Программа внеклассных мероприятий "Образовательное путешествие в мир ненецкого фольклора"
учебно-методический материал

Пандо Татьяна Константиновна

Программа внеклассных мероприятий по родному языку «Образовательное путешествие в мир ненецкого фольклора»  предназначена педагогам дополнительного образования детей, учителям начальных классов общеобразовательных школ, воспитателям. Использование данной программы  поможет педагогическим работникам приобщить воспитанников школ Крайнего Севера  к обычаям и традициям коренных народов Севера, углубить знания детей  по истории, культуре и народной педагогике.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr._vnekl.docx96.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования  

«Центр детского творчества»

Программа

 внеклассных мероприятий

«Образовательное путешествие

в мир ненецкого фольклора»

 

 

                                                                                   Разработала:                                                  

Пандо Татьяна Константиновна,

педагог дополнительного образования,

                                                                                   МОУ ДО «Центр детского творчества»

 

 

 

 

        Программа внеклассных мероприятий по родному языку «Образовательное путешествие в мир ненецкого фольклора»  предназначена педагогам дополнительного образования детей, учителям начальных классов общеобразовательных школ, воспитателям. Использование данной программы  поможет педагогическим работникам приобщить воспитанников школ Крайнего Севера  к обычаям и традициям коренных народов Севера, углубить знания детей  по истории, культуре и народной педагогике.

 

Название учреждения: 629730 ЯНАО

г. Надым, ул. Зверева, 42 а

тел/факс 8(3499) 52-43-78

 

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………….4
  2. Календарно-тематический план реализации    программы   ………………8    
  3. Содержание программы……………………………………………………..10
  4. Словарь терминов……………………………………………………………12
  5. Используемая литература…………………………………………………...13
  6. Приложение…………………………………………………………….........15

Пояснительная записка

                                                                                           Пусть молодые расслышат

                                                                                       Речь поколений и далей.

Помнят пусть или запишут

                                                                                      Строки любви и печали.

Из старинного сказания.

        Проблемы сохранения и дальнейшего развития этнокультурного воспитания подрастающего поколения детей в Ямало-Ненецком автономном округе являются крайне актуальным и важным.

        В современных условиях образования внешкольная работа, проводимая с учащимися в дополнительном образовании детей, имеет большое значение, поскольку предоставляет большие возможности для углубления знаний по истории, культуре, народной педагогике, позволяет приобщить воспитанников школ Крайнего Севера  к обычаям и традициям коренных народов Севера.  

       Для всех малочисленных народов Крайнего Севера, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ, особенно острой стала проблема сохранения родных языков, так как большинство ненцев либо слабо владеют, или совсем не владеют родным языком.  

        Во многих семьях коренной национальности (ненцы), живущих в сельских местностях и в городских условиях, родители владеют, но редко общаются с детьми на родном языке, мало рассказывают об истории и традициях своего народа, в связи с этим ненецкий язык постепенно забывается подрастающим поколением. Дети, не определив свою жизненную позицию и не научившись ценить культуру своего народа, не усвоив особенности другой культуры, начинают отделять себя от своего народа.

       Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы.

       Фольклорное наследие, сохранившееся до наших времён, отражает многовековой социально-исторический опыт народа. Тематика большинства загадок, пословиц, поговорок и примет связана с бытом ненцев, природой, животным и растительным миром Ямала.

      Изучение родного (ненецкого) фольклора способствует развитию интереса к прошлому своего народа, восстанавливает культурные традиции, формирует в детях историческую память, естественные связи с опытом прошлого, помогает получить знания о языке, быте, обычаях, традициях и культуре народа.

        Знание истории родного края, национальной культуры народа делает человека духовно богаче, ответственнее за настоящее и будущее родного Ямала.

       Программа внеклассных мероприятий по родному языку «Образовательное путешествие в мир ненецкого фольклора» адресована детям младшего и среднего школьного возраста, рассчитана на одну неделю.

Реализацию данной программы рекомендую проводить на осенних каникулах, так как погодные условия в данный период позволяют разнообразить формы работы с учащимися. Считаю, что полученная в начале учебного года детьми дополнительная информация на внеклассных мероприятиях будет способствовать наилучшему восприятию учебного материала на родном языке (ненецком) в течение учебного года.

       Новизна разработанной программы заключается в том, что все мероприятия проходят на родном языке (ненецком) и большинство из них проводится вне стен образовательного учреждения, что позволяет ребятам приблизиться к естественным условиям жизни своих предков, их быту и традициям (Центр национальных культур, Этнографический музей-чум под открытым небом, Дом природы).

     Цель программы – сохранение и развитие традиционной ненецкой культуры, через устное народное творчество.

Задачи:

- расширять знания детей об устном народном творчестве ненецкого народа;

- развивать умения и навыки владения родным языком (ненецким), обогащать

словарный запас учащихся;

-прививать интерес учащихся к народно-бытовой речи, культуре и истории

ненецкого народа;

- развивать восприятие, понимание родной речи;

-формировать общее представление о народных говорах, об особенностях

произношения поговорок, пословиц, примет, крылатых выражений у ненцев;

- воспитывать чувства любви к родному краю, к своему народу, прививать

чувства национальной гордости;

- создать условия для развития познавательного интереса и творческих

   способностей учащихся;

- создать  условия приближенные к повседневным естественным условиям

жизнедеятельности, быту, коренных жителей;

- установить взаимодействие с культурными центрами города: Центр

национальных культур, Этнографический музей Дом природы, библиотека;

- привлечь к реализации программы педагогов и специалистов:   преподавателя музыки, сотрудника  музея, библиотекаря.

Прогнозируемые результаты

- расширится круг знаний детей об устном народном творчестве ненецкого

народа;

- активизируется познавательный интерес детей к народно-бытовой речи;

-сформируются умения и навыки владения родным языком (ненецким);

- обогатится словарный запас учащихся;

- возникнет заинтересованность детей к историко-культурному наследию

родного края;

 - сформируется общее представление о народных говорах, об особенностях

произношения поговорок, пословиц, примет, крылатых выражений у ненцев;

- созданы условия для развития познавательного интереса и творческих

способностей детей;

- активное взаимодействие с социальными партнерами;

- установлен контакт с национальными культурными центрами города.

Формы организации деятельности детей

- познавательная беседа;

- встреча с интересными людьми;

- экскурсия;

- вечер народной песни;

- фольклорная гостиная;

- познавательно-игровая программа;

- турнир-викторина;

- выставка экспозиции книг;

- конкурсная  программа;

- турнир знатоков родного языка (ненецкого);

- коллективные и индивидуальные творческие работы на родном языке: запись

фольклорных произведений, оформление книжки – малышки, выступление

перед сверстниками.

Методы, используемые при реализации программы

- народные словесные методы: разъяснение, совет, одобрение, просьба, обсуждение, закрепление;

- словесный метод: рассказ, беседа, объяснение, сообщение, инструктаж, метод

художественного слова;

- методы стимулирования поведения: похвала, поощрение;

- методы организации деятельности: упражнение, показ, подражание.

Условия реализация программы

1.Наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой внеклассных мероприятий:

 - наглядные пособия: пословицы, поговорки, крылатые выражения, приметы,  

   высказывания на родном языке (ненецком);

 - выставочный комплекс – книги на родном языке (ненецком);

 - наличие сценарных разработок.

2.Создание атмосферы, комфорта и доброжелательности.

3. Материально – техническое  обеспечение:

- спортивный инвентарь;

- канцелярские товары;

- музыкальный центр;        

- музыкальный ряд: подбором мелодий, песен на родном языке (ненецком).

4. Национальные костюмы.

5. Наличие помещения для организации и проведения внеклассных

    мероприятий.

Календарно-тематический план реализации программы

Тема занятий

Цели и задачи

Дата

Кол-во часов

Предполагаемый результат

1.

Встреча с ненецкой писательницей Н.Н.Ядне

«По страницам северного фольклора».

