Классный час "Не обижайте старость"
план-конспект

Галеева Гульназ Данисовна

Классный час в 4 классе. Этическая беседа с элементами творческой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_ne_obizhayte_starost.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Класс: 4

Учитель: Галеева Гульназ Данисовна

Тема: «Не обижайте старость!»

Форма: этическая беседа с элементами творческой деятельности

Планируемый результат:

Личностный: проявляют любовь, уважительное и доброжелательное отношение к пожилым людям.

Метапредметный: обучающихся проявляют личностные УУД (самоопределение к деятельности, действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, действие смыслообразования); самоопределение к деятельности); регулятивные УУД (саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; обучающиеся осуществляют самоконтроль.); коммуникативные УУД (высказывають свою точку зрения, чётко и полно аргументируя свои мысли); познавательные УУД (анализируют, сравнивают предложенную информацию, делают выводы, поиск и выделение информации).

Цели:

Воспитательная: воспитывать у обучающихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, к пожилым людям; •        прививать желание заботиться о пожилых людях, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;

Развивающая: развивать личностные УУД (положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, оценивание усваиваемого содержания; осуществление самооценки); регулятивные УУД (развивать волевую саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; целеполагание как постановка учебной задачи.); коммуникативные УУД (формирование умений высказывать свою точку зрения, чётко и полно аргументируя свои мысли, научить работать в коллективе; формировать умение строить речевое высказывание в устной форме); познавательные УУД (развивать умения анализировать предложенную информацию, строить логичные рассуждения, умозаключения, делать выводы).

Принципы воспитания:

  • Принцип гуманизма, уважения к личности ребёнка;
  • Принцип самостоятельной деятельности и активности ребёнка;
  • Принцип сотрудничества педагога и обучающихся.

Принципы обучения:

  • Принцип деятельности;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип психологической комфортности;

Методы воспитания:

  • Методы формирования социального  опыта:
  • Педагогическое требование;
  • Ситуация свободного выбора.
  • Методы осмысления социального опыта, мотивация деятельности и поведения:
  • Беседа;
  • Художественное слово;
  • Стимулирование занимательным содержанием.
  • Методы стимулирования и коррекции действий:
  • Поощрение;
  • Создание ситуации успеха;

Методы обучения.

Методы организации познавательной деятельности:

  • Методы получения новых знаний:
  • Беседа;
  • Демонстрация презентации
  • исследование
  • Методы закрепления и повторения изученного материала:
  • Беседа;
  • Составление синквейна

Методы стимулирования познавательной деятельности:

  • Методы эмоционального стимулирования:
  • Создание ситуации успеха;
  • Поощрение;
  • Методы развития познавательного интереса:
  • Стимулирование занимательным содержанием;
  • Создание ситуации творческого поиска.
  • Методы формирования ответственности и обязанности:
  • Предъявление педагогических требований.

Дидактические средства:

  • Наглядные:
  • Демонстрационный материал:
  • Презентация по теме;
  • Презентации сочинений обучающихся;
  • фотовыставка

  • Мультимедийные:
  • Мультимедиа проектор;
  •  Компьютер;
  • Компьютерная презентация.

План:

  1. Организационный момент;
  2. Мотивационно-целевой момент;
  1.  Просмотр и анализ басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»
  1. Основной этап
  1.  Беседа «Что такое старость?
  2.  Чтение и анализ басни «Старый дед и внучек»
  3.  Исследовательская работа
  4.  Представление творческих работ (фотоколлажей,  сочинений о бабушках и дедушках)
  5.  Творческая работа. Инсценировка ситуации.
  6.  Составление синквейна.
  1. Рефлексия.

Ход классного часа

Этапы деятельности

Методы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1. Организационный момент

Задача: собрать внимание детей, настроить их на предстоящую деятельность .

Педагогическое требование

- Добрый день, дорогие наши гости и ребята! Рада приветствовать вас на нашем классном часе. Надеюсь, он будет полезным и плодотворным.

Взаимное приветствие, приветствие гостей, обучающиеся присаживаются на свои места.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

2. Мотивационно – целевой момент

Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность

Развивать

личностные УУД:

Самоопределение к деятельности,

регулятивные УУД: волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

Беседа, поощрение, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуации успеха.

Звучит песня «А годы летят…» Слова: Долматовский Е., Музыка: Фрадкин М.

