. В то время считалось, что табак целебен, что его дым отпугивает болезни, злых духов. Табачные листья используют как лечебное вещество.

Французский посол в Португалии Жан Нико в 1560 г. Преподнёс в подарок своей королеве Екатерине Медичи порошок из листьев табака для нюхания. Аромат табачных листьев облегчал головные боли, которые мучили королеву. От фамилии Нико и произошло название основного действующего компонента табака – никотин.

 В России курение получило распространение в период царствования Петра I. Он сам был заядлым курильщиком. Однако врачи уже поняли вредное влияние табака на человеческий организм и забили тревогу. Английский король объявил курение вредным и неподходящим занятием для цивилизованного человека. Свой знаменитый труд «О вреде табака» он заканчивает словами: «… привычка, вредная для мозга, опасная для лёгких». Это была первая популярная книга о вреде курения.

Но выращивание табака и табачная промышленность приносят огромные прибыли плантаторам, фабрикантам и купцам от торговли сигаретами и папиросами. Всё больше людей на Земле приобретают вредную привычку – курение.

- Особенно страшно, когда курить начинают дети.

Рассказ о вреде курения «Губительная Сигарета».

 О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.

Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь). Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800г. никотина. Систематическое поглощение небольших, несмертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Никотин включает в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становиться необходимым. Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым - фармакологом Н. П. Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару.

Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит» двое победителей, выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.

В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40 - летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.

Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин. С - необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливость и напряжения. Обследовав свыше 2 тыс. Детей, проживающих в 1820 семьях, профессор С. М. Гавалов выявил, что в семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте наблюдаются частые острые пневмонии и острые респираторные заболевания. В семьях, где не было курящих, дети были практически здоровы.

У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Так, ученые ГДР В. Гибал и Х. Блюмберг при обследовании 17 тысяч таких детей выявили отставание в чтении, письме, а также в росте.

Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Советскими и зарубежными учеными установлено, что аллергизирующем действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым.

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.

Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.) .

Курение и школьник несовместимы. Школьные годы это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

Ведущий:  теперь проведём опыт.

Демонстрация опыта «Курящая машина».

- Сейчас я покажу опыт, который наглядно продемонстрирует, как плохо действует дым сигарет на лёгкие.

(Для получения лучшего эффекта «курящую машину» следует использовать несколько раз, чтобы образовалась смола).

Оборудование:

  • Мягкая пластмассовая бутылка (прозрачная)
  • Трубочка для аквариума или стержень шариковой ручки
  • Вата
  • Изолента (скотч) и глина (пластилин)
  • Сигарета и спичка

  1. положите вату в бутылку
  2. сделайте отверстие в крышке бутылки и вставьте трубочку, если необходимо заклейте скотчем или замажьте глиной
  3. вставьте в другой конец трубочки сигарету, при необходимости приклейте скотчем
  4. сожмите бутылку, чтобы выпустить воздух, затем вставьте сигарету
  5. сжимайте, как насос, симулируя дыхание
  6. рассмотрите вату и трубочку, понюхайте содержимое
  7. обсудите то, что произошло.

(Вата, трубочка должны окраситься в коричневый цвет от смолы, которая содержится в табачном дыму.)

Заполним таблицу.

- Из каких частей состояла «курящая машина»? и т.д.

Таблица.

«курящая машина»

Части тела

Эффект

Трубочка, вата

Рот, горло

Загрязняет зубы, язык, лёгкие

Бронхи

Кашель

Лёгкие

Рак и другие болезни

Кровеносные сосуды

Сужаются

Подведение итогов.

Что из услышанного сегодня вас удивило, что знакомо, а что вы услышали впервые?

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

Тренинг  «Почему люди курят?»

1. Обсуждение причин курения

Цель: обсуждение участниками  причин (мотивов) курения.

Время: 10 минут.

Техника проведения: Методом мозгового штурма составляют и ранжируют список причин, по которым люди начинают курить.

Ведущий  обобщает полученную информацию, выявляет ведущие, по мнению большинства участников, мотивы.