Познакомить детей с биографией и с литературным творчеством ненецкой писательницы Н.Н.Ядне.

Прививать любовь и интерес к родному языку, желание и стремление познать культуру ненецкого народа.

1

день

Расширится круг знаний детей о творчестве ненецкой писательницы Ядне Н.Н.

 У детей появится интерес к северному фольклору, желание познавать культуру ненецкого народа.

2.

Вечер народной песни «Сёётэй Ямал» - «Поющий Ямал». Центр национальной культуры.

Познакомить с ненецким композитором Ямала, Няруй С.Н., с его биографией и творчеством.

Рассказать о разнообразии ненецких песен, об их функциях. Учить детей петь  на родном языке.

2

день

 Обогащение знаний детей о творчестве ненецкого композитора Няруй С.Н.

Появится желание слушать и самостоятельно исполнять ненецкие песни на родном языке.

3.

Экскурсия в этнографический музей – чум. «Хадако хобцоко» - «Бабушкины загадки».

Познакомить с народными загадками, сказками.   Обучать учащихся родной речи.

Формировать умения и навыки владения устной речью ненецкого языка. Расширить круг знаний обучающихся о фольклоре своего народа.

Воспитывать чувства любви к родному краю, своему народу.

Прививать чувства национальной гордости.

Создать условия приближенные к повседневной жизни коренных народов.

3

день

Расширится круг знаний обучающихся о фольклоре своего народа.

Появится устойчивый интерес детей к фольклорному жанру – загадке.

Умение загадывать и отгадывать  загадки на родном  (ненецком) языке.

 Дети научатся самостоятельно, составлять несложную загадку -  иносказательно описывать предметы или явления.

4

Фольклорная гостиная. «Вада хара» - «Народная мудрость». Пословицы, поговорки, приметы и сказки ненецкого народа.

Познакомить детей с  народными сказками, пословицами, поговорками, приметами северян. Расширить и углубить знания детей об устном народном творчестве ненецкого народа.  Развить восприятие, понимание родной речи. Воспитывать любовь к произведениям народного творчества.

4

день

Расширится круг знаний детей о фольклорных жанрах - пословицах, поговорках, приметах и сказках ненецкого народа.

Умение использовать фольклорные жанры в самостоятельной творческой деятельности.

Обогащение словарного запаса обучающихся.

5.

Познавательно - игровая программа

«Сянакубць»

Национальные ненецкие игры.

Расширить познавательный интерес детей о национальных играх Севера. Познакомить учащихся с играми детей коренных народов в тундре. Научить детей правилам участия в коллективных играх.   Воспитывать чувство дружбы и товарищества.

5 день

Расширится круг знаний детей о национальных ненецких играх. Умение детей самостоятельно играть в различные игры.

 Активизируется познавательный интерес детей к народно-бытовой речи.

6.

Конкурсная программа «Путешествие в мир ненецкого фольклора».

Развивать в детях познавательный интерес,  совершенствовать выразительность ненецкой речи. Создавать условия для творческого самовыражения.  Воспитывать любовь к родному языку, к традиционной ненецкой культуре.

6 день

Умение использовать произведения устного творчества ненецкого народа в самостоятельной художественной творческой деятельности.

Появится устойчивый интерес к традициям ненецкой культуры.

 Возникнет чувство национальной гордости.

7.

Турнир – викторина «Все о родном фольклоре» (итоговое мероприятие)

Учить детей  самостоятельно, работать с литературой, работать в коллективе.

7 день

Активизируется познавательный интерес детей.

Дети приобретут навыки самостоятельной работы с литературой.

Расширится круг знаний детей о родном фольклоре.

Содержание программы

Название мероприятия

Описание

Кол-во

часов

1.

Встреча с ненецкой писательницей Н.Н.Ядне «По страницам северного фольклора».

Встреча с Н.Н.Ядне проходит в библиотеке. Писательница рассказывает о своей биографии и литературном творчестве.  Рассказывает и ведёт беседу о северном фольклоре народов Ямала. Детям показываются слайды о жизнедеятельности коренных жителей Ямала. Учащиеся задают вопросы писательнице по заданной теме, выразительно читают фольклорные произведения на ненецком языке.

1ч.

2.

Вечер ненецкой песни «Сёётэй Ямал» - «Поющий Ямал».

Вечер ненецкой песни проходит в Центре национальных культур. Ведущая знакомит детей с песнями ненецкого народа, рассказывают о возникновении и функциях народных ненецких песен; знакомит детей с ненецким композитором Ямала - Няруй С.Н., с его биографией и творчеством. Дети   исполняют песни и выполняют танцевальные движения под руководством музыкального работника.  

1ч.

3.

Экскурсия в этнографический музей – чум.  «Хадако хобцоко» - «Бабушкины загадки».

Первая часть. Экскурсовод Дома природы знакомит ребят с историческим прошлым ненецкого народа, местом обитания коренных жителей, знакомит с бытом, обычаями, основными традициями и их трудовой деятельностью.

Вторая часть. Этнографический музей – чум.

В чуме детей встречает бабушка. Она знакомит детей с   северными загадками, заговорами, рассказывает о северных поэтах, сочинителях авторских загадок (Л. Лапцуй, Ю. Шесталов, П.Явтысый и др. авторы).

Загадывает детям различные по тематике загадки.  Ребята с помощью бабушки сочиняют свои загадки. К концу встречи она рассказывает детям интересную старинную сказку. В знак благодарности, дети дарят   бабушке книжку-малышку с ненецкими загадками.

1ч.

4.

Фольклорная гостиная. «Вада хара» - «Народная мудрость».

Знакомство ребят с народной мудростью «малого» фольклора проходит в Центр национальной культуры.          Ведущая рассказывает о фольклорных жанрах, об особенностях северных пословиц, поговорок, примет, о северных сказках, собранных и обработанных учеными, писателями, собирателями фольклора с середины ХIХ в. по настоящее время.

Ребята инсценируют ненецкую сказку «Почему рыбы живут в воде» на ненецком языке, показывают изготовленные своими руками книжки – малышки с фольклорными жанрами.  Ведущая рассказывает и показывает выставки книг, где ребята могут прочитать о ненецком фольклоре. Ребята отвечают на заданные вопросы ведущего по изученной теме.

1ч.

5.

Познавательно - игровая программа «Сянакубць» - ненецкие народные игры.

Мероприятие проводится в актовом зале МОУ «Детского дом».  Ведущая знакомит ребят с жизнью  детей коренных народов в тундре, с национальными  играми народов  Ямала. Дети  активно участвуют в коллективных играх. Отвечают на вопросы ведущего.

6.

  Конкурсная программа «Путешествие в мир ненецкого фольклора».

Место проведения: актовый зал МОУ ДОД «Центр детского творчества».

Приветствие ведущего. Выбор членов жюри из трёх человек. Выбор команд: 1-ая команда - «Мерета» («Быстрые»), 2-ая команда «Ванута» («Умные»).

1 конкурс. Конкурс  «Кто больше знает пословиц, поговорок, примет».  Исполнение ненецкой песни «Сенгакоця».

2 конкурс. «Загадай и отгадай  загадки».

Прослушивание и исполнение народной песни.

3 конкурс. «Викторина по северным сказкам».

Исполнение песни «Нарты спят».

4 конкурс. «Песня «Угадай-ка».

Исполнение песни «Тет тай сэрми».

5 конкурс. «Лучшее выступление».

Подведение итогов конкурсной программы. Награждение команд.

1ч.

7.

Турнир-викторина

«Все о родном фольклоре».

(Итоговое мероприятие)

Место проведения: МОУ ДОД «Центр детского творчества».  Перед проведением игры, ребята совместно с педагогом договариваются о теме и количестве вопросов, делятся на команды, придумывают названия команд, выбирают капитанов. После этого идет подготовка к игре: команды изучают необходимую литературу и придумывают вопросы с помощью педагога и сотрудника библиотеки.

