Классный час - «Что такое толерантность»
классный час (5 класс)

Жалсараева Марина Анатольевна

Классный час «Что такое толерантность?» ставит целью создание положительной мотивации для укоренения у учеников толерантного поведения. Эта проблема на данный момент очень актуальна.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

МОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»

Классный час  

«Что такое толерантность»

5 класс

Жалсараева Марина Анатольевна

Учитель биологии,

МОУ «Баянгольская СОШ»

Баргузинского района

2011г.

 «Что такое толерантность»

Обоснование

Сегодня остро стал вопрос о пренебрежении учениками и молодежью общечеловеческими ценностями, нарушении личных прав человека, нетолерантного отношения детей друг к другу которое проявляется в высокомерии, оскорблениях, игнорировании одних детей другими. В большинстве случаев идет речь о влиянии социального фактора. Классный час «Что такое толерантность?» ставит целью создание положительной мотивации для укоренения у учеников толерантного поведения. Эта проблема на данный момент очень актуальна.  В беседе  с учащимися было выявлено  что они плохо представляют что такое национализм, национальные розни, поэтому  при общении с детьми  уделялось внимание на наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

Цель классного часа:  Формирование представления о толерантном отношении.

Задачи:

1.Ввести и закрепить определение    термина «толерантность»;

2.Углубить понимание его значения;

3.Показать, что такое толерантное отношение к окружающим, сверстникам.

В процессе классного часа  учащимся дается объяснение что такое толерантность, откуда произошло это слово, что оно обозначает на других языках и что объединяет эти определения. На занятии проводятся игра, разминка,  умение фантазировать,  предлагается прослушать рассказ и выявить что такое снисхождение, составить схему «Толерантный человек». В процессе упражнений «Камушек в ботинке» и «Жемчужина в раковине» учащиеся пробуют сделать первый шаг в воспитании толерантности. После прослушивания  «Сказки о счастье»  учащиеся делают вывод : Только сделав добро, человек сам становится  добрее! Занятие заканчивается тем что 16 ноября является Международным днем толерантности. Наш класс – это тоже маленькая семья, и мы хотим чтобы в ней всегда царила доброта, взаимопонимание.

Активно используется красочная презентация «Что такое толерантность?», отрывки рассказа, сказка,  дети свободны в общении.

Ход урока.

1. История понятия толерантность. (слайд)

Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.

2. Понятия “толерантность.  (Слайд)

 Обратимся  к этимологии понятия “толерантность”.

В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость;  

Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.

В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.

В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.

В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”.

- Какое из определений вам импонирует более всего?

- А  что же объединяет эти определения?

Термин “толерантность” объясняется, как терпимость. 

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

3.  (Слайд)   “Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове “мы” - сто тысяч “я”! – так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.   Далее, в песне следует описание “большеглазых, озорных, черных , белых и цветных, рыжих и веселых”, которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и убеждений, довольно не плохо уживались в одной стране

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

4. Игра «Чем мы похожи?»  

  Дети стоят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого  сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи  тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает следующего участника, не забыв назвать его по имени. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в кругу.

  Видите дети, мы все разные, но у нас есть что-то общее. Нам интересно дружить друг с другом, потому что мы не похожи, но имеем общие черты характера, внешности.

Люди не похожи друг на друга: этим они и интересны друг другу. Мы можем найти нестандартное решение проблемы, мы  учимся друг у друга.

 Ощущать свою принадлежность  к группе, хотеть быть похожим на кого-то, быть принятым своими сверстниками, подражать кому-то, кто в чём-то успешнее тебя,- это нормально. Но при этом важно оставаться самим собой: со своими желаниями, целями, правилами, ценностями. Каждый из нас по-своему неповторим. Этим человек отличается от машины. Именно уникальность – важнейшее человеческое достоинств. Именно уникальностью человек привлекателен. Наверно, люди нужны и интересны друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией неинтересно.

5. Давайте пофантазируем. Упражнение «Давайте пофантазируем…» (слайд)

Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

  1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
  2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
  3. Как жить в мире, где столько разных людей?

 Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

       Нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.

- Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Игра.   (Разминка)
Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули три раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все “Ура”!
А теперь и сесть пора!