2. «Поиск альтернативы»

Цель: помощь подросткам в поиске социально приемлемых способов удовлетворения потребностей, провоцирующих курение.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Участники вспоминают те причины, по которым, по их мнению, учащиеся курят. Затем придумывают альтернативные действия для удовлетворения каждой потребности.

3. «Коробочка»

Цель: создание ситуации, провоцирующей любопытство, обсуждение чувств и способов реагирования, возникающих у участников.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Ведущий кладёт цветную коробочку в центр, рядом записку «Нельзя». Коробочка стоит с начала занятия, но в неё нельзя заглядывать. Участники группы должны поделиться мыслями и чувствами, которые возникли у них по отношению к этой коробочке.

Рефлексия:

- Трудно ли было не заглядывать в коробочку?

- Почему вели себя так, а не иначе?

- Чем руководствовались в своём поведении?

Выводы  ведущего

       Нашим поведением движет любопытство, воля и разум. Человек находится в процессе поиска и принятия решения «за» и «против» чего-либо, в том числе курения или некурения. Но для того, чтобы принять какое-либо решение, нужно собрать определённую информацию об объекте, в отношении которого надо принять решение, проанализировать её, рассмотреть с разных сторон. В этом человеку помогают, с одной стороны,  его интерес к объекту – любопытство, с другой стороны – разум, который пытается показать обратную сторону, заставить отказаться от этого объекта, всё хорошо взвесить, приводит разумные аргументы, с третьей стороны – воля.

4. «Любопытство, воля, разум»

Цель: ознакомить участников  с этапами принятия решения и действия сознания и эмоций в ситуации выбора.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Инструкция ведущего: сейчас мы разделимся на три группы. 1-я группа – любопытство, 2-я – воля, 3-я – разум. «Воля» встаёт в центр и образует круг таким образом, чтобы все участники стояли лицом вовне, изображающие «разум» справа сидят в линию, «любопытство» - слева, также в линию. Задача «воли» - выслушать внимательно все аргументы, которые приводят «любопытство» и  «разум», и в конце принять решение: пробовать начать курить или нет. Любопытство пытается склонить волю на свою сторону: «попробуй закурить», разум – на свою: «не пробуй ни в коем случае».

«Любопытство» и «разум» закрывают глаза. Каждый из участников, находящихся в роли «воли», самостоятельно принимает решение – переходит на чью- либо сторону.

Рефлексия:

- Почему «воля» приняла такое решение, чем руководствовалась?

- Кто был более убедительным: «разум» или «любопытство»?

- На что опиралось «любопытство», когда выдвигало свои аргументы?

- Какие контраргументы предлагал искать «разум»? Трудно ли было их искать и приводить?

7. Самодиагностика воли

Цель: диагностика силы воли участников.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Насколько сильна воля, настолько обычно плодотворны наши работа и учёба. Предлагаем определить, какая у вас воля.  Постарайтесь ответить на вопросы с максимальной откровенностью (можно использовать три варианта ответа: «да», «иногда случается», («не знаю», «затрудняюсь ответить»), «нет»)

  1. В состоянии ли ты завершить работу, которая тебе неинтересна?
  2. Преодолеваешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?
  3. Когда попадаешь в конфликтную ситуацию в школе или дома, в состоянии ли ты взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
  4. Если сверстники предложат тебе попробовать покурить, сможешь ли ты им отказать?
  5. Найдёшь ли ты силы встать утром раньше обычного, как было запланировано накануне,  если делать это необязательно?
  6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы рассказать о том, что ты видел?
  7. Быстро ли ты выполняешь обещание?
  8. Если у тебя вызывает страх посещение зубного врача, сумеешь ли ты в последний момент не изменить своего намерения?
  9. Будешь ли принимать очень неприятное лекарство, которое настойчиво рекомендует врач?
  10. Сдерживаешь ли ты сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесёт тебе немало хлопот?
  11. Без колебаний ли ты отправляешься с друзьями куда-либо?
  12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня?
  13. Относишься ли ты неодобрительно к тем, кто подолгу не возвращает взятые в библиотеке книги?
  14. Даже самая интересная телепередача не заставит тебя отложить выполнение домашнего задания?
  15. Сможешь ли ты прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращённые к тебе слова?