Словарь терминов

Загадка (ненецкая хобцоко) – это иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания.

Заговоры (заклинания)  (ненец.Харе и нгылхэтыбадавада) – словесная формула, имеющая магическую (сверхъестественную) силу. Существуют заговоры земледельческие, охотничьи, медицинские, любовные и др.

Песня (ненецкого Сё) – один из древнейших жанров фольклора, сочетающее словесное творчество и музыку.  Песни, в которых воспеваются великие события в жизни народа, герои и их подвиги, называются эпическими. Эти песни ещё называются былинами у русских, думами у украинцев, ярабц и сюдбабцу ненцев.

Колыбельные песни – произведения, назначение которых успокоить и усыпить ребёнка. В народе их называют «байками» (от глагола «баять», «баить» - «говорить»; древнее значение его – «заговаривать»). Важнейшая особенность всех колыбельных песен – монотонный ритм и успокаивающий мелодико-интонационный стих.

Поговорка (ненецкийМер хэтыбадавадахара) – краткое образное народное выражение, характеризующее то или иное явление или человека. Поговорка отличается от пословицы тем, что она более кратка и чаще всего не несёт морального смысла.

Пословица (ненецкая Ингудм мэта вада хара) – тоже краткое, но всё же более распространённое народное выражение, несущее моральный смысл и ритмически организованное. Пословицы строятся чаще всего по аналогии, например, выражение «лес, рубят – щепки летят», не прямым смыслом, а тем, что можно применить к множеству других жизненных ситуаций. Великий русский учёный-филолог В.И.Даль (автор всем известного словаря русского языка) так говорил о пословице: «Это свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плачи и рыдания, радость и веселья, горе и утешенье в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская, правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Сюдбабць – сказание о великанах, происходит от слова сюдбя – великан.

Фольклор (буквально – народная мудрость) –  народное творчество. Совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Название устного народного творчества у ненцев – невхы ил ва ал.

Народное творчество (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрение, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, иностранные, наигрыши и пьесы) и т.д.

Ярабць– сказания о злоключениях героя, происходит от глагола ярць – плакать.

Литература для педагога

  1. Мухачёв А. Ненцы: психология аборигена, традиции и современность. // Ямальский меридиан. – 2002.- №11.-с.34-35.
  2. Ненецкие пословицы, поговорки, загадки, стихи // Красный Север.- 1996.- № 70.- с.7
  1. 3. Няруй В.Н., Сэрпиво В. М.   Ненцы уроки предков, научно - методическое пособие для родителей и педагогов, С - П.,2003. – с.
  1. Окотэтто Е.Н.   Ненецкий язык в детском саду, пособие для воспитателей детского сада Ямала, С –П., 1998 – 183с.        
  2. Окотэтто Е.Н.   Ненецкие подвижные игры в детском саду, С - П., 2002.  
  3. Прожирова Т.И.   На Ямале мы живём, сборник материалов из опытов работы педагогов ЯНАО, г. Салехард, 2005 – 116с.
  4. Приходько М. С. Когда пришла, когда ушла – её не видно, её не слышно: Загадки лесного народа. // Красный Север.- 1998. – 3 сентября №35. – с.12.
  5. Приходько М.С., Приходько О.Б. Хомани: Книга о жизни лесных ненцев. Сказки, стихи,  легенды. Краткий русско-нещанский словарь – СПб. – Изд. Дом «Светлячок», 2002. -223с.
  6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.-528с.
  7. Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Сост. Авт. Вступ.ст., коммент. и слов. Ю.Г.Круглов.- М.: Просвещение, 1990.-335с.: ил. – (Б-ка словесника).
  8. Сборник сценариев театрализованных программ и праздников народов Севера  «Аргиш –  3»,  ГУК «Окружной центр национальных культур», г. Салехард, 2007.- 64с.
  1. 12. Терещенко Н.М    Словарь ненецко - русский, С - П., Просвещение, 2003 – 942с.
  2. 13. Лар Т. Не мой посуду – звери услышат: Приметы ненецкого народа// Красный Север. – 1999.-№ 28 (11 марта) – с.20.
  3. 14. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса/ Под ред. Н.В.Лукиной.-  Томск: Изд-во Томского Университета, 2001. – с.64.

Литература для детей

  1. Винокурова В.В., Сем Ю.А.  Сказки народов Севера, С - П. 2001 – с.207.
  2. Истомин И.Г.   Ненецкие сказки, 1976. -  25с.
  3. Колыбельная для тундровичка:  Ебцотаку нюкубц, Сборник песен, / К 61

Авторы – составители  Няруй В.Н., .Няруй  С.Н. СПб.: филиал изд-ва

«Просвещение», 2001.- 31с.

  1. Сказки народов Севера. / Сост. Е.Н.   Самойлова; Перевод на ненецкий язык

М.Я.Бармич; Худож.  Б.Н.Осенчаков, Ю.Б.  Осенчаков. СПб.:  филиал

издательства «Просвещение», 2002 – 143с.

  1. Л.В.Лапцуй «Инзер толангобць» Книга для дополнительного чтения во

вторых и третьих     классах ненецких школ.  Пособие для учащихся. Л.,

«Просвещение», 1979г., - 152с.  

  1. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература

Ямала/ Учебник. 5-7 классы. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения

Севера СО РАН, 2001. - 134с.

  1. Северные родники/ Автор-составитель Л.В. Федорова. Тюмень: Изд-во Института  проблем освоения Севера СО РАН, 2001.- 448с.

Приложение

к программе внеклассных мероприятий

«Образовательное путешествие в мир ненецкого фольклора»

для детей младшего и среднего школьного возраста.

Содержание

  1. Встреча с ненецкой писательницей Н.Н.Ядне

«По страницам             северного фольклора» ..................................................17

  1. Вечер ненецкой песни «Сёётэй Ямал» - «Поющий Ямал»……...….……..…19
  2. Экскурсия в этнографический музей – чум «Хадако хобцоко» -

«Бабушкины загадки»…………………………………………………………..21

  1. Фольклорная гостиная «Вада хара» - «Народная мудрость»…….…………..24
  2. Познавательно - игровая программа «Сянакубць» - ненецкие народные игры………………………………………………………………….………...…27
  3. Конкурсная программа «Путешествие в мир ненецкого фольклора»……….32

  1. Турнир – викторина «Все о родном фольклоре»…………..…………..…..…35

Встреча с ненецкой писательницей Н.Н. Ядне.

«По страницам северного фольклора»

Место проведения внеклассного мероприятия: библиотека.

Цель. Прививать любовь и интерес к родному языку, желание и стремление познать культуру ненецкого народа.

Задачи:

- познакомить  детей с биографией и с литературным творчеством ненецкой

писательницы Н.Н.Ядне;

- развивать умения и навыки владения родным языком (ненецким), обогащать

словарный запас  учащихся;

- развить восприятие, понимание родной речи;

-создать условия для развития познавательного интереса и творческих

способностей детей.

Оборудование, материальное и техническое обеспечение:  выставка книг писательницы Н.Н. Ядне, познавательная литература для детей, диски с мелодиями и песнями на ненецком языке, музыкальный центр, слайды о жизнедеятельности коренных жителей Ямала, столы, стулья.

Предварительная подготовка: подготовить с детьми пригласительный билет и вопросы для Н.Н. Ядне, национальные сувениры, сделанные руками детей, одежду, сшитую и украшенную в стиле ненецкой одежды: малица, ягушка, головные украшения.

Ход мероприятия

Встреча с писательницей Н.Н. Ядне проходит в библиотеки МОУ «Детский дом». Дети и ведущая одеты в нарядную национальную ненецкую одежду. Все участники мероприятия сидят за круглым столом.

Звучит мелодия ненецкой песни в исполнении Е.Г.Сусой.  