- Ребята, прочитайте девиз сегодняшнего классного часа:

Будьте милосердны к старости. Не обижайте стариков! (слайд 1)

Ребята, а что такое милосердие?

-Как вы думаете, чему посвящен наш воспитательный час?

-Правильно, ребята, речь сегодня пойдёт о старости, о милосердии, об уважительном отношении к пожилым людям.

Обучающиеся отвечают на вопросы, активно участвуют в беседе,

Обучающиеся называют тему  классного часа и определяют его цели с помощью наводящих вопросов.

Личностные УУД: самоопределение к деятельности

Коммуникативные УУД: высказываю свою точку зрения, чётко и полно аргументируя свои мысли

 2.1. Просмотр и анализ басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

Задача: формировать умение читать, слушать, анализировать, строить логические рассуждения, воспитывать ценностное отношение к пожилым людям

Развивать

личностные УУД (учиться анализировать чужие поступки).

Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в устной форме

Чтение и беседа, поощрение, демонстрация,  создание ситуации успеха

 Ребята, давайте посмотрим с вами басню «Старый дед и внучек». Но сначала проведем словарную работу.

После прочтения басни учитель задает вопросы, используя прием «толстых» и «тонких» вопросов. (Работа в парах)

Вопросы:

- Назовите главных героев басни.

-Какие признаки старости вы можете указать?

- Как относились муж и жена к старику? Почему? Обоснуйте свой ответ.

- Почему родители изменили отношение к старику? Почему? Обоснуйте свой ответ.

-Что решил сделать внук?

-Чему научил внук родителей?

-Сформулируйте основную мысль текста, ребята.

- Почему муж с женой заплакали, ка вы думаете?

-В чём мудрость данного произведения?

Ребята, давайте теперь вместе сформулируем тему  нашего классного часа и определим его цели

 «Не обижайте старость!».  

Обучающиеся называют тему  классного часа и определяют его цели с помощью наводящих вопросов.

Отвечают на вопросы, анализируют поступки героев, делают выводы, дают оценку героям.

Личностные УУД (умение проявлять заботу о старших).

Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные: умение читать, слушать, строить логические рассуждения

3.Основной этап

3.1 Беседа «Что такое старость?»

Задача: Сформировать уважительное отношение к старшему поколению

Развивать  личностные

УУД (умение проявлять заботу о близких людях)

Беседа, поощрение, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием, создание

Как быстро пролетают года! И как бы нам не хотелось, но старость неминуема. Давайте подумаем, а что такое старость?  

 Посмотрим в словарь С.И..Ожегова. Старость – это период жизни после зрелости, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма. (слайд 3)

Старость характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.

Обучающиеся активно взаимодействуют с учителем, отвечая на поставленные вопросы.

Личностные УУД: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в устной форме

познавательныеУУД: умение наблюдать, делать выводы.

3.2. «Исследовательская работа»

Задача: Сформировать уважительное отношение к старшему поколению

Развивать  личностные

УУД (умение проявлять заботу о близких)

Опрос,  выступление учащихся

А теперь, проведем небольшую исследовательскую работу.

Ребята, вы часто видитесь со своими бабушками, дедушками. Сегодня для вас просто дедушки и бабушки. Но сядьте и поговорите с ними, и вам откроются страницы их жизни. А это - история каждой семьи, история нашего народа. Такова их судьба - остаться в четырех стенах один на один со своими проблемами, болезнями. А много ли вы о них знаете? - Давайте попробуем вместе провести небольшую, но очень важную исследовательскую работу и посмотрим, какие получатся результаты. Если знаете ответы, то пишите их на карточках. Если не знаете, то ставите прочерк. У кого нет дедушки или бабушки, то называете того взрослого человека, кто вам дорог.

1.- У кого есть бабушка? Назовите ее фамилию, имя.

2.- Сколько ей лет?

3.- Кем работала бабушка?

4.- У кого есть дедушка? Назовите фамилию, имя.

5.- Сколько ему лет?

6.- Кем работал дедушка?

7. Как он себя чувствует?

Учитель:

-  А теперь поразмышляем, на все ли вопросы вы смогли ответить? Это говорит о вашем отношении к своим близким, об интересе к их жизни. Признайтесь, не всегда вы внимательны к своим родным дедушкам и бабушкам, которые нянчили нас, помогали учить уроки, подсказывали, как правильно поступать в трудных ситуациях.