Ответ «да» - 2 балла; «иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить») – 1 балл, «нет» - 0 баллов.

0 – 12 баллов. С силой воли дела обстоят у тебя неважно. Ты просто делаешь то, что легче и интереснее, даже если это в чём-то может навредить тебе. К обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для тебя. Твоя позиция выражается известным выражением: «Что мне – больше всех надо?» Ты не откажешься от предложения попробовать покурить от сверстников. Любую просьбу, любую обязанность ты воспринимаешь чуть ли не как физическую боль. Дело не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайся взглянуть на себя именно с учётом такой оценки. Может быть, это поможет тебе изменить своё отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своём характере. Если удастся – от этого ты только выиграешь.

13 – 21 балл. Сила воли у тебя средняя. Если сталкиваешься с препятствием, то начнёшь действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидишь обходной путь, тут же воспользуешься им. Не переусердствуй, но и данное тобой слово – держи. Неприятную работу постараешься выполнить, хотя и поворчишь. Ты можешь аргументировать свой отказ попробовать покурить. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмёте. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к тебе педагогов, не с лучшей стороны характеризует тебя и в глазах окружающих. Если хочешь достичь в жизни большего, тренируй волю.

22 – 30 баллов. С силой воли у тебя всё в порядке. На тебя можно положиться – ты не подведёшь. Тебя не страшат ни новые поручения, ни те дела, которые иных пугают. Тебе под силу отказаться от предложения сверстников попробовать покурить. Правда, тебе трудно обосновать свой отказ. Но иногда твоя твёрдая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли – это очень хорошо, но необходимо обладать и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

6. Информ-дайджест «Что влияет на мой выбор»

Цель: ознакомить участников с воздействиями социума на процесс принятия решений. Создание условий для осознания того, что и кто влияет на  выбор.

Время: 15 минут.

Техника проведения:

Вводное слово ведущего

        Каждый человек испытывает внешние воздействия во всех жизненных ситуациях. Для нас важно понимать это и быть способными осуществлять собственный выбор. На этом занятии предлагается задуматься: от чего же часто зависят наши решения, попробовать разобраться в том, почему некоторым влияниям мы подчиняемся, а некоторым — противостоим. Почему мнение друзей для нас важнее мнения постороннего человека? Каждый день мы с вами делаем разнообразный выбор. То, что и как мы выбираем, зависит от многих причин. Кто или что может влиять на наш выбор?

-  Друзья (сверстники, знакомые).

-  Семья (родители, другие родственники).

-  Кумиры (звезды музыки, телевидения, спорта и т.д.).

-  Пресса (реклама на радио, в газетах, на телевидении).

-  Ценности (наши мнения, взгляды, которые определяют наше поведение).

Влияющих сил много, важно уделить достаточно внимания каждой из них.

Влияние друзей.

       Подростки знают о вреде курения, однако в ситуациях, когда закурить предлагают друзья, — соглашаются. Согласно результатам исследования, подростки-курильщики часто имеют друзей, которые также курят. Некурильщик нуждается в сильной убежденности и сильной воле, чтобы оставаться некурящим, когда большинство друзей курят. Некоторые подростки могут даже думать, что они должны начать курить для того, чтобы быть со своими друзьями. Однако рано или поздно друзья, которые убеждают вас курить, вырастают и начинают принимать и уважать ваше решение. Вы имеете право на собственное решение, которое может быть уважаемо окружающими. Большинство курильщиков признают, что курение — плохая привычка, что это приносит вред. Они понимают, что навязать человеку курение — значит навязать ему плохую привычку. Ситуация особенно трудна, если ваши друзья не воспринимают вашу попытку не курить серьезно. В благоприятной ситуации ваши курящие друзья поощряют и помогают вам оставаться некурящим, уважая ваше решение. В любом случае, вы можете часто оказываться в ситуациях, где вы должны знать, как сказать «нет». Вы можете говорить «нет», даже если вам предлагает сигарету ваш друг. Мы часто в жизни испытываем групповое давление. В таких случаях люди могут реагировать тремя различными способами: не соглашаться, соглашаться, реагировать агрессивно. Важно понимать, что не всегда нам выгодно быть такими, как все.