Ведущая:

Добрый день, дорогие ребята! К нам в гости пришла ненецкая писательница Н.Н.Ядне, проживающая в нашем родном городе Надым. Она познакомит вас со своей биографией, расскажет о своем творчестве, раскроет тайны мудрости своего народа, которые передаются из поколения в поколение.  Писательница познакомит вас с устным народным творчеством коренных народов Севера. Итак, слово предоставляется знатоку ненецкого фольклора, Нине Николаевне Ядне. Ребята, давайте поприветствуем уважаемого гостя бурными аплодисментами!

Выступление Н.Н.Ядне.

1.Рассказ о своей биографии и творчестве.

Вопросы детей  к писательнице.

Когда Вы впервые начали писать свои произведения?

Откуда Вы берете персонажей своих рассказов?

Кем Вы мечтали стать в детстве?

Не скучаете Вы по своей родине?

Собираетесь ли Вы писать детские рассказы?

Какие в ближайшее будущее Вы планируете написать произведения?

Ведущая:

Слово народное – пламень дыхания.

Слушайте слово с должным вниманием.

(Ю.Шесталов, «Сначала была сказка»).

2.Рассказ писательницы о фольклоре своего народа, показ слайдов.

Вопросы детей к писательнице:

1.Употребляете ли Вы в своей речи народные пословицы на ненецком языке?

2. Какую колыбельную песню в детстве пела Вам мама? Вы сможете ее спеть?

3.Какие песни Вы еще знаете?

4.Много ли Вы знаете поговорок на ненецком языке?

5.Как часто Вы разговариваете на родном языке?

6.Ваша любимая сказка?

7.Ваше любимое стихотворение о родном крае?

Ведущая: Ребята, мы сейчас попробуем прочитать поговорки и пословицы на ненецком языке. Кто лучше всех прочитает, тот получит приз от  нашей гостьи Н.Н.Ядне. (Книга)

(Каждый участник мероприятия читает по одной поговорке и пословице).

Ведущая: Спасибо Нина Николаевна, что откликнулись на наше приглашение. Много интересного узнали о вашем творчестве и устном творчестве народов Севера.

Не зря говорят … учащийся:

Язык наш веками отточен,

Как дедовский нож на бруске.

 Язык наш без промаха точен,

 Как пика в умелой руке… (Л.Лапцуй)

Ведущая: Наша встреча подошла к концу и, ребята, для Вас, уважаемая Нина Николаевна, подготовили сувенир, который сделали своими руками.

(Вручение детьми сувенира писательнице Н.Н.Ядне).

Ведущая: Лакамбой! До свидания! До новых встреч!

Вечер ненецкой песни

«Сёётэй Ямал» - «Поющий Ямал»

Место проведения внеклассного мероприятия: Центр национальных культур.

Цель. Познакомить детей с песнями ненецкого народа.

Задачи:  

-познакомить с ненецким композитором Ямала Няруй С.Н., с его биографией и

творчеством;

- рассказать о возникновении и функциях народных ненецких песен.

-учить петь песни на родном языке;

-воспитывать любовь к матери, к родному дому, краю;

Оборудование, материальное и техническое обеспечение: диски с мелодиями песен на ненецком языке, музыкальный центр, портрет С.Н. Няруй, пианино, национальные костюмы, плакат с названием мероприятия.

Предварительная подготовка:

- выучить песню «Тэтэль – вэтэль» (Милый-малый) на слова и музыку

С.Н.Няруй, «Суляко» (Оленёнок) слова Л.Лапцуй, под руководством

музыкального работника и педагога;

- разучить песни и движения национального танца;

-  выучить стихотворение «Песня наша вечная спутница» Ю.Шесталов;

-оформить сцену, написать название мероприятия;

- пригласить на мероприятие людей из числа коренных народностей Севера

города  Надыма.

Ход мероприятия.

На сцене звучит мелодия ненецкой песни. Дети и зрители сидят в зале.

Учащийся:

Что глаз мой видит,

О том и пою.

Что ухо слышит,

О том и пою.

Что сердце чует,

О том и пою.

Слушай песню мою –

Узнаешь душу.

Ведущая: Здравствуйте! Сегодня мы с вами встретились в Центре национальной культуры, чтобы познакомиться с песнями ненецкого народа. Народы Севера с рождения окружает мир музыки, мир песен. Ребёнок рождается, а бабушка или мама сочиняют только для него или о нём песню. Пока это только пожелание, чтобы он рос здоровым и крепким, а затем будут ещё добавляться слова о жизни и достижениях этого человека. Песни такие называются колыбельные.

Исполнение колыбельной песни «Пук ямбкоми» (Моя длинноногая) в исполнении  музыкального работника ЦНК.

Ведущая: Песня сопровождает северного человека повсюду: в тундре, на рыбалке и охоте, при ловле оленей, в играх детей, в часы рукоделия, при воспитании ребёнка. Сама бесконечная полярная ночь способствовала появлению новых мотивов и песен. Песня заполняла и заполняет досуг коренного жителя и отвлекает от повседневных забот. Такие песни называются дорожные и трудовые.

Исполнение песни «Тет тай сэрми» (Четыри моих белолобых оленя).

Дети совместно с сотрудником ЦНК исполняют песню и выполняют танцевальные движения.

Ведущая: Популярны песни-биографии, сложенные в честь выдающихся предков и вождей, исторические песни, песни-легенды. В ненецком фольклоре песни о великих древних героях называют сюдбабц и ярабць. Выдающимися исполнителями ненецкой песни в классическом стиле являются Полина Турутина и Елена Сусой - солистки известного песенного ансамбля «Сеётэй Ямал» - «Поющий Ямал». Послушайте, как звучит песня ярабць в исполнении Е.Г.Сусой.

 (Прослушивание песни на ненецком языке)

Ведущая: Ребята, мне бы хотелось узнать, вам понятно, о чем поется в этой песне? О каких исторических национальных героях упоминается в этой песне? (Ответы детей).

Ведущая: У ненецкого народа есть свой профессиональный композитор и исполнитель ненецких песен С.Н.Няруй. Песни С.Н.Няруя собраны в четырёх сборниках ненецкого фольклора. Исполнителями песен Н.Няруй являются Гавриил Лагей, Татьяна Лар, Няруй Нядма (сын композитора), Явна и Валентина Няруй и др. Одной из самых популярных песен С.Няруй стала «Суляко» (Оленёнок), слова к ней написал Л.Лапцуй. Такие песни называются современными народными песнями.

Исполнение песни «Суляко» (коллектив детей).

Ведущая: Сегодня вы услышали и исполнили многие песни нашего народа. Узнали о нашем национальном композиторе, авторах, о разнообразии песенного народного фольклора.  Я предлагаю закончить наш незабываемый вечер известной песней на слова и музыку С.Н.Няруй «Тэтэль-вэтэль» (Милый-малый).

Исполнение песни «Тэтэль-вэтэль» (Милый-малый).

Ведущая: До новых встреч, друзья!

Экскурсия в этнографический музей – чум.

«Хадако хобцоко» - Бабушкины загадки.  Заговоры.

Место проведения внеклассного мероприятия: Дом Природы.

Этнографический музей - чум.  

Цель.  Формировать умения и навыки владения устной речью ненецкого языка.

Задачи:

- расширить круг знаний  учащихся о фольклоре своего народа;

- прививать чувства национальной гордости;

-учить учащихся родной речи;

-познакомить с народными загадками, сказками;  

- воспитывать чувства любви к родному краю, своему народу;

- создать условия, приближенные к повседневной жизни коренных народов.

Оборудование, материальное и техническое обеспечение: карточки с загадками, выставочный комплекс.

Предварительная подготовка: творческая работа - оформление книжки – малышки «Хадако хобцоко» («Бабушкины загадки»), выучить загадки на родном языке (ненецком), проводится инструктаж по правилам дорожного движения, правила поведения в общественных местах.

Ход мероприятия

Первая часть мероприятия проходит в Доме Природы.