6. О снисхождении и терпимости

   Понимание других и снисхождение к ним рождает в человеке терпимость. Терпимый человек тот, кто умеет терпеливо, спокойно и без вражды относится к словам, мыслям и поступкам других людей. Терпимый человек старается понять другого, он считается с чужим мнением, он миролюбив и дружелюбен.

Зелёный медведь

  Решила маленькая Люда помочь своему старшему брату Олегу рисовать лес. Села она рядом и стала озеро закрашивать. Но вскоре ей рисовать надоело, и он стала баловаться и вредничать. Сначала она нарисовала синюю траву и сказала, такая трава существует. Улыбнулся Олег и не стал спорить:

   - Пусть будет синей, если тебе так хочется, и продолжил своё дерево рисовать. Потом нарисовала люда чёрное солнце и сказала, что это солнце ночное, когда оно спать ложится, а Олег опять промолчал. Тут Олег решил тоже пофантазировать, взял да и нарисовал на синей траве под чёрным солнцем маленького  зелёного медведя и сказал, что этот медведь, когда валялся на земле, о траву выпачкался. Увидела Люда зелёного медведя и сразу стала сердиться и закрашивать его, говоря, что таких медведей не существует. Остановил Олег руку сестры и не дал ей своего медведя закрасить. Люда стала обзываться, а потом заплакала и побежала жаловаться маме.

   Пришла мама, выслушала внимательно обоих, узнала, как было дело, и произнесла:

  - Не плакать тебе надо и не обижаться, доченька, а лучше научиться у Олега терпимости.

/?/  - Правильно ли вёл себя Олег, что снисходительно и терпимо относился к вредности  

        сестрёнки?

      - Какого качества не хватало Люде?

Давайте попробуем составить схему  «Толерантный человек»  /работа с классом/

Сегодня вы узнали о качествах человека как доброжелательность, дружелюбие, терпимость. Если человек обладает этими качествами, мы говорим – это толерантный человек.

8.  Упражнение “КАМУШЕК В БОТИНКЕ”

(Прошу ребенка найти в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна)).

9. Упражнение “ЖЕМЧУЖИНА В РАКОВИНЕ”

(Предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна)).

«Первый шаг в воспитании толерантности»

Вы попробовали назвать то качество толерантной личности, которое вы хотели бы  воспитать в себе в первую очередь. Это и будет первым шагом в воспитании толерантности в каждом из вас.

     10.   «Сказочка о счастье». (читает учитель)

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
Вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…


- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторож
а найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Домой ей привезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!


Вопросы к учащимся: 

  1. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
  2. Как вы думаете, почему изменился король?
  3. Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
  4. Чему нас учит эта сказка?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты.

Итог урока    (слайд)
        Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности.  Давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август.
   
Обобщение. (слайд - фотография класса)
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

        Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке. Давайте все дружно споем песню “Солнечный круг”  

Использованная литература:

  1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
  2. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., . - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность, свободный. – Загл. с экрана.
  3. Информационно-методический бюллетень КРОО «ИСТОК», вып. 1(3) «Толерантность», 2009-2010.
  4. Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
  5. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
  6. Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.
  7. Сайт «Толерантность: декларация принципов» [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2003. -  Режим доступа: http://www.tolerance.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
  1. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.
  2. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.
  3. Универсальная Энциклопедия "Кругосвет" [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2001. -  Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/TOLERANTNOST.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что такое толерантность?"

Данный материал представлен для учащихся 7-9 классов.Проводится в виде практического занятия " Взаимопонимание, на чем оно основано?"В заключении  предложены правила толерантного поведения....

Классный час "Что такое толерантность?"

познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей....

Классный час "Что такое толерантность"

Классный час предназначен для учащихся средней школы....

Классный час «Что такое толерантность?»

Знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества личности...

Классный час "Что такое толерантность"

Умеем ли мы с терпеливо относится к друг другу? - вот основной вопрос классного часа...

Классный час "Что такое толерантность?"

Классный час "Что такое толерантность?"...

Презентация к классному часу "Что такое толерантность"

Презентация на тему "Что такое толерантность"...