         Влияние семьи. Семья - имеет большое значение в нашей жизни. Друзья, кумиры могут меняться, семья же всегда остается. Семья - источник наших взглядов, ценностей, традиций.

        Влияние кумиров. Курение часто имеет отношение к определенному образу жизни. Это связано и с музыкальными течениями, и со спортом, и с профессией. Мы видим, например, что среди поклонников рока чаще встречаются курильщики, чем среди их сверстников, предпочитающих более мягкую музыку. Почти все звезды рока - курильщики. Конечно, подростки курят не только из-за этого образа. Все же, поскольку культура рока весьма часто связывается с курением, пример звезд провоцирует их поклонников. Но есть и другие фигуры в музыкальной жизни, усилия которых направлены на то, чтобы не подавать поклонникам дурных примеров. Спортивный мир - мир особый, там курение не приветствуется. Профессиональные спортсмены курят реже, чем люди, не занимающиеся спортом. Вы можете иметь любой вкус, предпочитать различную музыку, прическу, одежду. Успех в жизни не зависит от этих переменных. Курение — это такой же выбор. Вы можете сами выбрать — курить или нет. Но польза для имиджа может быть значительно меньше вреда здоровью. «Имидж: ничто — здоровье все».

Рефлексия:

- Как могут кумиры влиять на наш выбор?

- Что вы думаете о различных образах жизни или молодежных субкультурах?   - Какие из них связаны с курением, а какие - нет? Почему это так?

       Влияние рекламы. Во многих странах реклама табака запрещена. Однако это мало меняет картину. Всем знакомы плакаты с изображением курящих красавцев-ковбоев на фоне диких гор или человека, легко находящего с помощью сигареты общий язык с противоположным полом. Реклама построена на использовании образов, которые символизируют свободу, независимость и приключения, воздействуя таким образом на потенциальных потребителей. Но действительно ли вам необходимо курить, для того чтобы мчаться на лошади по прерии или путешествовать в джунглях? Вы действительно полагаете, что курение делает вас бесстрашным авантюристом или замечательным героем? Действительно ли девушка полюбит вас за то, что вы будете курить? Статистика сообщает, что в некоторых странах курение стало более распространенным среди молодых женщин, чем среди мужчин. Это объясняют тем, что таким образом слабый пол хочет продемонстрировать свою свободу и независимость. Действительно ли курение - фактор равенства полов?

Но в конечном итоге выбор в большей степени зависит от каждого из нас.

Тренинг. «Уверенное поведение. Умение сказать «нет»

  1. Мини-лекция ведущего по теме

Цель: познакомить участников с навыками уверенного поведения.

Время: 10 минут.

       В нашей жизни нам часто приходится от чего-то отказываться. Ситуации отказа нередко связаны с неприятными переживаниями: страхом обидеть, испортить отношения, чувством вины. Но когда мы отказываем уверенно, спокойно, убедительно, оказывается, что и  наш отказ воспринимается спокойно, не вызывает отрицательных эмоций.

       Отказывая, важно быть вежливым, но уверенным. Если ваш ответ неубедителен, предлагающий может подумать, что вы колеблетесь и нуждаетесь в более долгом уговаривании. Уверенный, спокойный ответ спасает вас от ненужной суеты.

  1. «Скульптуры»

Цель: актуализация представлений участников о характерных признаках уверенного и неуверенного поведения.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

      Участники делятся на 2 подгруппы. Задание для первой подгруппы – «вылепить» из одного из ребят скульптуру неуверенного в себе человека, для второй подгруппы – вылепить уверенного в себе человека. Затем обсуждаются характерные признаки уверенности и неуверенности, отражаемые позой человека.