Экскурсовод знакомит ребят с историческим прошлым ненецкого народа, местом обитания коренных жителей, знакомит с бытом, обычаями, основными традициями и их трудовой деятельностью.

(Учащиеся рассматривают экспонаты, предметы быта, одежду коренных народов, задают вопросы по заинтересовавшему их материалу).

Вторая часть мероприятия проходит в этнографическом музее – чум.

В чуме ребят встречает бабушка. В центре чума топится печь. Дети, вместе с педагогом рассаживаются на постель и внимательно слушают бабушку.

Бабушка: Здравствуйте, ребята!  

Я рада, что вы пришли ко мне в гости, в мое жилище. Я очень люблю гостей. А еще больше мне нравиться рассказывать сказки и загадывать загадки. И сегодня я расскажу вам одну из старых сказок нашего народа, но сначала мы с вами поговорим о загадках. Вы знаете, что такое загадка?  А слышали о заговорах (заклинаниях)? (Ответы детей).

Поговорим о фольклорном жанре загадки и заговоры (заклинания) подробнее.

Загадка (ненецкая хобцоко) – это иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания. Как вы думаете, ребята, кто придумывает загадки? (Ответы детей).

Придумывает загадки народ, а литературные загадки сочиняют поэты и писатели. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Загадки о животных

 1.На конце холма чернеет уголёк. Что же это такое?

 2.Лежит на земле белый камешек, а внутри сердечко стучит.

3. Летом – меховые, зимой – берестяные.

4. Летом серая, зимой – белая.

5. Живой смотрит и умрёт смотрит.

Загадки о жилище и предметах домашнего обихода.

1.В чум входящего бьёт, на улицу уходящего бьёт.

2. Внизу молния сверкает, вверху остяки бормочут.

3.  Ног нет, рук нет, а в рубашке.

4. Ни мертвый, ни живой, а тело горячее.

5.Старик всю жизнь работает, а работа ни заканчивается.

Загадки о человеке.

- У клубка семь отверстий.

- Сухое озеро с травянистыми берегами.

- Двух братьев разделяет один хребет и за всю жизнь они не встретятся.

- На склоне шерстяного холма опрокинуты две нарты.

- В безбрежном море дощечка плавает.

- Десять братьев – один корень.

Загадки о временах года, явлениях природы, растениях.

- Зимой оживает, летом умирает.

- Зимой толстеет, летом худеет.

- Без рук, без ног, а двери открывает.

- Идёт, идёт, к берегу дойдёт и исчезнет.

- Как пойдёт, то вокруг земли будет ходить.

Бабушка загадывает и другие загадки: о средствах передвижения, про одежду и обувь, продуктах питания, литературные загадки.

Бабушка: Какие вы молодцы, все мои загадки отгадали.А теперь расскажу вам о заговорах, которые передаются из поколения в поколение, многие века от деда к отцу, от отца к сыну.

Заговоры и молитвы – это словесная формула, имеющая магическую (сверхъестественную)

силу. Существуют заговоры земледельческие, охотничьи, медицинские, любовные и др.

 Вот пример обращения к духу, Хозяину озера перед началом промысла:

 « Хозяин этого озера, где ты? Ты нужен людям. По словам шаманов и ясновидящих, Ты как человек, только спина как у щуки. К нам пусть подойдёт! Что мы будем обещать за хороший улов рыбы? Ясновидящие шаманы сказали: «Пусть будет человек!», записано от уроженца Ямала А.Сэротэтто.

Заговор рыбака

Водяной хозяин-старик!

Я склоняю мою бедную голову.

Если только могу поймать рыбы для себя!

Если бы я мог быть здоровым.

Бабушка: Ребята, как вы думаете, для чего произносят заговоры охотничьи?

(Ответы детей)

 А медицинские заговоры?

(Ответы детей)

Бабушка: Молодцы, а теперь расскажу вам, как и обещала сказку, очень старую и мудрую.

Ненецкая сказка «Три сына».

Бабушка: Ох,  устала я немного, пора отдыхать, а вы надеюсь, придете ко мне еще в гости, но уже со своими загадками, сказками и добрыми рассказами.

Обучающийся: А, мы уже приготовили Вам загадки и сейчас их подарим.

(Дети дарят бабушке книжку-малышку «Хобцоко – загадки»  на ненецком языке.)

Бабушка: Спасибо вам, дорогие ребята! Книжки ваши очень красивые и необычные. Но больше всего меня радует то, что вы их сделали своими руками. Спасибо вам и до новых встреч. До свидания!

Фольклорная гостиная.

Народная мудрость.

Пословицы, поговорки, приметы и сказки ненецкого народа.

Место проведения внеклассного мероприятия: Центр национальной культуры.

Цель: Расширить и углубить знания детей об устном народном творчестве ненецкого народа.  

Задачи:

-познакомить детей с  народными сказками, пословицами, поговорками,

приметами северян;

-развить их восприятие, понимание родной речи;

- воспитывать у детей любовь к произведениям народного творчества,

потребность к чтению родной литературы.

Оборудование, материальное и техническое обеспечение:

- выставка книг;

- музыкальный центр, диски с мелодиями ненецких песен;    

- книжки-малышки с пословицами, поговорками и приметами;

- плакаты с пословицами, поговорками, приметами на русском и ненецком

  языке;  

- национальные костюмы;

- шесты и покрытие для чума;

- рисунки с изображением северных рыб.

Предварительная подготовка:

- посещение библиотеки, чтение сказок северных народов, заучивание

  пословиц, поговорок, примет на ненецком языке;

- составление книжки-малышки «Пословицы, поговорки, приметы народов

  Ямала»  на ненецком языке;

- подготовка плакатов с пословицами, поговорками, приметами на русском и

   ненецком языке;

- подготовка детей к инсценировке сказки «Почему рыбы живут в воде» на

  родном языке (ненецком).

Ход мероприятия

Звучит мелодия ненецкой песни. На стене висят плакаты с записями пословиц, поговорок и примет на ненецком и русском языке. На сцене стоит макет чума.

Ведущая: Сегодня мы с вами поговорим о пословицах, поговорках, приметах и сказках народов Севера. Сказки, предания, легенды народов Ямала на протяжении XIX – XX веков собирали русские, немецкие, финские, венгерские учёные-фольклористы, а последние годы этим занялись и учёные – выходцы из северных народов. Сбором фольклора своих народов занимались писатели севера первого поколения – И.Г.Истомин, И.А. Юганпелик, Л.В. Лапцуй, Л.П. Ненянг, В. Неркаги.

В настоящее время известными собирателями северного фольклора являются талантливые писатели Севера - Роман Ругин, Еремей Айпин, Анна Неркаги, журналистка, режиссёр, кинодокументалист Анастасия  Тимофеевна Лапцуй и другие.

- Ребята, а вы знаете, что такое фольклор? (Ответы детей).

Фольклор –  народное творчество (буквально – народная мудрость).

Поговорка (ненецкий Мер хэтыбада вада хара) – краткое образное народное выражение, характеризующее то или иное явление или человека. Поговорка отличается от пословицы тем, что она более кратка и чаще всего не несёт морального смысла. Например: «Семь пятниц на неделе», «Положить зубы на полку», «Когда рак на горе свистнет». Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. То есть и то и другое – хорошо, имеется между ними связь, но есть и существенная разница.

Пословица (ненецкая Ингудм мэта вада хара) – тоже краткое, но всё же более распространённое народное выражение, несущее моральный смысл и ритмически организованное.

Ведущая:  Ребята, давайте с вами прочитаем  пословицы и поговорки, написанные на плакатах. В народе говорят…

- Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.

- У одного ум в словах, у другого – в делах.

- Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.

- Слово, что лжёт, далеко не уйдёт.

- О человеке складывается мнение по упряжке его оленей.

- Не будь жадным, и не останешься одиноким.

Ведущая: Существуют у ненцев народные приметы.

Ребята, назовите на родном языке народные приметы.