Вы согласны со мной, ребята?

Воспринимают, эмоционально реагируют, высказывают свою точку зрения

Личностные УУД (действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания). Дети имеют представление о внутренней красоте пожилых людей

3.3. Представление творческих работ (фотоколлажей, сочинений о бабушках и дедушках)

Задача: способствовать самореализации школьников, развитию творческих способностей, воспитывать ценностное отношение к пожилым людям

Развивать

личностные УУД (умение осмысливать роль старших в свой жизни).

Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в устной форме

Творческое задание,

беседа, поощрение, создание ситуации успеха

Как бы ни было, ребята, я знаю,

вы любите своих бабушек и дедушек.

Посмотрите, какую замечательную фотовыставку о жизни своих дедушек и бабушек вы сделали.

А также написали сочинение-интервью о ваших самых близких и дорогих пожилых людях.

 

Дети представляют фотоколлажи, презентации, сочинения, наблюдают за выступлениями детей, проявляют ценностное отношение к пожилым людям

Личностные УУД : умение осмысливать роль старших в свой жизни.

Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные: умение наблюдать, делать выводы

3.4. Творческая работа.

Инсценировка ситуации.

Задача: воспитывать

доброжелательное

отношение

любовь к пожилым людям

Развивать коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание в письменной форме)

Познавательные:  умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Творческое задание,

объяснение, поощрение, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуации успеха

Учитель: Как тяжела старость, когда человек одинок. Мы должны проявлять к таким людям заботу и внимание. Посмотрите вокруг и увидите, что рядом с вами живут те, кто нуждается в вашем сочувствии, в вашей помощи, в добром отношении. Знали бы вы, как они ждут, чтобы кто-нибудь из нас пришел к ним. Мы часто не замечаем их - сгорбленных, сморщенных. Они всегда рядом. И мы не должны проходить мимо. Ведь они так нуждаются в внимании и заботе.

- Ребята, давайте посмотрим инсценировку и побеседуем о поведении героев.

Вопросы:

- Почему девочку удивило поведение мальчика?

- А вы находите его действия странными и неправильными? Обоснуйте свой ответ.

Наблюдают за поведением героев, анализируют их поступки, делают выводы

Демонстрируют

 коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные:  умение анализировать, строить логические  рассуждения, делать выводы.

4. Рефлексия. Составление синквейна.

Развивать личностные УУД (умение осознавать свои действия и поступки).

Ситуация свободного выбора, беседа

- Ребята, а теперь давайте составим синквейн, темой которого будет слово «старость».

-Молодцы, ребята.

 -Вот и подошел к концу наш классный час. Давайте подведем итоги.

- Какие нравственные уроки вы сегодня извлекли?

Какие выводы сделали для себя, ребята?

- Вам понравился классный час?

Ребята, давайте дарить друг другу и нашим близким улыбки, чтобы у всех было отличное настроение. Подарите друг другу смайлики, которые вам понравились.

Звучит музыка «Бабушка и дедушка»

Спасибо, до новых встреч.

Обучающиеся составляют синквейн, презентуют его.

Делают выводы, осуществляют рефлексию своего настроения и отношения к  содержанию классного часа.

Личностные УУД (действие  смыслообразования, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический классный час ко Дню пожилого человека "Не обижайте старость!"

Направлен на формирование нравственных качеств личности: человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь...

Не обижайте старость

Классный час в рамках месячника "От сердца к сердцу"...

Не обижайте старость!

классный часЦели: 1) Воспитывать уважительное отношение, внимание к пожилым людям. 2) Учить детей оценивать собственные поступки и поступки других детей. 3) Воспитывать в детях осн...

Классный часна тему «Здоровый образ жизни»

Здоровый образ жизни-залог успеха! В нашем объединении ему уделяется большое внимание! Так для обучающихся был разработан и проведен классный час на тему: "Здоровый образ жизни"....

«Не обижайте старость!»

laquo;Не обижайте старость!» текст...

«Не обижайте старость!»

laquo;Не обижайте старость!» иллюстрации...

классный час" Не обижайте старость"

День пожилого человека – праздник чистый и светлый, праздник наших родителей, бабушек и дедушек, день, когда мы отдаём им свою любовь, уважение и признательность....