  1. «Очередь»

Цель: отработка навыков уверенного поведения.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

       Ведущий даёт инструкцию: поделитесь, пожалуйста, на две команды: одна – очередь, другая – эксперты. Все встают в очередь, кроме одного, который пытается пролезть вперёд. Необходимо отказать нахалу. Эксперты оценивают, насколько удачно удалось отказать. Условие: нельзя кричать, ругаться и использовать физическую силу.

Рефлексия:

- Какие чувства возникают в момент отказа?

- В чём основная трудность отказа?

- Почему нам это трудно делать?

- Чего мы обычно боимся?

4. Ознакомление с раздаточным материалом

«Семь способов сказать «нет»

Цель: закрепление навыков уверенного поведения через умение отказывать.

Время: 20 минут.

Техника проведения:

       Часто мы отказываем, мы ищем причины, убедительные для других. Но имеем право не объяснять причины. Мы предлагаем различные способы отказа (фиксировать на доске).

1. Вежливого «нет, спасибо» обычно достаточно.

- Не хочешь закурить?

- Нет, спасибо!

2. Иногда простое «нет, спасибо», кажется, не работает. Люди продолжают предлагать вам сигарету, хотя вы уже отказались от неё. Их может остановить, если вы повторите ваш отказ.

- Не хочешь закурить?

- Нет, спасибо.

- На, попробуй, это здорово.

- Нет, спасибо, я действительно не курю.

3. В каких-то ситуациях можно изменить тему разговора:

- Закурим?

- Я слышал, что в магазине продаётся новая видеоигра.

4. Может случиться, что кто-то действительно начнёт беспокоить вас, настаивать, чтобы вы курили. Вас могут обзывать юнцом, слабаком и т. д. В этой ситуации попытайтесь оставаться спокойным, не поддавайтесь на провокации, не ссорьтесь. Вы можете спросить у предлагающего: «Почему тебе нужно, чтобы я закурил?» Трудно сразу найтись, что ответить на этот вопрос.

- На, покури.

- Нет, спасибо.

- Конечно, ты не дорос ещё, чтобы закурить.

- Зачем тебе нужно чтобы я закурил?

5. Иногда лучше извиниться и просто уйти или пройти мимо. В этом случае вы даже не должны отказываться.

- Куришь? Давай присоединяйся к нам.

Просто проходишь мимо, не обращая внимания на компанию, которая предлагает тебе закурить.

Рекомендации участникам:

Избегай тех мест, в которых часто собираются курящие, пьющие.

Чаще бывай в компании, в которой не курят.

Инструкция ведущего: разбейтесь, пожалуйста, на тройки. Один из вас будет человеком, который хочет предложить своему партнёру сигарету. Второй – человек, не желающий курить, он отказывает одним из тех способов сказать «нет», которые мы с вами только что узнали. (У вас есть карточка с описанием одного из способов, пока её никому не показывайте и не говорите, что в ней написано.) Третий участник – наблюдатель, задача которого внимательно следить за происходящим и пока ничего не комментировать.

Для того чтобы игра была более интересной, ведущий должен сказать на ушко человеку, который предлагает сигарету, чтобы он настаивал очень упорно, но не применяя физической силы.

Проиграйте ситуацию отказа.

Рефлексия:

- Что увидел наблюдатель?

- Какой из известных нам способов использовал отказывающий?

- Насколько эффективен был данный способ?

- Трудно ли было отказывать? Почему?

Цель: закрепление полученных на занятии навыков ассертивного поведения.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Инструкция ведущего: покажите, как следует действовать. В момент демонстрации окружающие могут подбадривать вас возгласами и дружескими жестами.

Покажите, как двигается человек, который себя уважает:

- он стоит…

- он сидит …

- он ходит…

- он дотрагивается…

Покажите как смотрит человек, который себя уважает:

- он смотрит…

Покажите, как разговаривает человек, который себя уважает:

- его голос…

- его дикция…

- его жесты…

Рефлексия:

- Если человек курит, наносит вред своему здоровью – он уважает себя? Это ответственный человек?

Тест «Почему я курю?».