Дети отвечают.

- Если в дом придёт чужая блудная собака - к добру, к счастью.

- Если в доме злые собаки - и люди там не уживчивые.

- Не берите собаку бесплатно – она на новом месте не приживётся.

- Нельзя собаку вечером звать по кличке – воры придут.

- Собака воет, подняв голову кверху - будет пожар, неурожай, несчастье.

Ведущая: Самый интересный жанр для всех народов - это сказки. Нет человека, который в детстве не любил бы их. Сказки любят потому, что в них рассказывается о самых волнующих моментах в жизни человека, когда особенно ярко проявляются добро и зло,

бескорыстие и зависть, любовь и ненависть. В сказках всегда добро побеждает зло. Все сказки делятся на три большие группы: бытовые сказки, сказки о животных, волшебные.

Бытовые сказки – сказки, которые повествуют о важнейших проблемах бытия человека

(Отношение детей к родителям, родителей к детям, взаимоотношения мужа и жены, богатого и бедного, жадного и щедрого, умного и глупого и т.д.).

Ведущая: Ребята, какие бытовые сказки ненецкого народа вы знаете?

Дети отвечают. («Богатый и бедный», «Три сына», др.).

Сказки о животных. Животные являются самыми распространёнными персонажами сказок. Дело в том, что человек с давних времён видел в животном существо очень близкое себе, чуть ли не родственное. Очень трепетно относятся к своим домашним животным люди! Особенным уважением пользуются на севере собака – верный и преданный друг. В сказках коренных народов Севера, животные нередко выступают в роли учителя и наставника. Суровые условия жизни вынуждают Человека не побеждать животное, а жить с ним, заимствуя его опыт.

Ведущая: Вы прочитали много сказок. Какие ненецкие сказки о животных вам особенно запомнились?

Дети отвечают. («Побеждённый кит», «Два медведя», «Мышка», «Мышонок и оленёнок», «Почему рыбы живут в воде», «Сова и куропатка»  и др.).

Волшебные сказки. Волшебные сказки рождаются из нашей реальной жизни, и нередко представляют собой воплощение человеческой мечты.

Ведущая: Вспомните волшебные сказки, которые вы прочитали.

Дети отвечают. («Кукушка», «Девушка и гагара», «Голубика» и др.)

Ведущая: Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим инсценировку ненецкой сказки «Почему рыбы живут в воде» в обработке нашего земляка, писателя Ивана Истомина.

Инсценировка  ненецкой сказки «Почему рыбы живут в воде».

Ведущая: Ну, что ж ребята, наше мероприятие заканчивается, и мне хочется, что бы вы вспомнили, с какими фольклорными жанрами мы сегодня  познакомились?

Дети отвечают.

Ведущая: Ребята, а какие виды сказок вы запомнили?

Дети отвечают.

Ведущая: Дорогие ребята вы молодцы, хорошо подготовились дома, прочитали много сказок, выучили пословицы, поговорки. Ваши ответы меня сегодня порадовали. Наша встреча подошла к концу, до новых встреч!

Познавательно - игровая программа

«Сянакубць.

Национальные ненецкие игры.

Место проведения внеклассного мероприятия: актовый зал МОУ «Детский дом».

Цель. Расширить познавательный интерес детей о национальных играх Севера.

Задачи:

- познакомить учащихся  с жизнью  детей коренных народов в тундре;

   - рассказать о национальных ненецких играх;

 - учить детей участвовать в коллективных играх;    

 - развивать ненецкую речь;

 - воспитывать чувство дружбы и товарищества.

Оборудование, материальное и техническое обеспечение:

музыкальный центр, диски с ненецкими мелодиями, палка гимнастическая, национальные ненецкие куклы, игрушечный макет чума, нарты, олени из бумаги, хорей, гуделка (вывко), палочки (тыранийко) - 15 шт., палка для игры «Перетягивание палки» длиной 1м.

Ход мероприятия

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята!

Тема нашего мероприятия посвящена национальным ненецким играм Ямала.

Все дети нашей огромной планеты  любят играть. У каждого народа свои игры. Сегодня мы узнаем, в какие игры  играют дети Севера в тундре. Мальчики в тундре играют в ловлю оленей арканом. Оленями в игре могут быть носики нарт, опавшие рога оленей, ветки кустарника и дети – партнёры по игре.

Вопрос детям.

- Как вы думаете, когда мальчикам  доверяют настоящий, взрослый аркан?

Ответы детей.

В 7-8 лет мальчику вручают настоящий аркан, чтобы он мог заарканить смирного оленя.

Ведущая: Распространённым занятием мальчиков является игра в охотников. Их первое оружие – лук со стрелой, сделанный по образцу древнего дедовского лука. Обычно мальчики сами изготавливают себе лук и стрелу. Иногда их делают дед или отец. В качестве мишени используются разные предметы: палки, дощечки, комья земли и т.д. В играх вырабатывается меткость и ловкость. И мы сейчас с вами сможем проверить, кто из наших мальчиков сильней?

Игра: Перетягивание палки –  ныхыдырма.

Ход игры

Двое ребят садятся друг против друга         так, чтобы их ноги упирались. Дети берут в руки палку длиной 1м. Оба крепко держатся руками за нее. По сигналу ведущего  каждый участник тянет палку на себя. Выигрывает тот, кто перетянет соперника на свою сторону.

Ведущая: Молодцы, поаплодируем силачам!

А теперь, давайте узнаем, в какие игры играют наши девочки? Девочки наши  играют в куклы.

Игра называется «Нухукова». Ненецкие девочки играют в куклы, непохожие на те, которые продают в магазине. Как вы думаете, чем эти куклы отличаются от других? Из чего изготавливают куклы?

Ответ детей.

Ненецкая куколка состоит из головы и туловища. Головами кукол служат клювы птиц. Для изготовления кукол-мужчин используют гусиные клювы (ябто пыя, сенгры ябто пыя).

Для куклы - женщины с косой, нужен клюв дикой утки (нябыпыя), а для  «бабушки» и «дедушки» клюв гуся – гуменника (теникпыя) и лебедя (хохорэйпыя). При изготовлении кукол-детей – клювы утки-морянки (на но пыя) и казарки (сякопыя). Кукле - ребеночку, лежащему в люльке, головой служит клювик куропатки (хоркапыя). У каждой девочки есть набор игрушек: дедушка, бабушка, отец, мать, дети и нарядная люлька с младенцем. У каждой куклы есть комплект одежды: малица, ягушка, шапка, суконная ягушка и т.д. Туловище куклы представляет собой продолговатый кусок сукна с нашитыми на него вертикальными разноцветными полосками. Ребята, как вы думаете,кто шьет детям куклы?

Ответ детей.

Все куклы и кукольные принадлежности делают сами дети. А как вы думаете, почему головами кукол служат клювы птиц, а не что-нибудь другое?

Ответ детей.

 Это связано с тем, что в старину люди считали, что перелетные птицы ежегодно улетают к богу Нуму и прилетают обратно чистыми, невинными (ся"мэй" ни на"). Поэтому в тундре очень бережно относятся к куклам. Их не бросают, где попало, а хранят в специальных мешочках, которые девочки шьют сами. Я слышала, что нельзя оставлять кукол на улице. Придет ведьма, начнет играть этими куклами и может даже забрать твой дух (сидянг).

Ведущая: А вы знаете игру «Парнэко» («Ведьма»)? Ответ детей.

Игра «Парнэко» («Ведьма»).

(Дети играют в игру).

Ход игры

В этой игре участвуют несколько человек. Главные действующие лица – «мать» и «ведьма». Остальные играющие – «дети». «Дети» стоят у «матери» за спиной держа друг друга за пояс. Приходит «ведьма» - где твои дети?

«Мать» - дети ушли по ягоды.

  «Ведьма» делает вид, что ищет «детей» и в лесу, и в тундре.

«Мать» - Их там нет! Дети ушли за водой.

В это время «дети» кричат: «Мы хотим пить!»

Услышав это, «ведьма» начинает ловить их. Если она поймала всех «детей», старается поймать «мать». Затем участники меняются ролями, и игра начинается снова.

Ведущая:  Есть ещё игры «Жмурки – ма"лыко», «Прятки – лынзеко».

Когда играют в прятки, кричат слова тому, кого еще не нашли: «Хадков, письвангха!»  

 (Хадко, спрячься в мышиной норке!)

Ведущая: Ребята, посмотрите, я принесла коробочки с деталями.

Вы должны:

1. Внимательно рассмотреть детали в каждой  коробке.

2. Догадаться  и назвать игрушку.

3. Показать, как в нее играют.

Ответы детей.

1коробка. (Дети открывают коробочку).

Это дощечка от детской гуделки - вывко. Гуделка состоит из дощечки с двумя отверстиями. В отверстия продеты нитки из оленьего сухожилия, образующие петли. При скручивании и раскручивании нити, которую держат натянутой двумя руками, дощечка гудит. Дощечку можно заменить обыкновенной пуговицей.

Ведущая:  Переходим к следующей коробке.

2коробка.  (Дети открывают  коробочку, а в ней находится палочки).

Ведущая:  А вы знаете, что это такое? А как играть с этими палочками?

Ответы детей.

Это палочки для игры «Не шевельни!». Палочки бросают друг на друга. Затем по очереди берут палочки по одной так, чтобы ни одна из них не шевельнулась. Побеждает тот, у кого окажется больше палочек.

Ведущая:  У нас осталась еще одна коробка. Интересно, что  же в ней?

3коробка. (Дети открывают следующую коробочку, в ней нитка).

Ведущая: Ребята, а это что и для чего?

Ответы детей.

Это нить для игры на пальцах. С помощью нити можно играть в «Куропаткину ногу» и в «Сеть».

(Дети играют под руководством ведущего).

Ведущая: Молодцы! Вы угадали все загадки, которые находились в коробке.  Теперь отгадайте загадку: «Четыре братца живут в одном чуме, пятый живет отдельно». Что это?

Ответы детей.  ( Рука в рукавице).

Ведущая: Правильно. А теперь вспомним игру, в которой все пять братцев должны действовать вместе, помогать друг другу. Игра называется... (Ответы детей).

Игра «Тыранийко».

Ход игры

В «Тыранийко» играют несколько человек. Для игры изготавливают палочки длиной 15-20см. Количество палочек может быть произвольным (чем больше, тем лучше). Палочки кладут на ладонь и с помощью большого пальца перебрасывают их на тыльную сторону руки, затем стараются  поймать несколько палочек, снова перекидывая их на ладонь. По условию игры надо поймать нечетное количество палочек. Пойманные палочки кладутся парами. Если ребенок поймал четное количество палочек, он передает их следующему игроку,  не оставляя себе ни одной. Выигрышем считается лишняя, непарная палочка. Когда все палочки пойманы, подводится итог и определяется победитель.

(Условия игры можно усложнять в зависимости от возраста детей).

Ведущая: Ребята, а вы знаете, что у ненцев есть игры-головоломки?

Эти игры передаются из поколения в поколение многие века. Сейчас я вас познакомлю с одной из них, называется она «Хэвси».

Игра-головоломка «Хэвси».

Ход игры

 В  «Хэвси» играют вдвоем. Всего нужно 15 палочек. Один игрок кладет палочки между пальцами второго игрока. Последняя палочка остается без пары. Затем он собирает палочки и делит их так, чтобы у каждого игрока получилось одинаковое количество палочек. Палочку, которая осталась без пары, оставляет себе и откладывает отдельно. Теперь второй игрок кладет палочки пальцами первого и начинает как бы «колдовать»: Хэвсей, хэвсей! (Без пары, без пары!). Ня"анейтунэй"! (Иди ко мне!). Выигрывает тот, кто наберет больше палочек без пар.

Ведущая: Существует много разных и интересных игр у нашего народа, с которыми я вас сейчас познакомлю.

Игра «Путно» («Кулачок»).

Ход игры

 «Путно» -самая распространенная и любимая игра. Чем больше детей в ней участвуют, тем интереснее играть. Из сжатых кулачков «строят» пирамиду. Обязательное условие - кулачки одного ребенка не должны стоять друг на друге, между ними должен быть «чужой» кулачок. Хозяин предпоследнего кулачка спрашивает: «Чей кулачок на моем кулачке?». Тот, кого спрашивают, отвечает: «Мой кулачок». Затем спрашивающий «сдувает» верхний кулачок. Таким образом, каждый играющий выступает в роли того кто спрашивает и того, кто отвечает. Все кулачки «сдуваются», кроме последнего. Как только остается один кулачок, ведущий говорит: «На чумовище остался какой-то бочонок. Давайте откроем». Побеждает тот, кто откроет «бочонок» – указательным пальцем сможет разжать кулачок.

Ведущая: А, теперь давайте поиграем с вами в игру «Ладошки».

Игра «Лабцко» («Ладошки»).

Ход игры

Играющие по очереди кладут ладони друг на друга тыльной стороной вверх. Тот, чья ладонь лежит снизу, быстро вытаскивает ее и опускает на самую верхнюю,  делая небольшой хлопок.

Все игроки повторяют то же самое в очень быстром темпе. Тот, кто поспешит и вытащит руку раньше времени, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто окажется самым ловким и  внимательным.

Ведущая: Есть другой вариант игры «Ладошки». Все ладони сложены одна на другую, ведущий поднимает верхнюю руку и говорит: «Варнэ ханада!» («Ворона унесла!»). Тот, кому принадлежит ладошка, подражая голосу птицы, произносит: «Кар-р, кар-р, кар-р!». Так, каждый участник подражает птице или зверю, которого называет ведущий. Кто ошибся, выбывает из игры. Давайте поиграем.

Ведущая: Ну, вот и подошла к концу наша игровая программа. Надеюсь, что вам было интересно, весело и вы узнали много  нового. Какая игра вам больше всего понравилась?

Ответы детей.

Ведущая: При следующей нашей с вами встрече мы обязательно выучим и поиграем в  новые игры народов Севера. На этом мероприятие заканчивается. До свидания, ребята!

Конкурсная программа

«Путешествие в мир ненецкого фольклора»

Место проведения внеклассного мероприятия: актовый зал МОУ ДОД «Центр детского творчества».

Цель: Воспитывать любовь к родному языку, к традиционной ненецкой культуре.

Задачи:

- развивать в детях познавательный интерес, творческие способности;  

-  совершенствовать выразительность ненецкой речи;

-  создавать условия для творческого самовыражения;

Оборудование, материальное и техническое обеспечение:

- костюмы национальной ненецкой одежды;

- карточки с загадками;

-  музыкальный центр, диски с мелодиями ненецких песен;

- поощрительные и сладкие призы.

Предварительная подготовка:

- заучивание загадок, пословиц, поговорок, примет на ненецком языке, чтение

сказок, разучивание ненецких песен под руководством  преподавателя музыки;

- оформление помещения в национальном стиле.

Ход мероприятия

На стене висят плакаты с пословицами, поговорками, приметами на ненецком и русском языке, название мероприятия: «Путешествие в мир ненецкого фольклора». На сцене стоит чум. Звучит ненецкая музыка.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие - мир ненецкого фольклора. Наши команды покажут своё умение петь песни, загадывать и отгадывать загадки, говорить пословицы, поговорки, приметы  на родном языке.

Сейчас мы познакомимся с нашими участниками. Встречайте! Команда №1 – «Мерета» («Быстрые»), команда №2 - «Ванута» («Умные»).

Позвольте представить вам, наше строгое, но справедливое жюри.

Представление присутствующим членов жюри.

Наши команды готовы? Вот и прекрасно. Конкурс первый!