Тест разработанный А. Леоновым. включает 18 высказываний, на которые можно дать 5 разных вариантов ответа: всегда (5 баллов); часто (4 балла); при случае (3 балла); изредка (2 балла); никогда (1 балл).

Укажите пожалуйста свой возраст __________, пол подчеркнуть   М       Ж

1.Курю, чтобы снять усталость.

2.Даже взять в руки сигарету - для меня удовольствие.

3.Курение приятно, потому что я расслабляюсь.

4.Курение помогает справиться с приступами злости на кого-либо.

5.Если сигарет нет под рукой, я не могу успокоиться, пока не куплю хотя бы одну.

6.Курю автоматически, не задумываясь.

7.Курение придает уверенности, если ситуация непонятная.

8.Самое большое удовольствие - момент прикуривания.

9.Курение выключает из напряженного ритма, уносит в мир тишины и покоя.

10.Закуриваю, когда выбит из колеи или плохо себя чувствую.

11.Четко выделяю минуты, когда не курю.

12.Закуриваю новую сигарету, когда старая еще не погасла.

13.Курю, чтобы улучшить настроение.

14.Приятен даже вид дымка от сигареты.

15.Закурить особенно приятно, когда чувствуешь удовлетворение и раскованность.

16.Обязательно надо закурить, если хочу избавиться хотя бы на время от неприятностей и забот.

17.В минуты, когда не курю, чувствую, что-то похожее на голод.

18.Иногда держу во рту сигарету, но не помню как закурил.

Сумма ответов на вопросы 1,7 и 13 выявляет истинные причины, заставляющие курить. Сумма ответов 2,8 и 14 показывает, насколько важны для человека манипуляции с сигаретой. Ответы 3,9 и 15 в сумме дают оценку тому раскрепощению, которое курящий получает от сигарет. 4,10 и 16 - это показатель внутреннего напряжения. Сумма ответов на вопросы 5,11 и 17 отражают психологическую зависимость от сигареты. Сумма ответов на вопросы 6, 12 и 18 характеризует силу привычки, так называемого рефлекса курения.

Если каждая из сумм баллов составляет одиннадцать и выше - это показатель сильной зависимости от курения.

Если курильщик набрал от 0 до 3 баллов - низкий уровень зависимости. При решении прекратить курение основное внимание должно быть уделено психологическим факторам. 4-5 баллов - средний уровень зависимости Желательно использование препаратов замещения никотина. 6-10 баллов - высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать неприятные ощущения в организме. Справиться с ними помогут препараты замещения никотина.

Анкета «Что мы знаем о курении?»

Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.

Укажите пожалуйста свой возраст __________, пол подчеркнуть   М       Ж

1. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

(да   нет)

2. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.

(да   нет)

3. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

(да   нет)

4. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

(да   нет)

5. Одной сигареты достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровеносное давление, нарушились нормальное кровообращение и циркуляция воздуха в легких.

(да   нет)

6. Большинство курящих получают удовольствие и не собираются бросать курить.

(да   нет)

1.3 Тест  «Мои знания о курении»

Инструкция: при ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".

  1. Подростки курят, чтобы "быть как все".
  2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
  3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает
  4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
  5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
  6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
  7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
  8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
  9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

10.Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку.

Ответы:

1. Верно        2. Верно         3. Неверно    4. Верно       5. Неверно

6. Неверно     7. Неверно     8. Верно       9. Неверно    10.Неверно

1.4 Тест «Незаконченное предложение»

Инструкция: продолжите фразу.

1. Курение - это...

2. Сигарета в руке - это показатель...

3. Не курить - это значит не...

4. Курение в нашей семье - это...

  1. В моей семье курит лишь - …

1.1  Анкета «Что ты знаешь о табакокурении»

Инструкция: проверь свои знания.

1. Когда, кем и откуда был впервые завезён табак в Европу?
1. В XVI веке испанцами из Америки.
2. В XVII веке китайцами.
3. В XVIII веке англичанами из Индии.

2. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?
1. Сигареты с фильтром.
2. Сигареты с низким содержанием никотина.
3. Нет.

3. Сколько веществ содержится в табачном дыме?
1. 20-30.
2. 200-300.
3. Свыше 3000.

4. Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?
1. Не более 20%.
2. 40%.
3. 100%.

5. Как курение влияет на работу сердца?
1. Замедляет его работу.
2. Заставляет учащённо биться.
3. Не влияет на его работу.

6. Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?
1. Аллергия.
2. Рак лёгкого.
3. Гастрит.

7. Что происходит с физическими возможностями человека, который курит?
1. Они повышаются.
2. Они понижаются.
3. Не изменяются.

8. Сколько микрочастиц сажи содержится в 1 куб. см табачного дыма?
1. До 3 миллионов.
2. До 10 000.
3. До 1000.

9. Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?
1. Стаж не имеет значения.
2. Чем дольше куришь, тем сложнее бросить.
3. Чем больше куришь, тем легче бросить курить.

10. Верно ли, что в большинстве стран модно курить?
1. Курить никогда не было модно.
2. Курить модно.
3. Мода на курение прошла.

11. Что такое пассивное курение?
1. Нахождение в помещении, где курят.
2. Когда куришь за компанию.
3. Когда активно не затягиваешься сигаретой.

12. Что вреднее?
1. Дым от сигареты.
2. Дым от газовой горелки.
3. Выхлопные газы.

13. Какие профессии менее доступны для курящих?
1. Спортсмен-профессионал.
2. Токарь.
3. Врач.

14. При каком царе табак появился в России?
1. При Иване Грозном.
2. При Петре I.
3. При Екатерине II.

15. Какой русский царь ввёл запрет на курение?
1. Алексей Михайлович.
2. Петр I
3. Екатерина II.

16. Каково основное действие угарного газа?
1. Образует карбоксигемоглобин.
2. Вызывает кашель.
3. Влияет на работу печени.

17. На сколько лет рискуют раньше умереть женщины, мужья которых курят?
1. На 4 года.
2. На 10 лет.
3. На 15 лет.

18. Как много взрослых мужчин в нашей стране курит?
1. 10%.
2. 30%.
3. Около 50%.

19. Много ли мужчин осуждает курение женщин?
1. 10-20%.
2. 40-60%.
3. Более 80%.

20. Если человек начал курить в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни?
1. На 1-2 года.
2. На 5-6 лет.
3. На 8 лет и более.

21. Из тысячи подростков, начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением?
1. Не менее 100 человек.
2. Менее 200 человек.
3. Около 250 человек.

22. Каков процент желающих бросить курить?
1. 25%.
2. 65%.
3. 85%.
4. 100%.

23. У кого наибольшая зависимость от табака?
1. У тех, кто начал курить до 20 лет.
2. У тех, кто начал курить после 20 лет.
3. Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить.

Правильные ответы: 1.1, 2.3, 3.3, 4.1, 5.2, 6.2, 7.2, 8.1, 9.2, 10.3, 11.1, 12.1, 13.1, 14.1, 15.1, 16.1, 17.1, 18.3, 19.3, 20.3, 21.3, 22.3, 23.1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Курить или не курить? Вот в чем вопрос!» (Классный час, с использованием здоровьесберегающих технологий).

Классный час «Курить или не курить? Вот в чем вопрос!»направлен на демонстрацию последствий для организма человека и для его личностного становления вредной привычки. В ходе классного часа учащи...

курить или не курить-решай сам!

классный час для среднего возраста воспитанников детских домов...

Социальный проект "Я не курю! И мне это нравится!"

Тысячи лет назад существовали рабовладельческие государства. Эти государства вели постоянные войны, завоевывали соседние земли, а завоеванные народы угоняли в рабство. Рабы строили дороги дворцы...

Социальный проект "Я не курю! И это мне нравится!"

Социальный проект "Я не курю! И это мне нравится!"...

Социальный паспорт проекта "Жить, или курить"

Социальный проект "Жить, или курить" нацелен на содействие сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Жить, или курить?»...

Социальный проект «Модно - не курить»

В наше время курение стало проблемой общечеловеческого значения....