Первый конкурс. «Кто знает больше поговорок, пословиц, примет».

Поочередно команды (каждый участник) записывают на ватмане по одной пословице, поговорке, примете. Пословицы, поговорки, приметы не должны повторяться. Выигрывает та команда, которая  больше и правильно напишет. На выполнение задания дается 1 музыкальная композиция.

Ведущая: Молодцы, ребята! С первым конкурсом вы справились. Пока жюри подводит итоги этого конкурса, я предлагаю спеть ненецкую песню «Сенгакоця».

Исполнение ненецкой песни детьми «Сенгакоця».

Ведущая: Молодцы ребята, а сейчас второй конкурс. Посмотрим, чья команда больше отгадает  и загадает загадок.

Второй конкурс. « Загадай  и отгадай загадки».

Каждая команда поочередно загадывает загадки. Побеждает та команда, которая больше загадает и отгадает загадок.

Наше жюри оценивает  ваше выступление, а мы с вами сейчас прослушаем и постараемся исполнить все вместе одну из песен нашего народа.

Прослушивание и исполнение народной песни. Жюри оценивает выступление команд.

Ведущая: А сейчас, проверим  ваши знания о сказках и песнях Севера. Я буду поочередно задавать вопросы каждой команде. Если одна команда в течение двух минут не отвечает, то ответить на вопрос может вторая команда. Победит команда, которая быстро, точно ответит на вопрос.

Третий конкурс. Викторина по северным сказкам и песням.

 Вопросы викторины.

1.В какой сказке двое животных играли в прятки? (Мышонок и оленёнок).

2.Вспомните и назовите как можно больше песен известного композитора С.Няруй. («Суляко», «Тэтэль-вэталь», «Сенгакоця» и др.)

3. В какой сказке девушка-красавица, превратилась в сладкую ягоду? (Голубика)

4. «Понравилась ты мне, и матери моей, и четырем сестрам моим понравилась! Работаешь хорошо, и смелая ты: чтоб не погиб твой народ, навстречу страшной пурге шла. Будь моей женой. Оставайся жить в моем чуме». Отрывок, какой сказки я прочитала? (Старик и его дочери).

5. «Ледок, ледок подальше от берега плыви! За мысом моё гнездышко, смотри не разорви его». (Мышка).

6. «Работать у меня будешь до тех пор, пока кукушка в лесу не закричит. Пока работаешь, на меня не обижайся, иначе отдашь мне сто оленей». Из какой сказки этот отрывок? (Хозяин и его работник).

7. «Так бежали за матерью дети много дней и ночей – по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе изранили. Где пробегут, там красный след останется…» (Кукушка).

8. «А ты, белый, сильнее меня. Зато я увертливее. Вот ни один из нас и не может другого одолеть. Должно быть, это ещё и потому что ведь мы с тобой родственники, …» Из какой это сказки? (Два медведя).

9. «Сам большой и не догадливый! Я маленький, а хитрее тебя! И юркнул в мох.  С тех пор никогда не увидишь, чтоб они вместе играла». Догадайтесь, что это за сказка? (Мышонок и оленёнок).

10. «С благодарностью посмотрел на неё младший сын. Ведь это она воспитала в нем любовь к труду и упорство в достижении цели». (Три сына)

11. «А пурга принесла чайку в свой ледяной чум. Ударила посохом и птица снова стала женщиной. Приказала ей пурга сшить новый балахон вместо старого, прожженного искрой». (Храбрый Ятто и сестра его Тэюне).

12. «Рыбка испугалась, да как закричит: - Сынок, где ты? Ворона меня съесть хочет!» Отрывок, какой сказки? (Почему рыбы живут в воде).

13. «Куропатка, а куропатка! Ко мне подойдешь, а от меня не уйдешь!» (Сова и куропатка).

14. В этой сказке рассказывается о жадности и зависти, которое не приводит человека к добру. (Два брата).

Жюри оценивает ответы команд.

Ведущая: Мы переходим к сложному, но очень интересному конкурсу.

Четвёртый конкурс «Песня «Угадай-ка».

Каждая команда поочередно «исполняет» без слов, но при помощи  жестов, движений любую песню. Команда-соперник должна угадать, что это за песня.

Ведущая: Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам спеть всеми нами любимую песню «Тет тай сэрми» (Четыре моих белолобых оленя).                  

Исполнение народной песни «Тет тай сэрми».

Ведущая: Завершающим этапом нашей программы будет конкурс «Лучшее выступление». Каждая команда расскажет любое стихотворение ненецкого писателя на выбор. Кто красивее и выразительнее его расскажет, тот и победит в этом конкурсе.

Пятый конкурс «Лучшее выступление».

Звучит национальная мелодия.

Ведущая: Итак, наступает самая торжественная минута. Мы приглашаем команды и жюри.

Жюри объявляет итоги конкурсной программы.  Награждение команд.

Ведущая: Ребята, на этом конкурсная программа «Путешествие в мир ненецкого фольклора» подошла к концу. Большое спасибо всем кто участвовал в мероприятии. До свидания!

Турнир-викторина

«Все о родном фольклоре»

Место проведения: МОУ ДОД «Центр детского творчества».

Цель. Расширить круг знаний детей о культуре и традициях коренных жителей Севера.

Задачи:

- научить детей самостоятельно работать с литературой;

- развивать умения и навыки учащихся работать в коллективе;

- активизировать познавательный интерес детей.

Описание турнира - викторины

Турнир – викторина – это состязание двух команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы по одной теме для других.

Турнир – викторина сочетает в себе особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины (дети ищут и задают вопросы, занимательные задания).

Перед проведением игры, педагог с ребятами договариваются о теме и количестве вопросов, делятся на команды, придумывают названия, выбирают капитанов.

После этого идет подготовка к игре: команды изучают необходимую литературу и придумывают вопросы с помощью педагога и сотрудника библиотеки.

Жюри за полный и правильный ответ начисляет 2 очка, за неполный и дополнение начисляет по 1очку.

Во время игры следует строго придерживаться правила: после того как задан вопрос, никто не должен «выскакивать» с ответом, а вся команда тихонько совещается. На обдумывание командам дается одинаковое время. Если команда, которой задан вопрос, не может ответить, то отвечает команда, задавшая вопрос.

Во время игры, следует иметь в виду, что в игре главное - не соревнование «кто больше?», а знания, умение команд дружно и слаженно работать. Поэтому основное внимание – на качество вопросов, полные ответы. Если нужно, педагог может дополнить ответ, подсказать, что еще можно почитать по данному вопросу, рассказать, что – то интересное.

Во время обсуждения необходимо отметить самые интересные вопросы ребят, которые проявили активность, как в поиске вопросов, так и в ответах. Необходимо особенно подчеркнуть дружную работу команд. Можно также сказать, что активнее работали те, кто больше читает и многим интересуется. Это подтолкнет пассивных ребят быть активнее в других играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по музыку "Путешествие в волшебную страну фольклора"

Данное мероприятие предназначено для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы. Цель- знакомство с музыкальными жанрами фольклора....

Внеклассное мероприятие .Литературная игра: В мире фольклора

Литературная игра: В мире фольклора-внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5класса,занимающихся по программе М.Б. Ладыгина.Проводится   после изучения тем "Детский фольклор", "Фолькло...

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Праздник русского фольклора"

Праздник русского фольклора - это внеклассное мероприятие политературе для обучающихся 5 - 6 классов.В рамках этого мероприятия углубляем знания детей  о роли устного народного творчества в жизни...

Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку "Путешествие в страну английского фольклора"

Данное мероприятие предназначено для учащихся начального и среднего школьного звена и проводится в форме концерта с использованием песенно-игровых методов работы, ИКТ. Мероприятие  проводят учащи...

Внеклассное мероприятие (литература) Тема «Календарно-обрядовый фольклор. Обряды жатвы» (6 класс)

Данное мероприятие проводиилось как итог работы учащихя по проекту...